Классный час на тему «Вода – наш друг и враг. Правила безопасности на воде»
классный час (1 класс) по теме

Батина Надежда Александровна

Формирование экологической культуры, бережного отношения к водным запасам Земли и серьезного отношения к собственной жизни и безопасности других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_-_drug_i_vrag.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Екимовичская средняя школа»

Рославльского района Смоленской области.

Классный час на тему

«Вода – наш друг и враг.

Правила безопасности на воде»

Класс 1.

Дата проведения

06.05.16

Кл. руководитель

Батина Н.А.

2015 – 2016 учебный год.

Цель:

Создать условия для формирования экологической  культуры, бережного отношения  к водным запасам Земли  и для формирования серьезного отношения к собственной жизни и  безопасности других людей.

Задачи:

  1. Показать роль  воды в природе и жизни человека.
  2. Раскрыть причины необходимости бережного отношения к водным запасам Земли.
  3. Познакомить с правилами безопасного поведения на воде в теплое время года, с причинами несчастных случаев на воде; создать представление о действиях в случае опасности.

  1. Постановка цели и задач классного часа.

Сегодня мы поговорим на очень волнующую тему. Чтобы узнать, о чем мы будем беседовать, я предлагаю вам разгадать загадки.

  1. Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая? (вода)

                 2.Не конь, а бежит.

                    Не лес, а шумит.  ( река)

3. Бежит, ревёт и падает вниз.  ( водопад)

                4. Не вода и не суша

                    На лодке не уплывёшь

                     И ногами не пройдёшь.    ( болото)

Учитель : Так о чем мы будем говорить?  ( Дети: « О воде»)

Учитель: И не просто о воде, а о  том, как она нам помогает и какие несёт опасности.

Тема нашего кл. часа «Вода – наш друг и враг»

  1. Обсуждение вопроса о пользе воды и необходимости её сбережения.

Учитель: Вода – самая удивительная на земле жидкость, бесценный дар природы. Она ничего не стоит, лишь, когда её много.

Но когда её нет, ничего дороже и важнее для нашей жизни не найти. Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Если исчезнет вода – исчезнет жизнь. Наша планета станет безжизненной.

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды - жить нельзя нам без …./воды/.

Балахонов Артем:

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда,
Всем везде нужна вода!

Учитель: Я начала разговор о воде, как о бесценном даре природы. А как вы думаете, природа долго сможет преподносить нам этот подарок. Почему?

Учитель: А теперь рассмотрим такой случай:

«Саша пришёл на берег реки и увидел, что его друг бросал в воду камни и глину.

- Что ты делаешь?- спросил Саша.

- Играю, - ответил друг.

- Ты разве не понимаешь, что загрязняешь воду, а ведь она даёт воду всему  нашему городу.

- Странно!- сказал друг, но бросать больше не стал.»

Учитель : Что вы можете сказать об этой ситуации ? Как ещё загрязняется  вода?  ( Ответы детей)

А вот ещё одна ситуация.

«Учитель попросил Диму принести из школьной библиотеки книгу. Дима вышел в коридор, было тихо. Он услышал, что где-то течёт вода. Дима решил посмотреть. Оказалось, что кто-то забыл закрыть кран. Большая струя  воды текла в раковину, а брызги летели в разные стороны. Дима закрыл кран, взял книгу в библиотеке и вернулся в класс.»

Учитель: Что вы можете сказать об этой ситуации?  ( Ответы детей)

Учитель: По расчетам специалистов на одного человека в сутки нужно в среднем 250 литров воды. Представьте, что из вашего крана капает вода. Из-за  неисправного крана в сутки теряется 100 литров воды, а если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.

Учитель: Вот нехитрые правила, соблюдение которых позволит обеспечить водой наших потомков:

Закрывайте кран во время чистки зубов.

Вовремя устраняйте протечки.

Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты.

Не используёте токсичные удобрения в саду.

Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.

Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды.

 Пусть на земле не умирают реки

 И стороной обходит их беда.

 Пусть чистой остаётся в них навеки

 Студёная и вкусная вода.

  1.  Знакомство с правилами поведения на воде.

 Учитель: Но наряду с таким огромным значением воды в нашей жизни, вода ещё приносит много бед.

Во время весеннего паводка, сильных дождей разливаются реки. Вода затопляет дома, огороды, поля, сады. Конечно, это приносит людям большие убытки и неприятности. И уже совсем страшно, когда в воде гибнут люди. По статистике каждый год в России тонет не меньше 10 тысяч человек. Причиной гибели людей  является не соблюдение правил безопасного поведения в воде. Среди тонущих почти четвертую часть составляют дети. На воде надо быть очень внимательными. Вода ошибок не прощает.

  1. Обсуждение стихотворения:

Выступают 2 ученика.

У моста стоит Авось,
На другом конце – Небось.
Издают за вздохом вздох:
– Больно мост над речкой плох! –
Но Авось сказал: «Авось!» –
А Небось сказал: «Небось!».
Как взошли на середину,
Мост прогнулся –
И... в пучину!
Тем и кончился их риск –
Сколько шума, сколько брызг!
На реке потом лучистой
Пузыри всплывали быстро...
Так пошли друзья ко дну
Под водой делить вину...
На Авось и на Небось
Коль понадеялся, то брось!!!

(И.Емельянов)

– В чем заключается основная мысль стихотворения?  А в чем  опасность на воде?  Оправдан ли риск на воде?

Что должен уметь человек, чтобы избежать беды на воде? (уметь плавать)

Большинство детей любят купаться и хотят научиться плавать. Другие – боятся войти в реку. Не бойтесь воды. Страх – плохой учитель. В то же время, чтобы избежать беды, купаясь в водоемах, необходимо соблюдать правила поведения.

Ну, во-первых нужно правильно выбрать место для купания.

  1. Просмотр мультфильма «Азбука безопасности. Место для купания» с последующим обсуждением.

 - Почему нужно купаться на оборудованных пляжах? (ответы детей… спасательная служба, могут оказать помощь в случае беды)

  1. Рассказ о спасателях.

Летом мы часто видим у реки спасателей. Они наблюдают за поведением людей и оказывают помощь, если кому-то вдруг стало плохо или человек начал тонуть.

Это очень сложная и ответственная работа, поэтому постарайтесь вести себя так, чтобы спасателям не пришлось выручать из беды вас. И еще запомните, что нельзя кричать: "Тону!" - если не происходит ничего серьезного. Спасатели бросятся к вам на этот крик, а в данное время в воде может оказаться человек, которому на самом деле понадобится помощь. Выясняя, что вы пошутили, спасатели потеряют силы и время.

Вот рассказ одного из таких людей.

(читают дети).

Глеб Иваныч, водолаз,

В день нырял по двадцать раз...

Спас он двести сорок взрослых

И детей три тыщи спас.

У него медаль и орден,

Но махнул он на медаль:

"Если кто-нибудь утонет -

Это будет очень жаль.

Целый день сижу на вышке -

Хулиганят ребятишки:

То воюют на плотах,

То нырнут не в тех местах,

Заплывают за буйки

И идут на дно реки...

Я искал бы лучше клад!

Рыбу я ловить бы рад!

Но в реке заместо рыбы

Должен я ловить ребят...

В общем, я скажу всем так,

Что купанье - не пустяк!"

Так закончил свой рассказ

Глеб Иваныч, водолаз.

- Что же надо делать, если на ваших глазах тонет человек?

Прежде всего, дать себе секунду на размышление. Нет ли рядом спасательного средства?

Им может быть всё, что увеличит плавучесть человека и что вы в состоянии до него добросить: веревка, спасательный круг и т.д.

Нужно кричать и звать на помощь

Нужно подбадривать потерпевшего, что вы идёте на помощь

А теперь коротко о том, как же надо спасать тонущего. Подплыв к утопающему, надо поднырнуть под него, и взяв сзади за волосы, транспортировать к берегу.  В случае, если утопающему удалось схватить  вас за руку, ногу, освобождайтесь и немедленно ныряйте – инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить, иначе можете утонуть оба. Если человек уже погрузился в воду, не бросайте попыток найти его в глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утопающий  был в воде не более 6 минут.

- О каких правилах упомянул в своем рассказе Глеб Иванович?

4. Просмотр мультфильма «Азбука безопасности. За бортом».

5. Правила безопасного поведения на воде.

Необходимо быть сосредоточенным, находясь в водоеме. По статистике, чаще всего тонут люди, умеющие хорошо плавать. Уверенность в себе может сыграть злую шутку, потому что человек уже не будет столь же внимательным, как тот, кто еще не овладел искусством плавания на 100 %.

Не паниковать и не бояться. Распространены случаи, когда люди теряют ориентацию, заплывая слишком далеко или пугаясь. Чтобы восстановить равновесие необходимо научиться отдыхать прямо на воде. Это довольно просто сделать. Нужно лечь на спину, раскинуть ноги и руки в стороны. Стараться дышать ровно. Передохнув таким образом и успокоив свое внутреннее состояние, можно продолжить путь к берегу.

Купаться сразу после еды не рекомендуется, лучше подождать 1,5 — 2 часа.

Нельзя купаться в открытых водоемах с температурой воды ниже 15 градусов. Это может привести к судорогам, холодному шоку и потере сознания.

Можно купаться только в специально отведенных для этого местах. Необходимо избегать незнакомых территорий, не нырять там. Ведь под водой могут находиться коряги, бревна и прочий мусор, за который легко зацепиться.

