Главные вкладки

    Статья по теме:
    Воспитание семейной идентичности ребенка в начальной школе средствами сценарно-ролевого творчества

    Васильева Елена Владимировна

    Материалы для участия в междунородной научн-практическрй конференции: "Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: методики, исследования, общественная практика".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx39.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    СРЕДСТВАМИ СЦЕНАРНО-РОЛЕВОГО ТВОРЧЕСТВА

    Васильева Елена Владимировна, учитель начальной школы ГОУ гимназии-
    интерната № 664 Красногвардейс
    кого района, г. Санкт - Петербург, Россия 

    Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения
    оказали влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые
    у
    становки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов,
    процессов
    , явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи,
    деформации традиционных ценностей: утрачиванию традиционных человеческих ценностей.
    «
    Невыраженность базовой системы ценностей, которые объединяют россиян в единую
    историческо-культурную и социальную общность
    , недоверие многих людей друг к другу,
    обществу
    , бизнесу и государству, в себя, приводят к тому, что Россия даже в глазах
    значительной части своих граждан не является привлекательной для жизни страной», -
    констатирует
    «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» [2,
    с.3].

    . По данным Института социологии РАН, часто отождествляют себя с россиянами
    35
    % респондентов, 50% - иногда, 15% имеют отрицательную гражданскую идентичность.
    До сих пор многие россияне в полной мере не ощущают себя гражданами России, то есть не

    обладают полноценной российской идентичностью, а каждый шестой относится к своей
    стране негативно
    . [2, с.3].

    Одна из причин такого положения в том, что не актуализирована система
    общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток
    сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает
    согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют
    созидательные смысложизненные ориентиры
    . Есть сильное государство, но пока нет
    общеразделяемого представления о едином российском народе, сплоченном чувством
    патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности
    , имеющего
    общий идеал будущего [Там же]
    .

    Идеал такого гражданина обоснован в Концепции духовно-нравственного развития и
    воспитания личности гражданина России. В определении современного национального
    воспитательного идеала прослеживается опора на отечественные традиции и
    преемственность с воспитательными идеалами предшествующих эпох.

    Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой,
    инициативной, саморазвивающейся
    . Наличие такой личности делает возможными частное
    и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становится
    личностью только в обществе
    . Необходимо говорить не об абстрактном личностно
    ориентированном воспитании вне времени
    , культуры и общества, а о воспитании личности
    гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие
    качества личности, ка
    к патриотизм, гражданственность, служение Отечеству,
    приверженность традиции.

    Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина своей
    Родины является сегодня педагогической проблемой
    . Понятие социальность предполагает
    освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому
    ,
    своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля в культуре и традициях
    своего народа.

    Социальное воспитание ребенка начинается в семье, продолжается в дошкольных
    учреждениях и начальной школе Ближайшее окружение ребенка - семья - и в первую
    очередь родители и старшие братья и сестры вызывают подсознательное подражание и
    ориентацию на ценности, которые заложены в семье... Общий дух атмосферы семьи
    ,
    характер отражающихся в ней интересов, симпатий и антипатий, доходит до детского
    сознания прежде всякого опыта. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий
    национального возрождения России мыслится прежде всего как воспитание хорошего
    семьянина [4, 45] Вырастив ребенка в этом контексте
    , педагог выполнит задачу сохранения
    ребенка, воспроизводства позитивных ценностей, укрепит общество и государство
    .

    Важным моментом социального развития ребенка является насыщение его
    социальной позиции в контексте «Я И МЫ» в процессе общественно полезной деятельности
    в избранной системе отношений (сценарно - ролевом творчестве)
    . Именно в ней ребенок
    получает возможность не просто обратить на себя внимание, проявить себя
    , увидеть свое
    «я» В оценке других людей, почувствовать
    , что общество его признает. Одним из
    педагогических принципов формирования социальной идентичности учащихся является
    принцип соотнесения класса с семьей в игровой деятельности. Непременным условием
    программы воспитания для этого возраста должно быть предложение ребенку объекта
    подражания
    , игрового действия, вида и содержания творческой активности.

    В предлагаемом опыте работы с младшими школьниками воспитание ребенка как
    хорошего семьянина в начальной школе происходит в системе «Семья и школа»,
    выраженной в программе дополнительного образования «Я и МЫ» (описана в статье
    «Системно-деятельностный подход в воспитании семейной идентичности младшего
    подростка» [3]). Главное в программе «Я И МЫ» - системный подход к формированию
    семейной идентичности школьника как условия его самопознания, самовоспитан
    ия и
    социализации.

