ПРИОБЩЕНИЕ К ХОРОВОМУ ПЕНИЮ КАК ПУТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по музыке

Гринь Наталья Андреевна

В данной статье рассматриваются вопросы эстетического воспитания учащихся начальных классов путем приобщения к хоровому пению на занятиях внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_horovomu_peniyu.docx24.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ К ХОРОВОМУ ПЕНИЮ КАК ПУТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы эстетического воспитания учащихся начальных классов путем приобщения к хоровому пению на занятиях внеурочной деятельности.

Ключевые слова: хоровое пение, певческие навыки, внеурочная деятельность, детское творчество.

Период  детства  -  важнейший  этап  в  развитии  личности,  ее  духовно-нравственной  составляющей.  Именно  в  этот  период  развития  человека закладывается  та  основа,  которая  в  будущем  поможет  ему  успешно реализовать  свои  способности,  в  том  числе,  творческие  возможности. Особую  значимость  в  развитии  и  реализации  творческого  потенциала ребенка приобретает  воспитание  средствами  искусства,  в  частности занятия в хоре в условиях дополнительного образования.

В современной системе любого образования развитие творческих способностей детей является мощным источником воздействия на их дальнейшее полноценное развитие. Известно, что эмоциональная сфера ребенка формируется именно в младшем школьном возрасте. Развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируется мышление и творческие силы.

Приобщение к хоровому пению – самый доступный путь эстетического воспитания ребенка в начальной школе,  развития его культуры, прежде всего, так как вокальная музыка активно воздействует на чувства ребенка, а через чувства на его отношение к социальной действительности. Еще Д. Б. Кабалевский указывал на положительное воздействие музыки, в том числе и певческого искусства, на человека, особенно на ребенка. Он отмечал, что интерес к самым доступным занятиям музыкой, то есть пению, заложен в каждом ребенке. Следовательно, хоровое воспитание может занимать важное место в его развитии.

И. С. Кочнева И. и А. С. Яковлева, в своем вокальном словаре, дают такое  определение певческому искусству: «Пение, вокальное искусство – эмоционально-образное раскрытие содержания музыкальными средствами певческого голоса» (2, с. 49). С точки зрения физиологии это сочетание разнообразных звуков и интонаций, воспроизводимых голосовым аппаратом человека. С позиции психологии и педагогики пение – это, прежде всего, способ самовыражения, общения с окружающим миром.

Так как процесс пения является самой доступной формой любого творчества и самовыражения, развитие вокальных способностей приобретает определенную актуальность в эстетическом развитии младших школьников.  Д. Б. Эльконин писал: «Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос <…> Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией» (4, с. 9).

В современной системе образования альтернативным является вовлечение детей в хоровое искусство не только через профессиональное обучение, а и во внеурочной деятельности: хоровые кружки, студии эстрадного вокала, самодеятельные певческие коллективы. Как правило, перечисленные формы обучения базируются в общеобразовательных школах, где для реализации творческого потенциала и развития певческих способностей младших школьников создаются благоприятные условия. Участия в школьных концертах, конкурсах, выездные мероприятия, а также индивидуальные и групповые занятия пением позволяют добиться эффективного результата в обучении певческому искусству.

Внеурочные творческие занятия показывают себя наиболее гибкой социально-педагогической системой, которая может не только адаптироваться к социальным условиям, но и сформировать  комплекс, обеспечивающий условия для творческого, личностного профессионального развития детей.

Пение в хоре является  наиболее любимым и доступным  видом детского творчества, не требующим каких-либо специальных  затрат в связи с тем, что голос универсальный и доступный «инструмент». Исполняя детские песни, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и самостоятельно создает эту культуру. При правильной организации процесса  хорового воспитания обеспечиваются условия для задействования целого комплекса качеств ребенка: от личных качеств до специальных музыкальных способностей.

Следовательно,  занятия хора во внеурочной деятельности – это искусство уникальных образовательных и исполнительских возможностей, являющееся  неотъемлемой частью отечественной культуры в целом. 

При изучении образовательных программ «Хор», «Вокальный ансамбль» мы ссылались на методику Л. Б. Дмитриева, Г. П. Стуловой, Д. Е. Огороднова и других. Изученные методические работы являются документами, описывающим педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями, образовательными задачами, способами деятельности, условиями их достижения и прогнозируемым конечным результатом. Основная концепция заключается в создании на базе хорового кружка во внеурочной деятельности музыкально-образовательного комплекса, направленного на развитие творческой и познавательной мотивации личности через приобщение детей к музыкальной деятельности.

Таким образом, приобщение к хоровому искусству во внеурочной деятельности носит актуальный характер. Так как внеурочные занятия принадлежат к факультативным видам деятельности, они являются дополнительным, действенным средством разностороннего развития школьников: личностного, музыкально-творческого и эстетического.

Законы «Об образовании» (1992) относят дополнительную (внеурочную) деятельность к значимой социально-педагогической тенденции, определяющей формирование новой образовательной среды, центром которой является личность, самостоятельно выбирающая образовательный курс. Содержание хорового воспитания носит деятельностный, практико-ориентированный характер. Иными словами, в процессе практической вокально-хоровой деятельности ученик, непосредственно соприкасаясь с музыкой, должен чувствовать ее, переживать, то есть эстетически развиваться. Момент такого индивидуально-группового творчества наиболее ценен, так как позволяет обрести личностно значимую направленность общений с музыкой.

В соответствии со сказанным можно выделить такие особенности внеурочной деятельности как богатство организационных форм; разнообразие способов взаимоотношений педагога-музыканта и детей внутри творческого коллектива; обеспечение школьнику «ситуации успеха».

