Программа воспитания и социализации
рабочая программа (3 класс) на тему

Шиллер Светлана Владимировна

Данная прграмма разработана мною на 2014-2015 учебный год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа434.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Егорьевского района Алтайского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Егорьевская средняя общеобразовательная школа"

Рассмотрено:

ШМО классных руководителей

Руководитель ШМО

__________Е.А.Ширяева

Протокол №

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

__________ М.П.Морозова

Утверждена:

Директор:

МОУ «Егорьевская СОШ»                                                                                  ____________И.О. Пронина                                                                                                 Приказ №

         

Программа

воспитания  и  социализации

«К добру все вместе»

Ступень: начальная

3 «В» класс

Срок реализации:1 год

                                                    Разработчик:  

                                                       Шиллер С.В.

классный руководитель 3 "В" класса

с. Новоегорьевское

2014г.

Характеристика  классного коллектива

         В  классе  15 воспитанников.  Из  них  10 девочек  и  5  мальчиков. Большая часть воспитанников — русские по национальности.       Двое ребят из опекунских семей. Двое – из неполных семей. Пятеро детей из многодетных семей.  Класс гетерогенного состава. Некоторые дети имеют заключения ПМПК об особенностях обучения.    

Большинство ребят  из благополучных семей. Дети очень общительные, проявляют самостоятельность в физическом труде. Много творческих ребят, которые любят что-то мастерить, петь, учатся играть на музыкальных инструментах. Посещают спортивные секции. Однако наблюдаются серьёзные проблемы в развитии классного коллектива. У воспитанников  в недостаточной степени сформировано чувство долга и ответственности. Дисциплина на уроках и вне занятий оставляет желать лучшего.  На перемене некоторые ребята обижают девочек, толкают друг друга, громко разговаривают, стараясь перекричать. Иногда допускают употребление нецензурных выражений, как мальчики, так и девочки. У мальчиков наблюдается жестокое обращение по отношению к девочкам. Другими словами, культура поведения в классе неудовлетворительная. В общественных местах некоторые воспитанники класса могут вести себя вызывающе и нескромно. Причины плохого поведения:  недостаточно сформированные понятия культуры поведения, духовно-нравственные ценности и правила общения; не понимание того, что является добрым отношением к окружающему миру; неумение сотрудничать с другими членами общества.

С самого первого дня существования классного коллектива приучаю ребят к тому, что если не понял, не выполнил, забыл, не принёс – обратись к однокласснику, к учителю, тебя выручат, тебе помогут, тебя поймут! Нужно быть добрым, а окружающие отблагодарят тебя своим добром.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • классный коллектив находится на средней стадии формирования, поэтому необходимы мероприятия по сплочению классного коллектива;
  • большинство воспитанников класса не умеют сотрудничать с окружающими,  культура поведения и навыки общения многих обучающихся  сформированы недостаточно;
  • в классе есть воспитанники, которые проявляют жестокость по отношению к окружающим.

Необходимо дальнейшее проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. В новом учебном году необходимо организовать работу по активному привлечению родительской общественности, а также различных организаций и социальных служб для эффективной работы с целью формирования у воспитанников системы ценностей, с позиции которых они будут  оценивать свои действия и поступки.

Анализ работы

2 "В" класс (2013-2014 уч.г.)

Цель и задачи, поставленные на учебный год

Способы их реализации

Итоги

Цель: обеспечить условия для  воспитания взаимопонимания и толерантности.

Задачи:

1.  Воспитывать обучающихся в духе мира, уважения прав человека, ответственности за себя и других; культуру здорового образа жизни.

2. Развивать умение отличать плохие поступки от хороших, соблюдать режим дня, следить за внешним видом.

3. Формировать бережное    отношение    к    окружающему,    учебным    принадлежностям    и школьному имуществу; способность

помогать друг другу, родителям.

Основной способ реализации поставленной цели и задач - это реализация самой программы воспитания и социализации, в частности работа по выделенным направлениям.

Считаю, что воспитание личности начинается с воспитания доброты в человеке.

Большое внимание уделяю индивидуальной работе с семьями учащихся.

Очень важным считаю вовлечение учащихся в общественную жизнь школы.

Дети стали уважительнее относится друг к другу.

Трудности возникают в формировании способности помогать друг другу, правильно и культурно общаться друг с другом, проявлять инициативу в сотрудничестве с окружающими (проблема - каждый сам за себя).

Уважительное отношение по      отношению к окружающим

Проявление инициативы в оказании помощи друг другу

Правильное и культурное общение друг с другом

Проявление инициативы в сотрудничестве

66,6 %

33%

46,6%

40%

I. Анализ эффективности целеполагания и планирования

воспитательного процесса в прошлом году.

В прошлом учебном году были выявлены следующие проблемы:

- жестокое обращение по отношению к девочкам со стороны некоторых мальчиков;

- одна из девочек слишком ярко проявляла лидерскую позицию  среди других воспитанников;

- воспитанники не проявляют активность в сотрудничестве;

- пассивное отношение со стороны большинства родителей к воспитательному процессу в классе.

Пути решения проблем:

- тесное сотрудничество с родителями;

- индивидуальные беседы с участниками конфликтов;

- проведение классного часа по теме: "Мы все разные, но все равны";

- проведение классного часа по теме: "Мальчик, мужчина - защитник";

- разработка программы воспитания и социализации обучающихся 3 В класса, направленной на воспитание доброго отношения к окружающему миру, к человеку, формирования умения сотрудничать;

- организация работы клуба «Родители и дети»;

II. Занимаются в кружках и секциях: 15 (в школе 15, вне школы 5)

III. Анализ развития коллектива класса.

Работа органов самоуправления  класса:

  • возглавляет работу органов самоуправления класса ответственный ученик, представитель школьного УСУ Солнцев Иван, учитель выступает в качестве сопровождающего;

  • Уровень сплоченности коллектива

Класс находится на средней стадии сплочённости классного коллектива.

