Главные вкладки

    Классный час на тему «Вода – наш друг и враг. Правила безопасности на воде»
    классный час (1 класс) по теме

    Батина Надежда Александровна

    Формирование экологической культуры, бережного отношения к водным запасам Земли и серьезного отношения к собственной жизни и безопасности других людей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл voda_-_drug_i_vrag.docx33.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Екимовичская средняя школа»

    Рославльского района Смоленской области.

    Классный час на тему

    «Вода – наш друг и враг.

    Правила безопасности на воде»

    Класс 1.

    Дата проведения

    06.05.16

    Кл. руководитель

    Батина Н.А.

    2015 – 2016 учебный год.

    Цель:

    Создать условия для формирования экологической  культуры, бережного отношения  к водным запасам Земли  и для формирования серьезного отношения к собственной жизни и  безопасности других людей.

    Задачи:

    1. Показать роль  воды в природе и жизни человека.
    2. Раскрыть причины необходимости бережного отношения к водным запасам Земли.
    3. Познакомить с правилами безопасного поведения на воде в теплое время года, с причинами несчастных случаев на воде; создать представление о действиях в случае опасности.

    1. Постановка цели и задач классного часа.

    Сегодня мы поговорим на очень волнующую тему. Чтобы узнать, о чем мы будем беседовать, я предлагаю вам разгадать загадки.

    1. Меня пьют, меня льют.

    Всем нужна я. Кто я такая? (вода)

                     2.Не конь, а бежит.

                        Не лес, а шумит.  ( река)

    3. Бежит, ревёт и падает вниз.  ( водопад)

                    4. Не вода и не суша

                        На лодке не уплывёшь

                         И ногами не пройдёшь.    ( болото)

    Учитель : Так о чем мы будем говорить?  ( Дети: « О воде»)

    Учитель: И не просто о воде, а о  том, как она нам помогает и какие несёт опасности.

    Тема нашего кл. часа «Вода – наш друг и враг»

    1. Обсуждение вопроса о пользе воды и необходимости её сбережения.

    Учитель: Вода – самая удивительная на земле жидкость, бесценный дар природы. Она ничего не стоит, лишь, когда её много.

    Но когда её нет, ничего дороже и важнее для нашей жизни не найти. Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Если исчезнет вода – исчезнет жизнь. Наша планета станет безжизненной.

    Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

    Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

    Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

    Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

    Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

    Чтобы не было беды - жить нельзя нам без …./воды/.

    Балахонов Артем:

    Не умыться, не напиться
    Без воды.
    Листику не распуститься
    Без воды.
    Без воды прожить не могут
    Птица, зверь и человек!
    И поэтому всегда,
    Всем везде нужна вода!

    Учитель: Я начала разговор о воде, как о бесценном даре природы. А как вы думаете, природа долго сможет преподносить нам этот подарок. Почему?

    Учитель: А теперь рассмотрим такой случай:

    «Саша пришёл на берег реки и увидел, что его друг бросал в воду камни и глину.

    - Что ты делаешь?- спросил Саша.

    - Играю, - ответил друг.

    - Ты разве не понимаешь, что загрязняешь воду, а ведь она даёт воду всему  нашему городу.

    - Странно!- сказал друг, но бросать больше не стал.»

    Учитель : Что вы можете сказать об этой ситуации ? Как ещё загрязняется  вода?  ( Ответы детей)

    А вот ещё одна ситуация.

    «Учитель попросил Диму принести из школьной библиотеки книгу. Дима вышел в коридор, было тихо. Он услышал, что где-то течёт вода. Дима решил посмотреть. Оказалось, что кто-то забыл закрыть кран. Большая струя  воды текла в раковину, а брызги летели в разные стороны. Дима закрыл кран, взял книгу в библиотеке и вернулся в класс.»

    Учитель: Что вы можете сказать об этой ситуации?  ( Ответы детей)

    Учитель: По расчетам специалистов на одного человека в сутки нужно в среднем 250 литров воды. Представьте, что из вашего крана капает вода. Из-за  неисправного крана в сутки теряется 100 литров воды, а если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.

    Учитель: Вот нехитрые правила, соблюдение которых позволит обеспечить водой наших потомков:

    Закрывайте кран во время чистки зубов.

    Вовремя устраняйте протечки.

    Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты.

    Не используёте токсичные удобрения в саду.

    Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.

    Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды.

     Пусть на земле не умирают реки

     И стороной обходит их беда.

     Пусть чистой остаётся в них навеки

     Студёная и вкусная вода.

    1.  Знакомство с правилами поведения на воде.

     Учитель: Но наряду с таким огромным значением воды в нашей жизни, вода ещё приносит много бед.

    Во время весеннего паводка, сильных дождей разливаются реки. Вода затопляет дома, огороды, поля, сады. Конечно, это приносит людям большие убытки и неприятности. И уже совсем страшно, когда в воде гибнут люди. По статистике каждый год в России тонет не меньше 10 тысяч человек. Причиной гибели людей  является не соблюдение правил безопасного поведения в воде. Среди тонущих почти четвертую часть составляют дети. На воде надо быть очень внимательными. Вода ошибок не прощает.

