Классный час "Иди дорогою добра".
материал на тему

Свежинкина Надежда Ильинична

Предварительный просмотр:

Классный час на тему "Иди, мой друг, дорогою добра".

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:
– формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
– развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
–формировать умение совместно работать в группе;
–способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Оборудование:  картинки, иллюстрирующие добрые дела, клей,  мультимедийная презентация, фонограмма

- Добрый день, дорогие мои ребята! Меня зовут Н.И.

Желаю счастья и добра

 Всем детям с самого утра!

Сказка

Хотите, я расскажу вам сказку?

Есть на белом свете Золотая Дверь, ведущая в Счастливое Будущее, где никто не ссорится, не обижает никого понапрасну, где все живут в мире, дружбе и согласии. Если ее распахнуть широко, то все люди нашей страны станут счастливыми. Только Дверь эта с Большим секретом, она не открывается ни одним ключом, и даже золотой ключик не может её отомкнуть.

И вот однажды съехались к этой двери мальчики и девочки со всех концов нашей бескрайней России. Трудной и долгой была их дорога. Одни держали путь от теплого моря под ярким солнцем на небе, другие – с севера, где вечный холод, лёд, мерзлота. Одни ехали на двугорбых верблюдах, другие – на полярных оленях, третьи мчались на быстрых, как ветер, лошадях.

Дети окружили дверь, которая открывалась волшебным словом, и не знали, что делать. Каждый хотел открыть дверь первым, отталкивал других, кричал и негодовал. Ребята, не понимая друг друга, готовы были к большой ссоре и даже потасовке, чтобы скорее открыть заветную дверь.

-Сколько бы ни пытались ребята открыть тайну золотой двери у них ничего не получилось. Может быть мы поможем им и отгадаем слово-пароль?

-Существует много добрых слов и выражений. Многие начинаются со слова добро.

-Встречая гостей, мы говорим….

-Провожая гостей….

-Утром…

-Вечером…

-Отправляясь в путь…

-А что такое путь? (Дорога)

-Какой бывает дорога? ( трудной, ухабистой)

-Дорога - это жизнь.

 -Давайте возьмемся за руки, улыбнемся и скажем друг другу: «В добрый путь!» .

1. Мы оправляемся в путь для того, чтобы открыть тайну Золотой двери. И сразу первое препятствие. Перед нами река. Как перебраться через нее? Одному легко это сделать?

Конечно лучше вместе! Нам помогут кораблики. Возьмите их и напишите добрые слова друг другу. (Приклеивают кораблики)

-Получилось? Никто не утонул?

(Река вручает конверт за удачно выполненное задание с надписью «За добрые слова»)

2. Вместе мы обязательно доберемся до золотой двери. Ребята, вы обратили внимание на засохшее дерево у дороги? Давайте поможем ему, напоим живительной влагой. Будьте добры, напишите на листочках  Дерева, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня. Дети приклеивают листочки с записанными на них добрыми делами на Дерево.

 - Посмотрите, каким красивым стало наше дерево. Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

(Дерево вручает конверт с надписью «За добрые мысли»)

  3.  Но что это? Прочтем, что здесь написано «Курган Славы». В этом году все человечество отмечает 70-летие Великой Победы над фашисткой Германией. Ребята, а как вы думаете много ветеранов войны и труда живут сегодня рядом с нами? А что нужно сделать, чтобы украсить их старость? Добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться? Правильно в добрые поступки

Работа в паре. Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Примите единое решение. Выбери добрые дела, которые помогут пожилым людям.

-Думать о родителях

-Радоваться неудаче ближнего

-Стремиться быть богатым человеком

-Помогать добрым словом и делом

-Поздравлять с праздниками

-Брать плату за выполненные дела

-Завидовать

-Утешать плачущего

-Подавать милостыню

-Помогать близким

 (Получают конверт «За добрые поступки»)

4. Ребята, а вот избушка старичка-Весовичка. Он всегда все взвешивает, сравнивает и анализирует. И уж точно приготовил нам какое-нибудь испытание. Под дверью записка.  В ней интересная история о вашей сверстнице «Валя возмущенно жаловалась старшей сестре: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила сестра. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”

-старичок-весовичок просит, чтобы вы решили, права ли Валя?
Для этого положите горошину на чаши его волшебных весов.

(Получаем конверт от старшей сестры « За правильный выбор» и идем дальше).

5. На пути ларец! Это ларец Феи Доброты с ее дарами. Как вы думаете, что в нем?

