Научная статья Амраховой И.А. на тему: «Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии»
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Амрахова Ирина Анатольевна

Роль музыкотерапии в учебно-воспитательном, коррекционно-развивающем и лечебно-компенсаторном процессах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_muzykalnaya_terapiya_amrahova_i.a.doc39.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Научная статья Амраховой И.А. на тему:

«Музыкотерапия в коррекционной работе

с детьми с нарушениями

в интеллектуальном развитии»

Музыкальное воспитание в специальном (коррекционном) детском доме является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-компенсаторные задачи.

Музыкальная деятельность способствует формированию у воспитанников коррекционных учреждений эстетические потребности, знания, умения, необходимые в повседневной жизни. Однако характерные для умственно отсталых детей-сирот клинические проявления интеллектуальной недостаточности, отклонения в эмоционально-волевой сфере и поведении обусловливают необходимость разработки специальных методов и приемов обучения. Чем раньше ребенок с нарушениями в развитии включится в музыкально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения. Помимо этого занятия музыкой предупреждают возникновение сопутствующих дефектов и нервно-психических расстройств.

Одним из ведущих факторов, определяющим выраженность и стойкость эмоционально-поведенческих расстройств у этих детей, является эмоциональная депривация (Р.А.Шпиц). она проявляется с самого раннего возраста и в сочетании с органической церебральной недостаточностью определяет специфические отклонения в эмоционально-личностном развитии ребенка. Важную роль в возникновении эмоциональной депривации детей, воспитывающихся в условиях интерната, играет специфическая недостаточность общения, что является причиной возникновения дефицита адекватных форм коммуникативного поведения. Поэтому многие воспитанники специальных учреждений отличаются малой контактностью в сочетании с внешней расторможенностью, навязчивостью, эмоциональной возбудимостью, агрессивностью.

Таким образом, одной из важнейших задач воспитания умственно-отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, является предупреждение развития патологического поведенческого стереотипа путем формирования коммуникативного поведения в процессе эмоционально-положительного взаимодействия с взрослым, прежде всего с учителем и воспитателем. Не менее важным для таких детей является развитие у них сочувствия, эмоциональной отзывчивости, чувства уверенности в себе и самоутверждения.

Музыка рассматривается как психокоррекционное средство, способствующее преодолению неадекватных форм поведения, связанных с эмоциональной депривацией умственно отсталого ребенка. Музыкально-коррекционное воспитание, осуществляемое систематически начиная с момента поступления ребенка в учреждение, направлено на предупреждение возникновения у него неадекватных форм поведения, оно способствует более успешному эмоционально-личностному развитию учащихся и улучшает их социальную адаптацию.

Музыкотерапия – один из видов арттерапии (терапии искусством), направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.

Коррекционное воздействие музыкотерапии может реализовываться в нескольких направлениях:

коррекции психосоматических нарушений (функции сердечно-сосудистой деятельности, психомоторики, вегетативной системы, дыхания и т.д.);

коррекции отклонений в психоэмоциональной сфере;

помощи в преодолении сложностей в социально-адаптационных проявлениях (коммуникативно-рефлексивных процессах);

активизации творческих процессов, повышения художественно-эстетических потребностей ребенка как пути самореализации.

Профилактический, лечебный и коррекционный эффект музыкотерапии заключается в возможности невербального реконструирования психотравмирующей для ребенка ситуации, моделирования его положительного эмоционального состояния, настроения, «поднятия» над своими переживаниями, страхами, трудностями общения, помощи в преодолении этих проблем.

Основная цель музыкотерапии применительно к ребенку с проблемами в развитии состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения, и связано это с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности.

В качестве коррекционного механизма рассматривается процесс творчества, познание его новых сторон, создание продукта как источника новых позитивных переживаний ребенка, связанных с изучением и реализацией возможностей в творческой экспрессии, рождение новых художественно-эстетических, креативных потребностей и способов их удовлетворения и через это познание своего Я.

Одной из принципиальных особенностей процесса музыкотерапии выступают последовательное развитие аффекта и изменение его спихологического содержания: от актуализации негативного проявления через эмоциональное отреагирование к формированию позитивного переживания, связанного с получением удовольствия, удовлетворения, с интересом ребенка к экспериментированию с формой выражения. Особенно ярко это выражается в активных видах музыкотерапии (вокалотерапии, инструментальной терапии).