  • Анализ психологических наблюдений

Коллективные взаимоотношения 

Класс разделился на две команды: мальчики и девочки. Однако два мальчика несколько обособленно держатся от остальных учащихся. Это связано с тем, что у них часто возникают конфликты с остальными воспитанниками.

Характер взаимоотношений воспитанников в целом 

В классе иногда происходят конфликты. Есть ребята, которые проявляют высокую самооценку и лидерскую позицию. Проблемы в этом вопросе возникают часто с Д.К. Это связано с тем, что она единственный ребёнок в семье, она окружена чрезмерным вниманием и опекой со стороны близких. Считает,  что у неё должно быть всё самое лучшее, что она должна быть «любимицей»  всех в классе.

Есть ребята, которые проявляют агрессию по отношению к другим ученикам, часто нарушают дисциплину, совершают отрицательные поступки.  Эти дети из многодетных семей.  Их поведение связано с тем, что они не получают достаточно внимания, а самое главное контроля со стороны близких, предоставлены сами себе в свободное от школы время.

Что касается остальных ребят, то они ведут себя доброжелательно по отношению к одноклассникам. Стараются уважать интересы и мнения одноклассников.

IV. Участие класса в общешкольных делах

Мероприятие

Время проведения

Количество участвовавших

Результат

Конкурсы рисунков: "Космос человеку", "Пожар - страшное слово".

Сентябрь, октябрь

6

Плисунова Света - 1 место, Елюбаева Люба - 3 место

Выставки:Ф "Семейные увлечения", "Гордимся своими родными",

Ноябрь, февраль

Весь класс

Благодарности за участие

"Конкурс эстафет ко Дню матери"

Ноябрь

8

3 место среди учащихся 2-х классов

«Конкурс - смотр строя и песни»

Май

Весь класс

1 место среди 2-х классов; Солнцев Иван  - лучший командир

Военно-спортивная игра «Зарничка»

Февраль

Весь класс

3 место среди 2-х классов

Конкурс "Мисс начальная школа"

Март

1

Гришина Анна  - "Мисс-улыбка-2014"

 Районная выставка: "Бабушкины руки просто клад, быть без дела не хотят;

Октябрь

1

Старикова Дарья - благодарность

Операция  "Фантик",

Декабрь

Весь класс

1 место

"Конкурс поздравительных газет" к Новому году

Декабрь

Весь класс

Благодарность за участие

Спортивные соревнования "Весёлые старты".

Декабрь

6 человек

3 место

Осенний кросс

Сентябрь

2 человека

Фёдоров Евгений 3 место, Чевтаев Артём 1 место.

Дело, вызвавшее наибольший интерес у детей

Сколько детей имели поручения

Участие в операции "Фантик"

Весь класс

"Конкурс - смотр строя и песни"

Весь класс

V. За прошедший учебный год заслуживают поощрение

Фамилия, имя ребенка

За что получил поощрение

Цыганков Максим

Стремление к культурному общению без употребления матерных слов

Плисунова Светлана

Стремление оказать любую посильную помощь одноклассникам

Гришина Анна

Хорошие показатели в учёбе

Солнцев Иван

Хорошие организаторские качества

VI. Анализ развития воспитанников класса

Уровень успеваемости:

отличников - 0

хорошистов- 7

троечников- 9

неуспевающих-0

В классе двое "новеньких" ребят: Антонова Кристина и Цыганков Максим. Дети успешно адаптировались к условиям нового классного коллектива.  У ребят уже к концу первой четверти появились друзья и подруги, с которыми они общаются не только в школе, но и вне её.

VII. Работа с родителями

              За прошедший учебный год проведено (количество):

- Родительских собраний: 5

- Заседаний родительского комитета: 4

Формы работы

Количество охваченных воспитанников  и родителей

Комментарий результата

Посещение семьи

15

Устранение проблемы  пропусков по неуважительной причине

Организация совместных досуговых мероприятий

3

Сплочение родительского и ученического коллективов.

Помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы

15

Организация ремонта в классе

Университет педагогических знаний: лекция, конференция, практикум, демонстрационные  уроки, педагогическая дискуссия (диспут), ролевые игры, День открытых дверей (суббота).

15

Разрешение всех накопившихся вопросов у родителей по поводу успеваемости, особенностях обучения и т.д.

VIII. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя

Формы воспитания

                                   Методы воспитания

Подвиды формы работы

Формирование убеждений, понятий, суждений, предъявление ребёнку мира через практические и словесные формы

Формирование опыта поведения, организация деятельности через наглядные практические формы

Формирование оценки и самооценки, стимулирование (субьективно-прагматический метод)

Мероприятия (проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия

беседы

+

+

+

дискуссии

+

+

+

анализ ситуаций, случаев, происшествий

+

+

+

экскурсии,

+

культпоходы

+

+

+

Дела (делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность).

трудовые десанты и операции

+

+

+

конкурс

+

+

+

спортивные игры

+

+

+

познавательные

+

Виды деятельности, наиболее предпочтительные для классного руководителя

№ п/п

Виды деятельности классного руководителя

1

2

3

4

5

1.

Формирование классного коллектива

+

2.

Организация внеклассных и внешкольных мероприятий

+

3.

Изучение индивидуальных особенностей воспитанников

+

4.

Работа с родителями (семьями) воспитанников

+

5.

Анализ социума

+

6.

Контроль за знаниями и учебными достижениями воспитанников

+

7.

