Рабочая программа внеурочной деятельности «Встречи с Петербургом»
рабочая программа (4 класс) на тему

Икконен Дарина Аркадьевна

Одна из приоритетных задач нового Федерального государственного стандарта общего образования - это духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся младших классов. Изучение учащимися  курса «Встречи с Петербургом» относится к духовно-нравственному  направлению внеурочной деятельности. В курсе занятий включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях  города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iikonen_rab.programma.docx50.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей  № 369

Красносельского района Санкт-Петербурга

«Согласовано»

Руководитель МО

______________/Алексеева Г.А./

Протокол № 1

от «__»__________2014

Заместитель директора по УР

_________/Короленко Н.Л./

Протокол №1

от «___»__________2014

«Согласовано»

Директор ГБОУ лицей № 369

____________ /Тхостов К.Э./

Протокол №1

от «___» _________2014

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по художественно-эстетическому направлению

«Встречи с Петербургом»

Икконен Дарины Аркадьевны, воспитателя

первой квалификационной категории

ГБОУ лицей № 369

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Содержание

Пояснительная записка

Нормативная база

Место учебного предмета

Цели и задачи

Межпредметные связи

Особенности организации образовательного процесса

Формы

Методы

Технологии обучения

Формы контроля

Содержание учебного предмета и учебно-тематическое планирование

Требования к уровню обученности

Ожидаемые результаты реализации  программы

Описание учебно-методического комплекса.

Литература и другие средства обучения

Пояснительная записка

 

В современной социально-образовательной ситуации очевидно, что решение проблем воспитания и обучения ребенка на основе общечеловеческих ценностей с учетом  личных ценностей каждого ученика  в соответствии с культурой, традициями,  историей развития семьи,  потребностями общества,  невозможно без  интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Внеурочная или внеучебная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которые обеспечат воспитание свободной личности.

Одна из приоритетных задач нового Федерального государственного стандарта общего образования - это духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся младших классов.

Изучение учащимися  курса «Встречи с Петербургом» относится к духовно-нравственному  направлению внеурочной деятельности.

Изучение своего края является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле. Очевидно, что изучать родной город следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адаптироваться, то есть  почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.

В курсе занятий включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях  города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.

Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий – личностных, познавательных и коммуникативных

Программа способствует развитию общеучебных умений, формирует информационную компетенцию, воспитывает чувство патриотизма и гордости за родной город. Носит общекультурный уровень освоения, предполагая развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенной образовательной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Также педагогическая  целесообразность образовательной программы объясняется использованием  элементов интерактивной методики таких как,  ролевые игры, проектные работы, групповые задания. Такое обучение через совместную творческую деятельность является наиболее эффективным и настраивает учащихся на сотрудничество и взаимоподдержку.

Нормативная база

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Встречи с Пеетрбургом» для 4 класса разработана на основе авторской программы по школьному курсу «История и культура Санкт-Петербурга» Е.В. Дмитриевой и авторской программы по краеведению для учащихся средней школы Л.К.Ермолаевой.

Место учебного предмета

В реализации данной образовательной программы участвуют дети в возрасте  10 - 11 лет, продолжительность образовательного процесса – 1 год, 34 часа. Продолжительность  одного занятия: 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Цели и задачи

Целью программы является создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве и воспитание у детей стремления хранить и приумножать культурные ценности родного города.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

- воспитание эстетического восприятия;

- расширение эмоционально-чувственной сферы учащихся;

- раскрытие познавательных способностей учащихся через внеурочную деятельность;

- формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия;

- ориентация детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;

- пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит;

- знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;

- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;

- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.

Межпредметные связи

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. В документе сказано, что основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, риторикой,  ИЗО, музыкой, технологией).

Особенности организации образовательного процесса

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.   

Для реализации программы «Встречи с Петербургом» используются такие  виды внеурочной деятельности как:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество.

Часть внеурочных занятий изначально предполагает выбор интересного для обучающегося вида деятельности. Он может быть определен с учетом пожеланий родителей конкретного класса (например, экскурсия, туристический поход).   Обучающиеся получают возможность попробовать себя в различных видах деятельности, осознать свои интересы, проявить способности.

