Рабочие программы по внеурочной деятельности для 3 класса
рабочая программа (3 класс) по теме

Пескова Наталия Германовна

Рабочие программы по внеурочной деятельности в соответствии с фгос с ууд для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneurochka.zip445.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Согласовано

Заместитель директора по УВР

ГБОУ средней школы №229

___________ /_____________/

Принято

Протокол педагогического совета

от________№__________

Утверждено

Директор ГБОУ средней                               школы №229                                                  

____________Петрова Н.А.

Приказ от_________№______              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Юный эколог»

на 2014-2015 учебный год

                                                    Составила учитель высшей

                                                       квалификационной категории

                                                      Пескова Наталия Германовна

Санкт-Петербург

2014


Содержание:

  1. Паспорт рабочей программы
  2. Пояснительная записка
  3. Содержание    курса внеурочной деятельности
  4. Календарно-тематическое  планирование
  5. Перечень   учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
  6. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
  7. Список литературы

                                                                                             


1. Паспорт рабочей программы

Тип программы

 Дополнительная общеразвивающая программа

Статус программы

Рабочая программа   курса  внеурочной деятельности

Название, автор и год издания образовательной программы (модифицированной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся первых  классов в рамках ФГОС-2.

Категория обучающихся

Группа 3-а  класса ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и других ОУ

Сроки освоения программы

3 года

Объём учебного времени

34 часа в год

Форма обучения

очная

Режим занятий

1 час в неделю


 2. Пояснительная записка

        Программа предназначена для организации внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Содержание материала программы распределено по годам обучения. В приложении описывается содержание занятий по годам обучения. Программа может быть использована учителями начальных классов для реализации во внеурочной либо внеклассной деятельности.

       В России существует многовековая традиция: украшать жилища, строения не только резьбой, коваными балконами, витьеватой изгородью, но и великолепными цветниками. Такую традицию русские заимствовали у европейских государств. Сад считался защитником дома, его добрым духом.

Цветы – это взрыв красоты, фантазии, чувств. Ребёнок, не умеющий говорить, обязательно тянется ручкой к цветку. А взрослый обязательно скажет: «Рвать нельзя, он живой!»

        Так ребёнок постигает красоту окружающего мира. А потом очень важно не только научить беречь всё прекрасное, созданное природой и человеком , но и научить самому создавать красоту. Человек, вырастивший цветок, никогда уже не причинит вреда живому. Создавая клумбы, цветники, дети на опыте смогут понять, что каждый цветок уникален, неповторим, как, впрочем, и все живые организмы.

        Общение с растениями  непременно оставят неизгладимое впечатление на духовный мир ребёнка, его интеллектуальное развитие, творческое воображение.

          Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы духовного развития личности, творческих способностей детей.

          Необходимость введения курса  проектной деятельности обусловлена  деятельностным подходом в обучении, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

          В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является создание условий для развития и  применения творческого потенциала в области цветоводства

В ходе её достижения решаются задачи:

     - освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;

     - овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними;

    - воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы;  стремление создавать прекрасное

         Особенность курса внеурочной деятельности состоит в тесном общении с природой, что является  благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку;  развития  творческого потенциала.

        Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы- вот предназначение курса «В мире прекрасного» Украсить цветами открытку, сумочку, изготовить прекрасный букет, создать макет детского городка и украсить его цветущим садом.  Интересно придумать  и соорудить  детский дворик  с клумбами разных форм, дорожками, причудливыми аллеями. А можно создать мир сказки, например, «Садик для феи», «Королевство цветов». Дети научатся не только ухаживать за  растениями,  но и  выращивать их, различать сорта цветов, их разновидности.

        Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребёнка.

       Данный курс внеурочной деятельности тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.

         Программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» разработана и  предназначена для обучающихся младших классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго  поколения. Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования.

Это:

-  гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;

-  воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

-  создание условий для самореализации;

-  интеграция личности в национальную культуру;

-  учёт разнообразия  творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

        Программа предполагает систему занятий для каждого класса, педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень полученных знаний, умений и навыков.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

II года ( 34 часа)

                                          В гости к цветам (4 часа)

Цветы со всего света (просмотр слайдов)

Экскурсии: «Растения осенью», «Цветочки в лукошке» (сбор растений для гербария), экскурсия – исследование «Загадки природы», экскурсия в ботанический сад (заочное путешествие)

 

                                   Загадочный мир цветов ( 6 часов)

«История создания чуда» (просмотр слайдов). Лекция «Содружество людей и природы». Правила  сбора и сушки растений. Составление гербария (4-5 объектов). Составление цветочных композиций из сухих растений «Цветочные фантазии». Очевидное - невероятное (необычное в жизни растений). Мои наблюдения. Интересные факты.

