СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
статья

Сурова Елена Владимировна

Статья из сборника методических разработок для Первой Межрегиональной практической конференции "Системно-деятельностный подход в воспитании. Духовно-нравственное развитие и воспитание - главные приоритеты образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2_2.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ
СЕМЕЙНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА

Елена Владимировна Васильева,
учитель начальной школы
Государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа № 134

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко

Подростковый возраст является важным моментом социального развития
Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка в контексте «Я и мы» обеспечивает - общественно полезная деятельность в избранной системе
отношений. Именно в ней ребенок получает возможность не просто обратить на себя
внимание, проявить себя, увидеть свое «я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. Одним из наиболее популярных педагогических принципов формирования социальной активности учащихся является принцип взаимосвязи обучения и воспитания с жизнью общества [1,6]. Основными средствами формирования личности до 10 лет должны являться примеры нравственно обусловленного поведения людей (или сказочных героев), вызывающие у ребенка подражательные действия, а также игры и творческие акты, связанные с примерным поведением [4]. Ближайшее окружение ребенка - семья - и в первую очередь родители и старшие братья и сестры вызывают подсознательное подражание и ориентацию на ценности, которые заложены в семье. Непременным условием программы дополнительного образования для этого возраста должно быть предложение ребенку объекта подражания, игрового действия, вида и содержания творческой деятельности [2].

Общий дух атмосферы семьи, характер отражающихся в ней интересов, симпатий и антипатий, доходит до детского сознания прежде всякого опыта, Активность ребенка обусловлена опытом его действий и поступков в ближайшем окружении: «Он опыт из лепета лепит и лепет из опыта пьет» (Мандельштам). Социальный педагог - ученый А. Мудрик считает, что воспитательным идеалом, на который социально ориентирует ребенка педагог, должен быть хороший семьянин. Вырастив ребенка в этом контексте, педагог выполнит задачу сохранения ребенка, воспроизводства позитивных ценностей, укрепит общество и государство [3,46].

Взращивание ребенка как хорошего семьянина начинается в семье, игровой
деятельности в дошкольном учреждении и, конечно же, в начальной школе. В
предлагаемом опыте работы с младшими школьниками приоритетным направлением
стала деятельность ребенка в возрасте 9-11 лет в системе «Семья и школа».

Для ребенка семья - это мир, в котором он живет, учится, делает открытия, любит,
сочувствует, сопереживает.

В нашем маленьком коллективе мы, следуя данному курсу, поставили перед собой
определенные задачи:

  • Расширение и закрепление представлений детей о ценности семейных

отношений;

  • Воспитание любви к ближнему, чувства терпимости, взаимоуважения.
  • Приобщение детей к культурным традициям семьи как ячейки общества.
  • Привитие интереса к истории происхождения семьи, рода, фамилии;
  • Поиск семейных ценностей в деятельности;
  • Создание условий для свободного развития духовных и физических сил ребенка, ведения им здорового образа жизни.
  • Воспитание уважения стремления к воссозданию традиций общества.

Начало учебного года открывает «Урок Семьи», где учитель вместе с детьми
определяет и ставит задачи, направленные на изучение внутрисемейных отношений,
уважение интересов семьи, почтительного отношения к старшему поколению в семье.

Работа по программе «Я и мы» рассчитана на учебный год. Цель программы -
обеспечить благоприятную адаптацию детей к средней школе. Вашему вниманию
предлагаются некоторые из занятий по этой программе, направленные на систему
совместной деятельности детей и родителей.

Занятие 1. Создание семейного мини-альбома. Учащиеся, совместно с
родителями создают семейный герб, восстанавливают корни генеалогического древа,

делают краткое писание истории своей семьи.

Занятие 2. Восстановление семейных традиций. Подготовка инсценировки
мини-спектакля: «Волк и семеро козлят». В исполнении данного спектакля
отражаются такие направления внутрисемейных отношений, как: уважительное
отношение к мнению старших членов семьи, желание помочь ближнему, смекалка,
взаимопомощь и взаимовыручка.

Рефлексия: спектакль показывается родителям на празднике, посвящённом
окончанию четверти.

Занятие 3. Изучение происхождения имени. Способствует пробуждению
интереса к своей родословной. Определение взаимосвязи имён и истории семейного
рода, развитие интереса к фамильным ценностям, желание испытать чувство гордости за свою семью. Проведение мероприятия «День именинника» в классе - «Чествуем именинников». В процессе реализации поставленных задач акцентируется внимание на привитии детям чувства внимания, заботы и любви к ближнему.

Рефлексия: в некоторых семьях чтут традиции предков, сохраняют память о них.

В семье Комиссаржевских сохранился дневник прадедушки, жителя блокадного
Ленинграда, где тот вёл записи событий, происходящих ежедневно в блокадном
городе. Дети настолько прониклись событиями того времени, что решили создать
музей вещей сохранившихся с времён блокады в семьях - «Из истории вещей».

Занятие 4: По окончанию учебного года совместный выезд детей и родителей
за пределы города o Дороге Жизни с посещением музея блокадного Ленинграда.

Занятие 5: Организация военно-туристических соревнований с участием детей
и родителей, где использовался верёвочный тренинг (направлен на командное
взаимодействие).

Занятие 6: «Семья - это 7 «я» - урок Семьи. Вводное слово учителя. Рассказы
учащихся о семейных традициях. Интересные случаи из истории семей.

Занятие 7: «Семейное древо» - урок - практикум. Создание и разработка мини
- альбома «Моя семья» (Герб семьи, Древо Жизни семьи, письменный рассказ о
значительных событиях в семье).

