Воспитательная работа. Осенняя ярмарка. 1 класс.
методическая разработка (1 класс) по теме

Мартынова Татьяна Алексеевна

Воспитательная работа. Осенняя ярмарка. 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_.osennyaya_yarmarka._1_klass.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Осенняя ярмарка

                            ( Около  класса детей встречает  Осень)

Чтец 1. -На  ярмарку ! На ярмарку!

              Спешите все сюда!

              Здесь шутки, песни, сладости

              Давно вас ждут, друзья!

              Эй!  Не стойте  у дверей,

              Заходите к нам скорей!

       Дети входят хороводом  в класс  под песню «  Во поле берёзка стояла».  Садятся за столы.

Учитель :    - Сегодня  мы пришли на осеннюю ярмарку. Издавна  покровительницей  

                  ярмарки и торговли  считалась Параскева  Пятница. День  её памяти отмечается

                 10 ноября . Послушаем,  что нам расскажут о Параскеве  Пятнице  наши старшие

                 друзья.

                             ( Дети  5 классов начинают рассказ о Параскеве Пятнице).

1. Параскева Пятница . Так нарекли одну из девочек, родившуюся в  III  ( 3 ) веке  в городе Икония ( ныне он находится  в  южной Турции). В её житии сказано, что  « родители особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся  в этот день, Параскевою, что  в переводе с греческого означает «пятница». Приняв  крещение  ещё в младенчестве, Параскева, повзрослев, дала обет безбрачия и посвятила себя служению Христовой Вере. Поскольку ей выпало жить во  времена жестокого преследования христиан, то повторилась у неё распространённая тогда судьба христианских мучеников: её пытали, истязали за веру и казнили.

2.  На Руси Параскева Пятница почиталась особо, преимущественно женской частью населения. Её считали суровой, твёрдой, волевой женщиной. Существовало поверье, что Пятница ходит по земле в виде молодой красивой крестьянки или  монашенки и примечает, кто как живёт, как соблюдает  христианские правила и обычаи, богоотступников  наказывает, а благочестивых награждает. Русские иконописцы изображали Параскеву Пятницу высокой , строгой, в белом  одеянии, с лучезарным венком на голове.

3.    В народе её считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в  женских заботах. Крестьянки говорили: «Параскева – бабья святая».  В день её памяти не работали, даже если этот день приходился не на пятницу, а на другой рабочий день недели.

4.    На Параскеву Пятницу повторяли обряды Покрова. Девушки молили о желанном  замужестве: Матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее». Вечером в этот день, когда оканчивались посиделки, девушки  ходили с оставшимися огарками свечей под чужие окна и подслушивали разговоры, которые толковали применительно к будущему замужеству.

5.     Пятница  у православных христиан , как и среда , считалась днём строгого поста и воздержания. Но если среда была рабочим  днём без  всяких исключений, то в пятницу нельзя было прясть, а разрешалось только шить. Пятница связывалась и с муками Иисуса Христа, и с суровой взыскательностью Параскевы. Поговорка предостерегала: «Кто в пятницу много смеётся, тот в  старости будет много плакать». В пятницу нельзя было ни мыть голову, ни купать детей.

6.  Во имя святой мученицы Параскевы Пятницы ставили на распутье , на развилке дорог часовенку или  крест с образом. И эти дорожные перекрёстки и развилки так и называли- «пятницами». У «пятницы» встречали и до «пятницы» провожали родных и друзей. Отсюда  пошла поговорка:»Семь пятниц  на неделе». Это говорили про тех, кому часто доводилось встречать и провожать. Пятницкие часовенки строились и на источниках. Женщины в обетные пятницы приносили к ним платки, тканное полотно, пряжу:»Матушке Пятнице на чулочки».

7.   Параскевы пречистые родники  почитаемы крестьянами в болотистых северных захолустьях. Именно в их воде, по древним преданиям, являлась людям икона Параскевы. В воду бросали бабы кудель «Матушке Пятнице на становину».  К родникам Параскевы приводили матери своих чахлых детей, умывали в этот святой день, и сходили немочи детские, чахлость осенняя.

