ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КЛАССЕ
статья

Яковлева Юлия Игоревна

Статья посвящена описанию трудностей воспитания гражданской идентичности в многонациональном классе и возможных путях работы по их преодолению, организованной учителем начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КЛАССЕ

Статья посвящена описанию трудностей воспитания гражданской идентичности в многонациональном классе и возможных путях работы по их преодолению, организованной учителем начальной школы

Ключевые слова: основы гражданской идентичности, младший школьник, духовно-нравственное воспитание, поликультурное образовательное пространство

Вопросы воспитания основ гражданской идентичности в настоящее время приобретают особую значимость в связи с изменением стратегии государственной национальной политики, целью которой является укрепление единства России и его народов путем сплочения интересов государства и  общества. Новый взгляд правительства страны на воспитание гражданина привел к включению в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требования, направленного на воспитание основ гражданской идентичности в начальной школе. Задачей педагога становится формирование у каждой личности определенных знаний о своем Отечестве, осознании себя гражданином государства, в котором он живет и учится, желании действовать на благо своей страны.  Очевидно, что результат такого воспитания будет зависеть не только от учителя и школьной среды, но и от семьи, СМИ и общества в целом.

Основой российской гражданской идентичности является осознание себя гражданином Российской Федерации. Под российской нацией понимается гражданская общность, объединяющая этнические группы, проживающие в рамках Российского государства при сохранении ими своей национально-культурной самобытности.

Формирование основ гражданской идентичности является значимой проблемой для современной начальной школы, так как социальная нестабильность, отрицательное влияние СМИ, разница во взглядах взрослых не позволяют младшему школьнику прочно сформировать свою гражданскую позицию. Особенно сложно такая воспитательная работа организуется в многонациональных классах: и дети, и педагоги, и родители испытывают проблемы непонимания и нуждаются в налаживании взаимоотношений. Формирование основ гражданской идентичности может выступить объединяющим началом и способом разрешения разногласий. 

Схема трудностей, возникающих у субъектов образовательного процесса в многонациональном классе

Формирование основ гражданской идентичности у учащихся должно учитывать описанные трудности и требует поэтапной подготовки.

На первом этапе важно подготовить самих учителей начальной школы  к воспитанию основ гражданской идентичности в многонациональном классе. Для этого будет эффективным организация конференций, практикоориентированных семинаров, мастер-классов для учителей начальных классов на темы: «Необходимость воспитания гражданской идентичности  младших школьников многонациональном классе в соответствии с ФГОС НОО», «Способы взаимодействия семьи и школы по формированию гражданской идентичности в полиэтническом классе», «Воспитание основ гражданской идентичности в урочной и внеурочной деятельности».

На втором этапе необходима разработка образовательным учреждением программы внеурочной деятельности по реализации соответствующего направления воспитательной работы с младшими школьниками. Главной целью данного этапа становится проработка последовательности занятий и мероприятий, как классных, так и внутришкольных, направленных на сплочение детского сообщества и позволяющих ребенку в процессе собственной деятельности формировать социальный опыт и проявление гражданской позиции.

Воспитательная работа по формированию основ гражданской идентичности, строится исходя из ее трехкомпонентной структуры (когнитивный - знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях и др.; эмоционально-оценочный - рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою  точку зрения и суждения; поведенческий (участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений) [1].

Наполнение когнитивного компонента гражданской идентичности в многонациональном классе эффективнее выстроить на основе сравнения знаний о национальной истории и традициях с российской историей и культурой. Осознание детьми идеи того, что в России у них есть возможность получить образование, обогащать свой культурный опыт и развиваться должно стать важной задачей для учителя. Проявление взаимного интереса к культуре и традициям детей в классе и их объединение при размышлении о российской гражданской идентичности позволит выстроить воспитательный процесс эффективно как для коренных жителей, так и для мигрантов.

