Доклад на тему "Механизмы развития творческой активности и творческих способностей во внеурочной работе".
учебно-методический материал на тему

Пономаренко Людмила Николаевна

Доклад на данную тему был представлен на педагогическом совете для учителей начальных классов. Автор: Пономаренко Л.Н.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Механизмы творческой активности и творческих способностей во внеурочной работе.

«Невозможно - это всего лишь громкое слово, 
за которым прячутся маленькие люди,
им проще жить в привычном мире,
чем найти в себе силы его изменить.
Невозможно - это не факт.
Это только мнение. Невозможно - это не приговор.
Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя.
Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!
В. Альфиери  
(Слайд №1).

     Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.

      Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей.

      Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность [1].

       Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, а именно творческих, лежит через приобщение всех детей с ОВЗ к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.

      Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов,  Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя  младших классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно  выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания [3]. По словам педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

       Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

        В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов и воспитателей. Именно мы  закладываем основы творческой деятельности, развиваем  креативные способности детей.

      Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого и поэтому целенаправленно способствовать развитию творчества у  ребенка может только школа, а точнее учитель и воспитатель.

       Чем богаче творческий потенциал  воспитателя, тем вероятнее, что он  обучит творчеству детей, выявит и  будет развивать у них творческие качества. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении - практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

       Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие развитие способностей  ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель и воспитатель должны с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

       Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру[2].

          Главная   задача   воспитателя — создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.

         При разработке планов внеурочной работы самыми активными участниками планирования своей будущей жизни в классе являются дети. С помощью различных игровых приемов я включаю учащихся в этот процесс. Ребята  ответственно относятся к подготовке тех дел, которые придуманы ими самими. Процесс планирования развивает у обучающихся умение и желание высказывать свое мнение, отстаивать его, учит детей считаться с мнением других. Приучать ребят к совместному планированию жизни в коллективе нужно начинать с первого класса, т.к. при такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Считаю, что именно такая насыщенная жизнь детского коллектива, с яркими  внеурочными мероприятиями скрепляет коллектив, создает основы для его прочного существования.

       Когда ребята играют роль, они пытаются, как актёры, «перевоплотиться», а не просто выразительно прочитать выученные  слова. Праздники помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе.                      В своей работе я делаю акцент именно на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость. В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребёнка ярче и вносит в неё разнообразие и радость. В роли артиста у детей появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений. Очень важным является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству  между ними. Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная связь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия.  При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля  радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное  поведение.

        Развивая творческие способности детей в театрализованной деятельности, можно  выделить следующие задачи:

 - Вызывать интерес к театрализованной  деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

  -Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности.

        - Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.

        - Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить,  обращаясь к партнёру), выполнять действия соответственно логике действия персонажей и с учётом места действия.

        - Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной  деятельности.

        - Сохранять творческий характер театрализованной  деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного образа [3].(Слайд № 2   ).

         Свою работу с детьми я осуществляю по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, снятию  сценического волнения. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности.

Для развития творческих способностей  предлагаю детям следующие задания:

Упражнения на напряжение мышц:

-  «рубить» дрова;

-  нести «тяжёлый» чемодан;

-  дотянуться до высоко висячего яблока.

Упражнения на расслабление мышц:

-  «заснуть» на стуле;

-  сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды;

Упражнения на развитие воображения:                                    

-  передавать друг другу  верёвку, произнося слово «змея!»

-  передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;

-  передавать друг другу пустую коробку и по очереди «вынимать» оттуда что-либо и обыгрывать это.

Работу над ролью  строится  следующим образом.

·          Знакомство с инсценировкой: о чём она?  Какие события в ней главные?

·         Знакомство с героями инсценировки: где они живут? Как выглядят? Какова их манера поведения?

·         Распределение ролей.

·          Составление словесного портрета героя;

·         Анализ поступков героя;

·         Работа над текстом: почему так говорит? О чём он в этот момент думает?

·          Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения  на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонация;

·         Подготовка театрального костюма [3].

           Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений дети постепенно овладевают средствами выразительности, развивают свои творческие способности, которые придадут уверенность в себе и своих возможностях, что несомненно поможет ребятам стать успешными и счастливыми во взрослой жизни. ( Слайд №   3 ).

      Поступая в школу, главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболезненному преодолению психологического барьера является использование игры. Поэтому я решила, что именно игровые ситуации помогают детям лучше усваивать материал и в своей работе также использую данный способ.

      Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи: 

  • Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ; 
  • Развитие эмоционально- волевой сферы; 
  • Обогащение представлений об окружающем мире; 
  • Формирование коммуникативных навыков; 
  • Формирование культурного поведения; 
  • Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики; 
  • Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций. ( Слайд №  4 ).

      Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности. 


      Для решения поставленных целей и задач  во внеурочное время использую следующие игры: 

а) – дидактические;

б) – сюжетные;

в) – ролевые;

г) – театрализованные;

д) – подвижные;

е) – конструктивные. ( Слайд №  5  ).

     Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.

    Функции игры:

  1. – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей. 
  2. – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено. 
  3. – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников. 
  4. – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. 
  5. – Развлекательная функция способствует  повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком. 
  6. – Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей. 
  7. – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка. ( Слайд № 6   ).

Развитие и коррекция воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья путём применения развивающих игр и упражнений  во внеурочной деятельности.

Некоторые виды работ из разных материалов, доступные для выполнения детьми. (Слайд № 7  ).

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных  техник  рисования. (Слайд № 8 ).


Нетрадиционные способы рисования 

  • «Пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой); 
  • «Смешивание красок»; 
  • «Отпечатывание»; 
  • «Точечный рисунок»; 
  • «Пластилинография»; 
  •  «Рисование по мокрой бумаге»; 
  • «Кляксография»; 
  • Аппликация, коллаж и т.д. ( Слайд №9    ).

Роль оригами в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья :
В настоящее время для реабилитации детей с ограниченными возможностями прибегают к направлению арт-терапии - оригами.
Оригами – увлекательное занятие не только для детей, но и для подростков и взрослых! 


В.А.Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это инструмент всех инструментов», - сказал еще Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. 


Значение оригами :

  • помогает развивать художественный вкус и логику; 
  • эффективно способствует формированию пространственного воображения и фантазию; 
  • развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплине; 
  • активизирует мыслительные процессы; 
  • совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев; 
  • развивается глазомер; 
  • воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; 
  • способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки; 
  • влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки. 

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как :

  • подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), 
  • ознакомление с элементарными геометрическими формами, 
  • развитие пространственного мышления, 
  • понятия относительности (больше - меньше, короче - длиннее и т.д.), 
  • художественного восприятия, 
  • глазомера, 
  • обучение коммуникативным навыкам, 
  • внимательности,
  • усидчивости и т.д. ( Слайд №10).

 Работы детей выполненные в технике оригами ( Слайд № 11 ).

      Дети чрезмерно подвижны, не могут спокойно высидеть во время занятий и 10 минут-значит надо давать выход энергии в физкультминутках. Я использую упражнения для осанки, пальчиковую гимнастику, для глаз, виброгимнастику и т.д.

       Школьная внеклассная работа включает в себя: работу классного руководителя и воспитателя,  кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга. 

      В отличии от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха. 

      В соответствии с годовым планом спортивно-оздоровительной работы на базе школы проводится много спортивных соревнований Все обучающиеся школы принимают в них активное участие, каждый по своим способностям. (Слайд № 12  ).

      Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность.  

       Таким образом, опираясь на анализ трудов ведущих психологов, педагогов и собственный опыт, можно прийти к выводу, что обучение творчеству возможно только в совместной деятельности воспитателя и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог не только демонстрирует различные творческие способы внеурочной деятельности, но организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений. От того, насколько добросовестно и профессионально воспитатель отнесётся к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей .

Литература:

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В.   Внеурочная деятельность школьников.

 М.:  Просвещение,  2010. – 223 с.

2. festival@1september.ru

3. Доронова Т.Н.  Развитие детей в театрализованной деятельности. М.

1999. – 80 с.