Из опыта работы "Развитие творческой личности в классном колллективе"
статья (3 класс) на тему

Митрофанова Татьяна Александровна

В статье рассказывается о методах работы с классным коллективом для развития творческой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетнoe образовательное учреждение

«Бухоловская средняя общеобразовательная школа»

Шаховского  района Московской области

                                           

Из опыта работы

«Развитие творческой личности в классном коллективе ».


подготовила

учитель начальных классов Митрофанова  Татьяна Александровна

                                                         2013

Я  Митрофанова Т.А.в 1989 году поступила на работу в МБОУ «Бухоловская СОШ».В 1999 году закончила Московский психолого-социальный институт по специальности: учитель начальных классов, педагог-психолог. Общий стаж работы 24 года, а в качестве классного руководителя 21 лет. Имею 5 выпусков. В настоящее время являюсь классным руководителем 4 класса.

Тема моей воспитательной работы «Развитие творческой личности в классном коллективе». Мне бы хотелось начать своё выступление со слов Б.Асафьева «Ребёнок, испытавший радость творчества даже в минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий взрослым».

Преследуя эту цель, я работаю по во всех направлениях : активно привлекаю родителей , работников дополнительного образования, спортивных клубов, участвую в интернет проектах и олимпиадах .Возможно использование все этого моя цель и  достигнет  успеха. Как же оценить мне результат работы по всем направлениям. В своём классе я провожу большую диагностическую работу. В 1 и 4 классе я провела диагностику учащихся на одарённость. Анализируя  ответы учащихся, я отметила растущий интерес к различным увлечениям не по одному  направлению, а по  нескольким. Значит,  выбранная  мной стратегия оказалась верной.

В своём выступлении я хотела бы остановиться на нескольких направлениях в своей работе и рассказать о тех мероприятиях , которые провожу я в своём классе.  

Работа с родителями.                                                                                                                      Школьная жизнь  становится яркой и насыщенной, развивается не только творческий потенциал учащихся, но и родители становятся активными участниками воспитательного процесса. Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения ,самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Огромное значение является работа с родителями  .

Мои родители активные помощники в классе. Они помогают мне и при  проведении родительских собраний , при организации поездок с детьми, участвуют  во внеклассных мероприятиях как школьного уровня, так и всероссийского .2008 г был объявлен «Годом семьи». В нашем классе прошли спортивные соревнования «Папа, мама, я- спортивная семья»,семейный праздник «Наша дружная семья».В 2009 году учащиеся Еделева  Карина и Митрофанова Ольга были участниками районного конкурса сочинений «Мой самый близкий человек».В 2012 году семьи Пашкиных, Митрофановых , Еделевых приняли участие во Всероссийском заочном проекте «Созвездие талантов» семейного  конкурса «Мы вместе» и стали лауреатами 2 степени.        Совместная работа позволяет находить разрешение из трудных воспитательных ситуаций. Как показывают результаты анкетирования родители считают, что в детском коллективе сложился благоприятный морально-психологический климат.                                                                                  

Духовно- нравственное воспитание.

В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей, духовной нравственности  среди подрастающего поколения. Дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне. Это даёт возможность вызвать у детей чувство гордости за свой родной край, за свою Родину.

        В целях военно-патриотического воспитания в нашей школе ежегодно проводятся мероприятия, направленные на воспитание патриотизма и гражданской ответственности. Это военно-спортивная игра «Зарница», песни, смотр строя и песни, праздник «Защитники Отечества» и другие. К фестивалю солдатской песни родители  помогают найти для всех ребят настоящие головные уборы советских солдат. Младшие школьники принимают активное участие в митинге на братской могиле в деревне Бухолово, посвящённому Дню Победы, в областных акциях «Юные герои нашего времени», «Армия глазами детей» ,«Я помню, я горжусь!» . Пашкина Анна получила благодарность от Министерства образования Московской области за творческую работу   «Мы герои  нашего времени».В целях гражданско-патриотического воспитания стараюсь активно использовать материалы Музея Боевой Славы нашей школы. В этом году учащиеся нашей школы собирали краеведческие материал «Дети войны». Каждому классу было дано задание. Мы собирали воспоминаниями старожилов деревни Степаньково, которые в военное время были детьми и жили на территории Бухоловского округа. По результатам собранного материала был создан альбом, который хранится в школьном музее.

