Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3А класса МБОУ «Троицкая СОШ»
рабочая программа (3 класс) по теме

 

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_klassnogo_kollektiva_po_dukhovno.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3А класса

МБОУ «Троицкая СОШ»

1. Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника.

Школьный возраст начального образования наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их духовно- нравственной сущности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данная Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников 3А класса МБОУ «Троицкая СОШ». 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного развития и воспитания опирается на следующие ценности:

патриотические чувства гражданина России, гражданская идентификация,

общечеловеческие ценности, поликультурный мир, личное нравственное самосовершенствование.

Программа классного коллектива по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся 3А класса МБОУ «Троицкая СОШ» разработана на основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ «Троицкая СОШ», учитывает культурно-исторические, этнические, социально-экономические, демографические и иные особенности Губкинской территории, традиции, результаты общеобразовательного учреждения, запросы родителей, обучающихся и других субъектов образовательного процесса. Данная программа реализует конкретные задачи, формирует основные базовые ценности, определяет содержание и воспитательные результаты.

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы: ориентации на идеал, аксиологический, следования нравственному примеру, диалогического общения, полисубъектности воспитания, системно - деятельностной организации воспитания.

Основанием для разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания послужил проблемно-ориентированный анализ.

За последние 2 года в 3А классе обучающиеся имеют стабильно средний уровень:

-качество знаний по русскому языку, математике, литературному чтению составляет 60% при 100%  обученности;

-результативность в школьных олимпиадах;

-успешное участие обучающихся во Всероссийских предметных и творческих конкурсах, научно-практических и исследовательских конференциях, спортивных соревнованиях.

Внеурочной деятельностью занимаются 100% обучающихся. Системой дополнительного образования в классе охвачено 64% младших школьников.  

Но при всём при этом обозначились проблемы:

формирование  единого воспитательного пространства по духовно-нравственному развитию, которое объединит класс, школу, семью и социум;

формирование уклада школьной жизни.

Программа рассчитана на один год обучения.

2. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Важнейшей целью данной программы является духовно-нравственное и гражданское становление обучающихся, их ценностно-смысловое самоопределение.

При этом процесс образования  организован не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Программа направлена на формирование культуры: личностной, социальной и семейной.

Задачи программы

1. В области формирования личностной культуры:

 формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности;

 укрепление нравственности, основанной на внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

 принятие базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

 формирование эстетических потребностей;

 развитие трудолюбия, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

2. В области формирования социальной культуры:

 формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма;

 пробуждение веры в Россию;

 воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

 укрепление доверия к другим людям;

 развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

3. В области формирования семейной культуры:

 формирование отношения к семье как основе российского общества;

 формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

 формирование представления о семейных ценностях и уважения к ним;

 знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Программа  реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов

1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям: признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.

3. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей:  участие в подготовке и организации труда, игры, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира, проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.

Нормативно - правовые документы

Закон РФ «Об образовании» 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г

Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России авторы: А.Я Данилюк; А.М. Кондаков; В.А Тишков – М.: «Просвещение» 2010

Внеурочная деятельность школьников авторы: Д.В. Григорьев; П.В. Степанов – М.: «Просвещение» 2010

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854

Декларация прав и свобод человека

Конвенция о правах ребёнка

Устав школы

Реализация задач позволит формировать те качества, которые фиксируется в «портрете» выпускника начальной школы.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Выпускник должен:

найти выход в экстремальной ситуации дома и за его пределами;

рассказать историю своей семьи;

соблюдать правила личной гигиены;

систематически помогать родителям в домашних делах;

ухаживать за растениями в школе;

соблюдать порядок на рабочем месте, правила техники безопасности;

сделать поделку из природного материала;

передать краткое содержание книги товарищу;

помогать пожилым людям, младшим школьникам;

подготовить подарки для младших и старших;

научить новой игре своих товарищей;

уметь признавать свои ошибки и преодолевать их.

Учитывая особую роль учителя, следует работать над формированием образа педагога.

3. Ценностные установки духовно - нравственного развития

и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного воспитания обучающихся согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие базовые  ценности:

патриотизм;

социальная солидарность;

гражданственность;

семья;

личность;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

наука-ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

традиционные религии, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа;

планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире.

Процесс принятия и усвоения  базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры становится возможным при условии включения моих учеников в процесс открытия ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

4. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания

Программа содержит следующие направления развития и воспитания обучающихся:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;

развитие нравственных чувств и этического сознания;

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;

совместная деятельность класса, общеобразовательного учреждения, семьи и общественности.