Когда проблема ребенка лежит в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития (эмоциональной депривации, переживания эмоционального отвержения, чувства одиночества, повышенной тревожности, страхов, импульсивности эмоциональных реакций), то более эффективно на начальном этапе использование индивидуальных форм музыкотерапии. А когда сложности ребенка концентрируются вокруг социального приспособления (сложности коммуникативно-рефлексивной деятельности, наличие психотравмирующих межличностных внутрисемейных отношений, дисгармоничная, искаженная самооценка, негативная «Я-концепция»), то предпочтительнее применение подгрупповых форм музыкотерапии.

Характерной особенностью такого вида музыкотерапии является активное исполнительское участие ребенка в музыкотерапевтическом процессе: в пении или игре на простом музыкальном инструменте. Эффективность данного вида музыкотерапии определяется большими возможностями через музыкально-исполнительскую деятельность корректировать не только отклонения в психоэмоциональном развитии (эмоциональную лабильность, сниженный эмоциональный тонус, чувство одиночества), но и дисгармоническую самооценку, низкую степень самоприятия, проблемы в развитии коммуникативной сферы ребенка с проблемами.

Занятия вокалотерапией проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Они направлены не на овладение вокально-хоровыми навыками, а на формирование с помощью пения оптимистического настроения, умения радоваться жизни, выработку психологической устойчивости, расслабления и успокоения. С этой целью могут использоваться очень коротенькие песенки-формулы, которые способствуют гармонизации внутреннего мира ребенка посредством активной вокальной деятельности. Адаптированные песенки-формулы (из методики В.И.Петрушина) – «Формула радости», «Я хороший, ты хороший», «Колыбельная самому себе», основанные на самовнушении положительных установок, результативны в работе с детьми.

Помимо жизнеутверждающих песен-формул в сеанс с детьми могут быть включены знакомые оптимистические по содержанию детские песенки, которые ребенок или ансамбль (2-5 детей) могут исполнять под «живое» музыкальное сопровождение или под фонограмму. Такой вариант является коррекционной поддержкой, дающей возможность ребенку почувствовать уверенность в себе во время пения, наполниться положительными эмоциями от коллективного пения.

Сеансы инструментальной музыкотерапии основаны на процессе музыкального творчества, где акцент делается на уникальной роли «живой» музыки как средства коммуникации. Это музицирование в сочетании с выполнением  задач коррекции средствами инструментальной импровизации. Для этого выбираются инструменты, которые, будучи достаточно выразительными по звучанию, могут должным образом вознаградить усилия ребенка и не требуют специальной подготовки для игры на них. Это, например, барабан, бубен, ложки, колокольчик, треугольник – а также музыкальные инструменты, которые обладают большой ритмической силой, но в то же время передают эмоциональные нюансы.

Активное участие в музыкально-терапевтическом процессе самого ребенка, получающего возможность выразить непосредственно свое эмоциональное состояние и игрой на музыкальном инструменте, и пением, приводит к разрушению имеющегося внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния и коррекции трудностей в коммуникации со взрослыми и сверстниками.

Активная музыкотерапия во всех вариантах помогает формировать у ребенка оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение, с которым он мог бы жить, побеждая и радуясь. Активная музыкальная деятельность (пение, движения, игра на инструментах) обеспечивает возможность выстроить «Я - концепцию» в музыкально-творческом проявлении.

С точки зрения гуманистической направленности коррекционные возможности музыкотерапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, что помогает утверждать и познавать свое Я, является источником новых позитивных переживаний, обеспечивает рождение новых художественно-эстетических потребностей и способов их удовлетворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

Обобщение опыта работы по теме: "Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального развития"

В презентации обобщён опыт работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития"...

Статья "Пропедевтический период изучения истории детьми с нарушением интеллектуального развития".

Статья "Пропедевтический период изучения истории детьми с нарушением интеллектуального развития"....

Музыкотерапия в коррекционной работе со школьниками с проблемами в развитии

Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманитарного воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно – этиче...

"Формирование у детей доброго отношения друг к другу и уверенности в себе" (работа с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии)

Необходимость работы над этой темой продиктована тем, что современные дети разного возраста испытывают серьёзные затруднения в общении, в создании привязанностей, круга общения. Среди подрастающего по...

Статья на тему «Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии»

laquo;Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых...

Показатели эффективности воспитательной работы с детьми с нарушением интеллектуального развития.

Показатели эффективности воспитательной работы с детьми с нарушением интеллектуального развития....