8.   «Семь пятниц на неделе». Москвичи считали, что эта поговорка родилась в первопрестольной. В Москве было 7 обетных  «пятниц»  на Красной площади – семь церквей во имя  святой Параскевы. В неделю святой Параскевы Пятницы её ревностные почитательницы старались побывать в каждой  из них. По обету же, празднуя её память, народ не работал. Так тоже получалось «семь пятниц на неделе». По церкви Параскевы Пятницы, построенной в 1739 году купцами Журавлёвами, назвали одну из самых оживлённых улиц в Замоскворечье – Пятницкая.

9.   В Москве же и в других больших  городах в день Параскевы Пятницы устраивались ярмарки. По преданию, на ярмарки вывозили изображение Святой Параскевы, обвешанное платками и лентами. И весь торг в этот день посвящался ей и осенялся её именем.

( Один из гостей дарит ведущему икону  Параскевы Пятницы и желает удачной торговли и весёлого отдыха . Ведущий благодарит детей за рассказ, а гостя – за подарок. Икону он ставит на видное место).

Чтец 2: И со всех концов земли

             Все на ярмарку пришли!

             Народ  собирается!

             Наша ярмарка открывается!

                                                      Сценка «Фома и Ерёма»

                          (Выходят  Фома  и  Ерёма. Во  время диалога оба окают)

Фома-  Здорово, брат Ерёма!

Ерёма-  Здорово, брат Фома!

Ф - Куда путь держишь?

Е - На ярмарку иду!

Ф - На работу – так позади последних, а как на  ярмарку – наперёд первых! А кто же тебе про ярмарку – то сказал?

Е- Кума сказала!

Ф   - А кума откуда знает?

Е - Кума всё знает, что на свете делается! А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?

Ф - Бывал!

Е- Велика?

Ф- Не мерил!

Е - Сильна?

Ф- Не боролся!

 Е- А кого ты на ярмарке видел?

Ф - Видел, как  на цепи водили  безрогую, бесхвостую корову, глаза у неё узенькие, а лоб широкий!

 Е - Это ведь медведь был!

 Ф - Какой там медведь! Я прежде медведя знавал, он не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Е - Да это волк!

Ф - Всё ты, брат говоришь не втолк! Я прежде волка знал: волк маленький , глазки косые, ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает да от собак убегает.

Е - Это же заяц!

Ф - Какой там заяц! Я прежде зайца знал: заяц беленький, хвостик чёрненький, с ёлки на ёлку перелётывает  да  почирикивает!

 Е- Да это ведь горностай! И байки , брат Фома, сказывать – то перестань! Давай-ка весёлую песню споём!

                                                        ( Запевают песню и уходят).

Чтец 3 : Солнце яркое встаёт,

              Спешит на  ярмарку народ!

              А на ярмарке товары!

              Пышут жаром самовары!

                                                   ( Продавцы  зазывают покупателей)

  1. Мы ребята удалые!
  2. Мы ребята озорные!

1-  Всех на ярмарку зовём!

2 - Мы загадки продаём!

1-  А ну, честной народ!

Подходи  посмелей!

Покупай товар, не робей!

  1. Давай – покупай!

Выбирай – забирай!

  1. Ребята, не зевайте,

            Кто что хочет – покупайте!

  1. Не ходите никуда,

      Подходите все сюда!

  1. Диво дивное! Чудо чудное, а не товар!

      Не ходи никуда, а подходи вот сюда!

  1. Гляди, не моргай. Рот не разевай,

     Ворон не считай, товар покупай!

        ( В центре класса  стоит берёзка, на  ней висят листики- загадки. Продавец  читает загадки, дети отгадывают, кто  отгадал, тот получает денежку листик).

                                                         Выбегает Петрушка.

                                                     Сценка «Купля – продажа».

