Навстречу детским сердцам
статья по теме

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию. Доклад на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

        

МКОУ СОШ №14 х.Красный Пахарь

Минераловодского района

Доклад на методическом объединении учителей начальных классов

«Навстречу детским сердцам»

Формирование

духовно - нравственных качеств  личности  учащихся начальной школы

в условиях новой модели образования

           Подготовила

 учитель начальных классов

Лазина Л.С..                                                  

2014 – 2015 учебный год

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. В наше время происходят радикальные преобразования всей системы образования и воспитания.  Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Родительский инстинкт изначально присущ всему живому на земле, и большинство родителей заботливо пестуют и со всей ответственностью растят свое дитя. Но в процессе развития общества, когда наблюдается

  • ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе
  • спад культурно - досуговой  работы с детьми
  • резкие непродуманные изменения в образовательной системе вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики
  • пропаганда в СМИ разврата, жестокости и насилия
  • агрессивная реклама алкогольной продукции и табачных изделий

у детей чаще проявляются противоречащие законам природы равнодушие и легкомыслие по отношению к семье и своему потомству.  А, следовательно, нужно наиболее системное, последовательное и глубокое духовно-нравственное развитие и воспитание личности, поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь подрастающего поколения.

 Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

  • Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
  • Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  • Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
  • Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

                 Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

                 Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.  

                Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Необходимо, чтобы знания влияли на саму личность, на ее качество, Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности? Для этого в настоящее время используются более продуктивные педагогические технологии  - системно-деятельный подход, личностно-ориентированный подход. Нужно стараться  чаще создавать на уроках ситуацию успеха – эффективный стимул познавательной деятельности.  

           Я твёрдо убеждена, что одной из главнейших причин духовной примитивности является низкая культура мыслей, неумение находить удовлетворение своих духовных потребностей в книге. Художественная литература даёт детям образец поведения, помогает увидеть последствия поступков героя для него самого, для его близких и для его души. На уроках чтения много изучается произведений духовно-нравственной направленности. На уроках окружающего мира происходит знакомство с национально-государственными ценностями, достижениями, воспитывается  уважительное  отношение к разным культурам, религиям, народам, воспитывается толерантность

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания. На уроках труда и рисования воспитываю у детей привычку к деятельности и непраздному проведению времени, уважение к чужому труду и бережное отношение к результатам своего труда. Учу заботиться о родных и близких в процессе изготовления для них праздничных подарков.

                            Центральным моментом, определяющим появление любви к труду, является успех. Именно успех наполняет  сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Поэтому я решила вести с детьми 1 класса дневник «Мои успехи». Причиной их ведения также стало безотметочное обучение  первоклассников. На первую страницу дневника я наклеила каждому ребенку дерево без листьев, и поощрением трудолюбия служили листочки. К концу 1 четверти деревья детей имели пушистую крону. Во 2 четверти мы украшали елочку новогодними игрушками. В 3 четверти мы готовили подарки папам, украшая ракеты  звездами, а также мамам, собирая букет цветов в вазу. Завершали год украшением колокольчика. Весь год учебы я старалась закрепить в сознании детей, что учеба – труд, требующий волевых усилий, внимания, активности. С какой радостью и гордостью уносили дети дневники домой в конце четверти! Ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Во 2, 3 и 4 классах  дети ведут «Дневники достижений», которые помогают им организовать свою деятельность по следующим направлениям:  

  • организация самопознания:
  • организация самовоспитания:

              В 1 классе я начинаю внедрять методику    «Минуты вхождения в день», попросту читать детям добрые книжки и по необходимости  обсуждать их содержание. Для чего я это делаю? Духовный мир ребёнка не может пустовать. Он обязательно заполнится. В него вселятся образы, впечатления, возникнут переживания, мысли, идеалы, убеждения. Сейчас в души детей транслируют легионы нечистых образов, увлекающих за собой в рабство греха. Идёт небывалая битва. Залюбовавшись мультяшными и киношными монстрами, ребёнок сам может возмечтать стать монстром. А образ, попав в душу, не только будет в ней жить, но и создавать характер ребёнка по своему подобию.  «Заброшенным храмом черти завладеют» - гласит народная мудрость. Своим долгом я считаю помочь детям заселить свое уникальное духовное царство великолепными образами человеческого творения, посеять там зёрна возвышенных идей, из которых вырастут убеждения и моральные устои. Я подбираю для чтения такие книги, в которых отражены нравственные категории. Такие как: добро и зло, дружба, любовь, справедливость, мужество, мудрость, милосердие, послушание, сострадание, терпение, счастье, свобода, долг, вина, честность, скромность, чуткость, ответственность. Очень важно уберечь ребенка от зла и пороков и воспитать голос совести, взрастить в нем  добродетели.

