Воспитание семейной идентичности ребенка в начальной школе средствами сценарно-ролевого творчества
статья по теме

Сурова Елена Владимировна

Материалы для участия в междунородной научн-практическрй конференции: "Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: методики, исследования, общественная практика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.76 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
СРЕДСТВАМИ СЦЕНАРНО-РОЛЕВОГО ТВОРЧЕСТВА

Васильева Елена Владимировна, учитель начальной школы ГОУ гимназии-
интерната № 664 Красногвардейс
кого района, г. Санкт - Петербург, Россия 

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения
оказали влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые
у
становки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов,
процессов
, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи,
деформации традиционных ценностей: утрачиванию традиционных человеческих ценностей.
«
Невыраженность базовой системы ценностей, которые объединяют россиян в единую
историческо-культурную и социальную общность
, недоверие многих людей друг к другу,
обществу
, бизнесу и государству, в себя, приводят к тому, что Россия даже в глазах
значительной части своих граждан не является привлекательной для жизни страной», -
констатирует
«Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» [2,
с.3].

. По данным Института социологии РАН, часто отождествляют себя с россиянами
35
% респондентов, 50% - иногда, 15% имеют отрицательную гражданскую идентичность.
До сих пор многие россияне в полной мере не ощущают себя гражданами России, то есть не

обладают полноценной российской идентичностью, а каждый шестой относится к своей
стране негативно
. [2, с.3].

Одна из причин такого положения в том, что не актуализирована система
общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток
сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает
согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют
созидательные смысложизненные ориентиры
. Есть сильное государство, но пока нет
общеразделяемого представления о едином российском народе, сплоченном чувством
патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности
, имеющего
общий идеал будущего [Там же]
.

Идеал такого гражданина обоснован в Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. В определении современного национального
воспитательного идеала прослеживается опора на отечественные традиции и
преемственность с воспитательными идеалами предшествующих эпох.

Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой,
инициативной, саморазвивающейся
. Наличие такой личности делает возможными частное
и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становится
личностью только в обществе
. Необходимо говорить не об абстрактном личностно
ориентированном воспитании вне времени
, культуры и общества, а о воспитании личности
гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие
качества личности, ка
к патриотизм, гражданственность, служение Отечеству,
приверженность традиции.

Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина своей
Родины является сегодня педагогической проблемой
. Понятие социальность предполагает
освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому
,
своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля в культуре и традициях
своего народа.

Социальное воспитание ребенка начинается в семье, продолжается в дошкольных
учреждениях и начальной школе Ближайшее окружение ребенка - семья - и в первую
очередь родители и старшие братья и сестры вызывают подсознательное подражание и
ориентацию на ценности, которые заложены в семье... Общий дух атмосферы семьи
,
характер отражающихся в ней интересов, симпатий и антипатий, доходит до детского
сознания прежде всякого опыта. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий
национального возрождения России мыслится прежде всего как воспитание хорошего
семьянина [4, 45] Вырастив ребенка в этом контексте
, педагог выполнит задачу сохранения
ребенка, воспроизводства позитивных ценностей, укрепит общество и государство
.

Важным моментом социального развития ребенка является насыщение его
социальной позиции в контексте «Я И МЫ» в процессе общественно полезной деятельности
в избранной системе отношений (сценарно - ролевом творчестве)
. Именно в ней ребенок
получает возможность не просто обратить на себя внимание, проявить себя
, увидеть свое
«я» В оценке других людей, почувствовать
, что общество его признает. Одним из
педагогических принципов формирования социальной идентичности учащихся является
принцип соотнесения класса с семьей в игровой деятельности. Непременным условием
программы воспитания для этого возраста должно быть предложение ребенку объекта
подражания
, игрового действия, вида и содержания творческой активности.

В предлагаемом опыте работы с младшими школьниками воспитание ребенка как
хорошего семьянина в начальной школе происходит в системе «Семья и школа»,
выраженной в программе дополнительного образования «Я и МЫ» (описана в статье
«Системно-деятельностный подход в воспитании семейной идентичности младшего
подростка» [3]). Главное в программе «Я И МЫ» - системный подход к формированию
семейной идентичности школьника как условия его самопознания, самовоспитан
ия и
социализации.