Петрушка: Тра-ля-ля!

                   А вот и я!

                   Здравствуйте, мои друзья!

                   Надел шапку на макушку,

                   Знаете, кто я ?

  Все ( хором): Петрушка!

Петрушка: Угадали, молодцы!

                   Всё по свету шёл да шёл,

                   Да на ярмарку пришёл!

                   А кто из вас

                   Скороговорки говорить горазд?

                   А сумеете ли вы мою скороговорку повторить?

Ведущий: Что ж , говори свою скороговорку!

                  Нам её повторить, что комара словить!

Петрушка: Ну, слушайте, запоминайте,

                   Да складно и быстро повторяйте:

                   Три сороки – тараторки

                   Тараторили на горке!

Петрушка: Всем гостям моё почтенье!

                   До следующего представленья!

                 ( кланяется, уходит)

                                              Сценка «Поводырь с медведем».

Поводырь: Расступись, народ честной,

                   Идёт медведюшка со мной!

                           ( медведь кланяется)

     Поводырь: Много знает он потех,

                        Будет шутка, будет смех!

Ведущий: Медведюшка, ты петь умеешь?

 Медведь утвердительно кивает головой. Поводырь подаёт медведю гармошку, просит спеть да погромче. Медведь берёт гармонь, начинает играть. Поёт беззвучно, широко раскрывая рот.

Поводырь: Больно тихо ты поёшь? ( Зрителям) А вам слышно? (Нет!) Попросите медведюшку, пусть громче споёт!

Все дети просят Медведя петь погромче. Медведь начинает громко реветь.  Поводырь отступает  назад, закрыв руками уши. Медведь продолжает играть и реветь, приближаясь к испуганному поводырю, который отмахивается от него руками. Поводырь забирает гармонь. Медведь кланяется.

Поводырь: А теперь, покажи-ка нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются!

                                       Медведь садится на пол, смотрится, прихорашивается.

Поводырь: А как , Миша, малые дети  любят горох воровать?

                                                Медведь ползёт в сторону , плюхается.

Поводырь:  А как бабушка блины печь собралась, только руки обожгла?

                                                      Медведь делает, ревёт.

Поводырь: А как бабы на барскую работу неспеша бредут?

                                                        Медведь еле передвигается.

Поводырь: А как с работы бегут?

                                                   Медведь бежит быстро.

Поводырь: Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет!

    Медведь надевает на голову косынку и берётся  за её концы. Звучит мелодия русской народной песни.  Медведь пляшет. С окончанием музыки садится на пол.

Поводырь: Уж Мишутка утомился!

                   И народу поклонился!

                                                      Поводырь уводит медведя.

                                                        Сценка  «Две кумы»

  1. Здорово, кума!
  2. На базаре была!
  1. С ярмаркой поздравляю!
  2. Петуха купила!
  1. Ты, что , кума, глуха?
  2. Хочу жареного петуха! (Расходятся)

  1. Здорово, кума!
  2. На рынке была!
  1. Никак ты , кума, глуха?
  2. Купила курицу, да петуха!
  1. Прощай, кума!
  2. Пять алтын дала. (Расходятся)

  1. Добрый день, кума! Послушай!
  2. Муженьку несу покушать!
  1. Эй, кума, ты что глуха?
  2. Жареного петуха!  (Расходятся)

Чтец  4: Вдоль ярмарки во конец

             Шёл удалый молодец.

             Не товар продавать-

             Себя  людям  показать!

Конкурс осенних костюмов. Дети читают стихи об осени. За костюм и стих получают листик-денежку.

                                                        Сценка «Уля и Филя».

Уля- Здорово, Филя!

Филя- Здорово, Уля!

Уля- Где ты был?

Филя- У матушки!

Уля- Что, мать гостинцев прислала?

Филя- Мать прислала оладушек.

Уля- А где же они?

Филя- Я их под лавку положил!

Уля- Экий ты ,Филя, чудак!

Филя- А ты бы, Уля, как ?