Предмет учебного цикла «Музыка» реализует цель музыкального образования. Однако в массовой общеобразовательной практике на его преподавание отводится по одному учебному часу в начальной школе. Компенсировать недостаточность учебного времени, возможно, за счет музыкально-познавательной и музыкально-творческой деятельности младших школьников на занятиях хора во внеурочной деятельности.

С 2013 года в России воссоздано действие Всероссийского хорового общества, одной из важных задач которого является поддержка детского хорового творчества и образования. Актуальность введения занятий по хоровому пению во внеурочной деятельности обусловлена тем, что хоровое пение обладает доступностью, массовостью и характеризуется активностью творческого процесса.

Основная цель хорового воспитания – всестороннее развитие личности ребенка средствами музыкального искусства. Задачи, реализуемые в ходе занятий:

1) формирование интереса и любви к хоровому пению и музыкальному искусству в целом; изучение истории возникновения вокальной музыки и происхождения основных вокально-хоровых жанров; формирование представлений о специфике музыкального искусства, его содержании и значении для русской и мировой культуры; овладение основами музыкальной грамоты, овладение каждым членом хорового коллектива природным голосом, привитие хору вокально-хоровой техники, т.е. навыков, обеспечивающих хору хороший строй, ансамбль и т.д.;

2) повышение общей и музыкальной культуры воспитанников; воспитание посредством музыкально-творческой деятельности нравственных качеств личности: патриотических чувств к объектам музыкальной культуры, к труду человека и его результатам, творчеству и творческой деятельности; формирование опыта положительных межличностных отношений, положительных личностных качеств; создание атмосферы радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива;

3) развитие индивидуальных творческих способностей детей; развитие музыкальной памяти и мелодического и гармонического слуха, певческого голоса; развитие образного и ассоциативного мышления, формирование умения саморегуляции творческой деятельности, потребности в музыкально-творческой деятельности; формирование индивидуального музыкального вкуса; индивидуального маршрута развития личности ребенка в сфере музыкально-творческой деятельности; содействие укреплению здоровья воспитанников (3, с. 72).

Реализация задач осуществляется через различные формы вокально-творческой деятельности:

– хоровое, ансамблевое и сольное пение;

– слушание музыкальных произведений;

– музыкально-пластическое движение;

– театрализация музыкальных произведений;

– различные формы и виды импровизации;

– концертно-исполнительская деятельность,

– мероприятия воспитательно-познавательного характера (3, с. 75).

Внеурочные занятия хоровым пением рассчитаны на учащихся начальной школы, увлекающихся музыкой и творческой деятельностью. Основное условие отбора детей – их желание заниматься хоровым видом искусства, способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен «естественный отбор детей в общешкольный детский хоровой коллектив, защищающий честь школы на окружных, городских, областных мероприятиях и конкурсах» (1, с. 96). Курс предусматривает сочетание как коллективных, так и групповых и индивидуальных занятий.

Формы проведения внеурочных занятий разнообразны по своему направлению. Это –  занятие-игра, концерт, музыкальная гостиная, конкурс или турнир, праздник или творческий отчет. В комплекс воспитательных мероприятий входят тематические концерты, встречи с интересными людьми, посещение объектов культуры и искусства. Нельзя не отметить совместную работу педагога, родителей и детей.

В заключении хочется отметить, что хоровое пение активно  формирует  у подрастающего  поколения  комплекс  творческих  способностей. Одновременно решаются  и  эстетические воспитательные  задачи, связанные с формированием культуры и личности ребенка. Современные исследователи доказали, что дети,  занимающиеся  хоровой  деятельностью,  более  отзывчивы и раскрепощены, более эмоциональны и общительны, восприимчивы к окружающей действительности.

Ведущие педагоги, такие как М. Ш. Бонфельд, С.В. Баранова Г. П. Стулова и многие другие считают, что эстетическое воспитание детей    возможно  посредством приобщения к хоровому пению и на уроках музыки, и во внеурочной дополнительной деятельности  как  наиболее  доступного  вида  детского творчества.  Именно  созидательная  функция  процесса  пения  является одной из направляющих в  эстетическом воспитании детей всех возрастов.  

Список литературы:

  1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.– М.: Музыка,1968. – 675 с.
  2. Кочнева И. С., Яковлева А. С. Вокальный словарь // 2-е изд. – Л.: Музыка, 1988. – 68с.
  3. Мальцев А.П. Развитие музыкальной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования. – Оренбург, 2014. – 187 с.
  4. Эльконин Д Б. Психология обучения младшего школьника // Психология и педагогика М , 1974. – 224c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.Эстетическое образование  является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития реб...

Эстетическое воспитание в начальной школе (из опыта работы)

Презентация из опыта работы для выступления на педагогическом совете...

«Рок-н-ролл с морскими животными» или одна из форм развития эстетического воспитания в коррекционной школе

в данном материале я рассказываю о некоторых формах эстетического воспитания через социализацию учащихся коррекционной школы...

Хореографическое образование в системе внеурочной деятельности как предмет эстетического воспитания учащихся в школе

Учебно-методический материал по хореографии ОДОД  в начальных классах как предмет эстетического воспитания в школе....

О значении эстетического воспитания в начальных классах

Воспитание человека – это непростая задача, включающая подготовку человека для жизни в обществе. Это приоритетная задача любого культурного общества, тем более в эпоху сверх развития средств мас...

Статья " Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальной школы"

Научить детей нравственно-эстетическим отношениям между собой, дать навыки нравственно-эстетического поведения между собой, учить строить добрые отношения с окружающими людьми : родителями, сверстника...

Пение, как метод адаптации ребенка в начальной школе

в материале рассматриваются причины, по которым ребенку стоит заниматься пением и как  занятия вокалом поможет адаптироваться к школьному обучению в 1 классе...