Программа смены детского лагеря «Алые паруса» или «Три волшебных острова»
методическая разработка (4 класс) на тему

Даниленко Светлана Васильевна
Творческая смена «Алые паруса» или «Три волшебных острова» – надежный причал, где ждут, надеются и любят всех, кто к нему причалил. «Алые паруса» или «Три волшебных острова» для детей – это большая программа-игра, где они будут пробовать свои силы. Смена в форме сюжетно-ролевой игры. Участникам предлагается отправиться в путешествие по трем островам – знаний, состязаний и игры, дружбы – и исследовать их. При этом дети сталкиваются с различными препятствиями, становятся участниками различным конкурсов, состязаний, викторин и испытаний, в ходе которых каждый участник сможет проявить свои интеллектуальные, физические, духовные, творческие и лидерские возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_alye_parusa.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Летом в условиях организации детского отдыха происходит интенсивный эмоциональный взаимообмен духовными ценностями, опытом, интересами. Общение – сфера, стимулирующая такой обмен, позволяющая приобрести опыт взаимоотношений с людьми различных возрастных категорий.

   Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени детей. И в специально организованном воспитательном пространстве происходит интенсивное развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья.

   Лагерь, предоставляя широкий спектр деятельности, открывает для ребенка удивительную возможность самореализации в соответствии с его личностными особенностями.

   Творческая смена «Алые паруса» или «Три волшебных острова» – надежный причал, где ждут, надеются и любят всех, кто к нему причалил. «Алые паруса» или «Три волшебных острова» для детей – это большая программа-игра, где они будут пробовать свои силы.

Цель: Создание особого воспитательного пространства, организованного для включения детей в творчески развивающую жизнь, удовлетворение личных потребностей, постижение самоценности личности, осознание своей роли в жизни окружающих людей.

Задачи:

  • Обеспечение сохранности жизни и здоровья детей.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его особенностей.
  • Удовлетворение интересов наибольшего числа участников смены через организацию разнообразных пространств деятельности.
  • Предоставление ребенку свободы выбора в области приложения сил и методов достижения цели.
  • Одобрение результатов деятельности детей в какой-либо области.
  • Предоставление ребенку возможности вносить вклад в общее дело группы при достижении успеха и признание этого успеха значимыми для ребенка людьми.
  • Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
  • Исключение какого-либо давление на детей, создание обстановки доверия и открытости.
  • Помощь в развитии способностей адекватного самоанализа, оценивание подростком собственной деятельности, самостоятельного решения проблем.
  • Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для развития личности с лидерскими задатками.

Смена в форме сюжетно-ролевой игры. Участникам предлагается отправиться в путешествие по трем островам – знаний, состязаний и игры, дружбы – и исследовать их. При этом дети сталкиваются с различными препятствиями, становятся участниками различным конкурсов, состязаний, викторин и испытаний, в ходе которых каждый участник сможет проявить свои интеллектуальные, физические, духовные, творческие и лидерские  возможности

   Использование конкурсных программ – один из способов решения творческих задач. Конкурсная программа является перспективной формой самореализации детской самодеятельности. Участники конкурсов учатся культуре заинтересованного общения и продуктивного совместного действия, как в замкнутом пространстве малой группы, так и в пространстве всего лагеря. Дети учатся понимать необходимость успеха для себя и создавать ситуации успеха для других.

   Конкурсная программа состоит из большого числа самостоятельных конкурсов: спортивных, творческих и интеллектуальных. Она представляет собой цикл разнообразных дел, в которых может проявить себя каждый ребенок. В основе конкурсной программы лежит принцип соревнования, состязания.

    Каждый из конкурсов является своеобразным педагогическим проектированием недостающих зон развития каждого ребенка в том или ином виде деятельности. Его педагогическим сопровождением в течение смены. А сама конкурсная программа демонстрирует детям образец конструктивного сотрудничества, обеспечивающего возможность самореализации личности, проявление общего интереса к каждому со стороны всех участников смены, влияет на эффективность групповой деятельности, эмоционально-психологический климат и сплоченность малых групп. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию личности, к совершенствованию ее навыков. Проведение таких программ позволяет ребенку:

  • развить свои волевые качества;
  • самоопределиться в мире увлечений и профессий;
  • сформировать свой эстетический вкус;
  • развить коммуникативные способности;
  • приобрести навык совместной деятельности.

