Классный час, 4 класс "Хлеб - всему голова"
классный час (4 класс) на тему

Кузнецова Людмила Александровна

Методическая разработка.Классный час, 4 класс "Хлеб - всему голова" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khleb_vsemu_golova.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час ,4 класс

на тему: Хлеб-всему голова

Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

П. Бровка

Цели: воспитывать бережное отношение к хлебу; развивать познавательный интерес у детей.

Подготовительная работа: попросить одного ученика подготовить материал о блокаде Ленинграда.

Оборудование: каравай с солью на полотенце; репродукция картины И. Шишкина «Рожь»; фотографии блокадного хлеба; рисунки с изображением хлебного поля, мельницы, хлебопекарни, машины с надписью «Хлеб».

Оформление:

• Написать на доске эпиграф классного часа.

• Повесить плакаты с пословицами о хлебе:

Хлеб - всему голова.

Земля - матушка, а хлеб - батюшка.

Хлеб в пути не тягость.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Информационный блок.

1. Как делают хлеб?

2. Блокадный хлеб.

III. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительная беседа

Классный руководитель. Ребята, угадайте, о чем идет речь?

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Кто-то любит белый,

Кто-то любит черный,

Кто-то любит с маком

Или запеченный.

Он бывает длинным,

Но бывает узким.

Кто-то любит с тмином

Или же французский.

Он зерно, он колос,

Он мука и тесто.

За праздничным столом

Он знает свое место.

(Ответы детей.)

Правильно, о хлебе. Издревле на Руси существовал обычай дорогих гостей встречать хлебом-солью. Как вы думаете, почему?

(Дети высказывают предположения.)

Вы правы: хлеб для дорогого гостя - это знак уважения к нему, так как хлеб на Руси был самым значимым продуктом.

(Читает стихотворение В. Бакалдина.)

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим...

Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.

II. Информационный блок

1. Как делают хлеб?

Много людей должны потрудиться, чтобы мы с вами съели кусочек хлеба к завтраку или к обеду. Сначала хлеб надо вырастить. Для этого всю весну и лето трудятся хлебороб, агроном и хлебопашец. Собрав урожай зерна, надо очистить его от сорняков и примесей, перетереть зерна в муку. Сейчас эту работу выполняют машины под руководством людей на мукомольных заводах, а раньше крестьяне мололи муку на мельницах и жерновах. (Показывает иллюстрации.) Потом мука поступает на хлебопекарный завод, где специалисты выполняют разные операции: следят за тем, как выпекается хлеб в жарких печах, вылавливают бракованные изделия на конвейере, упаковывают хлеб, укладывают в передвижные контейнеры, везут на специальных машинах в магазины. Посмотрите, как много людей задействовано в этом процессе, а мы зачастую выбрасываем остатки хлеба. Нередко куски хлеба валяются на дороге или среди мусора, дети играют с хлебом за столом. А у крестьян, которые сами растили хлеб, было правило: «Каждую крошку - в ладошку». Хлеб берегли, не давали пропасть, понимали его истинную цену.

2. Блокадный хлеб

Классный руководитель. В Музее блокады Санкт-Петербурга хранится прозрачный кусочек хлеба - когда-то это был дневной паек жителей осажденного немцами города. Я прошу рассказать об этом (имя, фамилия).

Ученик. Во время Великой Отечественной войны Ленинград был окружен фашистскими войсками. Запасы продовольствия в городе иссякали, а людям нужно было продолжать работать, спасать себя и близких от бомбежек и обстрела. Единственной связью с внешним миром стала автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера. По ней в зимний период осуществлялись доставка в город продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых. Ее называли Дорогой жизни. Люди постоянно умирали от голода и холода. Очереди за хлебом были огромные. Его выдавали по карточкам. Дневная норма хлеба на человека падала день ото дня. Нормы выдачи хлеба на один день составляли: для рабочих - 250 г, для служащих - 125 г, для детей - 125 г. (Демонстрирует фотографии.)

Выжить в этом аду горожанам помогла вера в помощь «Большой земли», которая где-то рядом, стоит лишь немного потерпеть. Каждый ждал наступления того дня, когда враг будет повержен, изгнан с территории нашей Родины, но далеко не всем удалось дожить до Победы.

