Программа формирования классного коллектива
статья (1 класс) на тему

Огородникова Елена Леонидовна

Современные школьники познают мир по- иному. Исследования показали, что лишь 20% информации усваивается из средств массовой коммуникации.Откуда же современные дети черпают остальные 80% информации? Ответ прост: по каналам межличностного общения.таким образом,сегодня общение по-прежнему остается основой человеческого познания. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе.Коммуникативные навыки -то понятие, без которого невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция программы:

            Человек идёт туда, где слышна речь, пусть даже там абсолютная тьма. С этими качествами человек никогда не заблудится в окружающем мире.

( народная притча).

                 В связи с внедрением ФГОС  сформулированы изменённые цели образования и воспитания .Результатами образования, сегодня являются не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. В числе приоритетов воспитательной стратегии выделено направление, ориентированное на формирование коммуникативной компетенций.

                   Коммуникативная компетентность- это способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения. Нет сомнения, что одной из характеристик личности ученика является его коммуникабельность и владение культурой слова, устной и письменной речью и, самое главное гармоничное строение своих отношений с окружающими людьми.    

                 В работе по развитию коммуникативной компетенции учащихся  возраст  6-10 лет является самым продуктивным периодом для развития коммуникативных способностей.

                Для начальной школы проблема  развития  коммуникативных умений  актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе  способствуют развитию сотрудничества. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Наиболее благоприятной для формирования коммуникативных навыков, на наш  взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.

            При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию сотрудничества, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими.

Цель программы:

  • Формирование классного коллектива и  создание в нём эмоционально-благоприятной  атмосферы общения.
  • Развитие коммуникативной компетенции в свете новых требований к воспитательному и образовательному процессу.

Задачи  программы:

  • Организовать работу по дальнейшему сплочению коллектива на основе сотрудничества и коллективного общения
  • Формировать у детей культуру общения в системе учитель- ученик, ученик-ученик, взрослый- ребёнок.
  • Воспитывать у учащихся эмоционально- эстетическую  отзывчивость, духовно- нравственных  ценностей в связи с развитием у них коммуникативных умений

Пути реализации программы:

       

Прогнозируемые результаты:

К концу 4 класса ученики видятся личностью:

  • духовной;
  • активной и инициативной;
  • творчески подходящей к решению возникающих жизненных вопросов;
  • способной ориентироваться по обстановке, делать выбор на основе усвоенных нравственных ценностей;
  • способной к саморазвитию, самовоспитанию.
  • свободно владеющей всеми видами общения;
  • коммуникабельной.

К концу 4 класса классный коллектив представляется так:

  • коллектив,  в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
  • коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.

                                       

                                Тематика классных часов

Тема раздела

Тема классного часа

Содержание

1.

«Друг познаётся в беде»

1. Нет друга- ищи, а нашёл- береги

2. От улыбки станет всем светлее

3. Дружба начинается с улыбки

4. Легко ли быть настоящим другом

5. Учимся слышать и слушать другого

6.Старый друг лучше новых двух

7.Составление кластера «Я и мои друзья»

8.Я+ТЫ=МЫ

9.Верность другу, слову и обещанию

10.Вот, что значит настоящий друг

Воспитание у детей чувства товарищества и позитивных межличностных отношений

2.

«Учимся общаться»

1. Общение. Умение слушать.

2.Как преодолеть трудности общения?

3.Как я справляюсь со своим гневом?

4. Как я разрешаю конфликты?

5. Полезные привычки

6. Учимся прощать

7.Стремись делать добро

8.Ты не один на свете

9.Волшебные слова

10.Утешение

Развитие духовного здоровья

воспитанников и анализ уровня социализации каждого воспитанника в коллективе.

3.

«Весёлый этикет»

1.Вежливая просьба

2.В общественном транспорте

3.Приветствия

4.Поведение в кафе

5. Поведение в театре

6.Разговор на улице с незнакомцем

7.Разговор с младшим. Как сильный со слабым

8.Обращение к взрослому знакомому

9.Разговор по телефону

Развитие основ культуры общения- соблюдение этических норм речевого поведения      

 

Коммуникативные тренинги

 

Тема

Содержание

1.

«Комплимент»

Формирование толерантного отношения к себе и другим, укрепление позитивных межличностных связей в коллективе с помощью игровых упражнений.

Содержание:

Упражнение «Ах, какой ты молодец – раз!»

Упражнение «Доброта»

Упражнение «Комплимент в диалоге»

Упражнение «Нравится – не нравится»

Упражнение «Комплимент»

2

«Диалог в семье»

Формирование понятий «сотрудничество», «согласованность», «семейная атмосфера» и др.; развитие умений и навыков ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения другого.

Содержание:

Упражнение «Мяч – кому хочу»

Упражнение «Азбука качеств»

Упражнение «Обмен ролями»

 

Психологические тренинги

                      Цель: гармонизация личности ребёнка на основе развития его эмоционально-волевой сферы.

