Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» во 2 В классе
рабочая программа (2 класс) по теме

Яковлева Лариса Юрьевна

 

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2v_2_kraevedenie.docx47.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует социальное направление.

Нормативно-правовая база:

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно- нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно нравственного

развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие

обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и

духовной жизни его родного края».

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения

учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских

позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном,

эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между

учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные

ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера,

мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных

ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего

поколения начинается с ощущения родного города, родной земли. Материал по

краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в

нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.

Программа адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет введения

местного краеведческого материала. Содержание данного курса направлено на формирование

ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативной, познавательной,

информационной, рефлексивной компетентностей.

Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе

которых учащиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют

творческий отчет. В ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность,

такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно-

следственные связи, умение делать выводы.

Практика творческой деятельности основана на использовании занятий в форме ролевой

игры, выполнении творческих проектов.

Занятия призваны дать достаточно полное и целостное представление об историческом

прошлом родного края и его настоящем.

Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации

учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со

всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными

пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами

телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной

литературой.

Цель реализации данной Программы:

Цель программы 

 Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего,

любящего свой город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад

своей малой родины в жизнь огромного государства.

 Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего

принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.

 Воспитание духовно - нравственной личности.

Задачи:

  1. Обучающие:

 Ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью

населения Липецкой области, родного города Липецка, участием и значением

родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.

  1. Развивающие:

 Развивать  познавательные  интересы , интеллектуальные и творческие способности  учащихся

 Формировать  способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.

 Формировать умение овладевать  начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.

 Формировать умение овладевать технологией проектной деятельности, умение  применять данную технологию в самостоятельной работе

 Выявлять  одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе,

предоставление им возможностей для реализации своих способностей.

Данная программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и

практическую ценность,

принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности.

  1. Воспитательные:

 Воспитывать  гражданские качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему городу;

Формировать  личностно-ценностное отношение и побуждение деятельной любви к родному месту проживания

 Укреплять родственные и семейные связи  через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений

между представителями разных поколений

воспитывать  растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с

которого начинается его судьба

 воспитывать  у школьников патриотизм, бережное

отношение к природному и духовному наследию родного края.

Сроки реализации Программы – 1 год

Режим, формы проведения занятий

Занятия проводятся с детьми 2 класса  1 раз в неделю, всего 35 часов в течение года.

 Основные виды деятельности:

проведение викторин, выставок рисунков, поделок, фотографий, сбор гербария, создание проектов, проведение исследований, написание

мини-сочинений, мини-газет, создание электронных презентаций,

участие в акциях по сохранению природы родного края, коллективно-творческие дела.

Формы проведения:

рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,

экскурсия; поездка,

практическое занятие, викторина, консультация

проблемная лекция, работа в музеях,

встречи с участниками исторических событий

Формы контроля:

В качестве основных форм при освоении данной программы рекомендуются следующие формы контроля:

непосредственное участие младших школьников в:

- праздниках;

- конкурсах;

- олимпиадах;

- концертах;

- социальных проектах ( коллективных творческих делах)

Устные выступления учащихся (подготовка сообщений и выступления с докладом).

Анализ продуктов творческой деятельности ребенка.

Основным критерием результативности занятий по внеурочной деятельности «Краеведение» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:

- наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;

активная познавательная позиция младшего школьника; участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;

- широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);

- овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством)

- овладение опытом исследовательской и проектной деятельности

Планируемые результаты реализации программы:

- организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся во внеурочной деятельности;

- интегрированность общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения родного края;

- получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае;

- создание комплексной системы внеклассной работы по развитию и реализации интересов учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности;

- создание условий для развития ключевых компетентностей школьников

- отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых формах организации краеведческих материалов;

- приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;

- реализация социально-экологических проектов.

- духовно – нравственное развитие личности

Личностными результатами изучения являются:

установка на поиск решения проблем;

критичность;

развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметными результатами изучения являются:

способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;

способность осуществлять информационный поиск;

способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;

основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно

оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно

совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в

сообществах разного типа;

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Принципы реализации Программы

Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.

Способы определения результативности

  • Наблюдение за ребенком на занятиях;
  • текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
  • индивидуальная и групповая беседа с детьми;
  • опрос;
  • анкетирование;
  • викторина

Формы подведения итогов реализации Программы.

Результатом работы данного курса можно считать демонстрацию знаний и умений на открытом занятии для педагогов и родителей.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

I

Историческое краеведение

«Наш город»

«Наша Липецкая область»

15

9

5

4

10

5

II

Литературное краеведение

3

2

1

III

Экологическое краеведение

«Изучаем природу родного края»

8

3

5


Содержание программы

I  Историческое краеведение (24ч)

«Наш город» (15ч)

Воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь; Формирование

понятий о малой родине.