Реализация конкурсной программы обеспечивает наличие постоянного стимула, в роли которого в нашем случае выступает индивидуальный или коллективный успех – победа, что создает основу для формирования высокой самооценки, способствует творчески активному самочувствию каждого подростка. Конкурсные программы могут носить тематический характер в зависимости от содержания смены. Формы дел, из которых состоит конкурсная программа, могут быть совершенно различными, но важно, чтобы каждый ребенок смог удовлетворить свои базовые потребности: был включен в дело, проявил себя, пережил успех, собственную значимость, ощутил интерес окружающих, насладился радостью победы.

   100% успешность участия в конкурсных программах обеспечивается качественной подготовкой выполнения условий конкурса, помощью воспитателей, а также номинационной системой оценивания.

  Таким образом, нет побежденных, и каждый участник испытывает удовлетворение от самого участия в конкурсной программе.

ОРИЕНТИРЫ:

«Капитан своей судьбы»

  Ориентир предполагает работу по саморазвитию ребенка, самоутверждению, самоопределению, формированию лидерских качеств в созидательной деятельности, то есть работу по своей программе роста.

«Мое творчество»

   Только творческий человек будет всегда интересен. У каждого человека есть свои хорошие задатки и способности. Попробовать свои силы в творческой деятельности рядом с интересными людьми может каждый. И, возможно, творческие открытия станут в будущем залогом успехов в профессиональной деятельности.

«Островок надежды»

   Если тебе плохо – иди к людям. Будь готов прийти на помощь своим друзьям, чтобы они не потерялись в «море жизни».

«Содружество»

   «Дружбой силен человек». Следуя этому утверждению, каждый понимает, что надо не просто искать, но и уметь дружить. В большом содружестве с членами разных организаций, объединений. Всегда можно почувствовать себя сильным, получить руку помощи. Крепить сотрудничество, расширять связи для взаимообогащения.

   Смена в лагере длится 21 рабочий день. Она делится на три периода – организационный, основной и заключительный, сочетающих все направления социальной, культурно-досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности всего коллектива.

    Организационный период длится первые 3 дня и характеризуется запуском игрового сюжета. Задачи организационного периода:

  • познакомить детей, создать благоприятный эмоциональный настрой;
  • предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
  • узнать увлечения, характеры и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;
  • познакомить детей с содержанием смены (выбор экипажами названия судна, речевки, девиза и песни, оформление кают, выбор капитанов, боцманов и т.д.), откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

Основной период – складывается из полезных, развивающих занятий и характеризуется испытаниями для экипажей и смельчаков-одиночек.

Испытания на «Острове знаний»

  • интеллектуальные состязания: викторины, интеллектуальные игры, конкурсы, кроссворды, тесты;
  • ключевое испытание – КТД «Олимпиада грамотеев, умников, знатоков»; ритуал награждения победителей; открытие доски претендентов на присвоение звания «Кавалер Ордена Дружбы»; формирование экспедиций, команд для исследований на «Острове состязаний, игр и приключений».

Испытания на «Острове состязаний, игр и приключений»

  • спортивные соревнования (открытие Малой Олимпиады), эстафеты;
  •  народные игрища (знакомство с  народными и дворовыми играми; турниры по народным играм; работа клуба танца);
  • ключевое испытание – общее дело – День Рекордов: финальные игры; ритуал награждения победителей; демонстрация достижений;
  • формирование экспедиций для исследований на «Острове дружбы».

Испытания на «Острове дружбы»

  • совместные дела экипажей;
  • товарищеские встречи с соседними лагерями;
  • ключевое испытание – общее дело «Праздник, который придумали мы!» Бал «Ты и я»; демонстрация достижений; вручение Ордена дружбы, чествование его кавалеров; итоговый концерт.

Итоговый период смены предлагает: пресс-конференции; подведение итогов игры, награждение организаторов и активных участников смены; подведение итогов в экипажах; сбор материалов смены.

   Для реализации данной программы в лагере организуется 3 экипажа. В течение всей смены между ними проводятся соревнования, результаты которых отражаются на «Навигационной карте». По итогам участия в соревнованиях экипажи получают «фрегаты», из которых  формируют свой флот. Победителем смены является тот экипаж, чей флот окажется многочисленней.

