Классный час "Овеянные славою флаг наш и герб"
классный час (2 класс) на тему

Куренная Ольга Васильевна

Классный час предназначен для знакомства учащихся с главными символами Российской Федерации - флаг, герб, гимн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oveyannye_slavoyu_flag_nash_i_gerb.docx131.06 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа

                               «Овеянные славою флаг наш и герб»

                     Составила  классный руководитель 2 –а  класса  Куренная О.В.

Звучит гимн РФ (все стоят, на экране рисунок «Моя Родина» см. приложение).

Ученик 1.

Встало ясно солнышко,                    Золотое солнышко

Улыбнулось сладко,                         В озере умылось,

В голубое озеро                                 Белая березка

Глянуло украдкой.                            Вся росой покрылась,

Заглянуло солнышко                        На зеленых листиках

И в мое окошко,                                Капельки сверкают…

Постучало веточкой                          Ах, какой красивою

Тонкая березка,                                 Родина бывает!

Учитель. Ребята, как называется наша Родина? Дети. Российская Федерация.

Учитель. Почему мы все любим Родину – Россию?

Дети. Потому, что нет нигде Родины прекраснее.

Учитель. А еще потому, что в России мы родились, здесь говорят на русском, родном языке и все здесь для нас любимое, знакомое, родное…

Человек, уважающий себя, способен несмотря ни на что любить свою Родину.

Ученик 2.

Это травы свистят? Или листья шумят?

Или мелкие крылья шуршат?

То не травы свистят. И не листья шумят.

И не мелкие крылья шуршат.

Это птица звенит. Это ветер поет,

Прилетевший из дальних болот.

Это меленький-меленький дождик идет.

Это Родина тихо зовет.

Ученик 3.

Любовь к Родине - чувство очень личное, глубокое, тихое, как сказал поэт. Не стоит его выставлять напоказ. То, как мы относимся к своим близким, родителям , друзьям, к своей родной земле, нашей большой стране, лучше всего проявляется в наших делах и поступках, а не в громких и красивых словах. Стихотворение, которое вы услышите сейчас, написано давно, в позапрошлом ,19 веке, но звучит оно современно и по-прежнему трогает душу.

Ученик 1.                                                      Ученик 2.

Будь хранима небесами,                             Вьюги с севера несутся,

О родимая земля!                                        Жаркий полдень степи жжет;

Под суровыми снегами                               Бесконечно песни льются

Любы мне твои поля-                                  По тебе как сонмы вод-

Ты для сердца моего                                    Ты для сердца моего

Драгоценнее всего!                                      Драгоценнее всего!

Ученик 3.

Знамя братий православных,

Веры древняя купель,

Отчина царей державных,

Предков славных колыбель-

Ты для сердца моего

Драгоценнее всего!

Учитель. Назовите поговорки о Родине (ответы детей)

Учитель. «Жить - Родине служить!» - так издревле говорили русские люди. И не раз им приходилось защищать страну от многочисленных врагов. Вспомните имена защитников Родины, которых вы знаете из сказок, легенд, рассказов и кинофильмов. (Учитель прикрепляет портреты на доске), (Дети называют имена былинных и реальных героев: князей, генералов, простых солдат и даже крестьян, не щадивших жизни за народ и отечество.) Наша страна сегодня нуждается в сильных и мужественных людях, готовых, если придется, постоять за свою землю.

-(Далее демонстрируется видеоматериал: фрагменты водружения Знамени Победы над Рейхстагом, водружение Государственного флага России на Северном полюсе и Эвересте, шествие российских спортсменов с государственным флагом на торжественных открытиях зимних и летних Олимпийских игр, выступление президента России Д.А. Медведева о государственной символике.)

Ученик 4.

Был побежден народный враг

Народною рукою,

И сто народов этот флаг

Взвивают над собою-

На самой высшей высоте,

На самой дальней широте,

Среди полей и городов,

Меж волн бесчисленных рядов.

Ученик 1.

Флаг (flag)-слово немецкого происхождения. Определение флага содержится в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или несколько цветов, часто с эмблемой». Флаги бывают самые разные: государственные, военно-морские, торговые, сигнальные.

Флаг - один из важнейших символов государства, выражающий идею его единства, независимости и суверенитета.

 Ученик 2.

Во время сражения стяги находились на самом видном месте , чтобы их мог видеть каждый ратник. Вокруг стяга сосредотачивались лучшие формирования обороны. В стяговики (воины, носившие и охранявшие стяги) обычно выбирали богатырей: наиболее сильных, смелых, достойных мужчин. Не случайно самые жаркие схватки происходили именно на месте нахождения стяга. Сражающая сторона стремилась в первую очередь сбить стяг противника. Падение стяга, сбитого неприятелем, приводило к замешательству войска и обычно заканчивалось поражением.