- прошлая и настоящая история г. Липецка;

- достопримечательности города;

- история возникновения Липецкого курорта

- история открытия железной руды

- предприятия города, их значение для края и страны;

Экскурсии в гимназический музей, по родному городу, в городской музей.

«Наша Липецкая область» (9ч)

Воспитание любви к краю, где ты живёшь.

- область на карте мира и России;

- символика края (флаг, герб)

- история Липецкой области в прошлом и настоящем;

- Великая Отечественная война в истории нашего края;

- достопримечательности Липецка

- о людях нашего края (первые переселенцы);

Экскурсия по Липецку

II  Литературное краеведение ( 3 ч.)

Разучивание стихов, песен о г.Липецке, о Липецкой области.

Выступление с концертом перед учащимися начальной школы.

III  Экологическое краеведение. ( 8 ч.)

«Изучаем природу нашего края».

- растительный и животный мир края, охрана природы;

- игра-путешествие по Липецкому морю;

- обитатели рек, озёр и моря родного края;

- природа заповедников, меры по охране природы;

- Красная книга Липецкой области;

   Экскурсия по берегу реки   Воронеж,  Дон

   Акция по очистке берега реки от мусора.

Условия реализации программы

Условия набора:

В группу принимаются все желающие дети без предварительного отбора (на основании заявлений родителей). Основной формой работы с детьми является занятие.

                   Результаты изучения курса «Краеведение»

            к концу 2 класса учащиеся получат возможность:

                     Личностные              Метапредметные                 Предметные

                      результаты              результаты                             результаты

Знать  – о формах проявления          - знать о ценностном        -культурные

              заботы о человеке при          отношении к истории        традиции прошлого

              групповом                                    и культуре;        и настоящегосвоего

              взаимодействии;                    -осознать свою        народа;

            - о принятых в обществе         причастность к        -символику;

             нормах отношения к                истории , понять, что        -выдающихся

             природе, к памятникам           и они являются        земляков;

               истории и культуры, к          носителями истори-        -историю своей семьи,

           людям других поколений        ческой памяти;        города , края;

              и социальных групп;        -познакомиться с        -культурные и

            - правила поведения на              благородными        промышленные

              занятиях; экскурсиях, в        образцами служения        предприятия;

                 походах;        Отечеству;        -профессии;

            - правила общения,        -знать о традициях        -растительный и

            -о правильном        памяти событий        животный миркрая,

              отношении к        Великой        занесённые в Красную

             собственным ошибкам,        Отечественной войны;        книгу Липецкой

               к победе, поражению.        -о способах         области

        самостоятельного

                                                                    поиска и нахождения

        информации в

                справочной литератур

Уметь    - анализировать и        -планировать свои        - готовить небольшие

                  сопоставлять,        действия в        сообщения, доклады,

              обобщать, делать               соответствии с        рассказывать об

             выводы, проявлять             поставленной        истории семьи.города

             настойчивость в        задачей;        края;

             достижении цели;        адекватно        -проводить

                -соблюдать        воспринимать        исследования;

                 дисциплину;        предложения и         -создавать проектные

              - правильно        оценку учителя,        работы;

           взаимодействовать с        товарища,родителя и        -работать с картой;

         партнерами по команде        других людей;        -ориентироваться

        (терпимо, имея        -контролировать и         на местности;

      взаимовыручку и т.д.);        оценивать процесс и

         - выражать себя в        результат

      различных доступных и        деятельности;

             наиболее        -договариваться и

      привлекательных видах        приходить к общему

          деятельности        решению в совместной

                 деятельности;

                -сформулировать

        собственное мнение

        и позицию

Применять – быть сдержан-        -заниматься        -иметь

ным ,терпеливым,        природосберегающей        первоночальный

вежливым в        и природоохранной        опыт

процессе взаимодей-        деятельностью;        самореализации

ствия;        -иметь нравственно-        различных видах

-подводить        этический опыт        деятельности;

самостоятельный        взаимодействия         -участвовать

итог занятия;        со сверстниками ,        в различных

анализировать и         старшими и младшими        проектах,

систематизировать        детьми , взрослыми        конференциях,

полученные умения        в соответствии         исследованиях,

и навыки;        с общепринятыми        конкурсах,

- управлять другими        нравственными        олимпиадах;

людьми и брать         нормами        -использовать

на себя ответствен-        накопленные

ность за других         знания на уроках

людей.        окружающего

        мира.