 Ребята побывали на экскурсии в различных музеях на местах боевых сражений: д. Дубосеково, Ленино-Снегирёво. Этой весной у нас планируется поездка в Бородино. Наш класс частый гость районных выставок «Мастерство и вдохновение», «Дорога в космос». Мы очень часто ездим на представления в г. Тверь в цирк и в кукольный театр. В нашу школу приезжал планетарий, Липецкий детский театр. Ребята с удовольствием смотрят спектакли, обсуждают после просмотра увиденного. В этом году учащиеся класса Канаева Татьяна  , Пашкина Анна, Митрофанова Ольга  приняли участие в Международном литературном конкурсе по произведениям А.Костюнина «Купель», Белов Антон, Четвериков Виктор, Фокин Дмитрий во Всероссийском конкурсе прикладного и изобразительного искусства «Корней Чуковский»,Лёвкин Артём, Соколова Екатерина, Митрофанова Ольга, Роганович Кристина в  Международном конкурсе рисунка по произведениям С.В.Михалкова, Канаева Татьяна стала дипломантом 3 степени на районном  конкурсе «Юные таланты Московии».

Трудовое воспитание

Воспитание трудом – важнейшая сторона воспитания детей, весь труд – категория нравственная. Радость труда несравнима не с какими,  другими радостями. Ребята принимают участие в праздниках Труда, посадке фруктового школьного сада, в озеленении территории школы, посадке деревьев к 30- летию школы. К каждому празднику мы с ребятами стараемся изготовить подарок своими руками. Изготавливая подарок для пап или мам, именинников класса, ветеранов дети обучаются изготовлению своими руками такого предмета, который можно подарить другим людям – подарить, в надёжде обрадовать получившего подарок. Изготовление подарка – это возможность выразить своё «Я» в явной адресной форме.        Принимая участие в выставках «Дары природы», «Ребёнок в мире народной культуры», «Мастерство и вдохновение», «Учитель и ученик», «Честь и слава по труду», ребята видят результат своей работы и занимая призовые места испытывают гордость за выполненную работу.                                                                                

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Работая с ребятами, я стараюсь повысить общий уровень экологической культуры детей. В нашей школе ежегодно проводится неделя экологии, где ученики принимают посильное участие: выпускают стенгазету, участвуют в конкурсе рисунков «Золотая волшебница осень», «Природа Подмосковья», «Любимые животные», провожу викторины «Знатоки природы», «Эти удивительные животные»,олимпиады по окружающему миру, в праздниках «Ярких красок карнавал»,  «Путешествие в осеннее царство»,«День птиц», «День Земли», где дети получают элементарные экологические знания в игровой форме. Наш класс состоит в исследовательском обществе «Росток». Ребятами были подготовлены следующие проекты: «Зимующие птицы нашей местности», «Деревья школьного парка». Дети  много изучили художественной и публицистической  литературы, нарисовали рисунки, выучили стихотворения, собрали пословицы и поговорки. С отчётом о проделанной работе ребята выступили на школьной конференции и создали книгу «Зимующие птицы».

Работа с учреждениями дополнительного образования.

Непременное условие в воспитании и обучении подрастающего поколения –совместная творческая деятельность классного руководителя, родителей,  руководителей дошкольного и дополнительного образования.                         Работа с сельской библиотекой.                                       

Дети активно посещают школьную и сельскую библиотеки. Здесь они участвуют в различных конкурсах и праздниках: районном конкурсе «Книжный остров детства», в конкурсе рисунков «Библиотека будущего»,конкурсе кроссвордов, слайдов, конкурсе сочинений «Дорога в космос начинается на земле», «Мой любимый литературный герой», «Любимых книг очарованье».Воспитанники класса активно посещают школьную и сельскую библиотеки. Морозова Вероника и Ермакова Елизавета стали лучшими читателями в сельской библиотеке. Митрофанова Ольга награждена благодарственными письмами за участие в районных конкурсах  «Библиотека будущего» , «Любимых книг очарованье», «Учителями славится Россия», «Дорога в космос начинается на земле»,Пашкина Анна и Ермакова Елизавета награждены дипломами за участие в конкурсе «Любимых книг очарованье».                                                                                                          Начиная с 1 сентября, в школе идёт подготовка дошколят в 1 класс. Ребята нашего класса частые гости в детском саду «Тополёк». Здесь мы показываем сценки с агитбригадой по ПДД, инсценируем для детей русские народные сказки, мастерим поделки для детей, проводим в школе вместе с ребятами из детсада «Весёлые старты».Зимой ребята нашего класса помогают лепить снежные фигуры, заливают горку, делают подарки. В течение года оказываем шефскую помощь при проведении мероприятий, готовим реквизит, разучиваем игры с детьми.