III. Подведение итогов

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, зачем я с вами заговорила о хлебе? О чем вас заставил задуматься наш классный час? (Ответы детей.)

В заключение я прочитаю вам стихотворение Николая Рыленкова.

Кто землю сам пахал, тот за столом

Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,

Стянув на свежей скатерти узлом

Во дни страды исхоженные стежки.

Я тоже в поле вырос и окреп,

Шел не прохожим по родному краю

И по тому, как люди ценят хлеб,

Себе друзей в дорогу выбираю.

А сейчас я вас всех хочу угостить хлебом.

(Разрезает каравай хлеба на всех.)

Классный час в 1 классе по теме «Чудо земли – хлеб»

Конспект классного часа для 1 класса

Конспект классного часа поможет педагогам начальной школы, а также воспитателям ГПД провести интересный и содержательный классный час.

Цели: формировать представление о том, как делают хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу; закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания.

Оборудование: сухие колоски, картинки с изображением этапов выращивания хлеба, таблички с названием профессий, слова на доске: халва, ладонь, ель, белка.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

Учитель. Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, если внимательно прочтете слова. (На доске открывается запись.)

ХАЛВА     ЛАДОНЬ      ЕЛЬ        БЕЛКА

Учитель. Запишите первую букву каждого слова. Какое слово получилось? (Хлеб.) Сегодня мы поговорим о хлебе. Мы каждый день едим хлеб, но никому и в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку ценой больших усилий.

Знаете ли вы, что хлебу не менее 15 тысяч лет и «изобрели» его египтяне. Хлеб - очень полезный продукт. Недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом. А знаете ли вы, откуда хлеб к нам на стол приходит?

Вот хлеб - высок, румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной.

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда,

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну.

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если дождь иль град?!

Их много - всяческих преград –

Преодолеть нам суждено,

Запомни же как дважды два,

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит».

И если ты не глух, не слеп,

Цени народный, трудный хлеб.

Учитель. Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека. В один ряд с этими словами можно поставить и слово «хлеб» - древний и вечно необходимый продукт человеческого труда. Мы ежедневно употребляем хлеб в пищу. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Хлеб - это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

Хвала тебе, хлеб!

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)

Золотой простор бескрайний –

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)

 

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Наклоняясь, отведать просим: -

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

(Дети называют этапы выращивания и приготовления хлеба: вспахивание поля, высевание зерен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки. На доску прикрепляются картинки с изображением названных этапов.)

Физкультминутка

Зернышко

Облако, облако!

Белое, хорошее,

Подари нам, облако, капельку дождя,

(Дети поднимают руки вверх.)

Маленькое зернышко

Нами в землю брошено,

(Дети изображают сеятелей.)

Маленькому зернышку

Без воды нельзя.

(Дети через стороны поднимают руки вверх.)

Знакомство с профессиями

Учитель. А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

(На доске - таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, механизатор, портной, мельник, кондитер.)

Задание. Собрать слово из звуков. Учитель четко проговаривает каждый звук в слове. Ученики произносят услышанное слово.

а) [К-А-М-Б-А-Й-Н'-О-Р]. (Комбайнер.)

б) [Ш-А-Ф'-0-Р].  (Шофер.)

в) [П'-Э-К-А-Р']. (Пекарь.)

г) [М'-Э-Л'-Н'-И-К].         (Мельник.)

д) [А-Г-Р-А-Н-О-М]. (Агроном.)

Пословицы о хлебе

Хлебушко - пирогу дедушка.

Без печки холодно - без хлеба голодно.

Не в пору и обед, если хлеба нет.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Нет хлеба - нет обеда.

Не шуба греет, а хлеб.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Много снегу - много хлеба.

Хлеб всему голова.

Хлеб в пути не в тягость.

Загадки о хлебе

Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском. (Хлеб.)

 

Сегодня на земле, а завтра на столе. (Хлеб.)

 

Гребнем плугова подруга

Чешет поле после плуга. (Борона.)

 

Железный нос в землю врос,

Режет, копает, зеркалом сверкает. (Плуг.)

 

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю теплую уйду,

К солнцу колоском взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зерно.)

 

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Колос.)

 

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол он... (хлебом).

 

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что так губят?

За то, что любят. (Хлеб.)

 

Лежит мужик в золотом кафтане,

Подпоясан, да не поясом.