(Предположения детей)

(Открывают ларец, а в нем ничего нет).

Все удивлены: В ларце ничего нет! Он пустой!

-Нет, дети, ларец  не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это?

Ответы детей (На слайде слова. Лучше  слова, которые кладут в ларец): Доброта, нежность, трусость, вражда, верность, ласка, сострадание, радость, чудеса, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, ненависть, предательство, Жестокость, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, честность:

- А никто не хочет положить в ларец зло, ненависть, жестокость, зависть, предательство?

-Очень важно научиться различать Добро и Зло.

Учитель:  Подумайте, что из этих даров вы хотели бы подарить своим родным? Какие из даров Феи Доброты вы оставите  в своем сердце?

Получают конверт «За добрые чувства»

-Вот мы и подошли к Золотой двери, но она почему-то по-прежнему заперта. Может быть кто-то из вас догадался как ее можно открыть. А наши прекрасные подарки.

-Здесь только буквы!

-Но из букв складываются слова. (сложили слово) ДОБРО Проговорим его вместе вслух. (Дверь открылась, Ворота открываются. Там солнце, на нем немного лучей).

-Ребята, как вы думаете, какой была тема сегодняшнего нашего занятия? Мы не просто говорили о доброте, мы шли дорогою добра. А что такое добро?

(Сами говорят и на конвертах написано)

-В народе говорят: «Добро творит чудеса».  В ваших руках волшебные лучики. Представьте: вы - волшебники. Давайте сделаем так, чтобы наше солнышко засверкало еще ярче. Напишите на лучиках о чем заставило вас задуматься наше мероприятие и приклейте на солнышко.

(пишут, приклеивают).

 -Вы протоптали к золотой двери тропку доброты, и я желаю, чтобы эта тропка превратилась в широкий путь, по которому вы будете идти уверенно, даря всем радость, доброту, любовь. Дорогие мои ребята,  вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Это нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

На память о нашем путешествие я дарю вам эти закладки, нарисуйте на  ней вашу улыбку. И пусть эта улыбка согревает вас как это солнышко, которое с вашей помощью засеяло ещё ярче.

Возьмите бусинки добра, сожмите в кулачок и приложите к сердцу. Закройте глаза, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа, что для вас сегодня было ценным?

-Ребята, в заключение я предлагаю вам спеть замечательную песню («Песня доброты») 

(Звучит песня в исполнении учащихся и педагога)

 



Предварительный просмотр:

Защита воспитательной программы

      Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Свежинкина Надежда Ильинична, я классный руководитель 1 класса  Симбирской СОШ. Представляю программу воспитания и социализации для обучающихся на ступени начального общего образования «Цветочный город».

Часто в работе с классом я сталкивалась с вопросом: “Как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной?”. Размышляя над этой проблемой,  вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления.Программа составлена с учетом традиций школы, с опорой на имеющийся опыт работы по гражданско-патриотическому, эстетическому, нравственному воспитанию учащихся.

Реализация Программы способствовала формированию такой воспитательной системы в классе, которая создала максимально благоприятные условия для развития активной и свободной личности ребенка, умеющей самостоятельно действовать; а также она учитывала интересы, способности, потребности учащихся. Воспитательная программа «Цветочный город» включила в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение, при котором учитель – духовный посредник между обществом и ребенком. Особенность программы состоит в том, что ее участники сельские школьники,  она составлена с учетом социальной ситуации в нашем селе.

В основу программы заложены знания о психологических и физиологических особенностях младших школьников.

Практическим руководством к действию и основой программы стала трилогия Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей», а жизненным прототипом главного героя - ребенок, которого нужно научить жить в согласии с самим собой, с окружающим миром, помочь понять, что он теперь не просто школьник, а у него есть свои правила  и законы, которые он должен научиться выполнять.

Сюжет романа позволил мне осуществить планирование и дальнейшую работу в форме игры – «Я житель Цветочного города» Это  соответствовало возрастным особенностям. Также  игра позволила адаптироваться к новым социальным условиям. Цветочный город - форма организации жизнедеятельности школьников. Отсюда все классные дела, поручения, разделы программы связаны с тематикой и жизнью города.

Слайд 2

Основной целью ее явилось создание   благоприятных условий для становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.

Слайд

 Задачи вы видите на слайде.

Реализация программы делится на четыре периода в соответствии с возрастными воспитательными возможностями:

Слайд

1 год - «Тропинка к самому себе» - На данном периоде дети приобретают опыт социальной активности и адаптации.