Социализация и адаптация воспитанников

+

8.

Повышение собственной квалификации, научного и профессионального потенциала

+

9.

Участие в профессиональных объединениях педагогов-воспитателей

+

Сотрудничество со специалистами

а) медицинский работник школы: Мухина М.Н.

б) инспекторы ГИБДД:  Касташ Д.Ю., Гурьев С.Г.

в) солдаты военной части № 6720 г. Рубцовска

г) библиотекари: Маринкина Т.Н., Каргина Н.И.

д) студенты ААЭП

е) лейтенант полиции г. Рубцовска Дедусенко Н.В.

Какие профессиональные затруднения Вы испытывали в работе классного руководителя (выделите нужное жирным шрифтом):

а) диагностика (личности, классного коллектива, уровня воспитанности и т.д.);

б) анализ и самоанализ;

в) планирование воспитательной работы;

г) работа с родителями;

д) внутришкольное взаимодействие;

е) самоуправление;

ж) новые педагогические технологии;

з) работа с трудными учащимися.

IX. Выводы

В целом я довольна своей работой как классный руководитель. Мои ученики - это уже коллектив. Стараюсь  эффективно работать над  формированием ученического коллектива, как постоянного, так и сменного состава; осуществляю руководство творческими группами учащихся, что обеспечивает положительную возможность раскрытия и реализации интеллектуального и творческого потенциала ребёнка, обеспечивает успешное  продвижение ученика по индивидуальному образовательному маршруту на уроках. Ребята активно участвуют в мероприятиях детской организации «Весёлый катерок». Принимая участие во всех школьных мероприятиях, они зарабатывают виты. Все вопросы жизнедеятельности класса обсуждаются на классном ученическом собрании. Собрание принимает по ним соответствующие решения. Считаю, что именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по всем вопросам деятельности коллектива. Главное и основное в работе классных собраний –  обсуждение и принятие важных решений о деятельности класса, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении поручений  отдельными учениками. Для ведения собрания ребята выбирают председателя. В итоге,  мы перешли к поочередному ведению собрания всеми учениками, и ребята успешно с этим справляются. Практиковались в нашем классе не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая практика сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления. Для  развития ученического самоуправления одним их главных условий является пробуждение интересов личности моих учеников к управленческой деятельности для решения важных для класса вопросов. Ребята на совете класса обсуждают вопросы школьной жизни, разрабатывают план внеклассных мероприятий, совместных мероприятий с родителями, анализируют проведённую работу. Актив класса принимает участие в работе органов ученического самоуправления школы. Ребята, посещая учёбу актива, обогащаются новыми интересными идеями, переносят их в классный коллектив. На этом этапе осуществляется осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. Самоуправление воспитанников получает чёткую структуру и содержательную завершенность. Основная моя работа по развитию самоуправления  направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяют каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в диалог; обмениваться практическим опытом со сверстниками; поддерживать других; оценивать себя и окружающих.

          Ежедневно работая над нравственным воспитанием обучающихся, создавала учебные ситуации, способствующие формированию гармоничной личности, учитывающей нравственные позиции других людей по темам «Поговорим о воспитанности», «нравственные ценности», «Творить добро», «О тех, кого приручили»  и др.

          Конечно, есть отдельные недостатки, но я работаю в этом направлении постоянно. Есть трудные семьи, где приходится вести постоянный контроль, над тем, что происходит дома. В этом мне оказывает помощь служба сопровождения: педагог-психолог, социальный педагог.

Дальнейшую цель вижу в воспитании умения соблюдать правила здорового и безопасного поведения в школе и дома,  проявлять толерантность и уважительное отношение  к окружающим; в деятельности клуба «Родители и дети» при взаимодействии с социокультурной средой.

Паспорт программы

Наименование программы

«К добру все вместе»

Разработчик и ответственный исполнитель программы

Классный руководитель: Шиллер Светлана Владимировна

Соисполнители и участники программы

Воспитанники, родители, общественные организации, социальные службы

Цель программы

Обеспечить условия для формирования личности, обладающей богатой внутренней и внешней культурой, навыками толерантного общения и использованием их в повседневной жизни, располагающей потребностями и способностями к сотрудничеству, самопознанию, самореализации и саморазвитию.

Задачи программы

1. Воспитывать терпимое, доброжелательное, дружелюбное, уважительное отношение к своей личности и личности окружающих.

2. Развивать умение жить в дружном коллективе, оказывать помощь и быть готовым её принять.

3. Формировать стремление к сотрудничеству с окружающими, вовлекать ребят в активную деятельность, развивающую  личность, поддерживать творческую активность учащихся.  

Целевые индикаторы и показатели программы

Увеличение доли воспитанников, проявляющих первоначальные умения в сотрудничестве.

Увеличение доли родителей, принимающих активное участие в воспитании классного коллектива.

Увеличение доли воспитанников, проявляющих терпимое и доброжелательное отношение к окружающим (толерантность).

до 80%.

до 85%

до 85%.

Сроки и этапы реализации программы

Срок реализации: 1 год

Этапы:

1 этап: Реализация программы воспитания и социализации в течение первого полугодия.

2 этап: Промежуточный мониторинг воспитанности учащихся.

3 этап: Реализация программы воспитания и социализации в течение второго полугодия.

4 этап: Итоговый мониторинг воспитанности обучающихся

5 этап: Анализ результатов и подведение итогов

Ожидаемые результаты реализации программы

Достижение цели программы и решение поставленных задач

Содержание

                                                                                                                                                       Стр.

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………

  • Нормативно - правовая база
  • Актуальность программы
  • Цель, задачи
  • Направленность
  • Принципы
  • Методы и формы воспитания, технологии
  • Направления деятельности
  • Ценностные ориентиры
  • Подходы к воспитанию

2. Содержание программы……………………………………………………………………….