    Для ребенка семья - это мир, в котором он живет, учится, делает открытия, любит,
    сочувствует, сопереживает.

    В нашем маленьком коллективе мы, следуя данному курсу, поставили перед собой
    определенные задачи
    :

    * Расширение и закрепление представлений детей о ценности семейных отношений;
    *
    Воспитание любви к ближнему, чувства терпимости, взаимоуважения.

    * Приобщение детей к культурным традициям семьи как ячейки общества.

    * Привитие интереса к истории происхождения семьи, рода, фамилии, восстановлению
    генеалогического древа
    .

    * Пропаганда семейных ценностей.

    * Создание условий для свободного развития духовных и физических сил ребенка,
    ведения им здорового образа жизни.

    * Воспитание уважения стремления к продолжению традиций общества и народа.

    Начало учебного года открывает «Урок Семьи», где учитель вместе с детьми
    определяют и ставит задачи, направленные на изучение внутрисемейных отношений
    ,
    уважение интересов семьи, почтительного отношения к старшему поколению в семье.

    Работа по программе «Я И МЫ» рассчитана на учебный год. В ней предусмотрены
    воспитательные занятия по 1 в две недели:

    - Создание семейного мини-альбома,

    * инсценировки мини-спектакля: «Волк и семеро козлят» С акцентом на уважительное
    отношение к мнению старших членов семьи, желание помочь ближнему
    , смекалка,
    взаимопомощь и взаимовыручка;

    * изучение происхождения имени;
    * мероприятие «День именинника»

    * создание музея вещей, сохранившихся в семьях с рассказами- «Из истории вещей»;
    *
    выезд детей и родителей за пределы города по Дороге Жизни с посещением музея
    блокадного Ленинграда
    ;

    * организация военно-туристических соревнований с участием детей и родителей, где
    используется командное взаимодействие
    ;

    * урок Семьи. Вводное слово учителя. Рассказы учащихся о семейных традициях.
    Интересные случаи из истории семей.

    * «Семейное древо» - урок - практикум. Создание и разработка мини - альбома «Моя
    семья» (Герб семьи, Древо Жизни семьи, письменный рассказ о значительных событиях в
    семье).

    * «Мир моих увлечений» - классный час;

    * «Я люблю свою семью - ей подарок подарю ... » - урок - практикум.

    * Право на жизнь» - беседа с участием родственников учащихся, участников военных
    событий и блокадного Ленинграда
    ;

    * Мама, папа, я - дружная семья - беседа.

    «Дом, в котором я живу» - классный час.
    * «
    Вытворяем чудеса» - утренник

    * «Спешим поздравить наших мам» - классный час ...

    Представляется, что базовая ячейка общества - традиционная семья - хранитель
    воспроизводства рода человеческого должна быть и встроена в систему социальных
    институтов для поддержания социального здоровья общества
    .

    В приложении к статье предъявлен вариант поддержки семьи в школьном событии:
    сценарий классного часа по итогам первого полугодия: «Моя семья - все наши «Я»

    Приложение1

    СЦЕНАРИЙ

    классного часа на тему: «Моя семья - все наши «Я»!

    (по социально-педагогическому принципу: «Основа основ - это семья!»)

    Цель классного часа: формирование добрых взаимоотношений между детьми в классе с
    учетом индивидуальности каждого ребенка для становления полноценного статуса
    воспитанника как семьянина в будущем
    .

    Задачи:

    1. Формирование через тексты сценария солидарных интересов сообщества.
    2. Учить вниманию к созидательным смыслам текста, отражая его в действии.
    З. Созидание жизнеутверждающей перспективы в сообществе.

    Ход классного часа:

            1. Организационный момент: Звучит песня «Маленькая страна», под музыку которой

    входят дети, становятся у доски.

    На столах флажки разного цвета, конверты с заданиями, над которыми будет работать
    группа
    , коробочки с фонариками внутри.

    у детей в руках прямоугольники из картона нужного цвета, соответственно флажкам на
    столе
    .

    1,2,3 ученик:

    -Здравствуй, небо голубое!

    -Здравствуй, солнце золотое!

    -Здравствуй, Матушка - Земля!