2 год - «Тропинка доверия» - главным результатом этого блока стала забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 год - «Тропинка доброжелательного общения» - на этом этапе все дела выполняли вместе и творчески.

4 год - Тропинка «Вместе к новым высотам» - Школьники личностно и социально самоопределяются.

Каждый тематический блок заканчивался добрым коллективным творческим делом.

Основные этапы программы:

Слайд

Это - диагностический (подготовительный). Его цель - проведение  ряда методик для получения целостной картины внутреннего мира ребенка.

2 этап: содержательно-деятельностный. Цель которого реализация основных задач программы через различные формы деятельности участников образовательного процесса.

И  рефлексивный. Это оценивание процесса и результатов четырёхлетней деятельности.

Некоторые названия проводимых методик представлены на слайде

Слайд

На основе диагностики был разработан цикл разделов, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личных достижений в соответствии с возрастными возможностями (На экране)

Слайд

Как распределялись поручения в Цветочном городе,  вы видите на слайде.

В городе велась документация. Все службы  вели отчетный дневник. На каждого жителя заведено Портфолио учащегося, куда мы собирали личные данные обучающихся, результаты, достигнутые ими в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.  Проанализировав  результаты на протяжении всех этапов, можно увидеть динамику личностного роста.

Слайд

Успеху в деятельности города способствуют законы, их вы видите

на слайде

Слайд

По итогам участия в делах города жителям начислялись лютики. Критерии этого вида деятельности вы видите на слайде.

Набравшему большее количество лютиков за участие в различного рода мероприятиях  на празднике «Прощание с начальной школой» был присвоен титул «Почетный гражданин Цветочного города».

Такая форма работы вызывает интерес у младших школьников, позволяет   находить разнообразные подходы к достижению поставленных воспитательных и образовательных  целей и задач.

Содержательно-деятельностный этап программы.

Слайд

Через знакомство с краеведческими материалами школьного музея «Память за собой позови», уроки Мужества, участие в военно-партиотических акциях, проводимых ко Дню защитника Отечества и  Дню Победы я воспитывала в детях патриотические чувства.

Слайд

 В воспитательной работе красной нитью проходило воспитание толерантного поведения. Стало традицией проводить в классе День толерантности, обучающиеся рисовали рисунки и плакаты на тему: «Дружат дети всей планеты», участвовали в выставках творческих работ по теме: «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

Слайд

На классных часах нравственно – эстетической тематики учила ребят строить своё поведение в соответствии с моральными нормами, они учились анализировать, оценивать проблемные ситуации, принимать решения. Мероприятия из серии «Азбука поведения» были направлены на обучение поведению в общественных местах. Также я проводила беседы о хороших и дурных манерах. Итогом этой работы стала исследовательская работа «Слова-паразиты в речи школьников», которая заняла первое место среди обучающихся четвертых классов на районной конференции исследовательских работ.

Слайд

В программе «Цветочный город» был спланирован раздел «Мы - здоровички». Это беседы, тренинги, тематические мероприятия по предотвращению вредных привычек, дорожного травматизма, об умении заботиться о своем здоровье.

Слайд

 Успешной реализации программы «Цветочный город» способствовало активное участие родителей. Главной задачей в этом направлении было способствование установлению хороших взаимоотношений родителей, детей, педагога, созданию комфортных условий для ребенка в семье. Для этого постоянно и всесторонне занималась изучением семей, знакомилась с особенностями и условиями семейного воспитания ребенка. За годы работы над программой в классе сформировались традиции. Родители были активными участниками всех традиционных мероприятий; День рождения класса, Масленица, праздник «Моя мама лучшая на свете!»

        Слайд

По результатам работы по программе «Цветочный город» в классе большое количество призовых мест, полученных за участие в школьных и муниципальных конкурсах: победитель муниципального конкурса исследовательских работ младших школьников «Живи, Кузнецкая Земля!», победитель  школьного конкурса «Класс года», посвященного юбилею Кузбасса, победитель школьного конкурса патриотической песни.

    Промежуточная рефлексия проходила каждый год при изучении уровня воспитанности обучающихся, оценка познавательных процессов, сравнение с входящими тестами.

Слайд

На заключительном этапе подвели итоги сформированности основных качеств личности согласно разработанной модели выпускника начального звена школы.

Работая по программе четыре года, я как классный руководитель, увидела, что уровень воспитанности моих учеников растет. Это я отслеживала через методику Н.П. Капустиной. В конце четвертого года у 50%  обучающихся высокий уровень воспитанности.