3. Планируемые результаты и воспитательные результаты………………………………….

4. Модель выпускника начальной школы………………………………………………………

5. Механизмы оценки результативности………………………………………………………..

6. Критерии, показатели и способы изучения результативности воспитательной системы..

7. Условия реализации программы………………………………………………………………

8. Риски…………………………………………………………………………………………….

9. Перспективы развития программы……………………………………………………………

10. Материально- техническое обеспечение……………………………………………………

11. Библиография………………………………………………………………………………….

Приложение

Социальный паспорт

1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009 г.
  2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников,2009 г.
  3. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся, 2009 г.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования, 2011 г.
  5. Программа духовно-нравственного воспитания  и развития школьников «Маленький принц», 2013г.
  6. Положение о программе воспитания и социализации младших школьников, 2014 г.

Актуальность программы

          Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность  воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

          Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих  принципах:

–        совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

–        сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

–        педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

–        поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

–        содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

–        опора на положительный опыт семейного воспитания.

Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности класса по воспитанию и социализации младших школьников, в разработке содержания и реализации программы  воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности этой программы. Соответственно составной частью содержания деятельности класса по воспитанию и социализации обучающихся является деятельность по повышению педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Ведущей технологией в воспитании я признаю технологию сотрудничества. Качество воспитания оцениваю не по количеству проведённых мероприятий, а по качеству отношений между родителями и детьми. Поэтому, считаю важным объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества, а в качестве дополнения  использовать взаимодействие с социокультурной средой.

Цель программы

Обеспечить условия для формирования личности, обладающей богатой внутренней и внешней культурой, навыками доброжелательного  общения и использованием их в повседневной жизни, располагающей потребностями и способностями к сотрудничеству, самопознанию, самореализации и саморазвитию.

Задачи

1. Воспитывать терпимое, доброжелательное, дружелюбное, уважительное отношение к своей личности и личности окружающих.

2. Развивать умение жить в дружном коллективе, оказывать помощь и быть готовым её принять.

3. Вовлекать ребят в активную деятельность, развивающую  личность, формировать стремление к сотрудничеству с окружающими, поддерживать творческую активность учащихся.  

В своей деятельности руководствуюсь следующими  педагогическими правилами:

Правило 1: принимать ребёнка таким, каков он есть: не бороться с его природой, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет. Каждый ребёнок талантлив, а значит интересен.

Правило 2: относится к воспитаннику так, как будто он уже стал таким, каким я хотела бы его  видеть. Если я хочу, чтобы ребёнок был честный, добрый, трудолюбивый, то я веду себя с ним так, как будто он уже добр, честен и трудолюбив. Если воспитаннику не хватает настойчивости, то я ему говорю: «Ты же у меня настойчивый, любое дело доведёшь до конца».

Правило 3: организовать бытие ребёнка так, чтобы дать ему побывать в какой-то ситуации идеальным, желаемым, настойчивым, умным, благородным. Дать испытать от этого удовольствие.

Направленность

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.  Программа адаптирована для повседневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества, ФГОС НОО, школы, базовыми принципами современного педагогического процесса.

Принципы реализации программы

  • Мобильность - умение неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получать новую информацию, необходимую в настоящий момент.
  • Принцип субъективности исключает жесткий приказ в адрес детей как традиционный метод воздействия, одновременно снимает и слепое послушание ребёнка взрослому.
  • Принцип субъектности. Согласно этому принципу, педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
  • Принцип целостности предписывает видеть в отдельном акте поведения ребёнка его отношение, но и учить ребёнка воспринимать отдельные события как часть единого мира, проявляющая отношение людей к миру.
  • Принцип социального закаливания предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определённых способов этого преодоления, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
  • Принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям.

Методы и формы воспитания, технологии

       Основным методом в моей работе является Солнечная методика воспитания (см. Приложение 1).

Отдаю предпочтение следующим методам:

Ситуация творчества. Этот метод предполагает такие условия, в которых проявляется фантазия, воображение, возможность воспитанниками найти решение в нестандартной ситуации.

Ситуация соревнования. Данный метод характеризуется стремлением   добиться лучших показателей, подтверждённых официальным признанием.

Ситуация успеха. Метод используется  в том случае, если необходимо закрепить  положительное в развитии воспитанника, преодоление им неуверенности в своих силах, возможности взглянуть на себя по новому, развития стремления к успеху.

Метод переубеждения. Метод нацелен на изменение мотивов оправдания неправильного поведения у обучающихся, на формирование социально ценных мотивов поведения.

Метод переучивания. Данный метод предполагает  преодоление отрицательных привычек обучающихся, нездоровых потребностей.

Метод взрыва. Цель этого метода стремительное разрушение негативных качеств и привычек в поведении обучающихся.

Метод реконструирования. Цель метода внесение определённых корректив в духовный мир ребёнка при сохранении уникальности и неповторимости его личности.

Метод самоисправления направлен на развитие активности обучающегося и приучение его к пониманию необходимости в изменении своих качеств личности, своего характера.

Эффективными в процессе воспитания учеников класса  считаю такие педагогические методы, которые определяются коллективно-творческой деятельностью, эмоционально-художественными и эмоционально-нравственными приёмами, направленными на формирование эстетических и нравственных отношений; приёмами саморазвития, которые направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности; эвристическими приёмами,  направленными на развитие творческих способностей  личности.

Формы

Среди всего многообразия форм воспитания, я выбрала для себя следующие:

По времени проведения:

  • кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
  • продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
  • традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки: экспромтные формы, то есть проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также  формы, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.

По видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные.

По субъекту организации:

  • организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
  • деятельность организуется на основе сотрудничества;
  • инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату:

  • результатом является информационный обмен;
  • результатом является выработка общего решения (мнения);
  • результатом является общественно значимый продукт.

По количеству участников:

  • индивидуальные (воспитатель — воспитанник),
  • групповые (воспитатель — группа детей);
  • массовые (воспитатель — несколько групп, классов).

Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм.

Используемые формы работы:

- беседа, праздник, экскурсия, викторина;

- чтение и обсуждение прочитанных произведений;

- совместные мероприятия с родителями;  

- практические занятия;

- коллективные совместные действия по выпуску газет к различным праздничным датам;

- разучивание песен, танцев к мероприятиям;

- разучивание стихов к конкурсам;

- изготовление общественно значимых продуктов;

-участие в проектах школы;

- деловая игра;

- спортивные мероприятия;

- оформление выставок рисунков и творческих работ;

- участие в субботнике;

- посещение Районного краеведческого музея и Школы искусств;

- осуществление дежурства по школе.

Технологии

     Программа рассчитана на использование технологии, разработанной группой педагогов Н.Е.Щурковой, Л.Д.Рогозиной, А.П.Савченко (технология КТД - коллективно-творческого дела):

  • свободный разговор,
  • защита проекта;
  • волшебный стул,
  • презентация мира,
  • разброс мнений,
  • интеллектуальный аукцион.

      Кроме перечисленных технологий, использую  технологии:

  • сотрудничества,
  • социального проектирования,
  • игровая,
  • здоровьесберегающие,
  • ИКТ.

     Направления деятельности

  • «Я и семья» (воспитание семейной культуры)
  • «Я человек» (нравственное)
  • «Я россиянин» (патриотическое)
  • «Здоровому всё здорово» (валеологическое и физическое)
  • «Мой мир знаний» (правовое)
  • «В царстве красоты» (художественно-эстетическое)
  •  «Живое рядом» (экологическое)

    Ценностные ориентиры

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

   Подходы к воспитанию

В основе программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

  • Аксиологический подход определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни,  в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность и система базовых национальных ценностей. Аксиологический подход  является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.  Аксиологический подход  в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.

  • Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования, и его содержание раскрыто в Стандарте. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности.
  • Развивающий подход. Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Основу составляют:

 соответствующая система морально-нравственных установок и ценностей (аксиологический подход);

многоукладность тематической программы, которая охватывает различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной (системно-деятельностный подход);

Развивающий характер воспитания и социализации достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного им к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самому себе. Что есть милосердие? любовь? закон? честь? И т. д. Понимание есть ответ на определенный вопрос. Понимание жизни, общества, культуры человеком достигается через вопрошание их ценности, значения, смысла для себя.

  • Поскольку воспитательный процесс осуществляю в классе с гетерогенным составом, считаю необходимым использование личностно-ориентированного подхода, который охватывает основные аспекты жизнедеятельности  и развития  личности, ориентирует детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир, Земля. Важнейшим результатом использования такого подхода является возникновение и развитие теоретического мышления. Происходит существенное воздействие на развитие эмоциональной сферы учащихся, стимулируется развитие того комплекса чувств, который определяет нравственный облик личности. Происходит свободное развитие каждого ребёнка как субъекта воспитания, как личности.

2. Содержание программы

Название направления

Мероприятия

Работа с родителями

КТД

СЕНТЯБРЬ

1. Участие в праздновании Дня Знаний

2. Участие родителей в эколого-туристическом слёте.

3. Вечер вопросов и ответов  

«Обеспечение безопасности детей в школе и дома».

4. Участие в совместных проектах: «Безопасная тропа», «Сохраним воду и воздух».

5. Посещение семей.

1

«Я и семья» (воспитание семейной культуры)

 

Семейный проект-рисунок «Безопасная тропа»

2

«Я - человек» (нравственное)

Этическая беседа «Доброта. Что это?»

Групповой проект «Дерево добра»

3

«Я - россиянин» (патриотическое)

День Знаний

Встреча с инспектором ГИБДД

4

«Здоровому всё здорово» (валеологическое и физическое)

Урок знания на тему «Безопасность»

Игра-соревнование ЮИДД "Безопасное колесо" с привлечением инспекторов ГИБДД, работников пожарной части.

5

«Мой мир знаний» (правовое)

Свободный разговор: «Права и обязанности учащихся»

6

«В царстве красоты» (художественно-эстетическое)

Участие в конкурсе поделок ко Дню Учителя

7

«Живое рядом» (экологическое)

Семейный проект – схема: «Сохраним воду и воздух»

Эколого - туристический слёт воспитанников и родителей с привлечением работников Егорьевского Сельсовета, работников ООО «Лебяжье-Лес»

ОКТЯБРЬ

1.Собрание - презентация "Права и обязанности воспитанников и их родителей в условиях ФГОС".

2. Участие в выставке «Семейные увлечения»

3. Участие в конкурсе «Семейных команд»

4. Семейный проект "Для Вас, учитель!"

5. Посещение семей учащихся. Индивидуальная работа с родителями.

1

«Я и семья» (воспитание семейной культуры)

 

Участие в конкурсе «Семейных команд»

2

«Я - человек» (нравственное)

Поздравление учителей школы с Днём Учителя, участие в подготовке праздничной линейки.