    Хором:

    -Здравствуйте, мои друзья!
    Учитель: 

    - Здравствуйте! -

    Мы друг другу сказали,

    Хотя были совсем не знакомы.
    - Здравствуйте! -

    Что особого тем мы сказали?
    Просто «Здравствуйте»,

    Больше ведь ничего не сказали.
    Отчего же на капельку

    Счастья прибавилось в мире?
    Отчего же на капельку
    Радостней сделалась
    жизнь?".
    - О чем это Стихотворение?

    (О том, чтобы наш классный час прошел хорошо, чтобы во время проведения и после
    него мы сохранили хорошее настроение)
    .

    Второй год мы с вами учимся в школе, но уже хорошо узнали друг друга. Я считаю, что наш
    класс очень дружный.

    Веселые, заботливые, фантазийные, находчивые, активные, ответственные, умные,
    инициативные, задорные, умелые - одним словом, вы у нас особенные.

    А как вы думаете, кто помогает вам быть такими?

    (Учителя, родители, семья).

    Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. Разве человек
    мог один без семьи выжить? И сегодня, хотя и нет необходимости поддерживать огонь в
    очаге, защищаться от диких животных, люди всё равно стремятся жить одной семьёй
    , одним
    домом. Что же такое семья?

    Ученик (Сообщение о семье).

    2. Введение в тему 

    Учитель. Наш классный час называется «Моя семья - это все наши «Я».
    у каждого из нас есть своя семья.

    Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

    И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях.

    При подготовке к сегодняшнему занятию, вы вместе с родителями, собирали большой
    материал о вашей семье
    , составляли свое генеалогическое дерево, узнали о происхождении
    имени, создали герб своей семьи.

    Но в школе вы проводите много времени! Здесь ваши одноклассники, учителя. Здесь вы
    растете, учитесь, трудитесь
    .

    Ученик (История про девочку Олю).

    Это тоже ваша семья.

    Учитель. Сегодня нам предстоит выяснить, может ли наш класс называться семьей, имеем
    ли мы
    с вами самое главное в жизни - семью классную. У каждой семьи должен быть - дом.
    у вас в руках кирпичики разного цвета - для дома, который мы будем строить вместе,
    давайте соберем их по цвету. Найдите нужный вам цвет на столах в классе и подойдите
    каждый к своему столу
    .

    3. Основная часть. Распределение детей по творческим группам, объяснение задач каждой
    группы.

    Учитель. Это ваши творческие группы, в которых вы будете работать, а задания для вас
    на
    ходятся в конвертах. Необходимо ознакомиться с заданиями, вскрыв конверты.

    Мы будем строить общий дом, а дома бывают разные. Помните сказку о трех поросятах?
    Какой дом оказался самым прочным (кирпичный). Наш дом должен стать не менее прочным.
    Чтобы он стоял надежно и крепко, должен быть фундамент
    .

    (Поднимают руки группа, в которой кирпичик «Фундамент»).

    - Мы будем каменщиками и работать нам предстоит над рубрикой «Архив нашего класса», а
    для этого нам необходимо
    ...

    Задание в конверте.

    Ваша задача - отобрать самые интересные семейные альбомы, сгруппировать их по темам:
    например, самая дружная, многочисленная, веселая, семья, мои именитые предки и
    разместить их на листе ватмана
    .

    Чтобы знать размер нашего дома, мы должны представлять, сколько жильцов в нем будет
    жить. (Поднимает руки группа с кирпичиком
    «Стены»).

    Мы будем плотниками и наше задание ... (Задание в конверте).

    Вам предстоит разместить семейные гербы одноклассников вокруг большого герба Санкт -
    Петербурга, а затем представить их нам.

    (Небольшой рассказ из истории геральдики).

    Высота нашего дома будет зависеть от величины и высоты ваших семейных древ.
    Поднимает руки группа
    , у которой кирпичик «Крыша».

    Мы будем кровельщиками. (Задание в конверт).

    Вы будете работать над СЕМЕЙНЫМ ДРЕВОМ. У нас есть замечательное дерево - клен, на
    нем мы и будем размещать наши работы
    - семейные древа.

    В доме еще есть окна и двери.

    Встает группа, у которой кирпичик «Окна и двери».
    Дети: Мы будем дизайнеры. (Задание в конверте).

    Учитель: Вы расскажете о происхождении имен нашего класса, в честь кого получены эти
    имена, как они связаны с народными традициями
    .

    Пятая группа сохранит в тайне свое задание до окончания строительства дома.
    Ита
    к, мы начинаем строительство нашего дома.