Формы

Формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

- пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

- значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

- умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Внеурочная деятельность должна представить детям широкий спектр занятий, она должна быть ориентирована на воспитательные результаты и развитие у детей УУД.

Организация внеурочной деятельности  по программе «Встречи с Петербургом» предполагает следующие формы работы с учащимися:

- Познавательная деятельность (поиск информации, дополнительного материала по теме, исследовательская деятельность);

- Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии по изучаемой теме);

- Досуговое общение (тематические экскурсии в музеи, к историческим и архитектурным памятникам города);

- Игровая  деятельность (интеллектуально-игровые занятия: «Что? Где? Когда?», «Верю-не-верю», «Найди ошибки», игры-викторины (История Петропавловской крепости), интерактивные игры «Умники и умницы», ролевые игры); отгадывание кроссвордов, ребусов, выполнение занимательных заданий);

- Социально образовательный проект (участие ребенка в создании замысла проекта, коллективный выпуск газет «Петропавловская крепость», «Эрмитаж»)

-Художественное творчество (Конкурсы рисунков «Город мой над Невой», «Любимый уголок нашего города», конкурс творческих работ «Строим город»).

 

В ходе проведения занятий «Встречи с Петербургом» индивидуальные формы работы с учащимися сочетаются с коллективными формами. Так при обобщении знаний учащихся по всем темам курса, дети коллективно решают занимательные задания, отгадывают кроссворды, ребусы, составляют вопросы для викторин.

Наряду с организацией фронтальной работы с учащимися применяются и групповые формы работы. В процессе проведения занятий дети делятся на несколько групп, выполняющих одинаковые или различные задания по изучаемой теме. Состав этих групп непостоянен и, как правило, различен в зависимости от выполняемых заданий. Состав групп определяется самими учениками, только  иногда  корректируется педагогом, учитывая интересы детей и взаимоотношения между ними.

Работа в группах приучает детей к коллективным методам  работы, а  общение, как утверждают психологи, является непременным условием формирования правильных понятий, т. к. позволяет освободиться от субъективности.

Методы

В свете новых стандартов образования, именно активность обучающихся признается основой достижения. Знания не передаются в готовом виде, а строятся самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Исходя из этого, в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач.  

Одной из приоритетных целей современного начального образования является воспитание и развитие личности школьника в процессе формирования учебной деятельности. Ее реализация требует использования эффективных методов и приемов в обучении. К таким методам можно отнести метод проектов, который в полной мере отвечает современным принципам отечественного образования.

Главные и неоспоримые достоинства этого метода – высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся, развитие социальных навыков школьника в процессе группового взаимодействия, приобретение детьми опыта исследовательско- творческой деятельности. Применение проектного метода способствует формированию у детей универсальных (надпредметных) учебных действий.

Преобладающими в нравственном воспитании школьников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на сознание, понимание значимости и положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Известный и самый значимый метод – пример взрослого (воспитателя, родителей). Методы и средства применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

1.  Художественная литература.

2.  Иллюстративно-познавательные материалы.

3.  Природа Санкт-Петербурга.

4.  Собственная деятельность детей.

5.  Окружающая обстановка.

6.  Беседы.

7.  Подборки материалов по теме.

8.  Рассказывание воспитателя.

9.  Аудио-, слайды-, видеоматериалы.

Технологии обучения

Технологии обучения в педагогике – это совокупность методов, форм, воспитательных средств и приемов обучения, которые систематически используются в образовательном процессе. Это один из значимых способов воздействия на обучение, воспитание и развитие обучающегося.

В реализации программа внеурочной деятельности преобладают информационные технологии, эмоционально-художественные, эмоционально-нравственные, эвристические Личностно-ориентированные технологии обучения – в центре всей образовательной системы стоит личность ребенка, обеспечение бесконфликтных, безопасных и комфортных условий ее развития. Личность ребенка, исходя из этой технологии, субъект приоритетный. Технологии сотрудничества – демократизм, партнерство, равенство в субъектных отношениях учащегося и педагога. Технологии свободного воспитания – делают акцент на предоставление учащемуся  самостоятельности и свободы выбора в сфере его жизнедеятельности.

