Конспект занятия. «Праздничный этикет»
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Неуступалова Анна Викторовна

Занятие-практикум по этикету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnichnyy_etiket.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования  Иркутской области

Районный отдел образования Казачинско-Ленского района

Муниципальное образовательное учреждение

«Ульканская средняя общеобразовательная школа №2»

Конспект занятия.

«Праздничный этикет»

(этикет для младших школьников)

Составил воспитатель группы продленного дня

 Неуступалова Анна Викторовна

Улькан 2013 г.


Предварительная работа  c детьми: изготовление колпачков, атрибутики для оформления  стола и самого праздника,  выставка букетов из конфет,  подарки своими руками.

Домашнее задание  группам:

  1. Приготовить по одной интересной игре, конкурсу,  которые можно провести  в день рождения.
  2. - 1-я группа – продумать оформление и сервировку праздничного стола;

- 2-я  группа -  составить праздничное меню;

- 3-я группа – оформить выставку «Подарки своими руками»

- 4-я группа – составить и оформить  приглашение на День рождения.

Праздничный этикет.

Тема занятия: «Любимый праздник – День рождения!»

Тип урока: Занятие-практикум по этикету.

Цель занятия: закрепить знания правил приема гостей, поведения за столом, прием подарков, как развлечь гостей; показать обучающимся, что праздник интересен тогда, когда люди участвуют в его подготовке.

Межпредметные связи:

  • технология, литературное чтение, музыка.

Ресурсы:

  • мультимедийное оборудование;

Планируемый результат обучения:

  •  осмысление
  • формирование умений слушать собеседника, работать в группе и в парах;
  • освоение форм этикета при подготовке и проведении праздника.

Подготовительная работа: Учащиеся на кружке отрабатывают умения и навыки

Форма проведения: занятие – практикум; групповая,  фронтальная работа.

Класс делится воспитателем  на 4 группы с учетом пожеланий учащихся.

Действующие лица: ведущий, Плунточка.

Ход  занятия.

  1. Самоопределение к деятельности. (1мин).

Добрый день, дорогие ребята!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда.

                   Что ж начнем урок, друзья.

  1. Постановка учебной задачи. (8-10   мин.)

Звучит космическая музыка. Появляется Плунточка (герой  с планеты Плунтонии)

Плунточка: - Ну наконец-то появился свет!

- А вот  и какие – то художества!

Ведущий:  Постойте, где здесь художества?  Это ребята 3-го класса. Никакие это не художества!

Плунточка: - Как же не художества? Посмотрите -  какие худые!

Ведущий:  Простите, а вы кто?

Плунточка: - Да вы не бойтесь, я вас не обижу. Я Плунточка с планеты Плунтонии.  

Ведущий:- А что вы делаете здесь? Как вы сюда попали?

Плунточка :  Я?  Я  путешествую по разным планетам и галактикам, чтобы познакомиться с жизнью, культурой, обычаями и правилами поведения их жителей! Я настроила свои приборы на место, где я могу научиться хорошим манерам, и почему-то оказалась здесь!? Наверное, произошел  сбой в программе?!

Ведущий:  Плунточка, тебе не стоит расстраиваться.  Ты, как раз очень точно приземлилась и попала прямо на урок этикета.

Плунточка: Правда? А что это такое ваша  ЭТИКЕТА?

Сейчас, уважаемая гостья,  мы  расскажет тебе – что такое ЭТИКЕТ!

1-й ученик:

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот самый ЭТИКЕТ.

Ведущий: Скажи, Плунточка ,  а на вашей планете праздники бывают?  

Плунточка: Праздники?!  Еще как бывают!  Особенно мы любим плунтодень веселья, когда все плунтики, и взрослые и малыши, берут в руки зонтики хорошего настроения и выходят прогуляться.  В этот день все улыбаются друг другу, весело подпрыгивают, толкаются, обмениваются смешилками и приклеивают друг другу на антенки разные смешные мелочи. А еще в этот день мы любим шалить в  плунтопарке: барахтаться в воздушных ямах, кататься на рельсомобилях, угощаться смехопироженными и летать на реактивных матрасиках.

А у вас есть любимые праздники?

Ведущий: Какие праздники  мы с вами любим ? (перечисляют).