Не заплывать за буйки и специальные заграждения, отвечающие нормам безопасности.

Ни в коем случае нельзя прыгать и нырять с мостов, лодок и других сооружений, не приспособленных для этого.

Не стоит подплывать близко к лодкам, катерам и другим видам водного транспорта. Рядом с ними уровень воды повышается, при их отплытии человека может затянуть под воду.

Избегать заболоченных мест. Зачастую под водой прячутся тина и водоросли, в которых можно запутаться. Если это произошло, не надо пугаться, лучше позвать на помощь или медленно выбираться самому. Грести нужно у самой поверхности воды, а также делать частые остановки, чтобы освободиться от стеблей растений.

Запрещается резко входить в воду после длительного пребывания на солнце, организму необходима адаптация к перепаду температур.

Необходимо сообщить спасателям, если заметили в водоеме человека, ведущего себя странно или нетрезвого.

Следует избегать мест с сильным течением и водоворотами.

Нельзя входить в водоем во время шторма, сильного прибоя, непогоды.

Запрещается подавать ложные просьбы о помощи.

Нельзя баловаться в воде, толкать кого-то в воду, неожиданно подплывать под водой и тянуть вниз, а также топить в шутку. Шалости могут обернуться серьезными последствиями.

  1. Подведение итогов. Игра “Светофор».

Дети показывают красный или зеленый сигнал, согласны или нет.

Наступило чудо-лето,
Долгожданная пора!
Загорает, отдыхает,
Веселиться детвора!
Этим летом лучший друг
Пригласил меня на пруд.
«Говорят, - сказал он мне,-
Ничего плохого нет
Окунуться в жаркий день!
Соглашайся  же скорей!»
И вприпрыжку, и бегом,
Мы помчались босиком.
Наконец-то, вот и он!
Незнакомый водоем.
Только, - «Стоп!»,- сказал я другу,
Оглядевши все  вокруг.
«Говорили в школе нам,
Можно лишь купаться там,
Где есть пляж, и есть спасатель,
Чистый берег и буйки.
Ну а здесь, ты посмотри!
Знак стоит «Нельзя купаться».
Всюду мусор, всюду грязь,
И разбитое стекло,
непроверенное дно.
Я купаться не пойду.
И тебя я не пущу»
Наступило чудо-лето,
Долгожданная пора!
Загорает, отдыхает,
Веселиться детвора!
Этим летом не лежим,
Мы на речку поспешим!
За руку берем мы маму,
И на голову панаму,
И улыбку во весь рот!
Удивительный поход!
Вот и речка! А спасатель,
Там на вышке. На посту.
Не допустит он беду.
Чистый пляж, буйки в воде
Безопасно детворе.
В воду же! Скорей! Бегом!
С другом мы нырнем вдвоем!
Ах, как весело купаться,
Плавать и в воде плескаться!
Друг мой пошутить решил.
Понарошку утопил.
Я барахтался руками,
Я барахтался ногами.
Было страшно и обидно.
Было больно! Как не стыдно!
Так нельзя себя вести!
Так недолго до беды!
Помирились с другом. Вскоре
Мы отправились на море.
Там купались и плескались
На волнах вдвоем качались.
Только скучно стало другу.
За буйки заплыл он. Глупо!
Сил своих не рассчитал,
И, конечно же, устал.
Хорошо спасатель четко
Оказался в своей лодке,
До тонувшего доплыл,
Спас его и укорил.
«Правила ты должен знать:
За буйки не заплывать»
Чтоб в больнице  это лето
Не пришлось провести,
Сам запомни и друзьям
 всем своим расскажи.
Купаться можно только там,
Где это разрешается.
Недопустимы на воде
любые твои шалости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода-наш друг и враг

урок здоровыя...

Метапредметный урок (окружающий мир +литературное чтение + физкультура) 4 класс по теме "Правила безопасности на воде"

Конспект урока  (окружающий мир +литературное чтение + физкультура)  4 класс по теме  "Правила безопасности на воде". Материал для проведения внеклассного мероприятия....

Вода - наш друг и враг

Устный журнал. Рассматривается вопрос техники безопасности на водоемах. Можно провести в оздоровительном лагере....

«Огонь – друг или враг? Правила противопожарной безопасности»

Огонь – давний друг человека. Но об огне, как о друге мы не редко забываем. А ведь с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве....

Внеурочное занятие. Интернет: друг или враг? Правила безопасного использования Интернета.

Предложенное внеурочное мероприятие посвящено проблеме безопасности при использовании обучающимися сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз, о пра...

Презентация к внеурочному занятию "Интернет: друг или враг? Правила безопасного использования Интернета".

Презентация дополняет внеурочное занятие "Интернет: друг или враг? Правила безопасного использования Интернета"....