Семья и родственные отношения. (классный час в 7 классе)
план-конспект занятия на тему

Задачи: 1. Создание представлений о семье, родственных отношениях, о роли семьи в жизни человека;
2. Развитие речи воспитанников, пополнение словарного запаса;
3. Коррекция межличностных отношений на основе развития способности оказать помощь и поддержку другому.
Оборудование: Мультимедийная презентация как средство наглядности, проектор, компьютер, дидактический наглядный материал: карточки – задания, таблицы, листики с дерева, цветные ленточки, дерево.

Ход занятия.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_rodstvennye_otnosheniya.docx18.71 КБ
Файл semya.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Семья и родственные отношения.

Задачи: 1. Создание представлений о семье, родственных отношениях, о роли семьи в жизни человека;
2. Развитие речи воспитанников, пополнение словарного запаса;
3. Коррекция межличностных отношений на основе развития способности оказать помощь и поддержку другому.
Оборудование: Мультимедийная презентация как средство наглядности, проектор, компьютер, дидактический наглядный материал: карточки – задания, таблицы, листики с дерева, цветные ленточки, дерево.

Ход занятия.
1. Орг. момент.
а) –
Здравствуйте, ребята.
- Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте обернёмся, поздороваемся с ними глазами, подарим свои улыбки и получим улыбки в ответ. На этой приятной ноте начнём наше занятие.
- И для начала нам нужно, что сделать? (познакомиться)
б) Знакомство «Зелёное дерево».
-
Это зелёное дерево. (слайд 1) Предлагаю на листочках подаренных деревом каждому написать имя, которым он хотел, чтобы его сегодня называли, (раздать листочки).
- Например, я хочу, чтобы вы ко мне сегодня обращались – Наталья Николаевна.
- Назовите ваши имена. Наше знакомство состоялось.
в) Позитивная установка.
-
Ребята, вы все красивые, доброжелательные, общительные и всё у вас обязательно получится!
г) Вводная беседа «Разные группы людей».
-
Чтобы определить тему нашего занятия, давайте рассмотрим несколько фотографий. (слайд 2)
- Кто изображён на этих фотографиях?
- Правильно, разные группы людей.
- Давайте дадим названия этим группам людей.
(рабочая бригада, операционная бригада, семья, молодожёны, друзья, одноклассники)
2. Основная часть.
а) Беседа о семейных отношениях.
- Сегодня мы будем говорить об одной из этих групп людей, а о которых именно, вы должны узнать из описания: «группа людей, связанных между собой узами родства или брака».
- Правильно. Мы будем говорить о семье, родственниках, т. Е. людях принадлежащих одной семье и о родственных отношениях (слайд 3)
- Семья – это большое сообщество родных людей. Назовите их.
- А теперь оглянитесь вокруг. Ничего необычного не видите? (карточки по классу)
- Снимите их и прикрепите на эту часть доски.
А теперь кто, какую карточку прикрепил, тот и прочтёт её.  (чтение карточек, осуждение)
- Все ли члены семьи вам знакомы?
- Давайте разберёмся в родственных связях.
- Встретились мужчина и женщина. Полюбили друг друга и решили создать семью. Теперь они стали  
МУЖ и ЖЕНА. У них родились ДЕТИ. Муж и жена стали для них МАТЬ и ОТЕЦ. Дети в семье друг другу БРАТ и СЕСТРА. У матери и отца есть родители. Детям они БАБУШКА и ДЕДУШКА, а дети им ВНУКИ. Родителей  мужа называют ВЁКОР и СВЕКРОВЬ. Родителей жены ТЕСЬ и ТЁЩА. Муж для родителей жены ЗЯТЬ. Жена для родителей мужа НЕВЕСТКА.