    1. Обсуждение стихотворения:

    Выступают 2 ученика.

    У моста стоит Авось,
    На другом конце – Небось.
    Издают за вздохом вздох:
    – Больно мост над речкой плох! –
    Но Авось сказал: «Авось!» –
    А Небось сказал: «Небось!».
    Как взошли на середину,
    Мост прогнулся –
    И... в пучину!
    Тем и кончился их риск –
    Сколько шума, сколько брызг!
    На реке потом лучистой
    Пузыри всплывали быстро...
    Так пошли друзья ко дну
    Под водой делить вину...
    На Авось и на Небось
    Коль понадеялся, то брось!!!

    (И.Емельянов)

    – В чем заключается основная мысль стихотворения?  А в чем  опасность на воде?  Оправдан ли риск на воде?

    Что должен уметь человек, чтобы избежать беды на воде? (уметь плавать)

    Большинство детей любят купаться и хотят научиться плавать. Другие – боятся войти в реку. Не бойтесь воды. Страх – плохой учитель. В то же время, чтобы избежать беды, купаясь в водоемах, необходимо соблюдать правила поведения.

    Ну, во-первых нужно правильно выбрать место для купания.

    1. Просмотр мультфильма «Азбука безопасности. Место для купания» с последующим обсуждением.

     - Почему нужно купаться на оборудованных пляжах? (ответы детей… спасательная служба, могут оказать помощь в случае беды)

    1. Рассказ о спасателях.

    Летом мы часто видим у реки спасателей. Они наблюдают за поведением людей и оказывают помощь, если кому-то вдруг стало плохо или человек начал тонуть.

    Это очень сложная и ответственная работа, поэтому постарайтесь вести себя так, чтобы спасателям не пришлось выручать из беды вас. И еще запомните, что нельзя кричать: "Тону!" - если не происходит ничего серьезного. Спасатели бросятся к вам на этот крик, а в данное время в воде может оказаться человек, которому на самом деле понадобится помощь. Выясняя, что вы пошутили, спасатели потеряют силы и время.

    Вот рассказ одного из таких людей.

    (читают дети).

    Глеб Иваныч, водолаз,

    В день нырял по двадцать раз...

    Спас он двести сорок взрослых

    И детей три тыщи спас.

    У него медаль и орден,

    Но махнул он на медаль:

    "Если кто-нибудь утонет -

    Это будет очень жаль.

    Целый день сижу на вышке -

    Хулиганят ребятишки:

    То воюют на плотах,

    То нырнут не в тех местах,

    Заплывают за буйки

    И идут на дно реки...

    Я искал бы лучше клад!

    Рыбу я ловить бы рад!

    Но в реке заместо рыбы

    Должен я ловить ребят...

    В общем, я скажу всем так,

    Что купанье - не пустяк!"

    Так закончил свой рассказ

    Глеб Иваныч, водолаз.

    - Что же надо делать, если на ваших глазах тонет человек?

    Прежде всего, дать себе секунду на размышление. Нет ли рядом спасательного средства?

    Им может быть всё, что увеличит плавучесть человека и что вы в состоянии до него добросить: веревка, спасательный круг и т.д.

    Нужно кричать и звать на помощь

    Нужно подбадривать потерпевшего, что вы идёте на помощь

    А теперь коротко о том, как же надо спасать тонущего. Подплыв к утопающему, надо поднырнуть под него, и взяв сзади за волосы, транспортировать к берегу.  В случае, если утопающему удалось схватить  вас за руку, ногу, освобождайтесь и немедленно ныряйте – инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить, иначе можете утонуть оба. Если человек уже погрузился в воду, не бросайте попыток найти его в глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утопающий  был в воде не более 6 минут.

    - О каких правилах упомянул в своем рассказе Глеб Иванович?

    4. Просмотр мультфильма «Азбука безопасности. За бортом».

    5. Правила безопасного поведения на воде.

    Необходимо быть сосредоточенным, находясь в водоеме. По статистике, чаще всего тонут люди, умеющие хорошо плавать. Уверенность в себе может сыграть злую шутку, потому что человек уже не будет столь же внимательным, как тот, кто еще не овладел искусством плавания на 100 %.

    Не паниковать и не бояться. Распространены случаи, когда люди теряют ориентацию, заплывая слишком далеко или пугаясь. Чтобы восстановить равновесие необходимо научиться отдыхать прямо на воде. Это довольно просто сделать. Нужно лечь на спину, раскинуть ноги и руки в стороны. Стараться дышать ровно. Передохнув таким образом и успокоив свое внутреннее состояние, можно продолжить путь к берегу.

    Купаться сразу после еды не рекомендуется, лучше подождать 1,5 — 2 часа.

    Нельзя купаться в открытых водоемах с температурой воды ниже 15 градусов. Это может привести к судорогам, холодному шоку и потере сознания.