   В случае невыполнения экипажами указаний руководства флота на «Навигационной карте» появляются акулы. Стая из пяти акул уничтожает один фрегат.

Смена строится на трех принципах:

  1. Принцип самоуправления.

В период всей смены обработкой информации занимается совет капитанов (предлагается перевыборы капитанов на каждом острове, что необходимо реализации лидерских навыков большего количества ребят).

   В течение всей смены ежедневно собирается «Кают - кампания» – объединение капитанов (представителей) от каждого отряда. «Кают – кампания» служит своеобразным «барометром настроения» в отрядах. На ней подводятся итоги дня, идет обмен информацией, творческие группы вручают задания экипажам. Главная задача участников «Кают – кампании» - суметь донести информацию до своего отряда и высказать мнение своих товарищей.

   Каждое утро проводится сбор экипажей, на котором назначается дежурные экипажи:

  • по столовой;
  • на территории лагеря.
  1. Принцип сочетания коллективных и индивидуальных заданий включенности каждого в сюжетно-ролевую игру «Три волшебных острова».  

Для того чтобы каждый участник смены мог полностью реализовать свой творческий потенциал и продемонтрировать свои возможности, все участники смены могут посетить  учебы в виде мастер классов:

  • Игроград.
  • Секреты общения.
  • ИЗО деятельность.
  • Умелые руки.
  • «Я – актер».

Мастер - классы проводятся по круговой системе. Каждый преподаватель на своем занятии выбирает самых активных участников.

  1. Принцип игровой позиции педагога в различные периоды смены.

Каждому взрослому – участнику игры «Три волшебных острова» очень важно не только помочь ребятам разобраться в правилах игры, но и  самому попробовать силы в разных ролях.

   В основной период очень большое значение имеет анализ дня «Кают - кампании». Очень важно, чтобы средствами игры в группе ребят были заложены душевные, дружеские отношения.

Ожидаемые результаты реализации программы.

  • дети и подростки будут обеспечены полноценным досугом.
  • Ребята попробуют свои силы в организаторской, творческой, созидательной деятельности в условиях развивающей среды, объединяться в творческие коллективы.
  • У детей и подростков появиться потребность в приобретение социально значимых знаний и  их применении.
  • Будут развиваться коммуникативные способности детей, эмоциональная сфера, двигательная активность, сформируется новый темпоритм жизни.

Условия реализации программы:

  • Методическое обеспечение – планы, сценарии, анализы, наглядные пособия.
  • Материально-техническое обеспечение – музыкальная аппаратура, аудио кассеты, декорации, бутафория, костюмы, канцелярские товары, наличие сцены и аудиторий, столовая (камбуз), спортивная площадка, игровая площадка, медицинский кабинет (санчасть), игровая комната.
  • Кадровое обеспечение – педагог-организатор, воспитатели отрядов, музыкальный работник, спорт инструктор, художник оформитель, преподаватели мастер - классов,

Методические рекомендации.

   Основным моментом организационного периода является:

Адаптация детей к жизни лагеря

   Для некоторых детей оргпериод пройдет незаметно, легко. Но иногда этот процесс протекает мучительно, тревожно, что они не выдерживают и при появлении родителей в лагере устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованиями забрать их домой. Именно эти дни – первый психологический кризис смены. Для основной части ребят привыкать надо ко всему: новому человеческому и предметному окружению, отсутствию родителей, самообслуживанию, режиму, новым требованиям. У некоторых есть предубеждение к составлению плана работы на смену. Они считают, что есть общелагерный план, в котором определены наиболее значимые дела, а остальное определят погода, настроение и возникшие идеи. Конечно, план не может быть жестким, в нем должно быть место для импровизации, но при отсутствии перспективного планирования можно упустить массу интересных и необходимых дел. В таком случае жизнь детей становится сиюминутной, и нет, ожиданий «завтрашней радости», когда какие-то дела требуют предварительной подготовки. Участие ребят в КВНах, огоньках, кострах и других мероприятиях окажется спонтанным и эпизодическим. План работы позволяет правильно чередовать дела по характеру и познавательной, эмоциональной насыщенности или физической нагрузки на детей, по их количеству в течение дня, недели, смены. Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача – помочь детям в привыкании к лагерю.