                                      Знатоки природы (6 часов)

Цветы и листья. «Где цветы? Где листья?». Особенности цветения растений (просмотр слайдов). Музыкально – эстетический праздник «Цветочный хоровод». Презентация детских находок «Комнатное чудо» (аппликации, фото, поделки из разных материалов). Цветочные загадки (клуб знатоков природы). Изготовление информационно – иллюстративной книжки – раскладушки. Практическая работа «Чей цветочек? Чей листочек?» (сбор моделей цветковых растений)

                                        Мы цветоводы ( 16 часов)

Практикум. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила эксплуатации инвентаря.. Правила безопасности при работе с  почвой, водой. КВН «Живая акварель». Правила посадки комнатного растения. Способы пересадки. (бригадный метод). Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Интеллектуально- познавательная игра «Мой сад». Посадка комнатных растений черенками. Уход за молодыми растениями.

                                         Наши проекты ( 20 часов)

Изготовление макета «Мой сад» из разных материалов (индивидуально – творческая работа). Коллективная работа «Наш цветник». Весенние заботы. Подготовка почвы к посадке. Посев семян садовых  цветов. Правила посева и ухода за ростками ( по группам). Проект декоративного оформления клумбы ( макет или рисунок). Уход за ростками ( рыхление, подвязки, подкормки, опрыскивание). Декоративное ограждение из цветных камешек. Практическая работа на участке. Выставка выращенных растений «Мисс лепесток». Презентация «Своими руками». Фотоотчёт «Наши достижения»


4. Календарно-тематическое планирование

II год

п/п

Планируемая дата проведения(по учебным неделям)

Фактическая дата проведения

Тема занятия

Ожидаемые результаты

Корректировка

Раздел 1  «В гости  к  цветам» ( 4 часа)

1 неделя

Экскурсия «Растения осенью».

дети узнают виды и названия некоторых садовых и клумбовых растений, научатся различать по характерным признакам;

2

неделя

Экскурсия и сбор растений для гербария «Цветочки в лукошке».

3

неделя

Экскурсия – исследование «Загадки природы».

4

неделя

Экскурсия в ботанический сад (заочное путешествие)

Раздел 2 «Загадочный мир цветов» (6 часов)

5

неделя

Просмотр слайдов «История создания чуда».

узнают:

-особенности посадки и способы  высадки растений в открытый грунт;

-  особенности комбинированной посадки ;

-  требования декоративных растений к среде обитания;

-  сезонные изменения растений

6

неделя

Лекция « Содружество людей и природы»

7

неделя

 Правила сбора и сушки  растений.

8

неделя

Составление гербария (4-5 объектов). Составление цветочных композиций из сухих растений. «Цветочные фантазии»

9

неделя

Очевидное – невероятное ( необычное в  жизни растений)

10

неделя

 Мои наблюдения. Интересные факты.

Раздел 3 «Знатоки природы» ( 6 часов)

11

неделя

Цветы и листья.

«Где цветы, где листья?» Особенности цветения растений (просмотр слайдов)

научаться  применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить аналогию между предметами и явлениями  реального мира.

12

неделя

Музыкально- эстетический праздник «Цветочный хоровод»

13

неделя

Презентация  детских находок «Комнатное чудо» (фото, аппликации, поделки)

14

неделя

«Цветочные загадки»Клуб знатоков природы

15

неделя

Изготовление информационно- иллюстративной книжки – раскладушки

16

неделя

Практическая работа «Чей цветочек? Чей листочек?» (Сбор моделей  цветковых растений из   частей)

Раздел 4  «Мы- цветоводы» (8часов)

17

неделя

Практикум. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила  эксплуатации инвентаря.

научаться:

составлять правильно цветочные композиции;

-  изготавливать простейшие макеты цветника из разных материалов;

-  пользоваться простейшим садовым инвентарём;

-  соблюдать  санитарно гигиенические  при работе с растениями, инвентарём;

-  осуществлять правильный уход за цветами: полив, орошение,

18

неделя

Правила безопасности при работе с водой, землёй.

19

неделя

КВН « Живая акварель»

20

 неделя

Правила посадки  комнатного растения. Способы пересадки. (Бригадный метод).

21

неделя

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

22

неделя

Интеллектуально - познавательная игра

«Мой сад»

23-24

неделя

Посадка комнатных растений черенками.

24

неделя

Уход за  молодыми растениями.

Раздел 5 « Наши проекты» (10 часов)

25-26

25-26

неделя

Изготовление макета «Мой сад» из разных материалов. (Индивидуально – творческая

работа)

обретут умения: самостоятельно планировать  свою деятельность, логически выстраивать алгоритм действий, анализировать проделанную работу, оценивать, находить положительные моменты и ошибки.

27

27

неделя

«Наш цветник» Коллективная работа (макет).

28-29

28-29

неделя

Весенние  заботы. Подготовка почвы к посадке.