Ученик 3.

После введения христианства на Руси на стягах стали изображать крест Господен, и они приобретали значение святынь. В 12-15 вв. стяги уменьшились в размерах. Под ними стали отправлять церковные службы, приносить присягу, заключать договоры. В конце 14 в. На русских стягах появляется лик Спасителя. Так, 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле на великокняжеском стяге красного цвета был изображен Иисус Христос. В древнейшем  документе «Поведение и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского» стяг впервые называется «знаменем» (от слова «знамение»). А к началу 17 в. слово «стяг» окончательно заменяется словом «знамя».

Ученик 4.

17 в. стал временем, когда на знаменах постепенно перестают изображать иконописные сюжеты, вместо них все чаще появляется герб. Начало этому положил Михаил Федорович, при котором в 1614 г. войску Донскому было пожаловано знамя с изображением двуглавого орла. На  груди царственной птицы размещался Георгий Победоносец на коне, колющий копьем змея. Появление на знамени герба свидетельствовало о высокой степени централизации государства, которая еще более усилилась  в царствование Алексея Михайловича. Значение государственного приобрело династическое романовское знамя – «гербовное» (гербовое). Оно появилось в 1668 г.

Ученик 5.

Белый, синий и красный цвета, как основа государственного флага, появились не сразу. На стягах и  знаменах русских князей и царей всегда присутствовали эти цвета в том или ином сочетании. Государственное значение они приобрели в 17 в. Именно тогда в столице стали встречать иностранных послов с выносом нескольких знамен этих цветов.

Ученик 6.

Государственный флаг России ввел не Петр 1, а его отец Алексей Михайлович (1629-1676). При нем появился первый русский военно-морской флаг.

Ученик 7.

В выборе цветов флага не последнюю роль сыграла отечественная традиция. По русским обиходным понятиям 17-19 вв. красный цвет символизировал отвагу, войну, героизм, огонь; синий - небо, целомудрие, верность, духовность, веру; белый – мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие. Эти три цвета являлись традиционными цветами, символика которых была понятна народу, власти и церкви.

Ученик 8.

В 1693 г. бело-сине-красный флаг официально становится государственным флагом.

Ученик 9.

Петр 1 внес в российскую символику еще одно новшество- определил точное расположение цветных горизонтальных полос на российском флаге, которое совпало с древним пониманием строения мира: внизу – физический, плотский (красный); выше – небесный (синий); еще выше – божественный (белый). В октябре 1699 г. он собственноручно сделал чертеж флага с тремя полосами – белой, синей, красной - и подписал его.

Учитель. У вас на столе лежат карточки, возьмите их. Прочитайте значение цвета, закрашивайте прямоугольники.

                                        Этот цвет символизирует небо,

                                                   верность и правду.

                                         Чистоту сердца и мыслей,

                                  мир и покой означает этот цвет.

                                       Этот цвет- символ огня и отваги,

                                          мужества и любви.

Учитель.

  • Почему изображение российского флага помещают на автомобилях, самолетах, кораблях? (Чтобы было понятно, что они принадлежат РФ)    
  • Как вы думаете, почему у многих стран, и таких разных, рисунок флагов составлен из сочетания белого, синего и красного цветов? (Эти цвета красивые они являются  символом очень важных нравственных качеств)
  • Подумайте и ответьте, что означают цвета флага - белый, синий, красный? О чем они могут рассказывать? ( Белый - снег, березы, чистота, синий - небо, моря и реки, красный – огонь, солнце, цветы, ягоды. Они могут рассказать о красоте природы нашей страны ).
  • Отличается ли назначение стяги от главного назначения современных флагов? (Нет, стяги тоже были нужны для того, чтобы объединить людей).
  • Где мы можем увидеть флаг нашей страны, изображение государственного флага? (Изображение флага можно увидеть на автомобилях, самолетах, кораблях. Мы можем увидеть флаги в праздничный день на улицах, на стадионе во время спортивных состязаний).
  • Зачем нужен стране флаг? (Объединять жителей страны, быть отличным знаком государству).

Ребята! А вы знаете что такое геральдика? (ответы).

-Да, это наука о составлении, толковании и изучении гербов.

-А что такое герб? (ответы).

Ученик 1.

Герб (польск. Herb от нем. Erbe – наследство), условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Герб обязательно отражает исторические традиции владельца. Гербы составляют по определенным правилам, принятым в данной стране в данный исторический период и утверждаются специальным законодательным актом).

Ученик 2.