Для ребенка семья - это мир, в котором он живет, учится, делает открытия, любит,
сочувствует, сопереживает.

В нашем маленьком коллективе мы, следуя данному курсу, поставили перед собой
определенные задачи
:

* Расширение и закрепление представлений детей о ценности семейных отношений;
*
Воспитание любви к ближнему, чувства терпимости, взаимоуважения.

* Приобщение детей к культурным традициям семьи как ячейки общества.

* Привитие интереса к истории происхождения семьи, рода, фамилии, восстановлению
генеалогического древа
.

* Пропаганда семейных ценностей.

* Создание условий для свободного развития духовных и физических сил ребенка,
ведения им здорового образа жизни.

* Воспитание уважения стремления к продолжению традиций общества и народа.

Начало учебного года открывает «Урок Семьи», где учитель вместе с детьми
определяют и ставит задачи, направленные на изучение внутрисемейных отношений
,
уважение интересов семьи, почтительного отношения к старшему поколению в семье.

Работа по программе «Я И МЫ» рассчитана на учебный год. В ней предусмотрены
воспитательные занятия по 1 в две недели:

- Создание семейного мини-альбома,

* инсценировки мини-спектакля: «Волк и семеро козлят» С акцентом на уважительное
отношение к мнению старших членов семьи, желание помочь ближнему
, смекалка,
взаимопомощь и взаимовыручка;

* изучение происхождения имени;
* мероприятие «День именинника»

* создание музея вещей, сохранившихся в семьях с рассказами- «Из истории вещей»;
*
выезд детей и родителей за пределы города по Дороге Жизни с посещением музея
блокадного Ленинграда
;

* организация военно-туристических соревнований с участием детей и родителей, где
используется командное взаимодействие
;

* урок Семьи. Вводное слово учителя. Рассказы учащихся о семейных традициях.
Интересные случаи из истории семей.

* «Семейное древо» - урок - практикум. Создание и разработка мини - альбома «Моя
семья» (Герб семьи, Древо Жизни семьи, письменный рассказ о значительных событиях в
семье).

* «Мир моих увлечений» - классный час;

* «Я люблю свою семью - ей подарок подарю ... » - урок - практикум.

* Право на жизнь» - беседа с участием родственников учащихся, участников военных
событий и блокадного Ленинграда
;

* Мама, папа, я - дружная семья - беседа.

«Дом, в котором я живу» - классный час.
* «
Вытворяем чудеса» - утренник

* «Спешим поздравить наших мам» - классный час ...

Представляется, что базовая ячейка общества - традиционная семья - хранитель
воспроизводства рода человеческого должна быть и встроена в систему социальных
институтов для поддержания социального здоровья общества
.

В приложении к статье предъявлен вариант поддержки семьи в школьном событии:
сценарий классного часа по итогам первого полугодия: «Моя семья - все наши «Я»

Приложение1

СЦЕНАРИЙ

классного часа на тему: «Моя семья - все наши «Я»!

(по социально-педагогическому принципу: «Основа основ - это семья!»)

Цель классного часа: формирование добрых взаимоотношений между детьми в классе с
учетом индивидуальности каждого ребенка для становления полноценного статуса
воспитанника как семьянина в будущем
.

Задачи:

1. Формирование через тексты сценария солидарных интересов сообщества.
2. Учить вниманию к созидательным смыслам текста, отражая его в действии.
З. Созидание жизнеутверждающей перспективы в сообществе.

Ход классного часа:

        1. Организационный момент: Звучит песня «Маленькая страна», под музыку которой

входят дети, становятся у доски.

На столах флажки разного цвета, конверты с заданиями, над которыми будет работать
группа
, коробочки с фонариками внутри.

у детей в руках прямоугольники из картона нужного цвета, соответственно флажкам на
столе
.

1,2,3 ученик:

-Здравствуй, небо голубое!

-Здравствуй, солнце золотое!

-Здравствуй, Матушка - Земля!

Хором:

-Здравствуйте, мои друзья!
Учитель: 

- Здравствуйте! -

Мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.
- Здравствуйте! -

Что особого тем мы сказали?
Просто «Здравствуйте»,

Больше ведь ничего не сказали.
Отчего же на капельку

Счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
Радостней сделалась
жизнь?".
- О чем это Стихотворение?

