Статья "Пропедевтический период изучения истории детьми с нарушением интеллектуального развития".
статья по истории по теме
Статья "Пропедевтический период изучения истории детьми с нарушением интеллектуального развития".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пропедевтика истории | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ДЕТЬМИ С НАРУШНЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Пропедевтика изучения истории — это подготовка учащихся к сознательному усвоению школьного курса истории (трудности в усвоении исторических знаний).
Если в общеобразовательную школу дети приходят с достаточно разнообразными представлениями не только о современной жизни, но и о прошлой, то у учащихся специальной (коррекционной) школы до начала обучения истории круг исторических представлений чрезвычайно узок и беден, а сами представления фрагментарны, неточны, порой искажены или вовсе отсутствуют, поскольку социальный опыт детей ограничен рамками личных потребностей. Нарушения познавательной деятельности не позволяют учащимся специальной (коррекционной) школы должным образом воспринимать и осмысливать многие явления и события общественной жизни, особенно если они отдалены во времени от современности. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в помощи при осмыслении окружающего мира и происходящих в нем процессов. В связи с этим, в условиях специального обучения возрастает роль пропедевтического периода, позволяющего подготовить школьников к изучению истории как самостоятельного предмета в 7—9 классах. Именно предшествующие шесть лет обучения становятся базой для обучения истории учащихся с нарушением интеллекта.
Пути расширения социального опыта, накопления общественно-исторических представлений и понятий достаточно разнообразны. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые (с классом) беседы по общественно-исторической тематике. Например, доступными и важными являются такие темы, как: «Моя семья в прошлом и настоящем», «Профессии наших родителей», «Для чего человеку надо трудиться», «С чего начинался наш город?», «Достопримечательности нашего района», «Праздники, которые мы отмечаем» и др.
Знания учащихся, приобретенные и уточненные в ходе таких бесед, обязательно подкрепляются различными видами деятельности: общественно полезным трудом, подготовкой и проведением праздников, посвященных знаменательным датам, событиям (Дню защитника Отечества, Дню Победы); активным изучением истории своего города, района; знакомством с его достопримечательностями, культурно-историческим наследием на прогулках, экскурсиях по городу, району, посещением музеев; просмотром видеофильмов, внеклассным чтением и т. п. Таким образом, разнообразные виды внеклассной работы позволяют учащимся накапливать сведения, на которые можно будет опираться в дальнейшем при изучении истории.
В задачу пропедевтического периода не входит формирование определенной системы исторических знаний (это задача уроков истории), но за это время накапливаются, уточняются, исправляются и расширяются первоначальные общественно-исторические представления и понятия школьников с нарушением интеллекта.
Пропедевтика изучения истории осуществляется на базе разных учебных предметов. На уроках математики формируются временные представления и понятия; на уроках русского языка происходит знакомство с текстом общественно-исторического содержания; на уроках географии — с положением Родины на карте мира и т. д.
Но главная роль в исторической пропедевтике принадлежит урокам объяснительного чтения. Именно в книгах для чтения для 2—б классов учащиеся черпают первоначальные представления и понятия еще до начала изучения курса истории. Но формирование этих представлений и понятий не является самоцелью. Эта задача решается лишь в процессе обучения детей чтению — правильному, осознанному, выразительному, что является главной целью уроков чтения.
Учитель истории должен знать, какой круг представлений и понятий сформирован у учащихся на уроках чтения во 2—6 классах, какими умениями и навыками работы с учебной книгой (текстом, иллюстративным материалом) и дополнительной литературой они овладели. Для этого необходимо проанализировать программу по чтению и развитию речи и книги для чтения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество классного руководителя и семьи в нравственном воспитании ребёнка с нарушениями интеллектуального развития.
Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего умственно отсталого ребёнка. Однако им не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представ...
Методическая разработка урока рисования для детей с нарушением интеллектуального развития "Коврик для собачки".
Методическая разработка урока рисования для детей с нарушением интеллектуального развития Коврик для собачки....
Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии
Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии ...
Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития
Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития...
ПРОБЛЕМЫ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В своей статье автор обращается к проблеме организации специального образования для младших школьников с нарушением интеллектуального развития....
Особенности воспитания учащихся с нарушениями интеллектуального развития
В статье рассматриваются особенности воспитания учащихся с нарушениями интеллектуального развития Специальная (коррекционная) школа VIII вида готовит учащихся к самостоятельной жизни, деятельнос...
Показатели эффективности воспитательной работы с детьми с нарушением интеллектуального развития.
Показатели эффективности воспитательной работы с детьми с нарушением интеллектуального развития....