Главные вкладки

    Здоровьесберегающие технологии - обязательное условие обучения младших школьников
    статья на тему

    Ефанова Любовь Митрофановна

          Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Здоровьесберегающие технологии - обязательное условие обучения младших школьников».

      Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

         Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.  А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

          За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

    Ежегодно из-за курения происходит 300 тысяч смертей в России и 4 млн. в мире. За каждые 8 секунд на планете наступает смерть от болезней, вызванных курением табака.   Курение – медленное самоубийство.  

    Курение  стало настоящей трагедией для России. Курят все: дети, молодежь, старики, женщины и мужчины. Опрос учащихся нашей школы показал, что некоторые пробовали курить в возрасте 7 – 8 лет. Первую сигарету они взяли у родителей. Особенно страшно, что взяли ее из маминой пачки. Юноши курят уже не стесняясь и не прячась. Деньги на приобретение сигарет им дают родители.

     Производители сигарет заманивают новых клиентов разными способами. На табачных магнатов работают целые лаборатории по улучшению вкусовых качеств сигарет, добавляя в них различные добавки, в том числе и пищевые: ванилин, арованилин, мятное масло, ромовую эссенцию,  чернослив ,  сухофрукты,  натуральный  мед, гераниевое масло, настой мускатного ореха, перуанский бальзам, масла анисовое, бергамотное, мускатного шалфея, лимонную эссенцию.

    Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

                  Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

                  Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:

    • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
    • снижение уровня заболеваемости  учащихся;
    • сохранение работоспособности на уроках;
    • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
    • формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

                 В нашей школе работает программа по здоровьесбережению, которая охватывает все ступени обучения, в том числе и начальные классы. Но я, как учитель начальных классов, поставила перед собой задачу – создать здороовьесберегающую среду на все 4 года обучения детей на первой ступени.

                 Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия (см. приложение 1):

          1. Утренняя зарядка. В начале каждой учебной недели перед занятиями разучиваем комплекс утренней гимнастики. Проводим ежедневно, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.

          2. Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.

          3. Дни здоровья. Подробнее хотелось бы остановиться на уроках здоровья, Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса, поэтому они помогают всестороннему развитию личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. Темы таких уроков: «К нам приехал Мой   до дыр!», «Если хочешь быть здоров!» Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

          4 Мини-проекты на тему « Можно ли сохранить здоровье?». А вот с второклассниками решила заняться этой проблемой на уроках проектной деятельности. В течение года составлялись индивидуально-групповые мини-проекты на тему «Сохранение здоровья» .

                  Работа над проектами строилась таким образом: сначала выявляли проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собрали пословицы о здоровье; после этого каждый выбрал подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксировался учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленному мной для индивидуальной работы ученика во внеурочное время.      В течение года дети работали над проблемой сохранения здоровья и подготовили папки: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «О вреде курения» и т. д., оформили стенды на соответствующие темы. Уроки проводились с использованием компьютера, что особенно возбуждало интерес детей к этим урокам. В конце полугодия подготовили презентацию проектов на слайдах. А потом приняли участие в исследовательской деятельности на городском уровне. Проект назывался: «Можно ли сохранить здоровье?»

                  В 3 классе уроки проектной деятельности посвятили озеленению класса. Каждый ученик работал над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека. Сначала ребенок выполнял поисковую работу, заполняя черновой рабочий лист. Одним из пунктов «Рабочего листа» являлось определение пользы растения. В результате был составлен содержательный определитель полезных комнатных растений под названием «Сад на подоконнике. Красота или польза?». Кроме того, каждый ученик сам посадил и вырастил полезное растение, информацию о котором собирал. Например, фиалка: способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление и т.д.; золотой ус: выделяя фитонциды, растение уничтожает бактерии, дает прилив сил, бодрости и улучшает самочувствие; пеларгония: её пахучие эфирные масла освежают воздух, очищая его от вредных примесей, считается, что она обладает положительной для человека энергией;

                  Ко Дню открытых дверей школы подготовили выставку цветущих комнатных растений.