Операция "Забота":

поздравление ветеранов ВОВ, ветеранов педагогического труда

Классный час «Свободный разговор» ко Дню пожилого человека

Социальный проект «Будь воспитанным»

3

«Я - россиянин» (патриотическое)

Классный час «Разброс мнений: Я – ГРАЖДАНИН»

4

«Здоровому всё здорово» (валеологическое и физическое)

Участие в осеннем кроссе

5

«Мой мир знаний» (правовое)

Практические занятия в уголке по ПДД

6

«В царстве красоты» (художественно-эстетическое)

Семейный проект "Для Вас, учитель!"

Участие в выставке «Семейные увлечения»

7

«Живое рядом» (экологическое)

Субботник «Школа мой дом и я хозяин в нём!»

Классный час: "Мы - друзья природы"

НОЯБРЬ

1.Анализ учебной работы за 1 четверть (индивидуальные встречи)

2. Посещение семей учащихся.

3. Подготовка и проведение совместного праздника ко Дню матери.

4. Педагогическая мастерская «Суицидальное поведение школьника. Признаки, пути предотвращения».

5.Участие в конкурсе семейных проектов «Курить  - здоровью вредить!»

6. Участие в выставке «Хобби моей семьи»

1

«Я и семья» (воспитание семейной культуры)

 

Концертная программа ко Дню Матери

2

«Я - человек» (нравственное)

Социальный проект «Мама – чудесное чудо на свете!»

3

«Я - россиянин» (патриотическое)

Классный час: «Всемирный день наших прав – прав детей»

4

«Здоровому всё здорово» (валеологическое и физическое)

Месячник ЗОЖ. Конкурс семейных проектов  "Курить  - здоровью вредить!"

5

«Мой мир знаний» (правовое)

Классный час «День народного единства»

6

«В царстве красоты» (художественно-эстетическое)

Выставка творческих работ «Хобби моей семьи»

7

«Живое рядом» (экологическое)

Экологический проект «Уютный дом» (изготовление кормушек из бросового материала)

ДЕКАБРЬ

1.Педагогическая консультация «Готовим домашнее задание вместе! Как помочь ребёнку подготовить сообщение и материалы для проектной деятельности в классе».

2. Индивидуальные поручения родителям с целью оказания помощи в проведении новогодних праздников.

3. Участие в семейном проекте «Снежинка на носу»

4. Участие в общешкольном мероприятии «Новогодний маскарад»

5.Посещение семей.

1

«Я и семья» (воспитание семейной культуры)

 

Классный час – диспут по теме: «Семья»

2

«Я - человек» (нравственное)

Классное собрание: «Доброта спасёт мир»

3

«Я - россиянин» (патриотическое)

Тематический классный час – презентация: «Родина моя - Россия»

4

«Здоровому всё здорово» (валеологическое и физическое)

Групповой проект на тему: «Дорожные опасности»

5

«Мой мир знаний» (правовое)

Классный час – презентация мира по теме: «Конституция РФ»

6

«В царстве красоты» (художественно-эстетическое)

Общешкольное мероприятие: «Новогодний маскарад»

Семейный проект  "Снежинка на носу"

Групповой проект «Фантик»

7

«Живое рядом» (экологическое)

Свободный разговор «Природа спит»

ЯНВАРЬ

1.Посещение семей учащихся.

2. Анализ работы за 2 четверть (индивидуальные встречи)

3. Тематическая консультация для родителей «Почему дети так мало читают? Как с этим бороться?».

4. Участие в семейном проекте «Рождественское утро»

1

«Я и семья» (воспитание семейной культуры)

 

Этическая беседа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

2

«Я - человек» (нравственное)

Тематический классный час: «Книга и я - лучшие друзья!"

Участие в новогоднем представлении для воспитанников Лебяжинского детского дома-интерната

3

«Я - россиянин» (патриотическое)

Линейка памяти С. Лаврентьева

Уход за памятником

4

«Здоровому всё здорово» (валеологическое и физическое)

Конкурс рисунков «Зимние опасности»

5

«Мой мир знаний» (правовое)

Участие в итоговом собрании активистов ДО «Весёлый катерок»

6

«В царстве красоты» (художественно-эстетическое)

Семейный проект «Рождественское утро»

7

«Живое рядом» (экологическое)

Групповой проект: выпуск листовок «Помоги птицам!»

ФЕВРАЛЬ

1.Индивидуальные беседы с родителями.

2.Проведение совместного мероприятия  к 23 февраля «Морской бой»

3. Собрание - диспут «Роль родителей в формировании патриотических качеств в ребёнке»

4. Участие в семейном проекте «Гордимся своими родными»

5.Посещение семей.

1

«Я и семья» (воспитание семейной культуры)

 

Семейный проект «Гордимся своими родными»

2

«Я - человек» (нравственное)

Библиотечный урок: «Бойцы, спасавшие страну»

3

«Я - россиянин» (патриотическое)

Участие в военно-спортивной игре «Зарничка»

4

«Здоровому всё здорово» (валеологическое и физическое)

Мероприятие «Морской бой»

5

«Мой мир знаний» (правовое)

Классный час «Я – пассажир»

6

«В царстве красоты» (художественно-эстетическое)

Выпуск праздничной поздравительной газеты к 23 февраля

7

«Живое рядом» (экологическое)

Поход в лес на лыжах. Наблюдение за зимней природой.

МАРТ

1.Конкурс семейных команд "Мама, папа, я - трудовая семья"

2.Посещение квартир учащихся.

3.Семейная гостиная « Семейные традиции» (ко дню 8 марта и 23 февраля)»

4. Семейный проект «Солдаты моей семьи»

1

«Я и семья» (воспитание семейной культуры)

 

Тематический классный час:

Конкурс семейных команд "Мама, папа, я - трудовая семья"

2

«Я - человек» (нравственное)

Дискуссия «Мои сильные и слабые стороны»

3

«Я - россиянин» (патриотическое)

Семейный проект «Солдаты моей семьи»

4

«Здоровому всё здорово» (валеологическое и физическое)

Викторина «Жить здорово!»

