Главные вкладки

    Статья на тему:
    Формирование коммуникативных УУД в воспитательной работе с учащимися начальной школы.

    Фроленкова Анна Георгиевна

    В 2011 году вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, который определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Особый интерес представляют коммуникативные учебные действия, т.к. коммуникация - это основа социального взаимодействия. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование коммуникативных УУД в воспитательной работе с учащимися начальной школы.

                                                            Зайцева Л.А., Силко А.В., Поверенова О.А., Фроленкова А.Г.,

                                              учителя начальных классов ГБОУ гимназии №148 имени Сервантеса

    Калининского района Санкт-Петербурга

    В 2011 году вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, который определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Особый интерес представляют коммуникативные учебные действия, т.к. коммуникация - это основа социального взаимодействия.

    План воспитательной работы мы проектируем совместно с родителями, используя технологию проектирования плана воспитательной работы класса:

    1. Выявление интересов учащихся и проблем, волнующих родителей
    2. Анализ выявленных интересов и проблем
    3. Создание творческих групп родителей
    4. Определение каждой группой круга мероприятий по своему направлению
    5. «Корректировка» мероприятий родительским комитетом и учителем
    6. Составление плана по четвертям совместно с родительским комитетом
    7. Проверка результативности  

    Создание плана воспитательной работы начинается с анкетирования родителей и учащихся. Основная идея анкетирования учащихся - выявить взаимосвязь между значимостью для ребёнка какого-либо события и степенью его участия в его подготовке и проведения. Кроме того, анкета позволит очертить круг наиболее значимых для учащихся партнёров (взрослые, ровесники), а также наиболее интересные для учащихся направления деятельности.

    Анкета ярких впечатлений.

    1.Какие события в твоей жизни запомнились больше всего?
    -
    в школе
    - в классе
    - вне школы
    - в семье

    2. Кем ты был в этих мероприятиях?
    -
    организатором
    - участником
    - исполнителем
    - наблюдателем

    3.Кто был вместе с тобой во время этих событий? (Какие впечатления остались у  вашего ребенка после этих мероприятий?)
     - друзья из твоего класса
     - друзья из школы
     - друзья не из школы
      - учитель
       - родители
       другие люди

     4. Каких событий в школе должно быть больше?

    Был сделан вывод: мероприятия, придуманные и проведенные вместе с родителями, где дети являются организаторами и активными участниками, оставляют наиболее яркие впечатления и у детей, и у взрослых.

     На первом родительском собрании  состоялось ознакомление  с результатами анкетирования, был очерчен  круг проблем,  волнующих родителей. Каждая группа предложила  мероприятия по определенному  направлению и объяснила их значимость. Таким образом,  был получен  определённый набор целей и форм деятельности. Родители сами выбрали  мероприятия, организацию и проведение которых они могли бы взять на себя.

               Далее родительский комитет вместе к классным руководителем  проанализировал предложенные мероприятия, связал  их с реалиями школы, определил сроки и назначил ответственных. Так сложился план работы!

    Для того чтобы проверить эффективность разработанной технологии, был проведен  конкурс рассказов и рисунков « Самые интересные моменты четверти». Сравнив результаты опроса среди детей и взрослых,  мы с родительским комитетом составили  план работы на следующую четверть.

    При создании плана воспитательной работы приоритетными были мероприятия, в которых дети учились договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща.

    Примером такого мероприятия может служить традиционный праздник «Масленица». В ходе подготовки  к празднику была придумана технология подготовки к мероприятию, инициированному  родителями.

    • Идея
    • Приглашение к сотрудничеству
    • Создание творческой группы
    • Планирование мероприятия совместно с учителем
    • Распределение ролей
    • Проведение мероприятия
    • Проверка результативности

    Идею возобновить празднование Масленицы предложили родители, т. к. им хочется, чтобы дети знали традиции своего народа, чувствовали свои корни.

    Подготовка к празднику началась с выбора творческой группы. На интернет - странице нашего класса родители разместили красочную афишу, предлагающую принять участие в празднике. Откликнулось много желающих, из которых была создана творческая группа по подготовке к мероприятию. В ее задачи входило разработать сценарий масленичной недели, провести мастерскую по изготовлению чучела Масленицы, подобрать  песни для разучивания, игры и организовать чаепитие с блинами.

    После разработки плана мероприятия вместе с учителем были распределены роли по интересам.  Одни подбирали песни, другие узнавали о традиционных уличных играх, делились рецептами блинов.  Вместе с родителями дети также активно готовились к празднику.

    Самым запоминающимся моментом был мастер – класс по изготовлению чучела Масленицы.  

    В определенный день дети и родители вышли во двор школы с песнями и шутками. Родители организовали игры: перетягивание канатов, подкидывание блинов на сковородке и др.  Кульминацией стало сжигание чучела.  Потом все вернулись в класс и пили чай с блинами.

    По окончании Масленичной недели была подготовлена выставка творческих работ   «Моя Масленица».

    В конце учебного года в «Анкете ярких впечатлений» «Масленица» была отмечена всеми участниками.

    Во время подготовки и проведения праздника участники вырабатывали и принимали коллективные решения, учились предотвращать и преодолевать конфликты, влияли на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий.

               В план работы были включены не только развлекательные мероприятия, но и такие, которые были направлены на формирование общечеловеческих ценностей: доброты, справедливости, толерантности.