(О том, чтобы наш классный час прошел хорошо, чтобы во время проведения и после
него мы сохранили хорошее настроение)
.

Второй год мы с вами учимся в школе, но уже хорошо узнали друг друга. Я считаю, что наш
класс очень дружный.

Веселые, заботливые, фантазийные, находчивые, активные, ответственные, умные,
инициативные, задорные, умелые - одним словом, вы у нас особенные.

А как вы думаете, кто помогает вам быть такими?

(Учителя, родители, семья).

Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. Разве человек
мог один без семьи выжить? И сегодня, хотя и нет необходимости поддерживать огонь в
очаге, защищаться от диких животных, люди всё равно стремятся жить одной семьёй
, одним
домом. Что же такое семья?

Ученик (Сообщение о семье).

2. Введение в тему 

Учитель. Наш классный час называется «Моя семья - это все наши «Я».
у каждого из нас есть своя семья.

Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях.

При подготовке к сегодняшнему занятию, вы вместе с родителями, собирали большой
материал о вашей семье
, составляли свое генеалогическое дерево, узнали о происхождении
имени, создали герб своей семьи.

Но в школе вы проводите много времени! Здесь ваши одноклассники, учителя. Здесь вы
растете, учитесь, трудитесь
.

Ученик (История про девочку Олю).

Это тоже ваша семья.

Учитель. Сегодня нам предстоит выяснить, может ли наш класс называться семьей, имеем
ли мы
с вами самое главное в жизни - семью классную. У каждой семьи должен быть - дом.
у вас в руках кирпичики разного цвета - для дома, который мы будем строить вместе,
давайте соберем их по цвету. Найдите нужный вам цвет на столах в классе и подойдите
каждый к своему столу
.

3. Основная часть. Распределение детей по творческим группам, объяснение задач каждой
группы.

Учитель. Это ваши творческие группы, в которых вы будете работать, а задания для вас
на
ходятся в конвертах. Необходимо ознакомиться с заданиями, вскрыв конверты.

Мы будем строить общий дом, а дома бывают разные. Помните сказку о трех поросятах?
Какой дом оказался самым прочным (кирпичный). Наш дом должен стать не менее прочным.
Чтобы он стоял надежно и крепко, должен быть фундамент
.

(Поднимают руки группа, в которой кирпичик «Фундамент»).

- Мы будем каменщиками и работать нам предстоит над рубрикой «Архив нашего класса», а
для этого нам необходимо
...

Задание в конверте.

Ваша задача - отобрать самые интересные семейные альбомы, сгруппировать их по темам:
например, самая дружная, многочисленная, веселая, семья, мои именитые предки и
разместить их на листе ватмана
.

Чтобы знать размер нашего дома, мы должны представлять, сколько жильцов в нем будет
жить. (Поднимает руки группа с кирпичиком
«Стены»).

Мы будем плотниками и наше задание ... (Задание в конверте).

Вам предстоит разместить семейные гербы одноклассников вокруг большого герба Санкт -
Петербурга, а затем представить их нам.

(Небольшой рассказ из истории геральдики).

Высота нашего дома будет зависеть от величины и высоты ваших семейных древ.
Поднимает руки группа
, у которой кирпичик «Крыша».

Мы будем кровельщиками. (Задание в конверт).

Вы будете работать над СЕМЕЙНЫМ ДРЕВОМ. У нас есть замечательное дерево - клен, на
нем мы и будем размещать наши работы
- семейные древа.

В доме еще есть окна и двери.

Встает группа, у которой кирпичик «Окна и двери».
Дети: Мы будем дизайнеры. (Задание в конверте).

Учитель: Вы расскажете о происхождении имен нашего класса, в честь кого получены эти
имена, как они связаны с народными традициями
.

Пятая группа сохранит в тайне свое задание до окончания строительства дома.
Ита
к, мы начинаем строительство нашего дома.

Дети предлагают выбрать управляющего стройкой «прораба».

На работу в группах дается 5 минут, потом начинается строительство дома и защита
рубрик
.