  Чтобы процесс вхождения детей в новую (не домашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести коммуникативные игры и семейные дела, способствующие интенсивному знакомству.

   В самом начале развития группы наблюдается, как правило, подъем, сопровождающийся повышенной активностью, приподнятым настроением, энтузиазмом. Новизна ситуации, первые благоприятные впечатления членов группы друг о друге создают у них эмоционально положительный настрой, который отражается в показателях психологического климата. Очень важно в самом начале построения и организации жизнедеятельности в вашей семейке установить самые элементарные правила поддержания порядка, приучить детей к выполнению режима дня и соблюдения санитарных норм, для чего предъявить «единые педагогические требования» в форме договора, законов, устава. Организуйте также экскурсию – знакомство с лагерем. Вы можете рассмотреть ряд вопросов, касающихся жизни детей в лагере: правила внутреннего распорядка, обязанности дежурных, «нельзя» в нашем лагере, правила пользования туалетами, хранение вещей в тумбочках, уборка кровати и в комнате, правила поведения ночью, и другое. Это нужно для того, чтобы детский коллектив впоследствии стал «управляемым». Для этого необходимо в первый день провести с детьми беседы о:

  • законах зелени, территории, моря, дружбы, точного времени и др.;
  • правилах купания;
  • правилах выхода за территорию;
  • бережном отношении к имуществу;
  • правилах безопасности и уровне ответственности за жизнь и здоровье детей;
  • правилах питания, поведения в столовой;
  • режиме дня;
  • расположении объектов жизнеобеспечения в лагере (кабинеты, туалетов, столовой, игровых помещений, площадок, отрядных мест и т.д.);
  • правила этикета;
  • мерах пресечения за грубые нарушения дисциплины;
  • санитарии и гигиене;
  • традициях лагеря;
  • мероприятиях смены;
  • положительных ожиданиях совместной деятельности.

Кроме того, можно провести игры на знакомство, игру «Секретные материалы», «свечку знакомств».

   Когда составлен план, прошла презентация отрядов и открыта лагерная смена, начинается ее основной период.

   Основной период. В середине смены наступает второй кризисный пик, который может повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с воспитателями и другими взрослыми. Ребята привыкли к лагерю и в тоже время устали или от скуки и монотонности жизни, или от ее перенасыщенности. Именно к середине смены надо заложить в план возможность появления какого-то сюрпризного, неожиданного дела или события или запланировать на эти дни поход, который сломает весь привычный уклад.

   Итоговый период – последние 2-3 дня, пик криминальной активности. Ребята устали от постоянного нахождения на людях, от дел, экскурсий. Рекомендуется снять полномочия с командиров, всю работу по управлению отрядов взять на себя, знать, где находится каждый ребенок. И на этот момент надо запланировать какие-то интересные беседы, сюрпризы и подготовиться к интересному и запоминающемуся расставанию. И, конечно, успех вех мероприятий во многом зависит от участия самих ребят в жизни лагеря. Поэтому для воспитателя очень важно найти для каждого ребенка дело, которое ему интересно и вызовет ответную положительную реакцию. Если поинтересоваться в этот период у детей, хотят ли они домой, то в ответ можно услышать неопределенное « и да, и нет». Эта раздвоенность желаний и является причиной изменения эмоционального тонуса, изменения поведения и даже изменения ценностей. Те отрядные дела, которые так нравились в основной период, в глазах детей вдруг теряют свою привлекательность. И главной ценностью становится неформальное общение. Предчувствуя расставание, новые друзья и подружки словно хотят наговориться на всю оставшуюся жизнь. Но поскольку дети не могут общаться как взрослые, вальяжно развалившись в мягком кресле или степенно прогуливаясь по тихим аллеям, они предпочитают действия: уходят в лес в поисках особых шишек, отправляются на реку собирать ракушки и камешки, залезают в самые немыслимые места. И все это совершают, часто забыв поставить вас в известность.

   Именно на последние дни приходится еще один пик «криминальной активности». Дети, словно почувствовав, что времени осуществить вызревавший за всю смену замысел уже не остается, решаются на него в последние дни. Они отправляются под покровом темноты «мазать девчонок», они залезают средь бела дня на столбы-громоотводы, они облачаются в костюмы приведений и устраивают грандиозные подушечные баталии.