     Исходя из всего этого, родилась идея социально-значимого проекта «Доброта». С  этим предложением классный руководитель  обратился  к родителям учеников. Главной задачей было изменение нейтрального, а порою и равнодушного отношения успешных детей к сверстникам из неблагополучных семей.

    Рядом с гимназией №148 имени Сервантеса есть Центр социальной помощи семье и детям Калининского района.  В этом учреждении содержатся дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

    На собрании родителям было предложено включить в план воспитательной работы отдельное направление - тематические встречи с детьми из Центра, что подразумевало регулярное посещение, а не разовую акцию помощи.

    Было бы здорово, если бы ребята не только познакомились с детьми из приюта, но и сумели помочь, а ещё лучше - подружиться. Родители охотно поддержали эту инициативу. Мы вместе составили план наших действий.

    Технология мероприятия, инициированного учителем

    • Появление проблемы
    • Выявление единомышленников, возникновение идеи, формулировка цели
    • Привлечение родителей в качестве помощников
    • Составление плана мероприятий и поиск форм работы
    • Реализация задуманного
    • Анализ деятельности и появление школьного проекта «Доброта» по инициативе учащихся

    В начале проекта по реакции ребят можно было разделить на две группы:

    - охотное желание прийти на помощь

    - кого-то мучило сильное любопытство: как выглядят дети из семей алкоголиков и наркоманов

     С такими разными намерениями и отправились ребята в приют

    Поначалу стеснялись все - и гимназисты, и малыши, к которым пришли опрятные дети, одетые в нарядную школьную форму. Постепенно напряжение ушло само собой. Вместе  сели пить чай. С собою в тот день гимназисты принесли школьные принадлежности: тетрадки, краски, пеналы, даже портфели. Хозяева угостили своим скромным полдником. Так почти в домашней обстановке неспешно прошли дружеские «посиделки».

    Под Новый год четвероклассники собрали сладости и зимнюю одежду и вновь отправились в приют. Здесь состоялся самый настоящий праздник. Школьники  подготовили стихи и песню. А малыши  спешили порадовать своими танцами. К тому времени между ними уже возникли и личные симпатии. Один из гимназистов подружился с малышом и видел в нём сходство со своим братишкой. Этот ученик уже приносил подарок конкретному ребёнку.

    Когда  наступили затяжные зимние каникулы, ребята решили не забывать малышей. Ведь как раз в новогодние праздники чувствуют себя одиноко те, у кого нет настоящей семьи, любящих родственников. И на Рождество гимназисты  вновь прибыли в Центр. Там состоялась творческая мастерская по изготовлению рождественских открыток. Гимназисты помогали малышам вырезать из бумаги ангелочков. Потом были посиделки с чаем и конфетами и трогательное расставание.

    К весне о посещении детей из Приюта узнали коллеги - учителя начальной школы. Третьеклассники вместе со своим классным руководителем решили  присоединиться к столь благородному делу.

    И вот уже  ученики  двух классов  пришли в приют на Масленицу. Вновь не с пустыми руками, а с познавательными рассказами о народных традициях этого праздника, с блинами, которые напекли сами ребята.

    Весною дети из Центра были приглашены на спектакль нашего школьного театра. Так постепенно вся  гимназия, а не только четвероклассники приобщалась к дружбе с ребятами из приюта. Желающих помочь эти детям становилось всё больше. Ко Дню Победы состоялся совместный конкурс рисунков на асфальте.  А потом уже всей школой собирали ребят в лагерь - ученики гимназии принесли  летние вещи, игрушки, спортинвентарь для ребят.  Так классный проект перерос в общешкольный.

     Участие ребят в социально-ориентированном проекте способствовало  формированию коммуникативных УУД. Дети учились понимать взгляды своих  сверстников, с уважением относиться  не только к своим, но и к чужим интересам. И более того, многие смогли изменить своё отношение к проблеме  благодаря тому,  что активно включились в процесс  взаимодействия с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

    Какова эффективность этих технологий покажет время.  Применение этих технологий убедило нас, что создание в школе реальных условий для преодоления эгоцентрической позиции, успешное прививание навыков эффективного сотрудничества, послужит  мощным противодействием негативным  личностным  проявлениям у детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа воспитательной работы для учащихся начальной школы.

    Программа воспитательной работы для учащихся начальной классов .Срок реализации-4 года....

    планирование работы с учащимися начальной школы по заполнению портфолио

    В данной работе отражено планирование работы с портфолио учащихся с использованием пособия " Портфолио первоклассника".  Авторы-составители  Е.А. Андреева, Н.В Разваляева. Издательство " Пла...

    Исследовательская деятельность во внеурочной работе с учащимися начальной школы

    Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю...

    «Специфика исследовательской работы с учащимися начальной школы»

    В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает и...

    Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе для учащихся начальной школы

    Название проекта: Защитники ОтечестваКраткая характеристика проекта: проект направлен на патриотическое воспитание младших школьниковНаправление воспитания.6 формировать в детях любовь к родине...

    Коррекционно-развивающая программа для работы с учащимися начальной школы, имеющими трудности в усвоении учебной программы.

    Целью коррекционно-развивающих занятий является развитие познавательных процессов у учащихся начальной школы (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления) и психологических предпосылок ...

    Здоровье сберегающие технологии в воспитательной работе с учащимися группы продленного дня.

    Сформировать понятие здорового образа жизни младшего школьника, научить соблюдать режим дня, привлечь к занятиям спортом задача любого педагога, ведь залог успеха всегда в здоровом теле....