Занятие 8: «Мир моих увлечений» - классный час. Рассказы учащихся о
совместном семейном отдыхе с предоставлением фотографий. Обсуждение.
Комментарии.

Занятие 9: «Имя как источник самобытности и достоинства» - Чаепитие.

Рассказ учителя о происхождении имени. Примеры имен учеников класса. Традиции,
связанные с наречением имени. Чествование именинников.

Занятие 10: «Я люблю свою семью - ей подарок подарю ... » - урок - практикум. Празднование Рождества на Руси. Традиции, связанные с ним. Семейные традиции учащихся. Гадания. Изготовление подарков родственникам.

Занятие 11. «Право на жизнь» - беседа с участием родственников учащихся,
участников военных событий и блокадного Ленинграда. Рассказы о личных вещах,
сохранившихся в семьях участников.

Занятие 12. «Мама, папа, я - дружная семья» - беседа. Празднование Дна
Святого Валентина. Обсуждение традиций, связанных с ним. Празднование его в
семьях учащихся. Изготовление «валентинок». «Учимся любить друг друга» - рассказы
учащихся о дружбе и взаимопонимании.

Занятие 13.«Дом, в котором я живу» - классный час. Родственники учащихся,
участники боевых действий и жители блокадного Ленинграда. Рассказы их,
сопровождающиеся демонстрацией сохранившихся вещей.

Занятие 14. «Вытворяем чудеса» - утренник - «Посиделки». Выступления учащихся, посвященные празднику. История происхождения праздника. Изготовление
поделок - открыток к 8 марта.

Занятие 15.«Спешим поздравить наших мам» - классный час. Подготовленное
инсценированное выступление мальчиков класса. Поздравление мам и девочек, вручение подарков.

 

Заняmие 16. «Волк и семеро козлят» - инсценировка. Сказка на семейный лад,
Обсуждение семейных ценностей. Почитание семейных традиций – уважение старших, приоритеты их мнения. Построение семейных отношений.

Занятие 17.  Выезд за пределы города, экскурсия по Дороге Жизни с'
посещением памятных мест. «веревочный тренинг» - военно – спортивные соревнования.

Одной из форм работы было предложено детям - создание проекта: «Моя
семья - это семь Я»
 В рамках этого проекта каждому ребенку индивидуально
трeбoвалось подготовить альбом, содержащий интересные сведения о членах своей
семьи. Причем, тема проекта отражала как возможность привлечения жизненного
опыта детей, так и возможность самостоятельного поиска информации, анализа
Сведений, сбора и обработки данных полученных от родственников. Главным
результатом работы над проектом стало формирование потребности пополнять свои
знания постоянно и развивать умения находить нужную информацию. В ходе
реализации этого проекта учащиеся создали альбомы, содержащие:

  1. Герб семьи;
  2. Девиз семьи;
  1. Генеалогическое дерево (Древо);
  2. Интересы семьи;
  3. Увлечения.

Результат работы учащихся над проектом предусматривал создание семейного
альбома, отражающего разные семейные традиции и обычаи, основанные на
исторических ценностях. Процесс реализации проекта требовал от детей привлечения
жизненного опыта, примеров из окружающей действительности, а стремление к
выражению своего отношения к окружающему миру явилось источником развития
образного мышления, творческой активности.

Работа над проектом стимулировала интерес младших школьников к предмету,
побуждала к самостоятельной работе на уроке и дома, к постоянному поиску нового.
Дети погружались в окружающую жизнь, фантазировали, раскрывались и творчески
самовыражались. Реализация программы показала, насколько необходима поддержка
семьи для обретения духовных и культурных ценностей подрастающему поколению. В
естественных условиях проверялась роль семьи в воспитании младшего поколения,
приобретали действенную основу семейные ценности.

Системно-деятельностный подход, направленный на возрождение семейных
традиций, укрепление детско-родительских отношений в совместной деятельности,
актуален
не только в 2008 году, ознаменованном как год Семьи, когда родилась эта
программа но и в будущем, поскольку направлен на сохранение и воспроизводство
человеческого качества в усложняющихся условиях загрязнения природной и
информационной среды, кризисного состояния семьи, ухудшения показателей
здоровья у подрастающего поколения. В ходе реализации программы выросло доверие
родителей к школе.

Литература:

1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике, Изд. Дом Шалвы Амонашвили, Москва, 1996

        2.         Жирякова А.А. Методическое обеспечение воспитательной работы в школе, «Классный руководитель», № 6,1999

        3.         Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Педагогическое общество России. Москва. 2001.- 320 с.

4.         Симонов П.В. Мотивационный мозг, M:1987

© Елена Владимировна Васильева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в воспитании и обучении младших школьников

Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах....

Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.

Согласно с ФГОС второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой ...

Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.

Системно-деятельностный подход позволяет осуществлять духовное, нравственное и патриотическое воспитание через имеющийся личностный опыт ученика и проверить его в действии. Каждый учитель знает из сво...

Воспитание семейной идентичности ребенка в начальной школе средствами сценарно-ролевого творчества

Материалы для участия в междунородной научн-практическрй конференции: "Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: методики, исследования, общественная практика"....

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на основе системно-деятельностного подхода.

В статье дается определение, что такое патриот, какие задачи стоят перед учителем. Показывается, как на уроках в начальных классах (на конкретных примерах) можно воспитывать личностные качества гражда...

ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КЛАССЕ

Статья посвящена описанию трудностей воспитания гражданской идентичности в многонациональном классе и возможных путях работы по их преодолению, организованной учителем начальной школы....