   Осознавая опасность, исходящую от окончательно раскрепостившихся детей, действительно, какое-нибудь недоразумение не испортило «положительное впечатление от смены», вам нужно быть внутренне мобилизованным и собранным, внешне – спокойным и уверенным. И, конечно же, вам нужно четкий план действий. Ведь предстоит решить еще так много организационных и воспитательных задач.

  Прежде всего, объявите о введение «президентского правления». Поблагодарите командира отряда за все хорошее, что было им сделано, и снимите с него командирские обязанности. Все равно в условиях предотъездной суматохи он с ними не справится, а, будучи человеком ответственным и впечатлительным, может сильно переживать оттого, что его «никто не слушается». Возьмите управление отрядом полностью в свои руки. Игры в самоуправление на заключительном этапе уже не эффективны, а значит и неуместны. (Данный совет не является абсолютным, иногда нужно сделать с точностью до наоборот: дать возможность детскому самоуправлению проявить себя и тем проверить свои авторитет и организаторские способности).

  В случае ненастья роль «улицы» будет играть клуб или отрядная комната. Но не превращайте заключительный период в перманентную организационную процедуру, превышающую вспышки неформальной нежности. В эти дни, как и во все другие, есть место отрядным делам. Конечно, их должно быть немного и они должны иметь определенную направленность.

   Прежде всего, это – подведение итогов, если на базе отряда работал кружок, необходимо организовать итоговое выступление или выставку – демонстрацию результатов его работы. Если вы вели отрядный бортжурнал, необходимо дописать в нем последнюю страничку, прочитать все вслух и вручить его на хранение кому-либо из ребят (командиру отряда) или вам, как старшему товарищу. Если у вас существовала традиция проводить ежедневные коллективные итоги дня, необходимо сделать итоговый анализ – разговор о прожитой смене и друг о друге на последнем отрядном костре.

   И еще нужен один красивый праздник. Он должен быть ярким и запоминающимся. К его подготовке должны быть привлечены все дети. В нем должны проявиться все раскрывшиеся таланты. Это может быть большой гала-концерт «Вечерняя звезда».

   Детям будет приятнее, если подарки вы сделаете своими руками. Они могут быть скромными – медалька с эмблемой отряда или любым другим рисунком, но при этом они должны быть персональными. А потому сделайте на каждой медальке надпись: «За самый звонкий смех», «За самый здоровый аппетит», «За самые интересные идеи»… И вручите в завершении праздника каждому ребенку причитающуюся ему награду.

Условия успешного мероприятия (КТД)

Продумать весь ход дела, включая список необходимых реквизитов. Ваши дети должны понимать, они – организаторы этого дела, а не воспитатели. Воспитатель помогает в организации. Поэтому вместе с детьми обговорить весь ход дела, цель организации этого ела, пути к наилучшему результату.

Дело должно быть значимым для ваших детей. Для них очень важно утвердить, причем положительно в глазах своих сверстников. Поэтому вы, как педагоги должны, должны решать в первую очередь педагогические задачи: дать возможность проявиться ребенку творчески, индивидуально и т.д. (т.е. помочь показаться всем в хорошем проявлении поступков, умения и т.д.). Но еще не маловажно любое дело должно быть удачным, таким, чтобы все вокруг признали бы это дело и оценили очень высоко.

Не забудьте о рекламе вашего дела с короткой, но в тоже время полной информацией о деле, чтобы всем захотелось прийти на ваше дело по собственной инициативе.

Подумайте обязательно об оформлении места, (что очень влияет на восприятие, и соответственно настраивает на участие).

По итогам дела провести анализ, как с детьми, так и с коллегами. «Что было хорошего? Что не получилось? На что надо обратить внимание?».

ЗАПОВЕДИ ОТРЯДА

Чем больше трудностей, тем больше бодрости.

Получил задание – не пищи, легкой работы себе не ищи.

Думай, разведывай, соображай – решения и планы друзей уважай.

Варианты названий отрядов и их девизы:

«Семейка»

Девиз:

Мы семейка просто класс!

Все в семье у нас - атас!

«Дельфин»

Девиз:

Дельфин всегда плывет вперед

и никогда не отстает.