5

«Мой мир знаний» (правовое)

Классный час « Я – пешеход»

6

«В царстве красоты» (художественно-эстетическое)

Конкурс поздравительных открыток для мам и бабушек совместно с волонтёрским отрядом «Добродетели»

7

«Живое рядом» (экологическое)

Классный час: «О братьях наших меньших»

АПРЕЛЬ

1.Тематическая консультация «Формирование культуры здорового образа жизни  школьника»

2. Проведение индивидуальных консультаций, бесед (по мере необходимости).

3. Анализ работы за 3 четверть (индивидуальные встречи)

4. Участие в семейном проекте «Кем гордится наша страна»

5.Посещение семей.

1

«Я и семья» (воспитание семейной культуры)

 

Выставка фотографий «Мы с папой …»

2

«Я -  человек» (нравственное)

Беседа «Добрые дела творят от сердца»

3

«Я - россиянин» (патриотическое)

Семейный  проект «Кем гордится наша страна»

Музейный час «Великие полководцы» (экскурсия в районный музей)

4

«Здоровому всё здорово» (валеологическое и физическое)

Тематический классный час

«О соблюдении режима дня»

5

«Мой мир знаний» (правовое)

Классный час «Что такое выборы?»

6

«В царстве красоты» (художественно-эстетическое)

Выставка творческих работ "Мой папа - мастер на все руки!"

7

«Живое рядом» (экологическое)

Круглый стол: "Чистая Земля - чистое "завтра"!

МАЙ

1.Рекомендации родителям об организации летнего отдыха детей

2.Шоу-презентация «Перелистывая страницы учебного года»

3. Участие в смотре – конкурсе строя и песни

4. Участие в семейном проекте «Страшное слово – Война»

5.Посещение семей.

6.Совместный поход в лес.

1

«Я и семья» (воспитание семейной культуры)

 

Совместный поход в лес с родителями

2

«Я - человек» (нравственное)

Конкурс – смотр строя и песни с приглашением солдат войсковой части 6720 г. Рубцовска

3

«Я -  россиянин» (патриотическое)

Тематический классный час: «Не забыть нам той войны»

4

«Здоровому всё здорово» (валеологическое и физическое)

Кросс, посвящённый Дню Победы

5

«Мой мир знаний» (правовое)

Месячник, посвящённый празднику «День Победы» - поздравление и помощь ветеранам.

6

«В царстве красоты» (художественно-эстетическое)

Семейный проект: «Страшное слово - Война»

7

«Живое рядом» (экологическое)

Эвристическая беседа: «Как правильно организовать отдых на природе»

3. Планируемые результаты

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  •  трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  •  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Примерные результаты воспитания и социализации младших школьников имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями учащихся.

Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

4. Модель выпускника начальной школы

Нравственный потенциал

Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости; активность в общешкольных и классных делах.

Познавательный потенциал

Желание и готовность продолжать обучение в школы или включаться в трудовую деятельность, потребности в углубленном изучении предмета, в самостоятельном добывании новых знаний.

Коммуникативный потенциал

Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою агрессию, поддерживать эмоционально устойчивое поведение в жизненных кризисных ситуациях.

Культурный потенциал

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.

Физический потенциал

Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни,  умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования.

          Представленная модель выпускника достигается за счёт создания условий для комфортной развивающей  и информационно - образовательной среды, использования современного оборудования, применения активных форм и методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

5. Механизмы оценки результативности

Оценку результативности осуществляю при помощи наблюдений за культурой поведения воспитанников, уровнем активности во время участия в различных конкурсах, праздниках и других мероприятиях, наличием Благодарностей и грамот за участие в конкурсах, соревнованиях, во время  бесед с воспитанниками.

6. Критерии, показатели и способы изучения результативности воспитательной системы

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматриваются ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:

  • отношение к учению;
  • отношение к людям;
  • отношение к самому себе;
  • отношение к природе;
  • отношение к труду;
  • отношение к действительности.

Каждый показатель входит в содержание стандартизированной характеристики воспитанности школьника и имеет 4-бальную градацию, характеризующую уровень его развития. С точки зрения реализации воспитательных целей в развитии школьников эти уровни условно могут быть названы как:

  • педагогически целесообразный…..4
  • допустимый………………………..3
  • тревожный…………………………2
  • критический………………………..1

Эффективность проделанной работы в ходе реализации данной программы можно определить по следующим показателям:

  • повышение уровня подготовки обучающихся в соответствии с программой воспитания;
  • накопление разработанных методических материалов;
  • увеличение количества  и качества проведенных мероприятий;
  • рост количества обучающихся, участвующих в мероприятиях по реализации программы;
  • увеличение доли родителей в проведении совместных досуговых мероприятий.

     Оценить качество проводимой воспитательной работы и уровень сформированности того или иного качества у обучающихся можно следующими методами:

  • Наблюдение,
  • Анкетирование учащихся и родителей,
  • Социологический опрос;
  • Мониторинг удовлетворенности воспитательной работой в классе (дети, родители)
  • Мониторинг здоровья.

Методики изучения

  • Методика «Репка»
  • Методика О.С. Газмана «Саморазвитие личности подростка»
  • Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»
  • Методика Андреева А.А. «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью»
  • Методика Степанова Е.Н. «Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения»
  • Методика Рожкова М.Н. «Самоуправление»  Действия самоопределения и смыслообразования.  Беседа о школе   (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).
  • Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Н.В. Кулешовой

7.Условия реализации программы

Для реализации  программы воспитания и социализации должны быть созданы следующие условия:

  • изучение мнений, интересов, возможностей воспитанников и их родителей;
  • овладение новыми педагогическими, воспитательными технологиями воздействия на воспитанника;
  • тесная связь семьи и школы;
  • четкое планирование программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью;
  • развитие внеурочной деятельности - внеурочные творческие мероприятия, участие в районных мероприятиях;
  • творчество, инициатива воспитанников, родителей, классного руководителя;
  • доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.