Развитие эмоционально-оценочного компонента гражданской идентичности в многонациональном классе невозможно без использования коммуникативных технологий. Развитие коммуникативных навыков младших школьников позволяет разрешить трудности взаимодействия, связанные не только с языковым барьером, но и ощущением себя в многонациональном пространстве. В ролевых играх, диалогах, обсуждениях, выступлениях важно воспитывать у детей чувство гордости за нашу общую Родину, желание проявлять свое отношение в социальных действиях, толерантность и понимание возможных различий в отношениях и взаимодействии между людьми с учетом их национальности.

 На наш взгляд, наиболее сложной и эффективной будет работа по наполнению поведенческого компонента, которая может включать практические ситуации развития социального опыта учащихся. Такие ситуации могут быть двух типов:

Ситуации актуализации опыта

Ситуации дополнения опыта

1.Разрешение вербальных проективных ситуаций, связанных с проявлением гражданской идентичности    (закончи рассказ, предложи свой вариант действия героя)

2. Ситуация выбора гражданских ценностей (самоопределение  отношения к ценности)

3.Ситуации переживания и осмысления отношений людей друг к другу   (метод моральных дилемм)

4.Ситуации переживания и осмысление отношений ребенка к самому себе  как гражданину («Разговор с самим собой»; «тетрадь размышлений» и др.).

1.Ситуации дополнения социальных представлений (ситуации, изучающие права и обязанности ученика в школе, семье, стране)

2. Ситуации сотрудничества (использование ролевых игр, направленных на сплочение коллектива и осознание роли гражданской социальной активности)

3.Ситуации осмысления и переживания  нового опыта на основе взаимодействия (проблемно-ценностное общение по темам гражданско-патриотического содержания)

4.Добровольная социальная активность

Главной задачей субъектов образовательного процесса, участвующих в подготовительной работе, становится создание благоприятной, комфортной образовательной среды, в которой каждый ребенок получит необходимый социокультурный опыт, осознает уникальность и самобытность его нации, обогатит свои представления о другой культуре и научиться взаимодействовать для сохранения всего российского наследия. Таким образом, формирование гражданской идентичности в многонациональном классе позволяет объединить детей и в то же время подчеркнуть особенности каждой нации и необходимость сохранения собственных традиций.  

На третьем этапе надо организовать взаимодействие с родителями учеников многонационального класса. Родительские собрания, индивидуальные консультации и групповая работа как с родителями - представителями других национальностей, так и с родителями, представителями основной национальности.

Важно, чтобы работа велась в соответствии с осознанием учителем процесса развития гражданской идентичности у младших школьников, не форсировалась и не сводилась к выполнению запланированных мероприятий, так как в многонациональном классе она требует особой тщательности и корректности.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы – М.: 2012-247 с.
  2.  Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе. – Москва, 2007.
  3. Савинова Л.Ю., Яковлева Ю.И. Педагогический мониторинг воспитания основ гражданской идентичности в начальной школе//Герценовские чтения Том: 6 Номер: 2 Год: 2015 Страницы: 83-87
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
  5. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – С.13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности младших школьников

Отчет по организации опытно - экспериментальной работы кафедры учителей начальных классов....

Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.

Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размываниенравственных ориентиров личности. У современных детей искажены п...

Формирование гражданской идентичности младших школьников через внеурочную деятельность.

В статье я рассказываю о том, какие занятия внеурочной деятельности я провожу в начальных классах. "Учусь создавать проект", "Путешествие в мир профессий", "Мой компьютер"- эти занятия необходимы для ...

Формирование гражданской идентичности младших школьников

выступление на совещании по теме "Формирование гражданской идентичности младших школьников"...

Воспитание основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Представленная статья раскрывает актуальность и необходимость воспитания основ гражданской идентичности в начальной школе. В сттатье описаны этапы работы педагога по формированию основ гражданской иде...

Формирование гражданской идентичности младших школьников

Формирование гражданской идентичности младших школьников через проектную и исследовательскую деятельности ...

«Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения»

Формирование гражданской идентичности личности является одной из главных задач социализации в младшем школьном возрасте....