«Дружба»

Девиз:

Миру - мир. Войны – не нужно.

Вот девиз отряда «Дружба».

«Кнопки»

Девиз:

Куда хотим, туда вобъемся,

Чего хотим – того добьемся!

«Лучики солнца»

Девиз:

Лучики солнца согреют теплом.

Будет наполнен весельем ваш дом.

«Почемучки»

Девиз:

Мы объедим целый свет,

Чтоб везде найти ответ.

«Апельсин»

Девиз:

Словно дольки апельсина.

Мы дружны и неделимы.

«Спасатели»

Девиз:

Наш девиз – четыре слова:

«Спасся сам – спасай другого».

«Веселое звено»

Девиз:

Один за всех и все за одного!

«Непоседы»

Девиз:

Пусть горы и кручи у нас на пути.

Отряд «Непоседы» всегда впереди.

«Вини-Пух»

Девиз:

Хоть ты лопни, хоть ты тресни,

Вини-Пух на первом месте.

«Лучики»

Девиз:

Солнышко лучистое, - мы твои лучи,

Быть людьми хорошими ты нас научи!!!

«Малышок»

Девиз:

Кто сразится с малышком,

Тот получит в лоб горшком.

«Чудо-остров»

Девиз:

Чудо-остров лучше всех,

Нас повсюду ждет успех!

«Турист»

Девиз:

Умный в гору не пойдет –

Умный гору обойдет.

«Кроссворд»

Девиз:

Если хочешь нас узнать, то попробуй разгадать!

«Радуга»

Девиз:

Мы как радуги цвета, неразлучны никогда.

«Одуванчик»

Девиз:

Держаться вместе, чтоб не сдуло.

«Улыбка»

Девиз:

Жить без улыбки – просто ошибка,

Всюду улыбки – повсюду добро.

«Высшая лига»

Девиз:

А девиз наш таков – больше дела,

меньше слов.

«Мечта»

Девиз:

Все то, о чем мечтается,

Все то, что мы хотим,

Все то, что нам понравится,

Мы с вами создадим!

«Журналисты»

Девиз:

Наше оружие – слово!

«Вестник»

Девиз:

Нести радость людям!

«Камертон»

Девиз:

Задает всем тон

Очень точный камертон.

«Струна»

Девиз:

Звенит ли наша жизнь струной

Зависит и от нас с тобой!

«Эрон»

Девиз:

Что такое «Эрон»

Узнаете вы без сомнения.

Это отряд Энергичных Ребят

Особого Назначения!

«Исток»

Девиз:

Ищет, спорит, творит

Обязательно каждый.

«Ритм»

Девиз:

Романтики, Искатели,

Творители, Мечтатели!

«Бэмс»

Девиз:

Боевые, Энергичные,

Молодые, Симпатичные!

«Бригантина»

Девиз:

В дорогу, плаванье, полет,

Бригантина нас зовет!

«Дружный»

Девиз:

Ни шагу назад, ни шагу на месте,

Только вперед и только все вместе!

«Крылатый»

Девиз:

Дружба крылатыми делает нас,

На высоту поднимая!

«Пламя»

Девиз:

Искру огня подхватить мы готовы,

Пламенем ярким мы будет гореть!

«Прометей»

Девиз:

Зажечь огонь в сердцах людей,

Как это сделал Прометей!

«Данко»

Девиз:

Возьми свое сердце, зажги его смело,

Отдай его людям, чтоб вечно горело!

«Искатели»

Девиз:

Бороться и искать,

Найти и не сдаваться.

«Беспокойный»

Девиз:

Жить, отвечая за все!

«Юность»

Девиз:

Сердце в ладонях, сердце в груди,

Гордая юность всегда впереди!

«Эдельвейс»

Девиз:

Цветет цветок среди камней,

Во имя счастья всех людей!

«Костер»

Девиз:

Отвага, искренность, юмор, задор,

У каждого искорка, вместе – костер!

Энциклопедия мысли

Как познакомить детей с лагерем?

Начать знакомство детей с лагерем отдыха можно с экскурсии по лагерю. На ней дети узнают, где расположены в лагере  столовая, стадион,  линейка,  кружки т.д.;                              Как оформить отрядный уголок?