         


5. Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты

воспитательной деятельности

№ п/п

 Основное содержание деятельности

Формы и виды деятельности

Предполагаемые результаты воспитательной деятельности

1.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи: - сформировать элементарные представления о России, символах государства, о важнейших законах, о правах и обязанностях гражданина России;

              - сформировать уважительное отношение к русскому языку, к своему национальному языку и культуре;

              - сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, её народов;

              - мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;

              - воспитывать уважение к защитникам Родины;

Понятие патриотизма, патриотическое и гражданское воспитание. Чувство гордости за свой край, город, поселок, школу, класс.

История моей страны, поселка, школы.

Возраст школы, странички ее истории, особенности нашей школы, ее традиции.

 3 класс    

Диагностическая беседа «Моя Родина»

Деловая игра «Я – гражданин»

Диалог-размышление «Что такое патриотизм и гражданственность?»

Экскурсия

КТД «Дом, в котором мы творим»

Праздник «День посёлка»

Акция «Общество и ветераны»

Читательская конференция «Изучаем историю Отечества»

Русские народные игры и забавы «Взятие снежной крепости»

Практическое занятие «Я знаю символику своего государства»

Праздник Святого Рождества.

Конкурс чтецов «Наша страна – Россия»

Конкурс патриотической песни

Праздник «8 марта – день весны»

Концерт для женщин.

КТД «Дружат дети на планете»

День космонавтики

Проект «К космическим далям»

Утренник «День семьи»

КТД «Победа остаётся молодой»

Митинг. Возложение цветов к памятнику.

Неделя солдатской славы.

Экскурсии по местам боевой Славы – танковое сражение на Курской Дуге.

Акция «Салют, Победа!»

Смотр строя и песни «Статен в строю, силен в бою»

Конкурс рисунков «Служу России»

Неделя Славянской письменности.

Сформировано ценное отношение к России, своему народу, краю, символике, законам РФ,  народным традициям, старшему поколению.

Учащиеся имеют представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Представление об истории своего учебного заведения, его традициях, достижениях.

Оценивать значимость ВОВ, подвига ветеранов.                                       Представление о событиях ВОВ, о солдатах, партизанах, тружениках тыла.

Знание русских народных игр.

Знание символического смысла герба, флага, гимна.

Соблюдать православные праздники.

Учащиеся размышляют о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

Представлять уважительное отношение к женщине-матери, женщине-труженице.

Представление о настоящей дружбе, товарищеских взаимоотношениях, взаимопомощи.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников, оценивать значимость изучения космоса для страны.

Значимость семьи в обществе, в воспитании детей.

Значимость возникновения

письменности для народа.

2.

 

Развитие нравственных чувств и этического сознания.

Задачи:  - сформировать представления о правилах поведения;

                - воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;

                - развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

            - формировать умение отвечать за свои поступки.

Понятие о традиционных моральных нормах, ценностях отечественной культуры.

Нравственные взаимоотношения в коллективе класса и школы.

Роль семьи в жизни каждого человека. Семейные роли, поручения, обязанности.

Правила вежливого общения.

Культура речи.

3 класс

Операция «Внимание, дети!»

Игра – путешествие «В страну дорожных знаков»

Занятие «Взаимоотношения между девочками и мальчиками»

Участие в праздновании Дня учителя

Тренинг «Как я готовлю домашние задания»

День пожилых людей Операция «Милосердие»

Диспут «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»

Тренинг «Что такое культурное поведение? Правила культурного поведения»

Читательская конференция «О дружбе и товариществе»

Занятие «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Спортивный праздник «Зимние забавы»

Беседа о русских православных праздниках

Азбука безопасного поведения

Конкурсно-игровая программа «Мамы, бабушки + внуки»

Рейд – проверка «Живая книга»

Ролевая игра «Путешествие на необитаемый остров»

День правовых знаний «Зимняя дорога»

Практическое занятие «Подарок для мамы»

Рейд – проверка «Поведение в столовой»

День правовых знаний «Весенняя река»

Клубный час «День смеха»

Весенний кросс «Семейная спортивная спартакиада»

Рыцарский турнир вежливости

Конкурсно-игровая программа «Дом, где тебя любят и ждут»

Тренинг «Один дома»

Операция «Внимание, дети!» Встреча с работником ГИБДД

Подведение итогов детского самоуправления, награждение.