Тематическое планирование «Минут вхождения в день»

  • Что такое доброта?
  • Что такое забота?
  • Сердечное тепло и любовь.
  • Тайное всегда становится явным.
  • Голос совести.
  • Как научиться любить?
  • Как просить прощения?
  • Добро и зло.
  • Не обижай близких.
  • Послушание
  • Милосердие

              Начиная со 2 полугодия 1 класса, когда дети уже адаптировались к школе, начинается работа по программе «Истоки возрождения», которая  реализуется во внеурочное время.  Программа курса «Истоки возрождения» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. В 1  классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».

Тема «Мир»

  • МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ.  
  • МИР ПРИРОДЫ.
  • АЗБУКА ИСТОКОВ ЗДОРОВЬЯ.

Тема «Слово»

  • ДОБРОЕ СЛОВО – ИСТОК РАДОСТИ
  • ЧЕСТНОЕ СЛОВО – ОСНОВА КРЕПКОЙ ДРУЖБЫ
  • СВЯТОЕ СЛОВО – ИСТОК МИРА
  • СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ.

Тема «Образ»

  • СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ
  • ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА.

Тема «Книга»

  • ПЕРВАЯ КНИГА.
  • ЖИВАЯ КНИГА
  • МИР КНИГИ

                   Начиная со 2  класса, организую работу по развитию чувств ребёнка. Это цикл классных часов, направленных на знакомство с особенностями разнообразных чувств, овладение различными приёмами владения чувствами и использование их в своих поступках и действиях. Темы предполагают знакомство детей с основными проявлениями и переживаниями чувств человека и эмоций животных. Показывается роль мимики, пантомимики и речи в распознавании чувств.

Тематическое планирование  бесед  по курсу  «Развитие чувств ребёнка»:

  • МОЁ НАСТРОЕНИЕ                              
  • ЧТО МЕНЯ РАДУЕТ ?                                
  • ЧТО МЕНЯ УДИВЛЯЕТ ?                            
  • ЧЕГО Я БОЮСЬ ?                                      
  • КОГДА Я ЗЛЮСЬ ?                                      
  • КОГДА МНЕ СТЫДНО ?
  • ЧЕМ Я ВОСХИЩАЮСЬ ?
  • КОГДА Я ВОЛНУЮСЬ ?
  • ЧЕМ Я ИНТЕРЕСУЮСЬ ?
  • ЧТО Я ЛЮБЛЮ?
  • Я СОПЕРЕЖИВАЮ

            Во внеурочное время продолжается работа по программе «Истоки возрождения» Во 2 классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней.

Тема «Родной очаг»

  • ИМЯ.
  • СЕМЬЯ
  • РОД
  • ДОМ
  • ДЕРЕВНЯ
  • ГОРОД

Тема «Родные просторы»

  • РОДНОЙ КРАЙ
  • НИВА и ПОЛЕ
  • ЛЕС.
  • ГОРЫ.
  • ПУТЬ-ДОРОГА.
  • Тема «Труд земной»
  • СЕВ и ЖАТВА.
  • БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ.
  • ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ.
  • МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ.
  • ЛЮДИ
  • ЯРМАРКА

Тема «Труд души»  

  • СЛОВО.
  • ПЕСНЯ
  • ПРАЗДНИК.
  • ХРАМ.
  • КНИГА.
  • МИР ИНФОРМАЦИИ
  • МИР ТВОРЧЕСТВА.

                        В 3 классе организую работу по развитию свойств личности.  Это цикл классных часов, направленных на формирование у детей представлений о хороших и плохих поступках. Дети учатся оценивать поступки, ориентируясь на нравственные нормы, учатся  видеть различие между поступком и свойством личности. И главная цель – побудить ребёнка поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения. При этом всегда помню, что важнейшим условием передачи нравственных ценностей школьникам является пробуждением в них эмоциональных переживаний.  Направить внимание  детей на осознание своих личностных качеств помогает организация самооценки их деятельности на каждом уроке. В начале урока дети с помощью учителя ставят перед собой цель, а в конце показывают, насколько им удалось её достичь. После выполнения самооценки предметом обсуждения в классе становятся причины успеха или неудач в достижении цели. Таким образом, в центр внимания детей попадают личностные качества.  Задача учителя – сориентировать их на нравственный образец, научить детей чаще всматриваться в себя, оценивать свои поступки.