Формы контроля

- групповые ролевые игры (диалоги, полилоги);

- викторины;

- решение задач;

- создание газеты.

Содержание учебного предмета и учебно-тематическое планирование

№ п/п занятия

Раздел Тема

Содержание

Количество часов

Примечание

Здравствуй, Петербург

Имя города, дата основания, имя основателя, краткая история невских земель. Создание визитной карточки города

1

Святые покровители города

Святые Петр и Павел, Ксения Блаженная, Александр Невский

1

Город на островах

Сколько островов в городе сейчас и во время основания города, история их переименований, карта

1

Мифические хранители города

Мифологические животные: сфинксы, грифоны, ши-цза и т.д

1

Петербург ПетраI

6

Здесь будет город заложен

История закладки города, Северная война, Заячий остров, история строительства Петропавловской крепости

1

Петропавловский собор

История создания собора, значение для города, ангел на шпиле

1

Адмиралтейская игла

История создания, внешний облик, Адмиралтейство как символ города

1

Шпили над городом

Анализ внешнего вида и истории строительства Петропавловского собора и Адмиралтейства

1

Первый царский дом

Домик Петра 1 на Петровской набережной

1

Где лучшая в мире стоит из оград

Летний сад. История создания самого старого сада, мир скульптур, памятник И. А. Крылову, ограда Летнего сада

1

Музей под открытым небом

9

Город дворцов

Строгановский дворец, Михайловский замок, Михайловский дворец, Белосельских-Белозерских

1

Зимний дворец

История Зимних дворцов, архитектор, самый большой музей

1

Город театров

История возникновения театров в городе, первый театр, театральная площадь, Александринский театр

1

Купола над городом

Казанский и Исаакиевский соборы

1

Путешествие по Невскому проспекту

История строительства, жизнь проспекта до наших дней, главные достопримечательности

1

Эрмитаж

Виртуальное путешествие по залам Эрмитажа

1

Кунсткамера – первый российский музей

История создания, внешний облик, экспонаты

1

Интересные музеи города

Русский музей, Артиллерийский, гранд-макет Россия, музей воды, музей кукол, музей сновидений и т.д

1

Добро пожаловать в Петербург

Викторина по изученным темам

1

Петр 1 – основатель Санкт-Петербурга

3

Медный всадник

История создания, Гром-камень

1

Памятники основателю города

Памятник у Михайловского замка, в Петропавловской крепости, Царь-плотник

1

Краткая биография Петра 1 создание газеты об основателе нашего города

1

Город на воде

3

Нева

Географические особенности, значение для города, набережные

1

Водные артерии города

Фонтанка,  Мойка, канал Грибоедова местонахождение, история имен, виртуальное путешествие по этим протокам

1

Мосты повисли над водами

Мосты через Неву и другие водные артерии города, мосты-рекордсмены

1

Город воинской славы

2

Триумфальные ворота

Петровские ворота в Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Московские ворота

1

Блокада Ленинграда

Беседа о блокаде Ленинграда, викторина по истории ВОВ

1

Наш район

3

Отечество нам Красное Село!

Район, в котором мы живем, его история, особенности, достопримечательности. Изучение плана района. Что я знаю о своем районе, городе? Улица, на которой я живу. История улиц района.

1

Мы красносельцы

Викторина по истории Красносельского района

1

Моя семья

История моей семьи, создание генеалогического древа

1

Город в названиях

2

Это имя как гром и как град

Имена города Петербург, Петроград, Ленинград. История переименования. Когда город был столицей России.

1

Почему так названы

История названий улиц в городе

1

Подведение итогов

1

Город будущего

Мечты о городе будущего. Итоговая игра-викторина «Мы петербуржцы»

1

Итого

34

Требования к уровню обученности

         В результате изучения курса  «Встречи с Петербургом» ученик должен:

знать/понимать

- основные этапы и ключевые события истории городас момента его основания и до наших дней;

- основные достопримечательности края и его топонимику;

уметь

- находить на карте города известнейшие памятники архитектуры и географические объекты;

- ориентироваться в городе;

- определять последовательность и длительность важнейших событий;

- показывать на карте места значительных историко-культурных событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках;

- использовать приобретённые знания при написании творческих работ;

Ожидаемые результаты реализации  программы

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Воспитательные результаты внеурочной  краеведческой деятельности распределяются по трем уровням.  