У моих детей очень разносторонние интересы. Дети посещают по несколько кружков в ЦСДК: кружок  «Сделай сам»,  «Мягкой игрушки»,танцевальный кружок «Ро        весники»,театральный кружок. На кружке «Мягкая игрушка» ребята шьют чудесные игрушки своими руками.

 У Канаевой Татьяны хорошо поставлен голос, дикция. Она была победителем районных конкурсов чтецов  «Ради жизни на земле» ,Уголок России».уголок. Девочки класса посещают коллектив «Раздолье».Они выступают не только на районных, но и на областных конкурсах. Коллектив был участником 5  фестиваля национальных  культур «Душой хранимое наследство» в с. Раменье, районном конкурсе «Звёздный дождь», фестивале «Шолоховская весна» в г.Москве. Обладая хорошими физическими данными, грацией девочки класса занимаются танцами. С танцевальной группой «Ровесники» неоднократно принимали участие в конкурсах, концертных программах на уровне школы, района, за что награждены грамотами и дипломами.                                                                                                                В своей работе постоянно забочусь о здоровье своих воспитанников. Мальчики и девочки очень любят заниматься спортом. Вместе  с руководителем клуба «Бригантина» Задорожной Т.Н. проводим спортивные соревнования, спартакиады. Все дети посещают спортивные секции, побеждают на районных соревнованиях. Ребята принимают участие не только в  участие в районных соревнованиях, слётах, КВНах. Особых успехов добивается Штомов Илья во всех видах сорта.

Именно всестороннее, гармоническое развитие каждого человека и является главным условием рождения творческой личности, умеющей самостоятельно определять путь своей жизни, своё место в ней.

Портфель личностных достижений.

Успех крайне важен для положительного самоотношения  ребёнка. Надо помочь ребятам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения, не забывая прежние. На каждого ребёнка я завела «Портфель личностных достижений» и регулярно заполняем его вместе с ребятами, а  иногда и с родителями ребёнка. Он помогает детям лучше узнать себя, особенно сильные стороны. При этом  нет необходимости записывать только самые громкие достижения. Любой, даже самый небольшой успех имеет значение.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда-порыв к добру и красоте, а ещё чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Роль классного руководителя - создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нём фантазию, укрепить присущую творческую свободу и веру в свои силы, подвести его мысли, высказанной Д.Уитменом: «Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты какие есть у тебя, ни дерзанья такого, ни терпенья, какие есть у тебя!»        

        

Список использованной литературы.

  1. Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа», № 9,10 2003 №6,11 2005, № 1,6,9 2006
  2. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1998
  3. Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 3,5,6,8 2003 год.
  4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., Роспедагенство, 2003
  5. Научно-методический журнал «Воспитание школьников», № 2006 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

Программа воспитательной работы “ Развитие творческой личности в классном коллективе”.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руко...

Обобщение опыта работы "Формирование творческой личности школьника средствами художественно – творческой деятельности"

Одной  из  основных  задач  школы  является  обеспечение  доступности  качественного  образования  в  соответствии  с  возможностями...

Обобщение опыта работы по теме: «Воспитание творческой личности школьников в условиях коллективной деятельности.»

В условиях современной школы цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя – создание условий для разностороннего развития  самоактуализирующейся личности школьник...

Статья: "Воспитание самостоятельной и творческой личности на этапе начальной школы" Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

Воспитание самостоятельной и творческой личности школа не мыслит без тесного взаимодействия с семьёй. В статье изложена структура моей работы по воспитанию свободной, самостоятельной личности ребёнка ...

Из опыта работы. «Использование метода проектов для формирования творческой личности учащихся».

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....

"Современные методы и приёмы формирования творческой личности". Из опыта работы учителя начальных классов.

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтения. Современные методы и приёмы формирования творческой личности...