Тематическое планирование  бесед  по курсу  «Развитие свойств личности»: 

  • В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
  • Разговор о ревности.
  • Кто вчера солгал, тому сегодня не поверят.
  • Сам не ест и другим не даёт.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не хвали себя – есть умнее тебя.
  • Я стараюсь не брать чужого.
  • Красна птица пером, а человек умом.
  • Не о лице думай, а о душе.
  • В здоровом теле здоровый дух.
  • Хочу быть культурным человеком

Во внеурочное время продолжается работа по программе «Истоки возрождения» В 3 классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала.

Тема «Вера»

ВЕРА.

ВЕРНОСТЬ

ПРАВДА.

ЧЕСТЬ.

Тема «Надежда»

СОГЛАСИЕ

ТЕРПЕНИЕ

ПОСЛУШАНИЕ

Тема «Любовь»

ЛЮБОВЬ

ДРУЖБА.

МИЛОСЕРДИЕ

ДОБРОТА.

ПОКАЯНИЕ

Тема «Мудрость»

УМ ДА РАЗУМ.

РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ

ИСТИНА

ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ.

ЛАД.

МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ.

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.

ИСТОКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ.

   В 4 классе открывается школа оптимизма «Уроки социальной жизни». Конечно, нельзя стать оптимистом по заказу, но можно научиться видеть многоцветие окружающего нас мира и выбирать добро, а не зло, дружбу, а не ссору, любовь, а не ненависть. Поэтому на наших уроках мы вместе с детьми учимся воспринимать типичные жизненные ситуации умом и сердцем и понимать ценность оптимистического взгляда на жизнь. Учащимся «Уроки социальной жизни» помогают адаптироваться в современном жизненном пространстве, осознанно делать выбор при решении жизненных проблем, терпимее относиться к мнениям и оценкам  других. Классному руководителю  «Уроки социальной жизни» позволяют создать в классе атмосферу внутреннего благополучия, комфорта и защищённости

  Во внеурочное время продолжается работа по программе «Истоки возрождения»   

В 4 классе осуществляется знакомство с истоками традиций народов Ставропольского края» и России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации

4 класс

Тема «Умелые Дела»

ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ

ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА.

Тема «Заветные слова»

ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА.

ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА

ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА.

ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА

Тема «Традиции Родного края»

ЗАБОТА О РОДНОМ КРАЕ - ДОЛГ ГРАЖДАНИНА.

МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ.

С 1 по 4 класс совместно с родителями мы проводим праздники. Если учитель берёт на себя подготовку и проведение совместных с родителями праздников, он не только многократно усиливает их воспитательный эффект, но и возрождает традиции доверительного общения  родителей с детьми, традиций совместного проживания значимых событий, совместной деятельности и совместной радости. Всё это закладывает фундамент успешности ребёнка, уверенности в «тылах», в участливой поддержке родных. Только такое чувство не формируется в одночасье, оно выращивается благодаря опыту совместной деятельности детей и родителей.  Праздник – это практика социального общения. Огромный воспитательный потенциал праздника состоит в том, что он даёт возможность для активного самовыражения, для творческого самоутверждения. Подготовка к празднику заранее планируется по времени, формируются творческие группы, раздаются «секретные задания» по подготовке сюрпризов для участников праздника. Все находятся в радостном ожидании, и дни перестают быть одинаковыми. Совместная деятельность сближает. Особенно важно, если это совместная деятельность с родными людьми. От родителей надо ожидать не только материальной помощи в проведении праздника, но и активного участия в его подготовке и проведении. Дети будут видеть, чувствовать искреннюю заинтересованность родителей за них.

                 Особое значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в классе в целом, и в небольших группах сверстников.. Как же создать в школе и за ее пределами такую среду, которая позволит детям не потеряться в сфере человеческих взаимоотношений, обеспечит успешность каждого ребенка в процессе самореализации в социуме, поможет развить самостоятельность в решении личных и общественных проблем? 
Этот вопрос можно решить путем организации детского самоуправления  В системе соуправления каждый ребенок может выбрать дело, порученное по своим интересам и способностям, а значит, он вполне может себя реализовать, выполняя свое поручение. Он учится оценивать себя и других. В этой связи  родилась идея создания игровой модели ученического соуправления "Созвездие". Разделились на звёздочки «Радость», «Солнышко», «Радуга», «Огонек». Ежемесячно у звёздочек меняются  обязанности: академики, спортсмены, затейники, дежурные. В каждой звёздочке  есть свой командир (в этой роли побывал каждый ученик). Детям интересно.  