    Можно купаться только в специально отведенных для этого местах. Необходимо избегать незнакомых территорий, не нырять там. Ведь под водой могут находиться коряги, бревна и прочий мусор, за который легко зацепиться.

    Не заплывать за буйки и специальные заграждения, отвечающие нормам безопасности.

    Ни в коем случае нельзя прыгать и нырять с мостов, лодок и других сооружений, не приспособленных для этого.

    Не стоит подплывать близко к лодкам, катерам и другим видам водного транспорта. Рядом с ними уровень воды повышается, при их отплытии человека может затянуть под воду.

    Избегать заболоченных мест. Зачастую под водой прячутся тина и водоросли, в которых можно запутаться. Если это произошло, не надо пугаться, лучше позвать на помощь или медленно выбираться самому. Грести нужно у самой поверхности воды, а также делать частые остановки, чтобы освободиться от стеблей растений.

    Запрещается резко входить в воду после длительного пребывания на солнце, организму необходима адаптация к перепаду температур.

    Необходимо сообщить спасателям, если заметили в водоеме человека, ведущего себя странно или нетрезвого.

    Следует избегать мест с сильным течением и водоворотами.

    Нельзя входить в водоем во время шторма, сильного прибоя, непогоды.

    Запрещается подавать ложные просьбы о помощи.

    Нельзя баловаться в воде, толкать кого-то в воду, неожиданно подплывать под водой и тянуть вниз, а также топить в шутку. Шалости могут обернуться серьезными последствиями.

    1. Подведение итогов. Игра “Светофор».

    Дети показывают красный или зеленый сигнал, согласны или нет.

    Наступило чудо-лето,
    Долгожданная пора!
    Загорает, отдыхает,
    Веселиться детвора!
    Этим летом лучший друг
    Пригласил меня на пруд.
    «Говорят, - сказал он мне,-
    Ничего плохого нет
    Окунуться в жаркий день!
    Соглашайся  же скорей!»
    И вприпрыжку, и бегом,
    Мы помчались босиком.
    Наконец-то, вот и он!
    Незнакомый водоем.
    Только, - «Стоп!»,- сказал я другу,
    Оглядевши все  вокруг.
    «Говорили в школе нам,
    Можно лишь купаться там,
    Где есть пляж, и есть спасатель,
    Чистый берег и буйки.
    Ну а здесь, ты посмотри!
    Знак стоит «Нельзя купаться».
    Всюду мусор, всюду грязь,
    И разбитое стекло,
    непроверенное дно.
    Я купаться не пойду.
    И тебя я не пущу»
    Наступило чудо-лето,
    Долгожданная пора!
    Загорает, отдыхает,
    Веселиться детвора!
    Этим летом не лежим,
    Мы на речку поспешим!
    За руку берем мы маму,
    И на голову панаму,
    И улыбку во весь рот!
    Удивительный поход!
    Вот и речка! А спасатель,
    Там на вышке. На посту.
    Не допустит он беду.
    Чистый пляж, буйки в воде
    Безопасно детворе.
    В воду же! Скорей! Бегом!
    С другом мы нырнем вдвоем!
    Ах, как весело купаться,
    Плавать и в воде плескаться!
    Друг мой пошутить решил.
    Понарошку утопил.
    Я барахтался руками,
    Я барахтался ногами.
    Было страшно и обидно.
    Было больно! Как не стыдно!
    Так нельзя себя вести!
    Так недолго до беды!
    Помирились с другом. Вскоре
    Мы отправились на море.
    Там купались и плескались
    На волнах вдвоем качались.
    Только скучно стало другу.
    За буйки заплыл он. Глупо!
    Сил своих не рассчитал,
    И, конечно же, устал.
    Хорошо спасатель четко
    Оказался в своей лодке,
    До тонувшего доплыл,
    Спас его и укорил.
    «Правила ты должен знать:
    За буйки не заплывать»
    Чтоб в больнице  это лето
    Не пришлось провести,
    Сам запомни и друзьям
     всем своим расскажи.
    Купаться можно только там,
    Где это разрешается.
    Недопустимы на воде
    любые твои шалости.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Вода-наш друг и враг

    урок здоровыя...

    Метапредметный урок (окружающий мир +литературное чтение + физкультура) 4 класс по теме "Правила безопасности на воде"

    Конспект урока  (окружающий мир +литературное чтение + физкультура)  4 класс по теме  "Правила безопасности на воде". Материал для проведения внеклассного мероприятия....

    Вода - наш друг и враг

    Устный журнал. Рассматривается вопрос техники безопасности на водоемах. Можно провести в оздоровительном лагере....

    Беседа на тему:"Правила безопасности на воде"

    Беседа на тему: "Правила безопасности на воде"...

    Внеурочное занятие. Интернет: друг или враг? Правила безопасного использования Интернета.

    Предложенное внеурочное мероприятие посвящено проблеме безопасности при использовании обучающимися сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз, о пра...

    Презентация к внеурочному занятию "Интернет: друг или враг? Правила безопасного использования Интернета".

    Презентация дополняет внеурочное занятие "Интернет: друг или враг? Правила безопасного использования Интернета"....