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии родного города через изучение его достопримечательностей;  развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии города, к его прошлому и настоящему.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Подведение итогов проводится по результатам практической деятельности в конце года.

Описание учебно-методического комплекса.

Литература и другие средства обучения

Методическая литература.

  1. Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий издание второе, исправленное и дополненное – Смио пресс, 2009
  2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.

Справочная литература.

  1. Калашников Г. В. Учебное издание Гербы и символы: Санкт-Петербург и Ленинградская область – Детство-пресс, 2006
  2. Романова Е. П.серия «Любимый город» Шедевры скульптуры Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель школьника, Литера, 2007
  3. Кудрявцева Т. Азбука Санкт-Петербурга – Искусство С-Пб, 2010
  4. Яковлева Н. А. Путешествие с архивариусом через три столетия. Книга для семейного чтения – Социальная литература, 1998
  5.  Храбрый И. С. Санкт-Петербург три века архитектуры – Норинт, 2011
  6.  Дмитриев В. К. Символы Санкт-Петербурга, Корона принт, 2009
  7. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.

Пособия для младших школьников.

  1. Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург, выпуск 1. Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы – Корона-Принт, 2010
  2. Машевская Л. В., Данбицкая Л. В. Санкт-Петербург. Вопросы и задачи: Пособие по истории города. (История и культура Санкт-Петербурга в проблемно-познавательных задачах) – Корона принт, 2005
  3. Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург. Культура и быт: Пособие по истории города с заданиями и тестами. 2 издание – Корна принт, 2002
  4.  Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Сборник. (учебное пособие) – Паритет, 1999
  5. Дмитриев В. К. Санкт-Петербург. Знакомство  с городом. Пособие для самых маленьких – Корона принт, 2010
  6. Раков Ю. А. вокруг Медного всадника: в граните и стихах. Учебное пособие по курсу «Краеведение» - С-Пб: Химиздат, 1999
  7. Бахтин В. Г. Учебное пособие по курсу «История и культура С-Пб» - Нотабене, 1995

Рабочие тетради для младших школьников.

  1. Дмитриев В. К. Санкт-Петербург. Книга-игра с наклейками. 3-е издание – Корона принт, 2011
  2. Завьялова Н. В. Упражнения по русскому языку и развитию речи (для петербургских школьников) – Триада, 1997
  3.  Ермолаева Е. Л. Чудесный город. Петербургская тетрадь Ч.2, издание 30 – СМИО Пресс, 2009
  4.  Дмитриев В. К. Санкт-Петербург. Невский проспект. Книга-игра с наклейками – Корона принт, 2009
  5. Ермолаева Л. К. Чудесный город. Петербургская тетрадь – 1996
  6. Никонова Е. А. первые прогулки по Петербургу – Паритет, 2011
  7. Чубинец Е. Л. Петербургская азбука. Рабочая тетрадь по русскому языку и истории города с вопросами и заданиями для начальной школы – Корона принт, 2011

Наглядные пособия. К техническим средствам обучения относятся:

·DVD- плеер, магнитофон, телевизор, компьютер

·видеофильм "Санкт-Петербург"

·видеоэкскурсия "Санкт-Петербург и пригороды".

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Санкт Петербург - это наш город!"

Программа для ознакомления детей первого класса с  Санкт - Петербургом.Программа «Санкт –Петербург – это наш город!»» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся и приобрести новый опыт. Дет...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "История Санкт-Петербурга" 3 класс

Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста  на основе пособий по истории города....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой город Санкт - Петербург" 4 класс"

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу"

Программа внеурочной деятельности "Прогулки по Санкт-Петербургу" основана на технологии дополненной реальности и имеет особые материально-технические требования....