СВЁКОР                 ДЕДУШКА               СЕСТРА                МАТЬ
СВЕКРОВЬ           БАБУШКА                ТЕСТЬ
ЗЯТЬ                       ВНУКИ                      ТЁЩА
МУЖ                       ДЕТИ                          НЕВЕСТКА
ОТЕЦ                      БРАТ                          ЖЕНА
-
Итак, мы с вами составили таблицу родственных отношений в семье.
- В каждой семье есть главный человек. Как его называют?
ГЛАВА СЕМЬИ.
- Как вы считаете, кто может быть главой семьи? Почему (слайд 4)
- Значит глава семьи – это человек, который принимает ответственные решения, на которого можно положиться в трудный момент.
- А в ваших семьях кто является главой семьи?
б) «Подбери карточку к определению»
- Итак, продолжаем говорить о родственных отношениях в семье.
- Поиграем в игру.
- В конвертах находятся карточки. Достаньте и прочтите их.
- О ком говорится в карточках?
- Правильно, о родственниках.
- Я буду читать определение, а вы поднимаете ту карточку, которая, по - вашему, мнению, подходит к этому определению. Например, я читаю
ЖЕНА ПАПЫ. Кто это?
- Правильно, мама. Поднимаете ту карточку. Но к сожалению, не всегда так бывает, что жена папы это родная мама. Тогда мы говорим, что это…
- Правильно, мачеха.
- Понятно, тогда начнём?             (слайд 5)
МУЖ МАМЫ                                   (папа, отчим)
ОТЕЦ МАМЫ или ПАПЫ            (дедушка)
МАМА МАМЫ или ПАПЫ          (бабушка)
СЫН ПАПЫ или МАМЫ              (брат)
ДОЧЬ МАМЫ или ПАПЫ             (сестра)
СЕСТРА МАМЫ или ПАПЫ         (тётя)
БРАТ МАМЫ или ПАПЫ               (дядя)
- Молодцы! Так мы повторили родственные связи в семье.
в) Физминутка.  (слайд 6 - 12)
- Давайте немного отдохнём.
- Встаньте в круг. Начинаем делать погодный массаж.
- На улицы тепло, ясно, светит солнышко (поглаживание спины)
- Вдруг начал подниматься ветер (гладим в одну сторону, затем в другую)
- Стал накрапывать мелкий дождик (2 пальцами)
- Дождь усиливается (всеми пальцами)
- Пошёл проливной дождь (ладонями)
- Началась настоящая буря (сотрясание тела)
- Но вот всё успокоилось. Выглянуло солнышко (ладони на плечи)
- Спасибо, присаживайтесь.
г) Составление таблицы.
-
Продолжаем говорить о родственниках.
(слово – РОДСТВЕННИКИ, словарная работа. Чтение, подбор однокоренных слов)   (слайд 13)
- Все ли члены семьи являются родственниками?
- Родственники могут быть кровными и некровными.  (слайд 14)
- Как вы понимаете
кровные родственники?
- Правильно. Это люди, которые происходят от общих предков – и имеют определённое количество похожих по происхождению черт внешности, характера, привычек. Например, говорят «Похожи, как две капли воды».
- Кто же тогда некровные родственники?
- Это люди, которые появляются в процессе жизни, т.е. со стороны кого либо (мужа или жены)
- Вы поняли?
д)  Деление на команды.
- Чтобы перейти к следующему заданию нам нужно собрать осколочные картинки. Возьмите по 2 фрагмента одного цвета. У кого фрагменты красного цвета будут работать за  1 столом, а у кого синего за 2 столом.
- Вот мы и разделились на две команды: «КРАСНЫЕ»  и «СИНИИ».
- Выберете по 1 человеку от каждой команды для работы у доски.
Задание:
-
Представителям команды «СИНИХ» - выбрать из карточек на доске только кровных родственников и прикрепить их под словом «Кровные».
- Представителям команды «КРАСНЫХ» - выбрать из карточек на доске только некровных и прикрепить их под словом «Некровные».
- Остальные ребята собирают осколочные картинки.
- Что получилось у первой команды? Как вы определили, что это семья?
- Что получилось у вас? Почему?
- А теперь давайте проверим работу, которую выполнили ребята у доски.
- Все согласны с тем,  что получилось?
Таким образом, мы с вами выяснили, что члены семьи являются родственниками.
е) Задание:
- У вас на партах лежат таблицы. Вспомните всё, о чём мы сегодня говорили, вспомните свою семью, своих родственников и составьте таблицу, подобную той, что мы составили вместе на доске.
- Например, я вот так бы начала свою таблицу. (слайд 15)
- Понятно? Приступайте!
- Закончили?
- Посмотрите на свои таблицы, на таблицу соседа по парте: ничего странного не видите? Да, у вас заполнена колонка только с кровными родственниками. Как вы думаете, почему так получилось?
- Правильно. Жизнь ваша только начинается, и некровные родственники будут появляться позже. А первым некровным близким родственником, я думаю, будет ваш муж или жена!
3. Итог.
- О чём мы сегодня говорили?
- Что нового узнали на занятии?
Мы вспомнили свои семьи, своих родственников, разобрались в родственных отношениях.
- А как вы думаете, зачем человеку семья?
- Ребята, у каждого человека должен быть дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдём сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно здесь нас выслушают и поймут. Именно самым близким людям мы можем доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что нас волнует, посоветоваться с ними.
- Каждая семья – это  уникальное объединение людей разного возраста, основанная на кровнородственных отношениях. У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
- Вы становитесь, год от года, взрослее, и придёт время, когда вы тоже будете создавать свою семью. Пусть она будет большой, крепкой и счастливой, чтобы каждый из вас мог сказать: «Моя опора – моя семья!» (слайд 16)
- У разных народов есть обычай завязывать ленточку на счастье (слайд 17). Я предлагаю вам загадать желание и завязать узелок на счастье на нашем дереве. Может это будет желание о крепкой и дружной семье.
- Спасибо за работу!

