Статья на тему: " Проведение спортивно - оздоровительной работы с детьми"
статья (3 класс) по теме

Карпович (Шарапова) Анна Анатольевна

В статье говорится о том, что спортивно-оздоровительная работа в коррекционной школе имеет свои особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение спортивно – оздоровительной работы с детьми

     Спортивно-оздоровительная работа в коррекционной школе имеет свои характерные черты, комплексное решение оздоровительных, образовательных, коррекционных и воспитательных задач требует грамотного педагогического подхода.  Опорными точками служат учёт психофизических особенностей детей и состояния их здоровья, знание воспитателями методических основ построения двигательного режима учащихся. Воспитатели, работающие с детьми с ОВЗ, должны помнить, что, разносторонне воздействуя на организм ребенка, снимая напряжение после уроков, формируя моторные функции (координацию движений, мелкую моторику и т.д.), физические упражнения способствуют образованию новых функциональных связей, необходимых для обучения в школе.

     На каждого ребёнка должна быть заведена карта индивидуального сопровождения ребёнка, в которой собрана информация о его соматическом, психическом, социальном здоровье.

     На всех этапах педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью серьёзное внимание должно уделяться спортивно – оздоровительной работе. К спортивно-оздоровительным мероприятиям второй половины дня можно отнести:

-ежедневные прогулки на свежем воздухе, в которую включен спортивный час,

-экскурсии,

-занятия в зале ЛФК (лечебная и коррекционная физкультура, ритмика),

-спортивные мероприятия,

-физкультурная пауза на занятиях.

     Необходимым звеном спортивно-оздоровительной работы вспомогательной школы является спортивный час в группе второй половины дня. Во время его проведения у учащихся путем переключения на другой вид деятельности снимаются общее утомление и накопленное психическое напряжение, корригируются психо-физические отклонения в развитии, формируется жизненно необходимый двигательный багаж, развиваются двигательные способности. Однако максимальный оздоровительный эффект возможен только в случае правильного планирования распорядка дня учащихся и педагогически оправданной организации двигательной активности школьников. Спортивный час (во временном аспекте – 45 минут) запланирован в послеобеденное время не ранее, чем через час после приема пищи. Два раза в неделю он проходит в спортивном зале(спортивный кружок) и два раза в неделю как физкультурное занятие. Очень важно проведение такого рода физкультурного занятия на свежем воздухе. Только плохие погодные условия могут послужить причиной его проведения в спортивном зале или игровой комнате. Начинаю я его  с разминки. Содержанием разминки могут стать разновидности ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения, подвижные игры средней интенсивности, соответствующие по своему содержанию решению задач подготовки организма занимающихся к предстоящей работе и специально для этого дозированные. Основное отличие спортивного часа от урока физкультуры во вспомогательной школе, как и в других учебных заведениях, – отсутствие целенаправленного процесса обучения. Основную часть спортивного часа составляют различные упражнения без предметов и с предметами, беговые и прыжковые упражнения, лазания , игры и игровые эстафеты. Из подвижных игр учащимся любопытны простые игры, с понятным смыслом и не обремененные правилами, например: «Змея», «Наседка и цыплята», «Гуси-лебеди», «Пустое место», «Волк во рву», «Кто дальше?», «Кто быстрее?», «Охотники и утки», «Классики» и другие. В процессе оздоровительного часа следует предлагать занимающимся элементы спортивных игр, находящиеся в приемлемой для них зоне сложности. Мальчикам и девочкам нравится играть в футбол по упрощенным правилам, им доступны удары по воротам, им доступна игра в бадминтон. Для большего педагогического эффекта целесообразно применение нестандартных способов проведения оздоровительного часа. В зимнее время вызывают повышенный интерес у детей лепка снеговиков, строительство из снега крепостей и игра в снежки, катание на санках , весной и осенью – упражнения на нестандартном оборудовании «гимнастических городков» (лестницы, , горки, лабиринты, барьеры, вкопанные в землю шины, лавки, турники).  Использование оздоровительных сил природы позволяет не только получить необходимую физическую нагрузку, но и закаливающий эффект. В конце спортивного часа нужно отводить время для самостоятельной двигательной активности детей. Используя групповую и индивидуальную работу, наиболее подготовленным учащимся можно доверить самостоятельное выполнение безопасных с позиции травматизма упражнений и игр по интересам . В заключение обязательны подвижные игры низкой интенсивности, дыхательные упражнения, медленная ходьба, способствующие восстановлению организма занимающихся.

