Главные вкладки

    Вода - наш друг и враг
    план-конспект занятия по теме

    Морозова Светлана Николаевна

    Устный журнал. Рассматривается вопрос техники безопасности на водоемах. Можно провести в оздоровительном лагере.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon voda.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: повышение эффективности работы по обеспечению безопасности и уменьшению возникновения опасных случаев на водных объектах.

    Ход мероприятия.

    Вступительная часть.

      Вода -  наш друг и враг. Жизнь без воды на Земле невозможна. В тоже время вода ежегодно в нашей стране уносит жизни тысяч людей, в том числе детей.

      О ней, о воде, доброй и коварной, наш устный журнал.

    Страница первая.

    «Вода – наш друг»

        Всем известно, что вода – это жизнь, вода – источник бодрости, спутник здоровья. Систематическое применение водных процедур – надежное профилактическое средство против случайных охлаждений тела. Не зря бытует поговорка: «Кто с водой холодной дружит, тот простуды не боится». Водные процедуры, многогранно воздействуя на организм, улучшают терморегуляцию, обмен веществ, работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Плавание считается лучшим «лекарством» против бессонницы и других спутников различных нервных заболеваний. Человек после плавания в воде становится бодрее, энергичнее. В народе говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

    Страница вторая.

    «Правила купания»

       Наступили жаркие летние дни, и миллионы людей  отправляются на берега многочисленных морей, рек, озер, прудов и прочих водоемов. Люди тянутся к воде.

       Независимо от вида водоема, будь то море, река, озеро, пруд, и места купания: на пляже, в бассейне, в походе, каждый человек должен знать и неукоснительно соблюдать правила поведения и меры безопасности на воде.

    Нарушение правил купания и плавания ведет к несчастным случаям, к гибели на воде.

    •    Первое купание нужно начинать в безветренную солнечную погоду при температуре воды не менее 18-20 градусов. В воде не следует оставаться более 1-5 минут. Длительность времени последующих купаний можно доводить до 15 минут.
    •    Купаться рекомендуется два раза в сутки – утром и вечером, в заведомо безопасных или специально отведенных для этого местах.
    •    Вода в выбранном для купания месте должна быть прозрачной, дно чистым, без коряг, подводных камней, свай, водоворотов, ям, заструг и т.п.
    •    Следует избегать купания в одиночку, так как в случае беды оказать помощь будет некому.
    •    После приема солнечной ванны нельзя бросаться в воду сразу; купание можно начинать только после некоторого отдыха в тени или сделать обтирание холодной водой в области сердца.
    •    Никогда не следует толкать кого-либо в воду, в особенности неожиданно, так как эта шалость может вызвать у людей, очень чувствительных к холодной воде, шок со смертельным исходом.
    •   Никогда не следует подплывать к водоворотам – это самая большая опасность на воде.
    •    Нырять можно лишь в местах, специально для этого отведенных и оборудованных. Прыгать головой в воду с плавучих сооружений опасно, так как под водой  могут быть опасные для жизни предметы.
    •    Очень опасно купаться и плавать в пьяном виде. «Пьяный в воде – наполовину утопленник» - говорит мудрая народная пословица.
    •    Большая опасность – купание и плавание с досками, бревнами, надутыми резиновыми автомобильными камерами и надувными средствами.

           Детям  в лагере во время организованного купания запрещается:

     -    быть на пляже без головных уборов;

     -  входить в воду и выходить из воды самостоятельно, без разрешения ответственного;

     -   заплывать за установленные знаки ограждения, подплывать к шлюпкам;

     -   пользоваться ластами, маской, трубками;

     -  допускать грубые шалости с песком, подавать ложные сигналы бедствия;

     -  использовать для плавания различные подручные средства.

           Помните: находясь у воды, никогда не забывайте о собственной безопасности, будьте предельно осторожны!

    Страница третья.

    «Первая помощь при утоплении»

       Вода не прощает неосторожности. Для тех, кто не умеет плавать  или плохо плавает, вода – опасная стихия. Она строго наказывает тех, кто переоценивает свои силы или недооценивает опасностей, с которыми сопряжена любая прогулка по морю, озеру или реке на яхте, шлюпке, лодке.