                   Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

                  Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов более всего соответствует 35-ти минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамической паузы, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно, лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Но, учитывая, что динамичность активного снимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультурных пауз. Из всех нагрузок,с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой, должно, неизбежно, сопровождаться с изменением позы ребенка.

                  На уроках в начальной школе широко используется веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным  хоровым произношений четверостиший.

                  Физминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов.

                  Разработаны специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения, для осанки.  

                  Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальном классе, систематически провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

          Перечень дополнительных направлений работы для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников такой:.

    • Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены, как самостоятельные уроки и использование элементов на обычных уроках.
    • Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных (соблюдение режима проветривания, влажная уборка, смена обуви), а также контроль за соблюдением учащимися правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.
    • Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда. Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (употребление детских витаминов под контролем учителя), применение на уроках элементов лечебной физкультуры, беседы и встречи с врачом.
    • Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.

                  Нельзя не упомянуть, что в работе с родителями большое место занимают совместные классные мероприятия. Среди них особенно можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я- спортивная семья», «Встреча с родителями: шуточные веселые старты между мальчиками и папами» и другие.

    Работая с этой проблемой на протяжении нескольких лет, после активного изучения и применения на практике с данным классным коллективом с первого года обучения, можно сделать конкретные выводы. Сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий в работе. Результаты деятельности таковы. Сравнительный анализ динамики заболеваемости показал: по сравнению с прошлым годом роста ОРЗ нет.

    Сравнительный анализ динамики заболеваемости

     

    2009 - 2010 учебн. год

    2010 - 2011 учебн. год

    2011 - 2012 учебн. год

    2012 - 2013 учебн.год

    1. Число пропуска по болезни в %

    68

    22

    18

    15

    2. Пропущено дней 1 ребенком

    10

    9,1

    8,3

    7,8

    3. Неболеюшие  в %

    19

    28

    60

    63

    4. Болели  в %

    46

    37

    32

    30

    5. Болели более 2-х раз в %

    32

    25

    18

    16

    Отмечен рост незначительной заболеваемости в  3 четверти. Ни разу не болели 60% учащихся. Не отмечались обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта, ухудшение сколиоза и осанки.

                  Анализ динамики заболеваемости показывает, что есть тенденция к уменьшению обострения хронических заболеваний, осложнений после болезни, процент пропущенных дней 1 ребенком, увеличение учащихся, не болевших ни разу. Анализ работы показывает, что это является результатом  увеличения двигательной активности детей, прочным формированием знаний, умений и навыков здорового образа жизни .

    Показатели в %

    1 класс

    20 чел

    2 класс

    21 чел

    3 класс

    23 чел

    4 класс

    23 чел

    1. Основная группа

    14

    15

    15

    17

    2. Подготовительная группа

    6

    6

    8

    5

    3. Специальная группа

    1

    1

    1

    1

    4. Нарушение осанки

    3

    2

    1

    1

    5. Нарушение зрения

    4

    4

    3

    3

    6. Нарушение слуха

    0

    0

    0

    0

    7. Плоскостопие

    4

    4

    4

    4

    8. Неболеющие дети

    12

    14

    18

    20

                  На начальной ступени обучения отмечался высокий фоновый уровень  распространенности хронических заболеваний. Стабильными оставались на протяжении двух лет обучения показатели групп, которые в значительной степени определяются общей учебной нагрузкой учащихся в урочное и внеурочное время. Отрадно то, что показатели нарушения осанки уменьшаются, а показатели нарушения слуха и нарушения зрения держаться на одном уровне.

                  Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

                  Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности младших школьников.

    Здоровьесберегающая технология включает в себя всё, что касается жизни ребёнка, начиная с того, как он спал, что он ел, в каком настроении, состоянии он пришёл в школу, вся его деятельность в те...

    Статья "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников".

    Здоровьесберегающие технологии на каждом предмете в начальной школе....

    Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников

    Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников...

    Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения младших школьников. Из опыта работы.

    Применение здоровьесберегающих технологий позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность млад...

    Применение в работе воспитателя ГПД здоровьесберегающие технологии в условиях обучения по ФГОС.

               Применение в работе воспитателя ГПД   здоровьесберегающие технологии в условиях      обучения по ФГОС....