Учащиеся имеют представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, формируется способность анализировать нравственную сторону своих поступков и других людей.

Учащиеся знают традиции своей семьи, нравственные взаимоотношения в ней,  бережно относятся к ним.

Овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам.

Закрепление представлений о добре, зле, милосердии.

Приобретение опыта совместной деятельности.

Учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста.

Сформировано чувство самосохранения, навыки поведения на дорогах и улицах города.

Представление о правильных взаимоотношениях между девочками и мальчиками.

Значимость профессии учителя.

Представление о режиме дня школьника, правилах подготовки домашних заданий.

Оценка деятельности пожилых людей для общества, уважение и почёт.

Представление о настоящей дружбе, товарищеских взаимоотношениях, взаимопомощи.

Значимость правил культурного поведения.  

Оценить значимость настоящей дружбы.

Закрепление представлений о здоровом образе жизни.

Знание зимних народных игр и забав.

Знание и демонстрация правил дорожного движения.

Закрепление правил бережного отношения к учебникам, результатам труда людей.

Знание правил культурного поведения в столовой.

Оценивать личную роль в достижениях классного коллектива.

3.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Задачи: - сформировать первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

               - воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

               - сформировать элементарные представления о профессиях;

               - сформировать первоначальные навыки коллективной работы;

               - формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Понятие о труде и творчестве в жизни человека.

Знакомство с различными профессиями.

Участие в различных видах деятельности.

Мотивация к самореализации в творческой, познавательной и общественно-полезной деятельности.

 3 класс

Оформление классного уголка.

Практикум – изготовление кормушек.

Рейд-проверка тетрадей и учебников.

Трудовой десант «Уборка классной комнаты».

Операция «Книжкина больница».

Составление графика дежурства по классу. Конкурс «Лучший дежурный»

Викторина пословиц и поговорок о труде.

Заочное путешествие «Труд полевода».

Экскурсия в типографию, на швейную фабрику

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Конкурс проектов «Умелые руки»

Организация выставок работ учащихся.        

Участие в городской ярмарке новогодних игрушек на тему «Мастерская Деда Мороза».

Игра-соревнование «Школьник сам себе слуга, ему няня не нужна»

Трудовой десант. Ремонт книг в школьной библиотеке.

Акция «Подари другу радость!», пополнение школьной библиотеки

Встреча пернатых. Изготовление скворечников.

Акция «Чистый двор»

Конкурс рисунков и проектов «Делу время, а потехе час»

Акция полезных дел «Игрушки для детского сада»

Учащиеся  приобретают опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы.

Сформировано ценностное отношение к труду других людей.

Учащиеся учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике.  

Овладение навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста.

Учащиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового, имеют опыт участия в различных видах деятельности, мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной деятельности.

Сформировано уважительное отношение к людям различных профессий и общественно ценные отношения к труду.

Учащиеся умеют организовать свое рабочее место и поддерживать порядок в классной комнате.

Привито бережное отношение к своему и школьному имуществу

Выполняют правила поведения в общественных местах

Опыт участия в различных видах общественно-полезной деятельности

Умение планировать своё будущее.

Приобретают умения и навыки самообслуживания.

Самореализация в творческой общественно-полезной деятельности.

Опыт участия в различных видах деятельности.

4.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Задачи: - сформировать уважительное отношение к заповедной природе, планете Земля;

               - воспитывать любовь к родной земле;

               - формировать экологическое сознание.

Эстетическое, эмоционально-нравственное отношение к природе.

Нормы экологической этики.

Участие в природоохранной деятельности.

Экологические инициативы.

3 класс

Экскурсия. Неживая и живая природа

Беседа. Заглянем в кладовые земли 

Классный час. Вода в жизни человека

Знакомство с Красной книгой. Защита растений

Комнатные растения. Красота и комфорт

Классный час. Охрана диких животных

Беседа. Животные рядом с человеком, уход за ними

Проект. Быть природе другом

Экскурсия в природу. Кормушки для птиц

Экологическая акция «Ёлочка, живи!»

Конкурс рассказов о своих питомцах

Конкурс рисунков. На пороге весна

Акция. Внимание! Первоцвет!

Беседа. Опасность лесных пожаров

Уход за комнатными растениями 

Проект. Газоны и клумбы – украшение поселка

Экскурсия в природу. Не ломай веток!

Конкурс сочинений. Дары природы используй с умом

Участие в выставке цветов.