    Дети предлагают выбрать управляющего стройкой «прораба».

    На работу в группах дается 5 минут, потом начинается строительство дома и защита
    рубрик
    .

    (Каждую часть дома после ее защиты, выстраиваем в компьютерном варианте на экране.)
    Учитель назначается
    «главным архитектором», то есть, следит за «строительством» всего
    «объекта» в целом.(В это время идет показ фильма о жизни класса за период обучения - с 1
    по 2 класс. Видеоролик на 4 мин 20 сек
    .)

    «Прораб» курсирует по залу и оказывает посильную помощь группам.

    Б). Защита рубрик, кроме пятой (ее оставляем на окончание мероприятия). Ребята
    демонстрируют свой материал и рассказывают о собранной информации
    , классный
    ру
    ководитель при необходимости комментирует.

    На экране возникает компьютерная версия строительства дома, при этом появление каждого
    строительного объекта сопровождается звуковыми эффектами.

    Учитель: Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над
    головой, а место где его любят и
    ждут, понимают его, принимают таким, какой он есть, где
    человеку тепло и уютно
    .

    Наш дом готов - а можно ли в нем жить?
    Дети: Нет, в доме не хватает тепла.

    Учитель: Действительно, раньше вся семья согревалась у большой русской печи, теперь
    печей нет и семьи не собираются у очага
    . А мы - попробуем.

    Переходим к самой главной тайне нашего мероприятия.

    У вас на столах лежат замечательные коробочки, давайте, заглянем в них и достанем
    содер
    жимое. ( В них - фонарики).

    Зажигаем наши фонарики. Стало светлее? А теплее?

    Давайте, зажжем маленькие лучики тепла в нашем доме и создадим очаг.
    Давайте, соберем эти лучики в один большой очаг.

    Все фонарики складываем в красный стеклянный куб.

    Этот импровизированный костер и будет нашим семейным очагом.
    Группы по очереди подходят к очагу.

    Международная научно - практическая конференция

    Учитель: А теперь в нашем доме должны появиться хозяева. Какие традиции надо
    соблюсти, чтобы дом стал теплым, уютным, защищенным от всех бед?

    Пригласить Домового!

    Появляется Домовой - игры, загадки, история появления Домового. (5 минут).

    Находим домовому место и оставляем у нас жить.

    И вот когда в нашей замечательной семье собрались все вокруг домашнего очага, мы

    закладываем последний кирпичик - пятый.

    4.Семейные традиции. 

    Вам предстояло подготовить рассказ о семейных рецептах традиционных блюд, которые вы

    заранее готовили дома, найти самые необычные и интересные.

    5.Заключение. 

    Приглашаем всех участников сегодняшнего мероприятия за наш хлебосольный, радушный,

    гостеприимный семейный стол.

    В семейном кругу мы растём,

    Основа основ - родительский дом.

    В семейном кругу все корни твои.

    Во взрослую жизнь ты войдешь из семьи.
    В семейном кругу мы жизнь создаём.
    О
    снова основ - родительский дом.

    Список использованных источников и литературы:

    1. Васильева Е.В. Системноеятельностный подход в воспитании семейной идентичности младшего

    подростка/сб. в сб. «Духовно-нравственное развитие и воспитание: системно-деятельностный подход», Издательство
    Политехнического института, СПб.:2010

    2. Данилюк Д.Я., Кондаков А.М., Тишков ВА Концепция духовно-нравственного воспитания личности

    гражданина России, М.: Просвещение,2009

    1. Зайцев Г.К. Время педагогики здравосозидающей // Народное образование. №6. 2002.
    1. Мудрик Д.В. Общение в процессе воспитания. Педагогическое общество России. Москва. 2001. 320 с. 


    © Васильева Елена Владимировна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

    ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА....

    Семейный спортивный праздник в начальной школе « Счастливы вместе»

    Совершенствование связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми общешкольному мероприятию.Развитие личности ребенка на основе овладения физической культурой.Воспитание чу...

    Буклет "Влияние особенностей семейного воспитания на адаптацию детей в начальной школе"

    Факторы школьной дезатаптации, примерные темы на родительских собраниях......

    Роль коммуникативных универсальных учебных действий в развитии ребенка в начальной школе.

    Роль коммуникативных универсальных учебных действий в развитии ребенка в начальной школе....

    РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Статья о значении воспитания в семье в жизни ребенка, об основных проблемах современного духовно-нравственного развития и путях их решения...