Большое значение в работе учителя начальных классов  имеет диагностическая деятельность. Диагностические исследования необходимы как в изучении личности каждого ребёнка, так и в изучении особенностей коллектива. Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа с учеником или родителями, наблюдение, анкетирование, сочинение-рассуждение на заданную тему, тестирование. Например, анкета «Твой характер» позволяет оценить некоторые свои поступки и, по тому, как часто они проявляются, сделать заключение, являются ли они качествами твоего характера.

                 В последние годы в детской среде участились негативные явления. Несмотря на комфорт, благополучное материальное состояние, дети подчас растут бездуховными, чёрствыми, завистливыми, ленивыми, а иногда и жестокими. Набирает силу процесс самоустранения родителей от участия в жизни школы. Повседневные заботы, переориентация сознания взрослого поколения на другие, преимущественно материальные жизненные ценности приводит ко всё большей рассогласованности действий семьи и школы. А ведь все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье. Человек проводит в семье большую часть своего времени.  Многие родители, к сожалению, не читают педагогическую  и психологическую литературу и в воспитании  предпочитают руководствоваться только собственными взглядами на жизнь. Поэтому учителю приходится заниматься воспитанием не только детей, но также и их родителей. Стараюсь работать в теснейшем контакте с родителями. Стремлюсь стать для родителей другом, заинтересованным в судьбе их детей. Очень серьезно готовлюсь к родительским собраниям. В своей работе с ними использую  разнообразные формы:  лектории,  дискуссии, тематические,  групповые, индивидуальные консультации, анкетирование.  Всё это,  а также актуальность обсуждаемых тем, способствуют высокому проценту посещаемости родительских собраний

Такая система воспитательной работы позволила мне  расширить у детей представления о чувствах, сформировать определённые качества их личности, играющие важную роль в процессе межличностного взаимодействия. Большинство детей в своём поведении ориентируются на нравственные нормы, умеют нести ответственность за свои дела и поступки, оценивают и осмысливают их, принимают активное участие в жизни класса, занимаются в кружках и секциях. В классе сложилась атмосфера внутреннего благополучия, комфорта и защищённости.  Мы, учителя, должны сделать всё, что от нас зависит, и сделать так хорошо, как можем, помня, что каждый ребёнок – это уникальная личность.

Жизнь каждого из нас – это постоянное взаимодействие с окружающими. От того, как оно построено, зависит  здоровье, благополучие каждого конкретно и общества в  целом.                  

                Наши дети – это наше будущее и именно от нас: учителей, воспитателей, родителей зависит, как сложится их дальнейшая судьба. Я надеюсь, что благодаря возрождению духовно-нравственного воспитания удастся возродить былое величие России. Значит для того, чтобы преуспеть в воспитании кого-либо, нужно первое и самое главное – начать воспитывать себя.

                                    Начни с себя – и души отзовутся.

                                    Спроси с себя – и просветлится жизнь.

                                    Спаси себя – и тысячи спасутся.

                                    Начни с себя – и жизнь обрящет смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Педагогический проект по теме: "Система работы детского объединения "ВиР" МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара с социальными институтами "От сердца к сердцу", авторы: Терешина С.В. - методист, Васильева В.Н. - педагог ДО

Работа раскрывает систему работы детского объединения "ВИР"  по социализации и адаптации воспитанников детского объединения "ВИР" через организацияю взаимодействия  и сотрудничества с различ...

Программа по повышению школьной успеваемости воспитанников детского дома "Шаг навстречу"

Организация работы по повышению школьной успеваемости  с педагогами школ, воспитателями и воспитанниками детского дома...

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе ОП "Школа 2100" "Нравоучительные статьи Н.И. Новикова из журнала "Детское чтение для сердца и разума"

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе ОП "Школа 2100" "Нравоучительные статьи Н.И. Новикова из журнала "Детское чтение для сердца и разума"...

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Программа классного руководителя "Навстречу блеску детских глаз есть тысяча путей"

Программа классного руководителя  «Навстречу блеску детских глаз есть тысяча путей», рассчитанна на 4 года обучения. Цель: воспитание духовно - развитой личности с позитивны...