Меня радуют успехи моих воспитанников. Творческий подход к реализации программы делает её успешной, интересной и востребованной детьми.

Слайд

Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание - практикум

КАК ПОДАРИТЬ РЕБЁНКУ ИСКОРКУ ЗНАНИЙ

Ребенок — это не сосуд,

который надо наполнить,

а огонь, который надо зажечь.

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся, оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.

Задачи:

  • выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений;
  • расширить объем знаний родителей о формах и методах решения проблем, возникающих с детьми;
  • выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

Форма проведения: родительское собрание

Оборудование: слайдовая презентация на тему, буклеты родителям с советами по поддержке детей в учебной деятельности, кружки разного цвета, листочки дерева.

Ход собрания

Родителям на выбор раздаются слова из сценки.

Форма проведения собрания: Собрание-практикум

   Уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас в нашем семейном кругу. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу.

Для начала я предлагаю Вам  побыть в роли артистов и разыграть сценку.

Сценка

Мама: Когда ты собираешься делать уроки?

Дочь: После кино.

Мама: После кино поздно!

Дочь: Учиться никогда не поздно!

Мама: Почему ты дома не открываешь учебник?

Дочь: Ну, ты же сама говорила, что учебники надо беречь!

-Какая проблема поднимается в этой короткой и на первый взгляд юмористической сценке?

-Все верно! Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Как научить ребенка учиться?» Необходимость ее решения продиктована тем, что у обучающихся нашего класса в последнее время снизилась успеваемость по многим предметам и наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей по подготовке домашних заданий и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Хотелось бы услышать, что каждый из вас думает по этому поводу, может быть кто-то поделится собственным опытом.

Перед вами «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас написать на листочках значимые, на ваш взгляд, причины снижения успеваемости, прикрепите их к дереву, кратко комментируя свой выбор.

(ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ)

-Уважаемые родители! Мы увидели, что ребенок добивается наибольших успехов в учении тогда, когда родители хотят и могут разделить с ним радость познания. Только объединив свои усилия с усилиями ребенка, родители могут рассчитывать на быстрый прогресс школьников в трудном для них деле.

Если ребенок видит, что родители принимают самое активное участие в учебе, что они заинтересованы в его успехах, он старается узнавать еще больше и работать еще лучше, чтобы их порадовать.

- Перед вами картина художника Ф.П. Решетникова «Опять двойка».  Сюжет картины всем хорошо знаком. Скажите, кто из героев картины особенно болезненно воспринимает происходящее?

-Почему?

 (Можно разматывать клубок и говорить, что отрицательного в этой ситуации, а сматывать -А как бы вы, уважаемые родители, поступили в данной ситуации?)

- Попробуйте нарисовать финал данной картины, но уже с позиций XXI века.

2. Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетради не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица - Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не поймет, у ребят, учителя спросит, а отметка - ее дело: что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

  • Как вы оцениваете поведение родителей?
  • Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
  • Ваша реакция на «двойку» за домашнее задание?
  • Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?

Учитель: Итак, как же помочь ребенку учиться в школе? Что бы вы посоветовали детям? Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным?

 (ЗАВЯЗЫВАЮТ УЗЕЛКИ на ленточке)

- Уважаемые родители! Мы вместе с вами обозначили круг проблем и их решение  в этом важном вопросе. Я дарю Вам эти узелки на память, повесьте их на видном месте и пусть они помогут Вам и с Вами вашим детям повысить вашу успеваемость.

Я подготовила для вас буклеты- рекомендации  и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор (учитель раздает рекомендации- буклеты родителям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Дорогою добра"

Классный час ориентирован на учащихся 3-4 классов. В ходе мероприятия учащиеся повторяют законы добра, учатся отличать истинное добро от мнимого....

Классный час на тему "Дорогою добра"

Классный час в 4 классе способствует духовно-нравственному развитию младших школьников...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Нравственный классный час-путешествие "Дорога добра" (2 класс)

Данная методическая разработка рассчитана для обучающихся 2 класса, занимающихся по ФГОС....

Классный час-путешествие "Дорога добра"

Классный час-путешествие в 4 классе. Дорога добраМетодическая разработка классного часа - путешествие для 4 классаНравственный классный час-путешествие "Дорога добра" (4 класс)Автор: Семенова Любовь А...

Классный час - дискуссия « Дорогою добра»

Классный час - дискуссия по духовно- нравственному воспитанию « Дорогою добра» ...