    Несмотря на непринужденную обстановку во время проведения оздоровительного часа, реализация физиологической потребности школьника в движении не должна быть спонтанной и импульсивной. Учитывая интересы детей, не следует идти у них «на поводу», в работе необходимо соблюдать системность и последовательность. Воспитатель должен тщательно продумать подбор средств в соответствии с направленностью и структурой занятия. Я считаю, что положительный результат зависит от знания педагогом особенностей построения физкультурных занятий и умения четко следовать им. Для правильной организации оздоровительного часа при подборе физических упражнений воспитатель должен учитывать состояние здоровья и психофизические особенности детей; зная визуальные признаки утомления, точно дозировать нагрузку, владеть навыками врачебно-педагогического контроля.

    Учитывая особенности детей, проведение физкультурной паузы на занятии в условиях классной комнаты должно быть хорошо продумано. Комплекс, как правило, включает до 5 упражнений, каждое из которых требует 4—6 повторений . Они могут выполняться сидя или стоя. При выполнении упражнений стоя, принимая во внимание неуклюжесть учащихся, выбирается такой способ их расположения, чтобы им не мешала школьная мебель, а они, в свою очередь, не мешали друг другу и могли быстро вернуться на свои рабочие места. В комплекс включаются упражнения на сгибание и разгибание пальцев рук, ног и туловища, расслабление кистей, движения головой. Необходимы дыхательные упражнения и упражнения для профилактики нарушения осанки. Положительный эмоциональный фон достигается путем произнесения веселых и простых стихотворных текстов, дублирующих или комментирующих движения.

Учитывая  непринужденную обстановку и степень усталости учащихся, их продолжительность может быть  до 7—8 минут.

    При проведении спортивных мероприятий для достижения наиболее рациональных, эффективных результатов воспитатель должен быть ориентирован в организации, методике и содержании такой работы. Для спортивных мероприятий каждый учащийся должен иметь спортивный костюм и спортивную обувь. При проведении спортивных мероприятий необходимо учитывать индивидуальные особенности и степень тяжести дефекта каждого ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Нельзя перегружать детей бегом или подскоками, так как это может привести к чрезмерным психоэмоциональным и сердечно-сосудистым перегрузкам.

     Интересные формы организации спортивно-оздоровительной работы улучшают настроение и поведение учащихся, противодействуют отрицательному влиянию длительных однообразных поз, за счет совершенствования техники основных двигательных действий положительно сказываются на расширении двигательных возможностей, способствуют формированию умений управлять своими движениями, что важно для повседневной жизни.

 Поэтому привлечение  детей с ОВЗ к активным занятиям физической культурой во второй половине дня, основанного на пробуждении положительного к ним интереса, должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы школы VIII вида. При этом подчеркну значение системного подхода к физическому воспитанию детей, направленного на коррекцию их двигательных нарушений и развитие личностных качеств. Для этого широко используются различные средства физической культуры. Но прежде чем использовать весь этот богатый арсенал, воспитателю  необходимо выделить специфические недостатки и особенности физического развития и двигательных навыков каждого конкретного ученика, так как успешность коррекционной работы с учащимися во многом определяется дифференцированным подходом к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проведения спортивно-оздоровительных занятий в начальной школе «Жизнь в движении»

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.Цел...

Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...

Спортивно-оздоровительная работа в школе.

Статья о проблемах сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни....

Спортивно-оздоровительная работа с младшими школьниками

Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников...

Научная статья Амраховой И.А. на тему: «Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии»

Роль музыкотерапии в учебно-воспитательном, коррекционно-развивающем и лечебно-компенсаторном процессах....

Содержание спортивно-оздоровительной работы с обучающимися начальной школы

Содержание спортивно-оздоровительной работы с обучающимися начальной школы на примере 1 класса...