        Если не соблюдать все правила и меры предосторожности, то вероятна возможность несчастного случая на воде - утопление. Утопление относят к водным травмам. Общей особенностью водных травм является их зависимость от возраста (чаще тонут дети),   пола, состояния организма (прием алкоголя, наркотиков, болезни, травмы), от времени года и погоды, от состояния атмосферы, течений воды и т.д.

       Находясь под водой, человек задерживает дыхание, насколько может, а затем делает вдыхательное  движение, во время которого вода входит в его дыхательные пути. При последующих дыхательных движениях вода заполняет легкие и наступает удушение.

       Спасая утопающего, нужно соблюдать известные правила. (Желательно показать таблицы-иллюстрации).

    -  Прежде всего, ему бросают спасательные круги, конец веревки и пр. Если этих предметов под рукой нет или тонущий впадает в бессознательное состояние, нужно плыть ему на помощь. Подплывать к утопающему надо очень осторожно, причем непременно сзади, так как он может  инстинктивно ухватиться за спасающего и потянуть его с собой на дно. Удобнее всего положить голову утопающего к себе на грудь и поддерживая его одной рукой, плыть на спине к берегу.

    -  Когда пострадавшего удалось вытащить на берег, его нужно освободить от стесняющей дыхание одежды, затем освободить полость рта от посторонних предметов, очистить от ила и слизи.

    - Пострадавшего кладут животом на валик (бревно) или на колено так, чтобы голова его свешивалась вниз и, нажимая на спину под лопатками, способствовать удалению воды из легких и желудка. При этом надо следить за положением его головы, чтобы рот и нос не были закрыты.

    -  Затем приступают к искусственному дыханию. Из методов искусственного дыхания в настоящее время широко используют способ «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Под плечи пострадавшего надо положить какой-либо предмет, чтобы голова его слегка запрокинулась назад.

     -  При остановке сердечных сокращений производят непрямой массаж сердца.

    -  Одновременно начинают согревать пострадавшего: растирают его щетками или жесткими полотенцами, смоченными спиртом, обкладывают грелками или бутылками с горячей водой.

    - По возвращении сознания пострадавшего укладывают в теплую постель, обкладывают грелками, дают ему выпить горячий чай или кофе.

       Оживление утонувшего возможно в течение 20 мин и более.

    Страница четвертая

    Викторина

    Какие из этих рекомендаций         верные? Отвечайте «да» или «нет»

    1. Дети должны купаться под присмотром взрослых.
    2. Купаться нужно в незнакомых местах, потому что там интереснее.
    3. Нельзя купаться в очень холодной воде.
    4. Лучше купаться в одиночку, чтобы никто не мешал.
    5. Купаться можно только в чистых водоемах.

    Закончите высказывания.

    1. Купайтесь только под присмотром … (взрослых).
    2. Не плавайте в … (незнакомом  месте).
    3. От холода может свести ногу, поэтому не купайтесь в очень … (холодной воде).
    4. Лучше купаться не в одиночку, а с … (друзьями).
    5. Купаться в загрязненной воде опасно для здоровья – купаться можно только в … (чистых водоемах).

    Заключительная часть

       Итак, ребята, давайте еще раз повторим, как нужно вести себя на водоеме, чтобы с тобой не случилась беда?

       Как оказать помощь утопающему?

       После проведения викторины детям предлагается принять участие в конкурсе рисунков и плакатов «Как нужно купаться?»

    Литература.

    1. Белиц С.В. «Мы учимся плавать». М., 1987.
    2. Лаптев А.П. «Закаливайтесь на здоровье». М., 1991.
    3. Похлебли В.П. «Уроки здоровья». М, 1992.
    4. Трушкин А.Г. «Физкультурно-оздоровительная работа в летних лагерях», М., 2006.
    5. Фирсов З.П. «Плавание для всех. М., 1983.
    6. Фридман М.Г. «Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха».М., 1991.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Огонь - наш друг и враг"

    Презентация для внеклассного занятия о пожарной безопасности для детей...

    Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

    Цели мероприятия:Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.Прививать навыки ост...

    Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

    Почему огонь называют добрым волшебником и беспощадным врагом?...

    Вода-наш друг и враг

    урок здоровыя...

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...

    Классный час на тему «Вода – наш друг и враг. Правила безопасности на воде»

    Формирование экологической культуры, бережного отношения к водным запасам Земли и серьезного отношения к собственной жизни и безопасности других людей....