ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
план-конспект занятия (3 класс) на тему

В духовном  воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovnoe_vospitanie_v_nachalnoy_shkole_1.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Учитель  начальных классов МОУ «СОШ №7" « г.Воскресенска Московской области Поленова Юлия Борисовна.

В детстве человек  должен пройти  

                                                                          эмоциональную  школу – школу  

                                                                          воспитания добрых чувств»

                                                                                             В. Сухомлинский

             Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

        Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

           Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

            Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность, мораль, этика.

        Духовное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

            В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовных, социальных, семейных и других ценностей.

          В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент обратился к «ценностям, общественным идеалам и духовным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Он назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ;  ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, - таковы устои нашего общества, наши духовные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».

             Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями плохо, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовной личности ребёнка.

                Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.

Духовное воспитание имеет целый ряд направлений:

Военно-патриотическое.

Художественно-эстетическое.

Туристско-краеведческое.

Спортивно-оздоровительное.

        В духовном  воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми.

         В этом плане в нашей школе проводится с детьми немало различных мероприятий:  классные часы  на темы: "Дорогою добра", "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть", беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. В нашей копилке уже немало добрых дел:  поздравление с Днём учителя, с Новым годом, Днём защитника Отечества, Днём 8 Марта; операции "Книжкин доктор",  беседа на тему: "Дети блокадного Ленинграда"; прощание с Азбукой.

             Очень интересна такая работа как знакомство учащихся с традициями народной культуры. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Это позволяет ребёнку стать активным участником игры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

                  Хорошим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, например,  "Праздник русской матрёшки",  семейный праздник "Мы за чаем не скучаем", "Масленица" и др.

           Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает мне, как классному руководителю, вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

                 Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.

В этом направлении проводится с детьми немало мероприятий, в которых мои ученики принимают самое активное участие. Наиболее яркие из них: беседы о государственной символике, встречи с ветеранами ВОВ, уроки Памяти, смотр строя и песни, классный час "День нашей памяти и боли", акции  "Подарок ветерану", конкурс рисунков "Война глазами детей" и многие другие.

           В настоящее время прочно заняла своё место под руководством педагогов проектная деятельность обучающихся, в которой принимают участие и дети и взрослые. Например, урок - презентация проекта «Моя малая Родина».

 Целью проведения этого урока является: получение и усвоение новых знаний о родном крае; воспитание любви к своей малой родине, уважения к людям своей земли.

 Учащиеся вместе с родителями искали материалы, приносили фотографии, рисовали рисунки. В итоге была сделана компьютерная презентация, по которой дети рассказывали всё, что показано на их фотографиях. Или проект «Моя семья», где дети вместе с родителями приняли активное участие.  Они с удовольствием рассказывали о том, как они проводят вместе с родителями свободное время, выходные, какие обычаи и традиции есть в их семье.

            Из страны детства дети уходят в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение  мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чувствительны и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми  к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все духовные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

                        Труд учителя, как посаженное плодовое деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем. Хорошо, если дети отождествят себя со святым Александром Невским или Ильёй Муромцем, Юрием Гагариным или Александром Матросовым , а не с Гарри Потером, Рембо и т.п. Большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонёк любви, который, несомненно, скажет нам, что наши дети готовы стать в единый ряд русских людей, которые испокон веков созидали немеркнущую славу России.

         И хочется закончить словами:

Ты ищешь добра у истоков начал.

Омыться пора. От грехов ты устал.

Стучись! Бог услышит и в сердце войдёт!

Он сделает чище, он слёзы утрёт…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на уроках чтения

Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках чтения в начальной школе....

Программа духовно-нравственного воспитания в начальной школе « В мире добра»

Счастье видеть мир и рассказывать о нем людям, умение чувствовать прекрасное, подбирать нужное слово, чувствовать радость открытия – все это наполняет сердце и душу великим счастьем. Особый наст...

Программа по духовно - нравственному воспитанию в начальной школе "Я и окружающий мир"

Формирование  норм нравственного поведения, развитие личностных качеств учащихся...

Проектная деятельность как основа духовно-нравственного воспитания в начальной школе

Презентация    создана для проведения  обучающих семинаров  учителей начальных классов и посвящена основным моментам проектной деятельности:видам проектов и  их использованию ...

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы «Русь Златоглавая. Ты – её частичка».

Срок реализации программы 4 года, возраст воспитанников 7-10 лет.С первого класса ребята принимают участие в работе школьного духовного центра «Светоч», проводятся факультативные занятия «Изучаем осно...

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В духовном  воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми....