Патриотическое воспитание младших школьников на народных традициях русской литературы.
статья на тему

Сфера патриотического воспитания школьников имеет огромный потенциал в виде культуроносного пласта - уклада народной жизни, традиций русского народа, как носителя неповторимой русской ментальности. Дети должны понять, что патриотизм – это преданность высшим нравственным ценностям своего народа, опора на духовно-национальные традиции. Все высокое патриотические идеи берут начало в глубине веков и составляют основу национального самоопределения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotich.vospitanie.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших школьников на народных традициях русской литературы.

Все самое важное в жизни людей – культура, человеческие ценности, искусство, развитие техники – все это закладывается в школе, в процессе тесного взаимодействия учителей и родителей. Дети украшают нашу жизнь, делают ее мудрей, осознанней. Наше будущее, будущее всей планеты зависит от степени духовного нравственного состояния каждого ее жителя. Именно поэтому знания, интеллектуальные способности имеют прогрессивное значение только при наличии высокого уровня духовности. Важной составляющей нравственного воспитания школьников во все времена, а в настоящее время особенно, является патриотическое воспитание.

Сфера патриотического воспитания школьников имеет огромный потенциал в виде культуроносного пласта - уклада народной жизни, традиций русского народа, как носителя неповторимой русской ментальности. Дети должны понять, что патриотизм – это преданность высшим нравственным ценностям своего народа, опора на духовно-национальные традиции. Все высокое патриотические идеи берут начало в глубине веков и составляют основу национального самоопределения.

Возможность патриотического воспитания, как составляющей духовно-нравственного развития, дает учебный курс литературного чтения для младших школьников. В процессе изучения литературы дети начинают знакомство с былинами и их героями, с текстами житийной литературы, читают отрывки из древнерусских повестей.

Нравственные ориентиры, выдвинутые древнерусским мыслителями, являются общими моральными правилами личного и общественного поведения и в современном обществе. Согласно этим правилам, надо воспитать человека мыслящего, добродетельного, милосердного, совестливого, верящего в возможность совершенствования мира и людей, стремящегося личным участием содействовать этому. Таков воспитательный идеал древнерусской эпохи, неотъемлемой частью которой являлось патриотическое начало, потому что отношение к Родине рассматривалось как одна из высших духовных ценностей человека.

Систематическая работа по нравственно-патриотическому воспитанию на основе литературных произведений предполагает не только их прочтение, но и подробный анализ: определение отличительных черт исторического времени, проведение словарной работы, анализ поступков героев и событий, проецирование их на себя в современных условиях, прогнозирование поведения героев и сюжетной линии произведения, выполнение творческих работ.

Уже в начальной школе дети знакомятся с летописцем Нестором - автором «Повести временных лет», где даются общие представления о патриотизме, понятиях о добре и зле. Прекрасным примером для детей выступают носители добра – Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и другие русские князья, защищавшие единство родной земли. Образы князей ясно дают младшим школьникам понятие чести, готовность жертвовать собой за честь Родины и свою честь.

Традиции русской литературы четко определяют, что русский народ не без рода и племени. Школьники в ходе знакомства с нашими литературными произведениями осознают, что Русская земля имеет свою историю, имеет право ею гордиться. Именно русской литературе присущи черты уважительности к другим народам. Младшие школьники, знакомясь с былиной «Первые подвиги Ильи Муромца», читают такие слова: «Поедешь путем-дорогою – не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина…» Даже в годы ордынского ига русский народ отличался честным отношением к татарам. В том же духе благословляет богатыря Илью его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословенье дам, а на худые дела благословенья нет…»

Ни в одной из форм языкового народного творчества, указывал К.Д.Ушинский, не проявляется так ум народа, национальная история, мировоззрение, как в пословицах.Уже в  период обучения грамоте младшие школьники работают с первым учебником – «Азбукой», в которой собрано великое множество пословиц для первоначального чтения, распределенные по всем буквам алфавита. В каждой представленной пословице перед маленьким читателем вырисовывается определенная житейская ситуация, из которой извлекается нравственный смысл. Уже в начале обучения дети получают первые навыки анализа литературного произведения с целью извлечения нравственного, патриотического, духовного опыта.

В народной пословице Л.Н.Толстой видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и заразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений» (Толстой Л.Н. Собр. Соч. – Т.8. – С. 356)

Русская поэзия для младших школьников является также маяком, ориентиром в осмыслении нравственных чувств и поступков, а также патриотического отношения к Родине. В ней мы находим идеи отечественного единения и согласия, на которые равнялись наши предки и бережно сохранили для нас в традициях как символ Родины, Отечества. В русских стихотворениях из учебников начальной школы чувствуется яркое  чувство любви к Родине как к живому существу.

Идея морали, ответственности за свою Родину, отраженная в древней русской литературе актуальна и в современном обществе. Нравственные устои, гражданский долг, бескорыстная защита своего Отечества – то, что важно в воспитании школьников в настоящее время. Именно благодаря нравственности были преодолены трудности тяжелых военных времен в нашей стране. История, знакомая младшим школьникам через отечественную литературу доказала, что русские способны на многое, когда нужно защитить Родину.

Наша русская патриотическая идея в трудные времена поднимает дух, дает опору, служит примером. Это нужно четко доносить до молодого поколения. Русская литература является бесценным подарком нашему поколению от предков с их нравственными традициями для воспитания духовности и нравственности будущей страны. Именно наша литература определяет стержневые ориентиры в воспитании патриотов России и помогает прочувствовать полноту патриотического мироощущения.

Целенаправленная регулярная работа по нравственно-патриотическому воспитанию дает высокие положительные результаты: дети овладевают знаниями о своей  Родине и о России; проявляют интерес к русской культуре, нашим традициям и обычаям народов России, осознают себя гражданами  своего Отечества, стремятся к участию в делах страны. У младших школьников формируется действенное отношения к Родине, дети учатся  заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим, беречь то, что создано трудом людей, природу, ответственно относиться к порученному делу. В основе формирования нравственных качеств личности лежит появление социальных мотивов деятельности.

Литература

  1. Вавилова Н.С. Еще раз о пословице // Начальная школа. – 1994. - №3. – С. 68-70.
  2. Дмитриева Н.Г. Основы духовности и нравственности поведения  // Начальная школа. – 1994. - №4. – С. 47-50.
  3. Рождественская Р.Л. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте древнерусской педагогики  // Начальная школа. – 1998. - №1. – С. 31-35.
  4. Третьи Топоровские чтения на Белгородчине, 25 сентября 2013 года : сборник / Белгор. гос. универс. науч. б-ка, Науч.-метод. отд. ; сост. С. В. Олейникова ; гл. ред. Н. П. Рожкова ; отв. за вып. С. А. Бражникова. – Белгород : БИЦ БГУНБ, 2013. – 68 с.
  5. Юрий Шестаков :биобиблиограф. указатель / Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система №1», сектор информационно-библиографической работы ; сост. Т. Л. Андреева ; компьют. дизайн Л. В. Лыкова. – Губкин : ЦГБ, 2011. - 24 с.