  Любое место, где живут дети, должно быть красиво оформлено, должно радовать глаз, содержать полезную информацию. Отрядный уголок – этот особый вид печати, который должен:

  • содержать информацию о важных событиях жизни отряда;
  • призывать к решению наболевшего вопроса;
  • поздравить со значительным событием в жизни члена отряда или отряда целиком;
  • опубликовать собственные творения детей и подростков.

Здесь каждый ребенок может стать автором статьи, оформителем, дизайнером, художником проявить все свои таланты и возможности.

   В отрядном уголке должны быть:

  • название отряда;
  • девиз;
  • эмблема;
  • рубрики «Разрешите представиться» или «Знакомьтесь, это я», «Поздравляем», «Бестолковый словарь», «Хочу сказать», «Мои идеи», «Сегодня в отряде» (утром, днем, ночью), «Почтовый ящик», «Экран настроения» и другие.

Каким должен быть текст? Текст должен быть:

  1. Ярким и броским.
  2. Лаконичным и необычным.
  3. Вызывающим интерес.
  4. Соответствующий возрасту.
  5. Развивающим и воспитывающим.
  6. Приглашающим к раздумью.
  7. Не содержащим пошлости.
  8. Не содержащим материала, обижающего кого-либо.

Для стимулирования работы авторского коллектива авторы должны быть названы, за исключением тех, кто сам пожелал остаться неизвестным (по различным причинам).

  • Как выйти за территорию лагеря?

  Самостоятельный выход отрядов за территорию лагеря осуществляется организованно в сопровождении не менее одного взрослого на 10-15 детей, с периодическим подсчетом количества детей. При выходе за территорию не забудьте про головные уборы. В случае их отсутствия сделайте панамки из газет или подручных средств. При наличии пилоток их можно получить на складе. Позаботьтесь о питьевой воде. Предупредите детей о следующем:

  • запрещается есть незнакомые ягоды и траву;
  • запрещается пить из неизвестных источников;
  • на пляже необходимо строго выполнять правила отдыха и купания.
  • Как организовать костер в вечернее время? Правила:
  • Выход на костер осуществляется только с разрешения начальника лагеря или его заместителя.
  • Выход планируйте заранее не менее чем за сутки. Пишется заявление на имя начальника лагеря с указанием времени выхода и возвращения, количества детей и цели мероприятия.
  • Отряд выходит на костер организованно, в сопровождении не менее двух педагогов и двух физруков (мужчин).
  • Отряды идут на пляж. Правила:
  • Выход отрядов на пляж осуществляется организованно, после издания приказа начальником лагеря и проведения инструктажа «О правилах поведения на воде» для всех педагогов под роспись.
  • Присутствие старшего педагога, педагога-организатора, медработника, инструктора по плаванию – обязательно.
  • Проверить наличие у каждого ребенка головного убора, купального костюма, пляжного полотенца, питьевой воды.
  • Расположение отрядов на пляже происходит в специально установленных местах.
  • Купание детей осуществляется группами по 10 человек.
  • Обязательно пересчитывать детей перед входом в воду и выходом из нее.
  • Постоянно интересуйтесь самочувствием ребят. Если чье-то состояние вызывает у вас тревогу, необходимо обратиться к медработнику.
  • Вожатые следит за тем, чтобы дети во время отдыха на пляже не покидали отрядные места, соблюдали чистоту и порядок.
  • Уход с пляжа осуществляется организованно в установленном порядке (с обязательным уточнением количества детей).

Памятка дежурного отряда

  1. Обязанности дежурного педагога:
  • Дежурный педагог несет ответственность за работу лагеря в течение суток, замещая администрацию в случае ее отсутствия на территории лагеря. Он обеспечивает своевременно питание, сон, купание, выполнение плана работы лагеря на день.
  • Дежурный педагог обязан знать, где находится каждый отряд, вышедший за территорию лагеря, сколько детей осталось в лагере, сколько больных в изоляторе.
  • В случае чрезвычайного происшествия дежурный педагог принимает необходимые меры и немедленно сообщает о случившемся администрации лагеря.
  • Дежурный педагог обеспечивает своевременый (в 7.00) подъем всех вожатых, педагогов, физруков, плавруков, музруков.
  1. Дежурный отряд имеет отличительны знак и отвечает:
  • за дежурство на постах (центральные и хозяйственные ворота), записывая номера всех автомобилей, въезжающих на территорию лагеря;
  • за проверку санитарного состояния палат и территории во всех отрядах с 10.30.
  1. Передача дежурства происходит на утренней планерке. Дежурный педагог отчитывается о дежурстве отряда и происшествиях (то есть комментирует прошедший день). Передает тетрадь дежурства педагогу следующего дежурного отряда.