Он пришел к нам полтысячелетия тому назад из Византии. Его получил в приданое великий князь Иван 3, сочетавшийся браком с византийской царевной Софьей Палеолог.

          (Появляется герб на доске)

Учитель.

  1. Где изображается Государственный герб России? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).
  2. В каком веке появился первый герб нашего государства? (В конце 14 века)
  3. Во время царствования какого царя на гербе появился двуглавый орел? (Ивана 3)

Ученик 3.

Сейчас двуглавый орел как и прежде символизирует могущество и единство Российского государства. И будем надеяться, повторив слова Есенина, что «Русь взмахнет крыльями».

  1. Что такое герб? (Символ государства, города, рода).

                                    Ребята! Перед вами описание герба России.

                                           Вы должны его дописать.

Государственный герб России представляет собой щит …………цвета с золотым двуглавым  орлом. Он взмахнул вверх крыльями. Орел увенчан двумя малыми коронами  и одной большой ……………., соединенными лентой. В его правой лапе – скипетр, в ……...лапе – держава. На груди двуглавого орла помещен щит …………цвета. На нем изображен серебряный всадник в плаще…………. цвета верхом на серебряном коне. Он поражает серебряным …………черного дракона.

 (В это время герб на доске закрыт)

Проверяем. 3 человека у доски.

-Возьмите монетки

  • Какие изображения вы видите на монетах? Одинаковы ли они?(Нет, на одних монетах изображен всадник с копьем , а на других – двуглавый орел).
  • Как называются монетки, на которых изображен всадник? Почему они так называются? (Монетки, на которых изображен всадник, называются копейками. Называются они так потому, что у всадника есть копье, которым он поражает дракона).
  • Как вы думаете, зачем нужно изображение государственного герба на монетах? (Чтобы можно было отличить российские монеты от денежных знаков других стран).
  • Зачем нужны государству символы – герб, флаг, гимн?( Объединять людей, живущих в стране, быть отличительным знаком государства).

Государственные символы очень важны. По ним можно судить о самом государстве, о людях , живущих в стране.

  • Что означает изображение двуглавого орла на гербе России? (Солнце, единство и независимость страны).
  • Что означает изображение всадника? (Победу добра над злом).
  • Что означают цвета российского флага?  (Чистоту и мир, верность и правду, отвагу  и любовь).
  • Зная символическое значение герба и флага нашей Родины, что мы можем сказать о людях, живущих в России, какие они? Какими они должны быть? (Миролюбивыми, отстаивающими добро и справедливость, правдивыми, отважными).

-Подведем итоги.

Что сегодня узнали?

Разгадаем кроссворд.

По вертикали

1.Одежда всадника. 2.Изображение на гербе России, соединяющее короны. 3.Самая верхняя часть флага. 4.Символ государства, который изображают на денежных знаках. 5.Флаг - отличительный знак полка в армии, символ защиты Родины и воинской чести .  6.Птица – символ власти, силы, превосходства. 7. Воин на коне. 8. Отличительный знак общественного объединения.

По горизонтали

1.Часть флага из ткани. 2. Символ, который используют для оформления улиц в дни государственных праздников. 3. Символ власти в форме железа. 4. Старинное оружие, предназначенное для защиты. 5. Флаг-символ власти. 6. Название флага в древности.

7. Часть флага из дерева или металла, к которому крепится полотнище и навершие. 8. Знак. 9. Царский венец. 10. Символ власти в форме шара с крестом наверху.

Ответы:

По вертикали

1.Плащ 2 Лента 3.Навершие 4.Герб 5.Знамя  6.Орел 7.Всадник 8.Эмблема

По горизонтали

1.Полотнище 2.Флаг 3.Скипетр 4.Щит 5.Штандарт 6.Стяг 7.Древко 8.Символ 9.Корона 10.Держава

Награждение победителей

-Финальная песня «У моей России»

                                            муз. Г.Струве

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Овеянные славою флаг наш и герб

Сценарий классного часа "Флаг России"....

Конкурс "Овеянные славой флаг наш и герб"

В этой папке история флага и герба Росси...

ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЙ ФЛАГ НАШ И ГЕРБ

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4-го класса...

Презентация "Овеянные славою флаг наш и герб"

Здест рассказывается о символике России и Республики Адыгея...

Конспект урока «Окружающего мира» по теме: «Овеянные славою флаг наш и герб»

Материал конспекта может быть использован не только на уроке, но и на воспитательном мероприятии....

Презентация к уроку «Окружающего мира» по теме: «Овеянные славою флаг наш и герб»

Презентация позволяет не только проследить историю развития герба и флага России, но и проверить знания детей по теме занятия....