Сам встать не может –

Люди поднимают. (Сноп.)

 

Весной - травкой шелковистой,

Летом - нивой золотистой,

К столу - булочкой душистой. (Пшеница.)

 

Что две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели цветет,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает? (Рожь.)

 

Как на поле, на кургане

Стоит курочка с серьгами. (Овес.)

 

До снега кустится, зимой отоспится.

Весной проснется, а летом нальется. (Озимый хлеб.)

 

Он на солнышке стоит и усами шевелит.

Разомнешь его в ладони - золотым зерном набит. (Колос.)

Учитель. Издавна кормит людей матушка-земля. Но кто первым догадался сеять зерно? Об этом история умалчивает, но есть предположение о том, как это случилось. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзинке зернышки. Упадут они на землю возле дома - на этом месте вырастет несколько колосков. Попробовал человек зернышки - они оказались вкусными, а позже он научился и кашу из них готовить.

Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой с поля зерна и сеять их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сначала ячменя, потом - пшеницы, ржи.

Задание. Прочитать записи и узнать, что добавляют в муку, чтобы получились вкусные сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки. (На доске открывается запись.)

АДОВ     ЬЛОС    ИЖЖОРД      РАХАС

(Вода, соль, дрожжи, сахар.)

Слава хлебу!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил!

Не жалел труда и сил.

Вот он хлебушко душистый.

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

Учитель. А вы знаете, что еще можно приготовить из муки? (Дети называют виды хлебобулочных изделий: пироги, крендели, пирожные, торты, булочки, пряники, печенье и т. д.)

Много труда вложено, чтобы хлеб «нам на стол пришел.

Вырос в поле колосок,

Из земли вбирая сок.

Сжатый бережно рукой,

Стал на мельнице мукой.

Из муки той хлебопек

Хлеба мягкого испек.

Столько вложено в нем сил –

А ты разок лишь откусил.

Не кидайте хлеб, уважайте труд людей.

Скороговорки

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

Подведение итогов

- Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал, что...»

Дополнительный материал

Учитель. Растения, зерна которых годятся в пищу, называют словом «хлеба». Это пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис. Основные наши кормильцы - пшеница, рожь и ячмень. Они имеют и особое название - жито. Слово «жито» народ произвел от слова «жить». Будет жито - и можно жить!

Известно, что из ржи получают черный хлеб, из пшеницы - белый, из ячменя - крупы. Если с ячменного зерна удалить оболочку, затем отшлифовать его, получится перловая крупа. Из дробленых ячменных зерен получается ячневая крупа.

Весной сеют хлеба, которые успевают вырасти и созреть за весну и лето. Называются они яровые. Название произошло от слова «Ярило» {так славяне называли солнце). А в конце лета - начале осени сеют хлеба, которым для роста и созревания нужен целый год.

Задание. Зачеркнуть повторяющиеся буквы и узнать, как называют хлеба, которые сажают под зиму. (На доске открывается запись.)

О РУЗ РУ И РУ М РУ Ы РУ ЕРУ

(Озимые.)

Учитель. Осень. Травы побурели, пожухли, и только посевы озими зеленые. Зелень так густа и сочна, что поля кажутся бархатными. Скоро выпадет снег, но озими он не страшен. Под снежным покровом земля будет остывать медленно. Тепла в ней хватит надолго. Корешки пшеницы, углубившиеся в почву, растут и в декабрьскую стужу. Название «озимый» произошло от слова «зима». Озимая пшеница надежнее и урожайнее яровой.

Задание. Угадать, из каких хлебов получают крупы. (Емкости с крупами учитель демонстрирует и называет.)

Перловая. (Перловка.)

Ячневая. (Ячмень.)

Манная. (Пшеница.)

Пшеничная. (Пшеница.)

Кукурузная. (Кукуруза.)

Гречневая. (Гречиха.)

Пшенная. (Просо.)

Овсяные хлопья. (Овес.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Сценарий  классного часа для учащихся 2 класса....

Классный час "Хлеб - всему голова"

На этом классном  часе  рассказывается  об истории хлеба,  о людях, благодаря которым "хлеб приходит " к нам в дом. Ребятам предлагается посмотреть мультфильм "О девочке, которая н...

Классный час "Хлеб-всему голова".

Классный час "Хлеб-всему голова"...