(Каждую часть дома после ее защиты, выстраиваем в компьютерном варианте на экране.)
Учитель назначается
«главным архитектором», то есть, следит за «строительством» всего
«объекта» в целом.(В это время идет показ фильма о жизни класса за период обучения - с 1
по 2 класс. Видеоролик на 4 мин 20 сек
.)

«Прораб» курсирует по залу и оказывает посильную помощь группам.

Б). Защита рубрик, кроме пятой (ее оставляем на окончание мероприятия). Ребята
демонстрируют свой материал и рассказывают о собранной информации
, классный
ру
ководитель при необходимости комментирует.

На экране возникает компьютерная версия строительства дома, при этом появление каждого
строительного объекта сопровождается звуковыми эффектами.

Учитель: Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над
головой, а место где его любят и
ждут, понимают его, принимают таким, какой он есть, где
человеку тепло и уютно
.

Наш дом готов - а можно ли в нем жить?
Дети: Нет, в доме не хватает тепла.

Учитель: Действительно, раньше вся семья согревалась у большой русской печи, теперь
печей нет и семьи не собираются у очага
. А мы - попробуем.

Переходим к самой главной тайне нашего мероприятия.

У вас на столах лежат замечательные коробочки, давайте, заглянем в них и достанем
содер
жимое. ( В них - фонарики).

Зажигаем наши фонарики. Стало светлее? А теплее?

Давайте, зажжем маленькие лучики тепла в нашем доме и создадим очаг.
Давайте, соберем эти лучики в один большой очаг.

Все фонарики складываем в красный стеклянный куб.

Этот импровизированный костер и будет нашим семейным очагом.
Группы по очереди подходят к очагу.

Международная научно - практическая конференция

Учитель: А теперь в нашем доме должны появиться хозяева. Какие традиции надо
соблюсти, чтобы дом стал теплым, уютным, защищенным от всех бед?

Пригласить Домового!

Появляется Домовой - игры, загадки, история появления Домового. (5 минут).

Находим домовому место и оставляем у нас жить.

И вот когда в нашей замечательной семье собрались все вокруг домашнего очага, мы

закладываем последний кирпичик - пятый.

4.Семейные традиции. 

Вам предстояло подготовить рассказ о семейных рецептах традиционных блюд, которые вы

заранее готовили дома, найти самые необычные и интересные.

5.Заключение. 

Приглашаем всех участников сегодняшнего мероприятия за наш хлебосольный, радушный,

гостеприимный семейный стол.

В семейном кругу мы растём,

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои.

Во взрослую жизнь ты войдешь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём.
О
снова основ - родительский дом.

Список использованных источников и литературы:

1. Васильева Е.В. Системноеятельностный подход в воспитании семейной идентичности младшего

подростка/сб. в сб. «Духовно-нравственное развитие и воспитание: системно-деятельностный подход», Издательство
Политехнического института, СПб.:2010

2. Данилюк Д.Я., Кондаков А.М., Тишков ВА Концепция духовно-нравственного воспитания личности

гражданина России, М.: Просвещение,2009

  1. Зайцев Г.К. Время педагогики здравосозидающей // Народное образование. №6. 2002.
  1. Мудрик Д.В. Общение в процессе воспитания. Педагогическое общество России. Москва. 2001. 320 с. 


© Васильева Елена Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся начальной школы средствами здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, здоровьеукрепляющих приёмов обучения и воспитания

Актуальноссть проблемы здоровьесбережения, виды здоровьесберегающих технологий, предупреждение утомляемости на уроках, приёмы и методы создания благоприятного климата, формирование ценностного отношен...

Влияние особенностей семейного воспитания на адаптацию детей в начальной школе

Социальная адаптация личности, семья, школьная успеваемость......

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА

Статья из сборника методических разработок для Первой Межрегиональной практической конференции "Системно-деятельностный подход в воспитании. Духовно-нравственное развитие и воспитание - главные п...

Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.

Данные учебно-методические разработки  содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях реализации в начальной школе, техн...

ПРИОБЩЕНИЕ К ХОРОВОМУ ПЕНИЮ КАК ПУТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассматриваются вопросы эстетического воспитания учащихся начальных классов путем приобщения к хоровому пению на занятиях внеурочной деятельности....

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»

Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....