У учащихся есть опыт участия в природоохранной деятельности

 У учащихся расширяется опыт общения с природой,

У учащихся есть опыт участия в экологических инициативах, проектах,                                                                                                                                                        конкурсах

Учащиеся расширяют опыт эмоционально-чувственного взаимодействия с природой.

Узнают о профессиях своих родителей.

Самореализация в творческой общественно-полезной деятельности.

Участвуют в экскурсиях по поселку, во время которых знакомятся с различными видами труда, встреч с представителями разных профессий;

Приобретают умения и навыки

самообслуживания дома.

Расширение опыта общения с природой,

Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного взаимодействия с природой.

5.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях  

Задачи: - воспитывать чувство красоты, гармонии;

             - обогащать духовный мир обучающихся;

             - формировать способность к самовыражению в творчестве и искусстве.

Эстетические и художественные ценности отечественной культуры.

Народное творчество.

Фольклор народов России.

3 класс

Конкурс рисунков «Мои летние каникулы».

Экскурсия в парк «Краски осени».

Участие в конкурсе «В вихре танца».

Выставка детского творчества, посвященная Дню

Матери «Только для тебя».

Посещение циркового представления.

Утренник «Сияние снежинок».

Конкурс на лучшую снежную крепость.

Заочное путешествие в Эрмитаж.

Участие в концерте, посвященное 8 марта.

Игра «Путешествие на новую планету».

Экскурсия в  школьный этнографический музей «Русская горница»

«Театр со сцены и за кулисами»- посещение театра, просмотр спектакля, встреча с артистами.

Конкурс рисунков и проектов «Опять весна на белом свете».

Самореализация в различных видах творческой деятельности.

Умение выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества

Получение представлений о музыкальных инструментах, о музыке.

Развитие у учащихся эстетического вкуса.

Приобщение к музыкальной и художественной культуре.

Расширение эстетического кругозора учащихся.

Обучение видению прекрасного в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает человека.

Опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.


6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно - нравственному воспитанию

Повышению активности родителей в воспитании ребёнка способствуют прежде всего совместные дела родителей и детей.

Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

Задачи: создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

позитивно влиять на формирование у детей и родителей семейных ценностей;

преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

создавать условия для духовного общения детей и родителей;

создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Система работы класса по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания основана на следующих  принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и класса, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию, в разработке содержания и реализации программы, в оценке эффективности этой программы;

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание воспитательной работы:

изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;

создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;

удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;

разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;

организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;

привлечение родителей к активному участию в жизни класса, формированию внутренней политики классной жизни;

демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса.

Формы классной работы:

родительские собрания, посещение семей учащихся;

анкетирование;

тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;

семейные праздники;

семейный забег;

спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;

календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября; День учителя, праздник окончания 3 класса;

тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы, дни творчества.

Примерная тематика занятий родительского всеобуча

Эмоциональная жизнь ребёнка и воспитание его чувств.

Половое воспитание ребёнка.

Роль семейных традиций в воспитании детей.

Возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Совместные мероприятия по духовно - нравственному воспитанию

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Цикл классных часов на тему «Моя семья»

«Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей»,

«Моя семья в фотографиях и воспоминаниях»,

«Памятные даты моей семьи»,

«О тех, кого мы вспоминаем с грустью…»,

«Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи».

в течение года

Беседы, викторины, игры, презентации проектов

Классный руководитель, родительский комитет

Семейные праздники:

 «Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово – отец»,

 «Долгая и близкая дорога к дому»

«Папа, мама, я –спортивная семья»

в течение года

Праздники

Классный руководитель, родители,

учитель физкультуры  

«Семейный забег» 

 Сентябрь

Соревнования

Родительский комитет

Праздник «Первый учитель в моей жизни»

Октябрь

Праздник

Родительский комитет,

актив класса

Конкурсная программа «Педагогика понимания»

Декабрь

Конкурс

Администрация, классный руководитель

КВН «Родители и дети»

Апрель

КВН

Классный руководитель, родительский комитет, актив класса

Родительский вечер

«Праздники нашей семьи»  

Ноябрь

Вечер

Классный руководитель, родители

Конкурсно - игровая программа «Где любовь и совет, там и горя нет»

Февраль

Конкурсы, игры

Классный руководитель, родительский комитет

Викторина-игра для детей и родителей «Играем вместе»

Разговор-встреча родителей и детей «В сердце ты у каждого, Родина-Россия!»