Плунточка: Хм… день рожденья!? А какой он  у вас этот день рождения?  А???

Ведущий:- Ребята, а давайте  сегодняшнее наше занятие посвятим теме: «Праздничный этикет» и расскажем  и покажем Плунточке, что это за праздник и как мы к нему готовимся. А для начала  все дружно исполним песню «День рождения».

Дети исполняют песню на мотив «Чунга-Чанго». (пока звучит  проигрыш   дети  надевают колпачки, и украшают центральную стену ( гирлянда, шары).

День рожденья с детства любим мы.
В День рожденья — дарятся цветы.
В День рожденья — водим «Каравай».
В День рожденья — с нами подпевай.

Припев: Веселятся  дружно дети.
Праздник знают все на свете —
Только раз в году бывает День рожденья.
Поздравленья и подарки,
И наряды очень ярки —
С нетерпеньем ждем всегда мы День рожденья.

День рожденья — песни, танцы, смех.
День рожденья — праздник ярче всех.
День рожденья — празднуют друзья.
День рожденья — без него нельзя.

Припев.

День рожденья будем отмечать.
День рожденья — некогда скучать.
День рожденья — сказки и мечты.
День рожденья, как прекрасен ты!

Припев.

Ведущий: Ребята, как вы  думаете,  все ли стало сразу понятно Плунточке? Мы видим что она совсем про это ничего не знает.

  1. Закрепление знаний.  Открытие нового знания. Работа в группах. (7 мин.)
  1. Практическая работа.

Ведущий:A давайте покажем Плунточке, как мы готовимся к этому празднику. Мы  с вами разделились на группы.

И я приглашаю группы занять свои места  в следующем порядке:

Стол № 1 «Пригласительный этикет»

Стол № 2 «Подарочный этикет»

Стол № 3 «Застольный этикет»

Стол № 4 Праздничное меню

На столе лежит карточка с заданием, которое вам сейчас необходимо выполнить.

Но для начала вспомним правила работы в группе! (ПАМЯТКА) Зачитываем правила по цепочке.

Правила работы в группе:

  1. Умей выслушать товарища;
  2. Своё мнение должен высказать каждый;
  3. Закончив дело, помоги другу;
  4. Работай тихо, чтобы не мешать другим;
  5. Рабочее место содержи в порядке.  

Работа в группах (5-7 мин.)

1-я группа «Застольный этикет»

- продумать  оформление и сервировку праздничного стола (д/з)

-накрыть праздничный  стол для чаепития; (практическое)

2-я группа «Праздничное меню»

- составить праздничное меню; (д/з)

- приготовить  коктейль, и украсить стаканчик.(практическая работа)

3-я группа «Подарочный этикет»

- упаковать  подарок  (показать разные способы упаковки)

-оформить выставку «Подарки своими руками».

4-я группа Пригласительный этикет»

- изготовить  пригласительную открытку (практическая работа)

- подготовить небольшое сообщение (д/з)

Ведущий: Молодцы, все справились с практической частью, я прошу всех занять свои места.

Отчёт групп(10 мин.)

 Пригласительный этикет.

Ведущий: На наш праздник нам необходимо  заранее пригласить  друзей.

Дети: И  многое зависит  от того, как мы их пригласим, с каким настроением  они придут к нам.

Пригласить в гости можно в письменной и устной форме. Например:  Даша моя близкая подруга, мы часто бываем друг у друга в гостях: « Даша, я приглашаю тебя на свой День рождения. В воскресенье в 12 часов» (проиграть ситуацию устного приглашения.)

Слайд:  «Правильно ли я  написала приглашение?» (найти ошибку)

Ведущий: Итак, приглашение получено теперь  необходимо подумать о  подарке.

Подарочный этикет

Среди множества подарков мы должны выбрать тот, который хотели  бы подарить  своему другу или подруге.

Плунточка:  А,  какие бывают подарки? Ответы детей.

(СЛАЙД) Виды подарков:

- живые;

- литературные;

- музыкальные;

- сладкие;

- игрушки.

Дети: Подарок можно изготовить своими руками.

Выбранный  подарок нужно красиво упаковать.  Мы предлагаем разные виды и формы упаковки.

2-й ученик:  Ребята, я хочу, чтоб вы послушали мою  историю и помогли мне разобраться - в чем я был неправ.