Литература.


1.
Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – 3 – е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2007.
2. Е. О. Ярёменко, Е.К.Лобачёва. Родительские собрания. – М.: Экзамен, 2009.
3. И.А. Каиров, О.С. Богданова. Азбука нравственного воспитания. – М.: Просвещение, 1975.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Рабочая бригада Операционная бригада семья друзья молодожены одноклассники

Слайд 3

Семья. Родственные отношения.

Слайд 4

Глава семьи - человек, который принимает ответственные решения, на которого можно положиться в трудный момент.

Слайд 5

Муж мамы Папа/отчим Жена папы Мама/мачеха Отец папы или мамы Дедушка Мама папы или мамы Бабушка Сын папы и мамы Брат

Слайд 6

Дочь папы и мамы Сестра Сестра папы или мамы Тетя Брат папы или мамы Дядя

Слайд 14

Родственники кровные некровные

Слайд 15

Мои родственники Кровные: Некровные: Мама Валентина Папа Николай Брат Вячеслав Бабушка Мария Дедушка Александр Муж Виктор Свекровь Татьяна Свекор Сергей

Слайд 16

Семья - самое главное в жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс

Конспет урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  в 4 классе по теме "Род и семья - источник нравственных отношений" с приложением песни "Гимн семьи"...

"Терминология родственных отношений"

Исследованы 40 терминов родства.Указаны лексико-семантические отношения слов,рассмотрены классификации разных тематических групп...

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...

Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений" 4 класс

Урок  светской этики на тему: "Род и семья-исток нравственных отношений". Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности....

Светская этика, 4 класс ,урок «Род и семья – исток нравственных отношений»

Светская этика урок "Род и семья-исток нравственных отношений"...

Род и семья – исток нравственных отношений. Занятие для учащихся 4 класса.

Род и семья - исток нравственных отношений. Занятие для учащихся 4 класса в группе продленного дня. Занятие направленно на формирование у учащихся ценностного отношения в семье и семейным ценностям....