Из опыта работы
классный час (2 класс) на тему

Человек может радоваться и огорчаться, веселиться и страдать. От того какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими.

- Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Вставайте с мыслью, что день принесет удачу. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем приобретать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Потому что мы дарим друг другу здоровье и радость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домбровская Н.Н., учитель 1 категории

                                           МОУ СОШ № 3, п.г.т. Усть - Абакана

Гражданско–патриотическое воспитание младших школьников 

в процессе обучения курса « Я - гражданин России»

В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно.

Л. С. Выготский

В законе  «Об образовании» подчеркивается, главная задача современной школы – развитие человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на его совершенствование. В этом законе выделены основные приоритеты образования:

-воспитание гражданственности и любви к Родине;

-уважение к правам и свободам человека;

-трудолюбия, любви к окружающей природе, семье, окружающим его людям.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, участвовать в общественно- политической жизни школы, местных сообществ. Таким образом. Гражданское образование- это системная деятельность, направленная на создание условий для развития гражданских качеств личности.

Актуальность гражданского образования определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества.

В нашей школе разработана программа «Формирование гражданско-правовой и экономической компетентности школьников». В рамках этой программы дети, начиная со 2 класса, изучают курс « Я - гражданин России», цель которого состоит в расширении общественциальном начале человека, о его становлении и развитии с опорой на опыт и уроки прошлого.

Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет  необходимую каждому  личностно- гражданскую позицию, тем адекватнее и активнее он будет жить, и действовать в сложной, противоречивой, далеко не всегда заранее предсказуемой системе отношений «Я - моя страна - мой мир».

Для себя я  определила УМК, состоящий из учебной книги Н. Я. Чутко. Н. Г. Авдейчук. «Я - гражданин России».

Цель факультативного курса конкретизирует следующие задачи:

  • содействие ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне, в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;
  • помощь в создании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
  • обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, в основном – в представлениях.

Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний у школьников в курсе « Я – гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:

  • формирование знаний о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, о правах и обязанностях гражданина своей страны и гражданина мира;
  • реализация заложенных в начальном обучении историко-обществоведческих знаний, развитие кругозора и ориентации во времени, о жизни предшественника человека;
  • формирование определенных фактов и представлений историко- обществоведческих знаний младших школьников.

Начальные историко-обществоведческие знания преподносятся детям в двух частях: « Я – гражданин России» (Я – моя страна – мой мир) 1 часть3 класс, « Я – гражданин России» (Мое настоящее и мое далекое прошлое) 2 часть 4 класс.

Материал расположен по разделам:

1 раздел. Наше далекое прошлое

2 раздел. Московское государство.

3 раздел. Российская империя.

4 раздел. Россия в 19 веке

5 раздел. История и современность.

Результативность данного курса отражается в знаниях и определенных умениях школьников:

  • знание: значения ключевых слов, раскрывающих курс: государство, гражданин России, гражданин мира. Государственные символы, устройство государственной власти, знание поворотных моментов в истории государства и наиболее значимых событий материальной и духовной жизни страны, конституция, народы России;
  • предметные умения: умение ориентироваться в историческом времени, пользоваться картой, уметь рассказывать о важнейших событиях в истории России, приводить примеры исторических и культурных памятников страны и других стран;
  • общеучебные умения: делать небольшой анализ историко–литературных источников, анализ своего пересказа (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других). Совершенствование логичности,  доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно – следственных связей, закономерностей.

На основе полученных знаний и приобретенных умений учащиеся должны осваивать навыки культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Апробация нового курса сопровождалась диагностикой детей. Исследовался уровень понимания предмета. Вначале работы была проведена диагностика детей.

Какие права и обязанности  ты знаешь?

Для чего нужно знать свои права и обязанности? (см. Рис.1)

                                                                                                                                                                                                                                     

Рис.1. Историко-обществоведческие знания учащихся

Анкетирование показало, что лишь некоторые учащиеся имели отрывочные сведения об историческом прошлом России и практически ничего не знали о гражданских правах и обязанностях человека, сам вопрос  им был непонятен. На графике  видны положительные тенденции в процессе работы по изучению данного материала.

Факультативные занятия проводила с учетом возрастных особенностей детей в виде путешествия по сказкам, интеллектуальных игр, круглых столов, словесных дуэлей. На занятиях поднимались вопросы ответственности взаимоотношений со сверстниками, что давало возможность формирования толерантных отношений, умению правильно вести себя в конфликтных ситуациях и приходить к взаимопониманию путем договора. Важное место отводила воспитанию любви к родине, чувства гордости за сою страну, знание значимых исторических героев, прославивших Россию, оставивших свой след в истории. По итогам окончания 1-4 разделов факультативного курса был проведен опрос учащихся по следующим вопросам: (см. Рис. 2-4)

1. Какие события нашей истории ты считаешь особо значимыми для России?

Рис.2 Итоги опроса учащихся на вопрос№1

2. Кто из великих исторических деятелей вызывает у тебя чувство восхищения и уважения?

Рис.3 Итоги опроса учащихся на вопрос№2

3. Какой ты видишь сегодняшнюю современную Россию?

 

Рис.4 Итоги опроса учащихся на вопрос№3

 

Таким образом, применение на занятиях различных видов деятельности - позволяет детям наиболее полно усвоить материал. Эти исследования показали, что для большинства детей предмет изучения понятен, значит можно говорить о дальнейшем успешном овладении знаний.

В процессе занятий дети получали творческие задания, проводили исследования, выступали с сообщениями, учились работать с разнообразной информацией, искать материал в различных источниках, научились работать в группах.

Результатом работы являются исследовательские работы представленные детьми  на «Рождественских чтениях» «Князь Юрий Долгорукий», «Герб Хакасии». Изменились личностные качества детей (см. Рис.5).

Данные результаты свидетельствуют о положительной динамике в развитии детей.

Рис.5 Личностные качества учащихся

Содержание курса органически соединяется с тем, что преемственно заложено в последующем историко-обществоведческом образовании учащихся. Формируемые в этом курсе знания служат и для приобретения школьниками более сложных и более широких знаний в дальнейшем обучении.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...