Монолог. Отрывок из рассказа «Шоколадный торт» (реквизит:  книга, настольная  игра, фломастеры).

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения. Пришли гости. И все с подарками. Коля, сосед, мне настольную игру подарил «Футбол» принес.

-Спасибо,  - сказал я. интересная игра. Мне точно такую же дядя Глеб подарил.

        Вадик, с которым в одном лагере были, подарил книгу «Приключения Незнайки».

- Спасибо, говорю я. Книжка чудесная. Это ничего, что она неновая. Видно, что ее все твои родственники перечитали.

Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.

-Вот хорошо, - говорю я. Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего только шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вот я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!

Положил я подарки и пригласил гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю, что-то гости мои какие-то скучные сидят. Я уже и музыку веселую включил, а они все равно не веселятся. Ковыряют торт ложечкой и в тарелку смотрят. Потом один за другим попрощались и ушли. И чем я им не угодил? Может быть торт не понравился?

Ответы детей.

Физминутка . Танец с Плунточкой. Группа «Барбарики»  ДОБРОТА.

Ведущий: Плунточка, обрати внимание, какие ребята красивые и нарядные!

Плунточка: Ну-ка, ну-ка я вас повнимательнее хочу рассмотреть. Выходите все в кружок.

Красивую одежду ты надел,

И сразу изменилась жизнь твоя

Ты на глазах у всех похорошел

И, в зеркало взглянув, воскликнул:

«Вот так я!»

Ведущий: Ребята, а   праздничная одежда обязательно должна быть очень дорогая? А какая она должна бать обязательно? Верно -  чистой и опрятной!

Будь в одежде аккуратен

Избегай и дыр и пятен!

(На доске открыть пословицы и поговорки)

 «По одежке встречают, по уму провожают»

«Быть чистым ты обязан, не только для себя»

«В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и душа, и мысли!»

Плунточка: А давайте станцуем мой любимый танец, я буду показывать движения, а вы повторять  за мной.

Ведущий: Ну что ж – в таких нарядах можно отправляться в гости.

Застольный этикет.

Ведущий: В гостях нас уже ждет красивый стол.

3-й ученик: Сервировка чайного стола имеет свои особенности: Напротив стула на стол ставится чашка, под ней блюдце. Ручка чашки смотрит вправо. Под ней на блюдце лежит чайная ложка. Слева  ставится пирожковая тарелка, на ней салфетка. На чайный стол ставятся различные сладости, сахарница,  порезанный лимон.

Ведущий: Наш стол накрыт  и  именно сейчас  необходимо вспомнить правила поведения за столом.  Мы предлагаем вам пройти небольшой тест:  «Умеешь ли ты вести себя за столом?»  (слайды). Дети отвечают на вопросы.

Праздничное меню.

Ведущий: Ребята этой  группы составили для нас Праздничное меню.

Дети зачитывают меню, перечисляют, что выполнили, показывают оформленный коктейль, желе,  фрукты на шпажках. Раздают ребятам рецепты приготовления праздничного меню.

Ведущий: А еще, ребята, без чего не обходиться день рождения? Верно.  Плунточка, в день рождения пекут красивый, праздничный торт для именинника.

             Подведение итогов: (1 мин)

Плунточка:  Ой, как много всего интересного я узнала!  (вопросы от Плунточки)

Рефлексия деятельности.

- Украшения торта свечами:

Красная свеча – приглашение

Желтая свеча – выбор и упаковка подарка

Синяя свеча –сервировка стола

Зеленая свеча -  приготовление блюд.

- Какой этап подготовки к празднику вам понравился больше всего? (выберите свечу и украсьте ею торт)

- Ребята, вы сможете рассказать  своим близким и друзьям как  готовиться ко Дню рождения?

- Я очень рада, что вы все запомнили. Мне очень понравилось,  как вы подготовились  и работали на занятии, особенно ….

Главная задача гостей – не как можно больше съесть, а хозяина – откармливать гостей. Главной целью дружеской встречи является атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка. Здесь хорошо помогают игры, песни,  танцы.

Предлагаем поиграть и повеселиться с Плунточкой.

 2 часть: «Веселый этикет». (игры, конкурсы, танцы, чаепитие.)