8.Риски

  • неудовлетворённость родителей;
  • низкая активность воспитанников.

9.Перспективы развития программы

  • повышенный уровень удовлетворённости воспитанников  и родителей:
  • циклическое планирование.

10. Материально-техническое обеспечение

  • презентации (созданные в программах Power Point,  Smart Board)
  • 1 стол (учительский);
  • стулья (15);
  • парты (8);
  • шкафы  с наглядностью и методическими разработками (2 шт.);
  • пожарная сигнализация;
  • софит;
  • магнитно-маркерная доска;
  • интерактивная доска;
  •  инструменты для занятий:  цветные карандаши, акварельные краски и гуашь, альбомные листы,  салфетки, баночки для воды, кисти, клей, цветная бумага и картон, ножницы, линейка, простой карандаш, пластилин.

11. Библиография

  1. В. Воронов. Технология воспитания: пособие для преподавателей ВУЗов, студентов и учителей М.: «Школьная пресса», 2001.
  2. Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. Начальная школа. М.: «5 за знания», 2008.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник завуча начальной школы. М.: 5 за знания», 2009.
  4. Меленкова Л. В одном классе – два разных мира. Народное образование. М.: 2002, №1.
  5. Немов Р.С. Психология. М.: «Просвещение: Владос», 2001.
  6. Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру. М.: 2001
  7. Степанова Е.Н., Александрова М.А. «Классному руководителю о классном часе» М.: «Просвещение», 2002.
  8. Степанов П. Как воспитать толерантность? Народное образование. М.: 2001, № 9.
  9. Степанов П. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. М.: «ТЦ Сфера», 2006.
  10. Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко, Е.А. Осипова Новые технологии воспитательного процесса. М.: «Просвещение», 1993.
  11. Щуркова Н.Е. Собранье пёстрых дел. М.: «Просвещение», 1994.

 Ресурсное обеспечение

1.Анализ и планирование воспитательной работы в школе: Фестиваль... 

festival.1september.ru/articles/414801/

  1. 2. Воспитательная работа   www.1408.ru/typ1.php?poz=158
  2. 3. Учителю - Воспитательная работа  school15.beluo.ru/for_Vosp.html
  3. 4. Организация воспитательной работы в школе  

gmo.miass.edu.ru/nach/p11aa1.html

         5. Воспитательная работа  school12.korolev-net.ru/vosprab.html

         6. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности  kpip.kbsu.ru›

         7. Для учителя - Воспитательная работа в школе   www.uroki.net›

         8. Общее образование / Воспитательная работа в школах   www.rost.ru/projects/education/ed2/ed21/…

Приложение

Приложение 1

«Солнечная методика воспитания»

«В каждом человеке солнце, только…»

  • помоги каждому найти возможность проявить себя;
  • благодаря этому во Вселенной так много звёзд и созвездий;
  • не дайте ему остыть и погаснуть;
  • любите его как самого себя!
  • тучи разведи руками;
  • помоги ему раскрыться;
  • оно будет светить при условии, если ты будешь его обогревать своим солнечным светом;
  • надо сделать так, чтобы оно  светило всегда, всем, везде и по – доброму!
  • не надо его затенять облаками неудач;
  • его надо увидеть, понять и оценить;
  • надо уметь его видеть и доказать всем, что в каждом человеке солнце;
  • нужно сделать так, чтобы оно светило и всех обогревало;
  • давайте рассеем тучи недопонимания;
  • и на солнце бывают пятна;
  • дайте ему понять, что он - солнце;
  • иногда оно закрыто тучками: нужен порыв ветра, чтобы эти тучки разогнать, - и оно засветит!
  • не забывайте про солнечный удар;
  • надо помочь его лучикам пробиться сквозь тернии социума;
  • надо суметь его открыть и поприветствовать первый лучик, чтобы это солнце засияло;
  • не закрывайте его руками; только встречайте его  с доброй улыбкой;
  • не заслони его своими проблемами, помоги ему выглянуть;
  • только надо его разбудить;
  • поэтому пусть оно светит ярко, тепло, долго, пусть никакие невзгоды, неудачи и неприятности не смогут его потушить;
  • не закрывайте его собой!
  • доверяйте ему;
  • только часто люди закрывают его насмешками, непонимание, критикой, поэтому так важно, чтобы в человека кто-то поверил;
  • жаль, что у одних оно на восходе, а у других на закате;
  • одно согревает слишком быстро, вся его жизнь, как вспышка на солнце, а у других – постоянно закрыто осенними грозовыми тучами, его жизнь обречена на одиночество, и только тот светит ровно, кто знает, что свет нужен, и видит этот свет в других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся. Проект.

Цель и задачи воспитания и социализации учащихся, ценностные установки, основные направления и содержание....

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Программу защитила на курсах, но нужно ещё дорабатывать. Может кому-то пригодится за основу. Меняем только мероприятия.  Остальное по ФГОСам остаётся без изменений. ...

План реализации программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образовани...

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Программа воспитания и социализации обучающихся. 1 класс.

Вашему вниманию предлагаю программу воспитания и социализации обучающихся в 1 классе....

Программа воспитания и социализации школьников (на примере МОУ Сужинская СОШ)

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создание условий для обеспечения доступности и выс...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)

Цель воспитательной программы  – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...