Экскурсии

в течение года

Викторины, встречи, походы, экскурсии

Классный руководитель, родительский комитет

родители, актив класса

Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время

в течение года

Классный руководитель, родители

Формирование библиотечек для родителей по воспитанию детей. Распространение печатного материала для родителей

в течение года

Буклеты

Библиотекарь, администрация,

Распространение лучшего опыта семейного воспитания в районной газете, чествование семей

в течение года

Статьи

Администрация, классный руководитель

Работа с семьями учащихся, стоящих на ВШК

в течение года

 Школьный медик, психолог, социальный педагог,

классный руководитель

Работа с социально-неблагополучными семьями

в течение года

Зам. директора по ВР, психолог, социальный педагог,

классный руководитель

Критерии, показатели и способы изучения эффективности программы

духовно-нравственного воспитания

Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников является нравственное развитие ребёнка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения в обычных и осложнённых ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля - совести, самого себя как носителя нравственности.

Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).

Формальные критерии:

проектирование образовательной, внеурочной и внешкольной среды общеобразовательного учреждения;

создание условий для самореализации личности во внеурочное время.

Неформальные критерии:

ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;

оценка учащимися и родителями возможности ребёнка реализовать свои способности в классе;

уровень психологической защищённости учащихся и в целом нравственно-психологический климат класса;

наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.

Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, рисуночный тест, ситуация выбора.                                                                                                                    

7. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3А класса обеспечивает следующие результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению;

элементарные представления: о наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

уважительное отношение к традиционным религиям;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

элементарные представления о различных профессиях;

первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

элементарные представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

ценностное отношение к природе;

первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, фольклора народов России;

первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».  

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.                                                          3. Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.

4. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  

5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

6. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

7. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.                            8. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.                                                                                         9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.                                                           10. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.                                                                                                             11. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.                                                12. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.


Приложение

Тест на знание правил поведения в общественных местах

Этот тест покажет насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.

Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты?

1) следует, если их принимают в гардероб

2) не следует, если они тебе не мешают

3) следует

Можно ли трогать руками музейные экспонаты?

1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены

2) нежелательно

3) нельзя ни в коем случае

Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?

1) допустимо

2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность

3) шумное поведение допустимо везде

Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?

1) нужно

2) не нужно

3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен

Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?

1) не нужно

2) нужно

3) желательно, но не обязательно

В какой одежде ходят в кино?

1) в нарядной

2) в спортивной

3) в будничной

Что лучше надеть, собираясь в театр?

1) свитер и джинсы

2) легкую декольтированную одежду

3) нарядную одежду по сезону

4) желательно брючный костюм

Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?

1) да

2) нет, платье может иметь декольте только спереди

3) для театра предпочтительнее платье без декольте

Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

1) и юноше, и девушке обязательно

2) на усмотрение юноши и девушки

3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка)

4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать)

Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

1) нет

2) сколько угодно

3) в любом, кроме меховой шапки

4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма

Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену

лицом к сидящим

2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену

Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?

1) следует

2) не следует

3) желательно

Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?

1) обязательно

2) желательно

3) не следует

Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?

1) можно, если успеешь это сделать первым

2) желательно

3) нежелательно

Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?

1) можно — ничего в этом особенного нет

2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам

3) на ваше усмотрение

Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

1) можно

2) нельзя

3) нежелательно

Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?

1) нельзя

2) нежелательно

3) можно — в знак одобрения декораций

Можно ли вслух комментировать спектакль?

1) можно, если это интересно вашим соседям

2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей

3) нельзя — подождите антракта

Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?

1) можно, если у вас хорошие слух и голос

2) желательно — чтобы подбодрить артистов

3) нельзя

Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?

1) можно

2) нежелательно

3) нельзя

Как выразить свой восторг от концерта?

1) громким свистом и топаньем ног

2) криками «браво» и вставанием

Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?

1) свистеть и топать ногами

2) немедленно встать и покинуть зал

3) молчать и не аплодировать

Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?

1) можно

2) нельзя

3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус

4) на ваше усмотрение


Задания по разделу «О добром отношении к людям»

1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).

Графы.        1. Слова приветствия.

2. Прощальные слова.

3. Слова извинения.

4. Слова благодарности.

5. Слова просьбы.