Посев семян садовых цветов. Правила посева и ухода за ростками. (По группам)

30

30

неделя

Проект декоративного оформления клумбы. (Макет или рисунок)

31

31

неделя

Уход за ростками (рыхление, подвязки, подкормки)

32-33

32-33

неделя

Декоративное ограждение из цветных камешек . Практическая работа на участке

34

34

неделя

Выставка выращенных растений. «Мисс лепесток»

         

                                     

5. Перечень учебно-методических средств обучения ЭОР

Для успешной реализации курса внеурочной деятельности необходимы следующие средства обучения:

-компьютерный класс, медиаустановка;

- аудио- и видеоматериалы,

-аудиоаппаратура,

- наглядные пособия.

Принципы построения программы «Юный эколог»

Программа  «Юный эколог»  основывается на принципах.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.  Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.  Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения.

Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

6. Критерии и нормы оценки результатов освоения программы

В результате реализации кура внеурочной деятельности 2 года дети должны знать/понимать:

-  виды и названия некоторых садовых и клумбовых растений, различать по характерным признакам;

-  особенности посадки и способы  высадки растений в открытый грунт;

-  особенности комбинированной посадки ;

-  требования декоративных растений к среде обитания;

-  сезонные изменения растений

Уметь:

-  составлять правильно цветочные композиции;

-  изготавливать простейшие макеты цветника из разных материалов;

-  пользоваться простейшим садовым инвентарём;

-  соблюдать  санитарно-гигиенические  при работе с растениями, инвентарём;

-  осуществлять правильный уход за цветами: полив, орошение,

Прополка;

-  прогнозировать результат

7. Список литературы

         Для преподавателя:

1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада. - 2008.

2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html

                                       

3. Бофорт М., Николас Д., Гловер Д. Клумбы в вашем саду. [Текст]:  Бофорт М., Николас Д., Гловер Д.// Клумбы в вашем саду. – М: Мир книг.-2009.

4. Дишук Н.И. В цветнике. [Текст]: Дишук Н.И.//  Календарь - справочник садовода и огородника.- 2009. - №7. – с.49-53.

5. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как  экологические ресурсы развития цивилизации. [Текст]: Кузеванов В.Я //Труды Томского государственного университета Томск.- 2010.- с. 218 -220.                                                                

6. Кузеванов В.Я.  Ботанические сады как экологические ресурсы  в глобальной системе социальных координат. [Текст]: Кузеванов В.Я.//  Ландшафтная архитектура и дизайн – 2010.- № 2 .- с. 7 – 11.

                                       

7.  Митт Л. Приусадебное декоративное цветоводство. [Текст]:  Митт Л. //Приусадебное декоративное цветоводство.- М: - Колосс.- 1973.

8. Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство. [Текст]:  Тавлинова Г.К. //Приусадебное цветоводство. Санкт-Петербург.- Агропромиздат.-1996.

9. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех.  [Текст]:  Тулинцев В.Г., Белый А.И. // Цветоводство для всех.-Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.

10. Хессайон Д.Г. Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями. [Текст]:  Хессайон Д.Г.// Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями.- М: - Кладезь –Букс.- 2009.

Для детей:                           

1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада.- 2008

2. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех.  [Текст]:  Тулинцев В.Г., Белый А.И.// Цветоводство для всех.- Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.

3. Ляхов П.Р. Всё о растениях. [Текст]: детская энциклопедия / П.Р. Ляхов.  Я познаю мир. М: АСТ, 2005. -  С. 252.


Приложение 1

                                 Контрольно – измерительные материалы

                                                        1 год обучения

1. Перечислите части растения:

2. Напиши   не менее пяти названий растений каждого вида:

    Комнатные_____________________

    Садовые_______________________

3. Перечислите основные условия жизни растений:

4. Напишите  функции органов  растений:

              Корень-

              Стебель-

              Листья-

        Цветок -

        Плод с семенами-


2 год обучения

1. .Какую роль выполняют растения в жизни человека?

2. Что такое гербарий?

4 Подпишите названия к цветковым растениям:

             

                                             

     

5. Какие санитарно – гигиенические правила нужно соблюдать при  работе с цветами в саду?

6. Какие комнатные цветковые растения вы знаете:

__________________________________________________________________

                                               


3 год обучения

1. Напишите  названия растений парами по  их способности  жить  на общей территории:

Друзья:        

Соперники:        

2. Перечислите названия цветковых растений  по месту произрастания:

Лес:_____________________

Водоём:__________________

Пустыня:_________________

Поле:____________________

Луг:_____________________

3. В чём заключается уход за растениями?

4. Расставьте номера растений, которые правильно разместятся на простой клумбе:

                                                 


4 год обучения

1. Мифы и реальность:

   1) Очень красивый юноша, который любовался только собой, превратился  в цветок:________________

    2) Королева, которая превратилась в цветок. Боги подарили цветку острое оружие от злых людей: __________________  

2. Ландшафт какой страны изображён, подпишите:

 

_____________________________

3. Напишите не менее пяти названий  клумбовых цветковых растений:

   Светолюбивые __________________________________________

   Тенелюбивые __________________________________________

4. Нарисуйте свой любимый клумбовый цветок, подпишите его название:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...