классный час
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Моя малая Родина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_sen.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3 "А".

Тип урока: формирование умений и навыков.

Цель урока: активизировать имеющийся опыт 3-классников и систематизировать знания по теме "Родина".

Задачи: 

  • в области ценностей: актуализировать понятия: Родина, Россия, Отечество, государство, президент, столица, государственные символы и патриот; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, толерантность и уважение к людям;
  • в области опыта: развивать навык работы с картой и иллюстративным материалом, навык работы в группе;
  • в области знаний: учащиеся узнают, что такое духовный мир человека и культурные традиции народа России;
  • в области умений и навыков: развитие навыков сотрудничества со сверстниками - развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.

Виды деятельности:

  • беседа;
  • путешествие в слово "Родина";
  • групповая работа;
  • работа со словарем;
  • работа с картой и иллюстративным материалом;
  • исполнение и прослушивание песен, Гимна страны;
  • составление интеллект - карты, синквейна;
  • творческие проекты

Средства наглядности: карта РФ, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, карточки с географическими названиями, иллюстрации для работы в группах, презентация со вставкой позывных, мелодии гимна Российской Федерации и слайд-шоу, сделанного по картинкам и фотографиям в программе фотостори, оценочный лист.

Технологическая карта урока

I. Организационный момент

- Я рада вас видеть. Вы готовы начать урок и отправиться в путь? Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, соберитесь. Пусть хорошее настроение поможет вам!

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!

Урок окружающего мира проходит под девизом:

Хочешь грамотным быть - учись думать, мыслить! Слайд 1.

II. Введение в тему урока 

1. Метод эмоционального погружения. Вступительное слово учителя.

На экране высвечивается карта России. Слайд 2.

- Ребята! Сейчас мы совершим путешествие. А для путешественника - первая вещь - это карта. У каждого из вас на столе лежит карта.

2. Поисково-практическая работа. Ориентирование по карте. Учащиеся прикрепляют карточки с географическими названиями на большую карту с помощью магнитов. На карте появляются названия городов, морей, озер, рек, гор. Слайд 3.

Города: Владивосток, Екатеринбург, Калининград, Москва, Санкт-Петербург

Горы: Кавказ, Саяны, Уральские горы

Моря: Азовское море, Балтийское море, Белое море, Каспийское море, Черное море.

Озера: Байкал, Онежское озеро, Ладожское озеро.

Реки: Волга, Енисей, Иртыш, Кама, Лена.

Вывод: какое понятие объединяет все эти географические названия? - Родина. 

III. Определение темы и цели урока 

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Слайд 4.

- Как вы ее понимаете? Для вас важна данная тема урока? Почему?

IV. Актуализация знаний по теме урока 

Сейчас вы можете произвольно организоваться по группам и вместе вспомните все, что знаете по теме из вашего личного опыта.

1. Составление интеллект-карты и синквейна:

  • 1 гр.- "Родина";
  • 2 гр. - "Россия";
  • 3 гр. - "Отечество".

- В чем сходство данных понятий? (Синонимы). Подбор однокоренных слов.

2. Экспресс-опрос. Слайды 5-10.

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Кто является главой нашего государства?

- Что вы можете сказать о территории нашей страны? Рассказ ученика.

- Назовите столицу.

- Назовите символы государства.

- Что обозначают цвета флага России?

Прослушивание Гимна Российской Федерации. Слайд 11.

- Чем интересна и уникальна наша Россия и в чем богатство нашей Родины?

3. Просмотр видеопрезентации. Слайды 12-41. 

  • Это все - Россия!
  • Природа нашей страны.
  • Государственные праздники.
  • Национальные костюмы, головные уборы, обувь.
  • Музыкальные инструменты.
  • Художественные промыслы ( резьба по дереву, гжель, дымковская игрушка, хохлома, жостовская роспись, вологодское кружево и др.).
  • Национальная кухня, кухонная утварь.
  • Быт народов России.
  • Рукоделие.

4. Защита эмблемы.

Вывод: Огромную территорию занимает Россия. Множество красивейших мест на нашей Земле. Главное богатство - это народ. Наша страна - многонациональная. Слайды 42-43.

- Какие народы проживают на территории России? (ответы учащихся).

В нашем классе проходил конкурс эмблем "Дружба народов России". Слово победителю (защита эмблемы в стихотворной форме).

V. Физминутка.

VI. Знакомство с новыми понятиями

1.Закончи фразу. Тест. Слайд 44.

- Духовный мир - это: (знания, информация, отношения между людьми)

- Мы называем свою Родину Отечеством, потому что: ( прадеды защищали нашу землю от врагов, отцы и деды здесь работали и учились, мы соблюдаем традиции народа)

- Что должен делать каждый человек, чтобы его внутренний мир был светлым и радостным? (Помогать людям, заботиться о младших, уважать старших, бережно относиться к природе и любить родную страну).

Участие в муниципальной акции "Добрые дела".

2. Работа со словарем.

- Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству? (Патриот).

А какое чувство может испытывать патриот? (Гордость).

Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что?

- А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться. Мы будем работать в группах.

Самостоятельная творческая работа учащихся. Работа в группах. Каждая группа получает набор портретов и карточек с фамилиями. Задача ребят - догадаться, кто эти люди, соотнести название с портретом.

  • 1 группа - военачальники Георгий Константинович Жуков, Михаил Илларионович Кутузов, Александр Васильевич Суворов и космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Николаевна Терешкова.
  • 2 группа - композиторы и певцы - Петр Ильич Чайковский, Александра Николаевна Пахмутова, Дмитрий Александрович Хворостовский и художники Василий Иванович Суриков, Андрей Рублев, Иван Константинович Айвазовский.
  • 3 группа - писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев и спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Зайцев, Евгений Устюгов, Евгений Плющенко.

VII. Презентация работы групп. Взаимопроверка. Слайды 45-50.

VIII. Работа над понятием малая Родина. Прослушивание песни "С чего начинается Родина".

- У каждого из нас одна большая Родина - Россия. И у каждого - одна малая Родина - его город, село, деревня. Назовите свою малую Родину (ответы детей).

- Но в данный момент мы живем в прекрасном городе Верхняя Пышма.

а) рассказ о Верхней Пышме. Слайды 51-53

б) проект "История Лобвы" Вагиной Дианы

в) сочинение "Малая Родина", написанное моей дочерью и опубликованное на обложке дневника школьника.

г) выставка знаков по охране города

- Как вы думаете, нужно ли беречь и защищать свою Родину?

- Как мы можем позаботиться о своей Родине? (демонстрация работ учащихся). Слайд 54.

IX. Домашнее задание Слайд 55

1. Проведи интервью с родителями по вопросам:

  1. Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством?
  2. Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?
  3. Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать?
  4. Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?

2. Или найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

X. Итог урока. Рефлексия (заполнение оценочных листов). Слайд

XI. Вопрос-мостик к следующему уроку: "Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?" Слайд 56

Об этом мы поговорим на следующем уроке.

XII. Продукт урока (оформление журнала "Россия - наша Родина").

Планируемые результаты

Личностные результаты: 

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах через понятия Родина, Россия и Отечество;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты: 

  • овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
  • формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
  • адекватное использование речевых средств и средств ИКТ для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты: 

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...