Система  отслеживания результатов

- включенность учащихся во внеурочную деятельность, посещаемость;

- результативность участия в мероприятиях, выставках, конкурсах различного уровня;

- рост социальной активности обучающихся;

- уровень сформированности коммуникативных  компетентностей, креативных и организаторских способностей

- уровень развития и сплочения ученического коллектива, характер межличностных отношений;

- сформированность     рефлексивных навыков (ценности здоровья и ЗОЖ);

- удовлетворенность учащихся и  родителей деятельностью кружка.

журнал внеурочной деятельности

дипломы, грамоты, итоговые приказы

анкетирование

тестирование

педагогическое наблюдение

сочинение

анкетирование

Ежемесячно

По мере проведения

Январь, май

Апрель

Еженедельно

Март

Май

Управление Программой

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» ориентирована на достижение  воспитательных результатов 1 уровня. 

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Содержание

Способ достижения

формы деятельности

Способы оценки

Первый уровень результатов - школьник  знает и понимает общественную жизнь. 

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа, лекция, участие в обсуждении

Наблюдение,

анкетирование

Методика «Беседа о школе»  (Т.А.Неженовой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Вагнера)

В качестве диагностических  приемов и методик мониторинга используется:

-педагогическое  анкетирование;

-контрольно-оценочные методики;

-тесты  

Список рекомендуемой  литературы

Российский образовательный портал; http://edu.1september.ru/ Педагогический университет

«Первое сентября»;

http://festival.lseptember.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;

http://www.researcher.ru/index.html Исследовательская деятельность школьников»;

http://lit.lseptember.ru/index.php. Газета «Начальная школа» (Издательский дом «Первое

сентября»);

http://rus.lseptember.ru.«Начальная школа » (Издательский дом «Первое сентября»);

http://mega.km.ru «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Липецкая область — Википедия

Красная книга Липецкой области.__

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Краеведение»

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Календ.сроки

По плану

Фактич

По плану

Фактич

I

Раздел «Историческое краеведение»

Наш город.

15

1.

Моя гимназия.

1

2

Музей гимназии.

1

3.

Из истории образования города Липецка.

1

4.

История возникновения Липецкого курорта.

1

5.

Выпуск газеты «История возникновения Липецкого курорта»

1

6.

Чьи имена носят улицы города Липецка»

1

7.

Достопримечательности нашего города.

1

8.

Достопримечательности нашего города.

1

9.

Экскурсия по городу.

1

10.

Липецк- мой любимый город.

1

11.

Экскурсия в Краеведческий музей города.

1

12.

История города липецка.

1

13.

Создание проекта «Наш город»

1

14.

Предприятия города.Их значение для края и страны.Профессии наших родителей.

1

15.

Игра-викторина «Знаешь ли ты свой город?»

1

Наша Липецкая область.

9

16.

Географическое положение Липецкой области.Наш край на карте мира, России.Символика края(флаг,герб)

1

17.

Липецкая область в прошлом.

1

18.

Великая отечественная война в истории нашего края.

1

19.

Великая отечественная война в истории нашего края.

1

20.

Люди нашего края.

1

21.

Достопримечательности Липецкой области.

1

22.

Достопримечательности Липецкой области

1

23.

Экскурсия по Липецку.

1

24.

Экскурсия по Липецку.

1

II

Раздел «Литературное краеведение»

3

25.

Стихи и песни о нашем городе.

1

26.

Стихи и песни о нашем крае.

1

27.

Концерт «Мой край родной»

1

III

Раздел «Экологическое краеведение»

8

28.

Игра-путешествие по Липецкой области.

1

29.

Почему вода в реке Воронеж грязная?

1

30.

Игра- путешествие по Липецкому морю (Матырскому водохранилищу)

1

31.

Кто в реках . озерах и в море живет?

1

32.

Экскурсия по Галичьей горе.Акция по очистке берега реки Дон от мусора.

1

33.

Нижний парк- краса нашего города.

1

34.

Отчетная выставкарисунков , проектов , газет участников занятий «Краеведение»

1

35.

Обобщение изученного

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Программа по краеведению доступна для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение" для учащихся 4 класса, УМК любой, направление духовно-нравственное...

Программа внеурочной деятельности "Краеведение" 2-4 классы. 102 ч.

Рабочая программа курса "Краеведение" составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение"

В авторской программе представлена работа с детьми во внеурочное время по курсу "Краеведение", направленная на реализацию требований   ФГОС .  Культура русского и бурятского н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Краеведение» по общеинтеллектуальному направлению.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Краеведение»  по общеинтеллектуальному направлению для 2го класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение»

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» в 3 классе разработана на основе ФГОС НОО, основной образовательной программы начального общего образования, мето...