                     Задачи:

  • познакомить с разными эмоциональными состояниями: злость, обида, интерес.
  • развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения;
  • сформировать умение распознавать эмоциональные состояния других людей на основе наблюдения за внешними проявлениями эмоций;
  • развивать у детей навыки самоконтроля.

 

                 

                          Тема психологического тренинга

                              «Волшебная страна чувств»

                         Упражнение «Слуга по имени Злость»

                         Упражнение «Слуга по имени Интерес»

                         Упражнение «Слуга по имени Обида»

                         Упражнение «Слуга по имени Вина»

 

                                 

                                 Работа с родителями

 Задачи :

  • формирование условий для сотрудничества педагогов и родителей на всех этапах воспитательного процесса;
  • психолого- педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания младшего школьника;
  • создание системы психолого-педагогической помощи учащимся и их родителям.


       
Формы работы с родителями:

  • индивидуальные и групповые консультации и беседы;
  • анкетирование;
  • родительские собрания;
  • совместные творческие дела и праздники;
  • информационные уголки для родителей.

                   ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ

Название мероприятий

Заседание общешкольного родительского комитета

Организационное родительское собрание по теме: «Организация воспитательного процесса в МОУ СОШ №70 и классном коллективе»

Посещение родительским комитетом семей учащихся класса с целью обследования  жилищно- бытовых условий.

Проведение  родительских собраний, с целью информирования о учебно- воспитательном процессе  в классе

  Взаимодействие с родительским комитетом                      

Организация дней открытых дверей, посещение уроков, занятий объединений дополнительного образования родителями.

Организация лекториев и групповых занятий по вопросам воспитания детей:

  • «Поделись секретами воспитания»
  • «Кто учит разговаривать наших детей»
  • «Воспитание  словом в семье»
  • «Культура речи ребёнка»
  • «Чтение в жизни ребёнка»
  • «Вежливое общение в семье»

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания детей.

Работа с родителями по предупреждению правонарушений и преступлений, совершаемых учащимися.

Школа этикета для родителей.

Проведение совместных  внеклассных мероприятий

Благоустройство и утепление классной комнаты.

Заседания родительского комитета.

Вовлечение родителей в подготовку и участие в классных и общешкольных мероприятиях: праздниках, экскурсиях, вечерах, походах и т.д.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам обучения и воспитания.

 Поощрение родителей учащихся за активное участие в жизни школы и класса

Создание классного портфолио

                             

ПРИМЕРНЫЕ    ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1. Физическое и психическое развитие ребенка. Режим дня

2. Умеем ли мы общаться  со своими детьми?

3. Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты его учебной деятельности

4. «Мы вместе» Собрание по итогам года и планирование работы на следующий

5.Новые стандарты в обучении и воспитании. Как помощь детям адаптироваться к ним.

6. Первые проблемы в общении в  подростковом возрасте».

7. Поговорим о способностях. Каждый ребенок уникален по-своему

8. «Ждёт нас что-то новое, ждут нас перемены»

                   

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе:

Предмет изучения

Методы и приёмы изучения

Педагогическое изучение семьи

  • анкетирование
  • опрос родителей и учащихся
  • сочинение «Моя семья»
  • посещение семей

Самочувствие ребёнка в классном коллективе. Уровень развития классного коллектива

  • социометрия
  • анкетирование
  • тест «Оценка отношений ребёнка с классом»
  • диагностика «Психологический климат в классном коллективе»
  • наблюдение, беседы
  • методика «Домик»

Изучение интересов и потребностей учащихся

  • составление карты интересов
  • анкетирование «Чем я занят в свободное время?»
  • анкетирование «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам”.

Изучение  уровня воспитанности, личностного роста обучающегося

  • диагностика по самооценке
  • диагностика «Уровень воспитанности школьников»
  • составление ученического портфолио

Изучение уровня коммуникативных навыков учащихся

  • анкетирование «Общение»
  • социометрия «Методика незаконченное предложение»
  • «Методика столкновения взглядов, позиций»
  • социометрия
  • тест «Поймём друг друга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании классного коллектива

Из опыта работы: «Роль классного руководителя в формировании классного коллектива»....

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

доклад на тему " Роль классного руководителя в формировании классного коллектива"

Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , форми...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование классного коллектива"

Цель Программы:w  Создание условий для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, свое...

Программа формирования классного коллектива

программа по формированию классного коллектива...

Программа «Формирование классного коллектива через сотрудничество с родителями»

Программа «Формирование классного коллектива через сотрудничество с родителями»  для учащихся с 1-4 классы составлена на основе программы МАОУ "Средняя школа №8 с углубленн...

Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива

Одна из задач классного руководителя - максимально помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям его жизни. Начальная стадия формирования детского коллектива  (зарождение классного объединения)....