 

смены «Три волшебных острова»

Закон хозяина.

Лагерь  - наш дом, мы – хозяева в нем. Чистота, порядок,

уют и покой зависит прежде всего от нас.

Закон точности.

Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй ждать себя, и не беспокой напрасно других.

Закон поднятых рук.

Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.

Каждый в ответе за то, что с ним происходит.

Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй.

Не стесняйся спросить совета.

Верь в себя и свои силы.

Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.

Устав                                                                           смены «Алые паруса»

Воспитатель и педагог обязаны:

  1. Иметь свой план работы и следовать ему.
  2. Организовать активный, интеллектуально-эмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.
  3. Жить и творить вместе с членами отряда.
  4. Предоставить каждому ребенку свободу выбора.
  5. Уметь понимать себя и других.
  6. Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.
  7. Быть искренними.
  8. Помочь ребенку, если ему трудно.
  9. Верить в свой отряд.
  10. Проводить утром и вечером отрядные сборы.

Дети обязаны:

  1. Неукоснительно соблюдать режим.
  2. Бережно относиться к имуществу лагеря.
  3. Принимать активное участие во всех мероприятиях.
  4. Найти себе занятие по душе.
  5. Быть полезным для других.
  6. Верить в себя и свои силы.
  7. Реализовать все свои способности и таланты.
  8. Не скучать.

Дети имеют право:

  1. иметь свою точку зрения и уметь ее отстоять.
  2. Разделить с вожатыми и педагогами ответственность за организацию жизни отряда.
  3. Иметь время для занятий по интересам.
  4. Находиться за территорией лагеря (только в сопровождении взрослых).
  5. Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнь отряда.
  6. Фантазировать. Изобретать. Творить.

Воспитатель и педагог имеют право:

  1. Быть не руководителями, а товарищами.
  2. Помогать членам отряда в реализации их идей.
  3. Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным примером.
  4. Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.

НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ:

  1. Делать неодобрительные замечания по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других.
  2. Допускать оскорбления по отношению к детям со стороны других детей.
  3. Навязывать детям свою волю.
  4. Держаться изолированно от детей.
  5. Проявлять самоуправство и неподчинение.
  6. Создавать стрессовые ситуации для детей и коллег.
  7. Быть безразличным к недисциплинированности детей.
  8. Заниматься своими личными делами в рабочее время.
  9. Слушать и слышать только себя.
  10. Позволять равнодушное отношение к детям.
  11. Потакать ленивым.
  12. Пытаться выяснить что-либо с помощью силы.
  13. Вести беседы на запретные темы в присутствии детей.
  14. Загорать на пляже, не обращая внимания на детей.
  15. Унижать ребенка и смеяться над ним.
  16. Быть хмурым, скучным, нудным.
  17. Появляться перед детьми «нечищеным», «мятым».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"

Программа по воспитательной работе в начальных классах....

Воспитательная программа класса "Алые паруса"

Опыт разработки и реализации воспитательной программы класса "Алые паруса"....

Сценарий линейки принятия в Детское объединение "Алые паруса"

Разработка линейки принятия учащихся 5 класса в члены школьного детского объединения...

Вестник № 2 "Алые паруса" 4 "Г"

Подведены итоги КТД "День Учителя". Завершился проект "Если бы я был президентом". Книги в мировой культуре (синквейн на Илью Муромца). Наши новые друзья. Русские традиции в искусстве....

Досуговая краткосрочная программа"Алые паруса"

В составленной программе кружка"Алые паруса"детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата ,т.есоздание спектакля....

Программа по воспитательной работе "Алые паруса"

«Алые паруса» - это программа по организации воспитательной работы в начальных классах общеобразовательных школ. Её основные ориентиры  нрав...

ОТЧЁТ О ПРОВЕДЕНИИ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «Алый парус»

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, которая дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и ...