Уля- Я бы их в печку положила, ты бы пришёл и поел (расходятся и сходятся).

Ф-  Мать прислала сарафан.

У- А где же он?

Ф- Я его в печку положил.

У-  Экий ты, Филя, чудак!

Ф- А ты бы ,Уля, как ?

У-  Я бы его повесила в шкаф!  (расходятся и сходятся)

Ф-  Мать прислала барана.

У- А где же он?

Ф- Я его повесил в шкаф.

У- Экий ты ,Филя, чудак!

Ф- А ты бы, Уля, как?

У- Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.( расходятся  и сходятся)

Ф- Мать  прислала Настюшку.

У- А где же она?

Ф- Я её в хлев завёл, водой напоил, сена дал.

У- Экий ты , Филя, чудак1

Ф- А ты бы, Уля, как ?

У- Я бы её за стол посадила да чаем напоила. .( расходятся  и сходятся)

Ф- Мать прислала свинью!

У- А где же она?

Ф- Я её за стол посадил, чаем напоил!

У- Ах ты , Филя! Какой ты простофиля!

Чтец 5 : Пришла ярмарка с добром,

              Мы  сейчас для вас споём!

                                             Ярмарочные игры- соревнования.

  1. Перетягивание каната.
  2. Петушиный бой.
  3. Самый ловкий. (бег 5 чел вокруг 4 предметов- петуха).

                                                  Сценка «Сразу повторю»        

 1.Я не  зря  себя хвалю,

   Всем и всюду говорю,

   Что любое предложенье

   Прямо сразу повторю!

2. Что ж, попробуй, повтори вот это:

   Ехал Ваня на коне,

   Вёл собачку на ремне,

   А старушка в это время

   Мыла кактус на окне.

  1. Ну, слушай!

Ехал Ваня на коне,

Вёл собачку на ремне,

Ну, а кактус в это время

Мыл старушку на окне.

     2.( Смеётся, говорит, что не так и повторяет ещё)

  1 . Я так и говорю:

      Ехал кактус на коне,

      Вёл старушку на ремне,

      А собачка в это время

      Мыла Ваню на окне.

      Знаю я, что говорю.

      Говорю, что повторю.

      Вот и вышло без ошибок!

      А чего хвалиться зрю?

                                                             Чаепитие.

                                                     

                                          Чтец:   За столы всех приглашаем

                                                      Русским чаем угощаем!

                               

                                            Сценка «Макей и Патрикей»

Патрикей- Эй, Макей, что ты  сегодня  делал?

Макей-  Рукавицы искал!

П- Нашёл?

М – Нашёл!

П  - Где же они были?

М – Да за поясом. А ты куда шагаешь?

П  -  За 7 вёрст.

М  -  Киселя хлебать?

П  -  Нет, комара искать!

М  -  Это которого же комара – то?

П  -  Да того, который за нос укусить меня хочет!

М  -  Да он же при тебе!

П  -  Где это при мне?

М  -  Да на  носу у тебя!  ( хлопает ег по носу)

                               Конкурс   «Силачи» ( руками в локтях)

                                    Покупка  «на денежки»  товаров( игрушки)

Чтец  - Вот и солнце закатилось,

            Наша ярмарка закрылась.

            Приходите снова к нам,

            Рады мы всегда гостям!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в 1 классе

План воспитательной работы для 1 класса, содержащий основные внутриклассные мероприятия их цели и задачи....

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

"Самый классный класс" отчет о воспитательной работе в 1 классе

"Самый классный класс"  отчет о воспитательной работе в 1 классе...

Планы работы по воспитательной работе для 3 класса.

План работы по охране жизни и здоровья детей, по пожарной безопасности, по правилам дорожного движения....

План воспитательной работы. 3 - 4 классы.(класс- комплект)

План-сетка составлен по месецам. Есть литература....

Программа воспитательной работы учителя начальных классов на 1-4 классы

Программа составлена с расчётом на четыре года, с 1 по 4 класс....