Патриотического воспитание младших школьников..
статья по теме

Ефремова Лариса Леонидовна

В статье рассматриваются задачи и формы патриотического воспитания младших школьников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Ефремова Лариса Леонидовна.                    

Формы и методы патриотического воспитания младших школьников.

                                                                                                  Ефремова Лариса Леонидовна,

                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                               ГБОУ ООШ с. Красная Горка,                                                                                                              муниципальный район  Кинель – Черкасский,                                                                               Самарская область.

             Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине.             Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

                                                                                        Толстой А. Н.

 Основной целью Государственной  программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Третья программа) является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к защите Конституционного строя. В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития  системы  патриотического воспитания граждан Российской Федерации,  направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Одним из главных исполнителей этого заказа является Министерство образования, а  основная нагрузка ложится на плечи педагогов.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на  изучение и реализацию  программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как  целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Концепция программы ФГОС НОО «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» заключается в том, что современная начальная школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

 Патриотизм основывается не на пустом месте, а на вековых традициях и устоях нашей страны. Самое главное – самостоятельно школа не сможет справиться с патриотическим воспитанием. Здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи. 

Чувство любви к  Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, которые связывают  его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей семейные традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

Чувство любви к  Родине – это  привязанность к родным местам, родному краю. Вид из окна, панорама родного города или  села,  родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю, любовь к  ее замечательным людям. Все начинается с малого,  которое  потом сливается воедино с чувством любви к Отчизне.

Каждый ребенок должен чувствовать себя гражданином с детства. Ведь свои права, которые гарантирует ему Конституция, он получает с рождения. Также у ребенка должно формироваться  глубокое понимание гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности. Он должен осознавать, что у него есть, не только права, но и обязанности. Гражданско-правовое направление патриотического воспитания  ориентированно  на  изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

Быть патриотом, гражданином – это значит быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к Родине должно сочетаться в юном гражданине с формированием доброжелательного, терпимого отношения к каждому человеку, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Это актуально, потому что мы живем в многонациональной стране и должны с уважением относиться ко всем народам, проживающим на нашей территории.

Изучая историю своей Родины, ребенок знакомится с боевыми и трудовыми подвигами своих соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Сейчас все меньше остается живых свидетелей тех событий, многие государства уже «переписывают историю под свои убеждения», поэтому важно организовывать встречи с ветеранами, чтобы дети из первых источников могли узнать правду того времени.

 Военно – патриотическое направление ориентировано на изучение военной истории России,   знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны. Очень важно сохранение воинских традиций,  связь поколений защитников Родины через  организации встреч учащихся с  участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций,  формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Патриотическое воспитание должно  осуществляться  во взаимосвязи со следующими направлениями: духовно – нравственное,  культурно – историческое, гражданско – правовое, военно – патриотическое.

Актуальность патриотического воспитания младших школьников связана с тем, что сейчас очень много негативной информации, особенно в интернете и СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране.

Именно поэтому необходима программа гражданского и военного патриотического воспитания школьников.

Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России.  Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Ведь патриотизм имеет характерные черты – веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.

             Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».

Использованная литература.

1. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». [текст]  Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.

3 Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795
"О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы".
 [текст]

4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников.

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников. Доклад сопровождается презентацией...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...