1

2

3

4

5

Слова на карточках

Спасибо

Пожалуйста

Благодарю

Здравствуйте

Добрый день

Извините

Будьте добры

До свидания

Простите

Добрый вечер

Будьте любезны

Жаль

Очень признателен

Доброе утро

До встречи

Если Вас не затруднит

Не могли бы Вы мне помочь

Я рад Вас видеть

Мне очень жаль

Прощайте

У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:

— отдашь все открытки сестре;

— отдашь ей одну открытку;

— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;

— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;

— _________________________________________ .

2. Запиши ответы.

2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?

____________________________________________________________ .

2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:

мама ____________________________________ ;

папа _____________________________________ ;

бабушка __________________________________ ;

дедушка __________________________________ .

3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.

Каким ты бываешь чаще всего:

• радостным;

• злым;

• спокойным;

• плачущим;

• смеющимся;

• недовольным;

(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).

Задания по разделу «О добром отношении к людям»

1.  Выбери нужные ответы и подчеркни его.

Доброжелательность — это:

доброе отношение к окружающим, желание им помочь;

желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;

желание и стремление оказать помощь любому человеку;

умение ничего не делать;

нежелание быть добрым.

2. Закончи предложение:

Доброжелательный человека всегда __ .

Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .

3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.

Назови сказку.

Назови добрых героев.

Назови недобрых,

Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.

Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».

Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.

Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________

Сделай рисунки к сказкам.

4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.

5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.

6.  Вычеркни лишнее:

•  желать добра

•  сочувствовать

•  сопереживать

•  воровать

7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.

8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.

9.  Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.


Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности»

1. Закончи предложения:

Бережное отношение к вещам — это ...

Бережливым мы называем человека, который ...

2.  Подчеркни нужный ответ или допиши его.

Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.

Что ты сделаешь?

• Буду читать самую интересную книгу.

• «Вылечу» все «больные» книги.

• Поищу журнал с комиксами.

... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать). 

3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?

4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.

4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.

5.  Прочитай текст и ответь на вопрос.

Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.

К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.

Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»

Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».

Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?

6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?

7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выводом (правилом).

8. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.

Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.

9. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку — береги;

Не ломай, не мни, не рви.


Тест на умение пользования мобильным телефоном?

Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.

Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?

- да - нет

Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?

- да - нет

Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?

- да - нет

У тебя есть наушники к мобильному телефону?

- да - нет

Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?

- да - нет

Говоришь ли ты звонящему, где находишься?

- да - нет

В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?

- да - нет

Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?

- да - нет

Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по сторонам?

- да - нет

Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур электрички?

- да – нет - когда как

Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя вещь?

- да – нет - не знаю

Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?

- да – нет - когда как

Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля одежды?

- да - нет

После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?

- да – нет - когда как

Диагностика нравственной воспитанности в конце 3 класса

Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки

Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Вопросы:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и

взрослыми

4

3

2

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2

3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

4

3

2

6

Я  думаю,   что  можно   выругаться   на  

несправедливое замечание в мой адрес

4

3

2

7

Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2

8

Мне приятно доставлять людям радость

4

3

2

9

Мне   кажется,   что   нужно   уметь   прощать  людям   их отрицательные поступки

4

3

2

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.


Методика № 2. Диагностика этики поведения

Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Тексты:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...

Интерпретация:

Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и

грубости.

Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.


Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.

п/п

Список желаний

ответов

1.

Быть человеком, которого любят.

2.

Иметь много денег.

3.

Иметь самый современный компьютер.

4.

Иметь верного друга.

5.

Мне важно здоровье родителей.

6.

Иметь возможность многими командовать.

7.

Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8.

Иметь доброе сердце.

9.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10.

Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

4, 3 – средний уровень.

2 – ниже среднего уровня.

1, 0 – низкий уровень.


Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации

Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.

2. Я   с   другом   играю   в   бадминтон,   к   нам   подходит   мальчик   лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

б) отвечу, что не могу ему помочь;

в) скажу,     чтобы     он     попросил    родителей    купить     ему     такую игру;

г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если    кто-то    в   компании   расстроился    из-за   того,    что    проиграл
в игру:

а) я не обращу внимания;

б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:

а) подумаете   о   его   чувствах   и   о   том,   что   можете   сделать   в   этой
ситуации;

б) обидитесь в ответ;

в) докажете ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее    педагог   подсчитывает    сумму    положительных    ответов,    данных воспитанником.

4 балла - высокий уровень;

2, 3 балла - средний уровень;

0, 1 балл - низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания "Ступеньки мудрости"

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе и направлена на воспитание культуры, патриотизма и гражданственности....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Доклад «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе»

Доклад, посвященный тематике Духовно- нравственного развития и гражданско - патриотического воспитания в начальной школе...