Конспект внеклассного занятия «Кубань – многонациональный край» (для учащихся 3 класса)
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Мартыненко Светлана Юрьевна

Цели:  

- формировать у школьников представленияоб истории, культуре и традициях Кубани;

- развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;

- воспитыватьчувство патриотизма и уважения к культурному наследию России; толерантность.

Оборудование:  макет кубанской хаты, муляжи овощей и  фруктов, цветы, самовар, рушник, иконы, на доске карта Краснодарского края, выставка книг о Кубани, на доске запись «В единстве наша сила!»; ММУ, презентация к классному часу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_5_dlya_sayta_martynenko_syu.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия

«Кубань – многонациональный край»

(для учащихся 3 класса)

Цели:  

- формировать у школьников представленияоб истории, культуре и традициях Кубани;

- развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;

- воспитыватьчувство патриотизма и уважения к культурному наследию России; толерантность.

Оборудование:  макет кубанской хаты, муляжи овощей и  фруктов, цветы, самовар, рушник, иконы, на доске карта Краснодарского края, выставка книг о Кубани, на доске запись «В единстве наша сила!»; ММУ, презентация к классному часу.

Ход классного часа.

  1. Вступление. Приветствие присутствующих.

СЛАЙД 1

Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, на стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.
Кубанцы на зависть умеют трудиться.
Люблю тебя, край мой,
Простор Краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски.

II. Сообщение темы и целей внеклассного занятия.

СЛАЙД 2

- Сегодня тема занятия «Кубань –многонациональный край». Мы отправимся в путешествие в историческое прошлое, вы узнаете о традициях и обычаях народов, проживающих на территории Кубани, вспомним события в жизни России, которые произошли в 2014 г.

III. Основная часть.

1. Чтение стихотворения учащимся.

На Кубани пахнет – летом,

Прилетевшим с моря ветром,

Сладкой, спелою клубникой,

Огурцами, ежевикой

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

Щедрым дождиком грибным

И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах.

А какой же главный запах?

СЛАЙД 3

Учитель: Издавна так повелось, что главный запах Кубани – душистый кубанский хлеб. Кубанцы встречают гостей хлебом – солью. Хлеб – соль – означают гостеприимство и радость. А какие же ещё есть традиции и обычаи у кубанцев?

2. Рассказ педагога о традициях и обычаях кубанцев.

- Казаки первыми поселились на Кубани.

СЛАЙД 4

Они строили себе дома-хаты из самана – строительный материал из глины, соломы и воды. Внутри и снаружи хаты белили. Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. Хату огораживали вот таким плетнем.

- Стучимся в двери. Нам открывают ласковые, добрые хозяева. Все гости, которые заходили в дом, обязательно крестились на правый угол. Его называли красным.

СЛАЙД 5

В нём находились иконы, украшенные рушником. Рушники изготавливали из ткани, обшивали с двух сторон кружевами и вышивали узоры по краю полотенца. Такие рушники развешивали по стенам хаты и для украшения.

СЛАЙД 6

В каждой хате находилась печь. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится "Печь - царица в доме". Также в доме обязательно ставили длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать, по середине стоял деревянный стол. Стол являлся одним из самых почитаемых предметов в доме у казака,  а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви (не баловаться, не разговаривать)

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

Казаки регулярно посещали церковь, соблюдали, основные церковные праздники (Пасху, Благовещенье, Рождество и др.),  заповеди Господние – правила жизни:

  • не обижай слабого и младшего,
  • не обзывай людей обидными словами,
  • не бери чужого,
  • всегда говори правду и др.

Уважение старшего - одно из главных обычаев казаков. В присутствии старшего человека не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения). Запрещалось обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти. Младший старшему обязан уступить дорогу. При конфликтах, спорах, драках слово старшего было главным и требовалось его выполнять.

При встрече молодой парень-казачонок должен поклониться и снять шапку. Если он проходил, задрав голову, не кланяясь, то прохожий, даже не знакомый, мог побить молодца. Отец потом еще спасибо скажет за воспитание сына.

Очень уважали гостей. Гость считался посланцем Бога. Самым дорогим и желанным считался незнакомый из дальних мест, которому нужен был приют, отдых. Гостю отводилось самое лучшее место за столом и на отдыхе. Даже старик уступал своё место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он не ехал, он никогда не брал еду ни для себя, ни для коня. В любой станице его встретят, как гостя, накормят и его, и коня.

СЛАЙД 7

Помни брат, что у казаков:
«Дружба - обычай;
Товарищество - традиции;
Гостеприимство - закон".

3. Рассказ педагога о многонациональности Кубани. СЛАЙД 8

Кубань – многонациональный край, в котором  проживают  представители более 100  национальностей -русские, армяне, украинцы, адыги, грузины, немцы, белорусы, татары, греки, азербайджанцы, турки. Каждая народность внесла свой вклад в культуру Кубани.

- Мать моя – русская, дед был армянин,

   Грузинка-бабушка дожила до седин.

   Какая кровь течёт во мне – не в счёт,

   Где я росла, училась и живу – там мой народ.

   Россия, Родина, Отчизна, Русь,

Я  твоя дочь – и этим я горжусь!

СЛАЙД 9

Вот как об этом говорит в своем выступлении наш губернатор А.Н.Ткачев: «Народы Кубани в полной мере разделили общую судьбу страны, внесли неоценимый вклад в культуру нашей Родины. Они верой и правдой служили России, плечом к плечу с другими народами воевали на фронтах Первой Мировой и Великой Отечественной воин. Главное наше оружие – это умение жить в мире и согласии. Мы должны, опираясь на вековые традиции, строить мир, где люди будут знать и уважать культуру и обычаи соседей».

У всех народов, проживающих на территории Кубани, разные традиции, обычаи, религия. Мы такие разные, но нас всех  объединяет наш общий дом – Кубань. И сегодня, как никогда, мы должны говорить о толерантности. Что значит «толерантность»?

СЛАЙД 10

Толерантность –уважение, принятие и правильное понимание богатой культуры  нашего мира.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Мы все такие разные, но мы вместе. Каждый уголок нашей родной земли неповторим еще и благодаря народам, проживающим здесь. Почти каждый народ говорит на своем языке, имеет свои обычаи и культуру.

Сегодня Кубань – процветающий край. Какие важные события произошли в жизни России и Краснодарского края в этом году?

(Олимпиада в Сочи и  присоединение Крыма к РФ (комментарии педагога и просмотр видеоролика)

СЛАЙД 11

- В каком городе проходила Олимпиада?

4. Рассказ педагога «Кубань олимпийская»

С момента объявления России страной-хозяйкой очередной зимней Олимпиады город Сочи стал не только знаменитым курортным городом, но и столицей первых в истории России зимних Олимпийских и Паралимпийских игр. Как хозяева Олимпиады мы были доброжелательными к гостям, болельщикам других команд, не допускали грубости, т.е. проявляли толерантность.

Олимпийская сборная Краснодарского края принесла в копилку сборной России 6 золотых олимпийских медалей.

СЛАЙД 12

Олимпийским чемпионам Максиму Транькову и ТатьянеВолосожар, Алексею Воеводе присвоено Звание герой Труда Кубани. Ценные подарки, денежные премии губернатор вручил всем, кто принимал участие в Играх.

IV. Обобщающая беседа.

- Нам есть кем гордиться! На Кубани есть свои герои и знаменитости. Среди них спортсмены, писатели актеры, музыканты, учителя, да и просто хорошие люди. Они  разных национальностей, но живут на Кубани, прославляют её.

СЛАЙД 13

V. Итог внеклассного занятия.

- Веками народы, живущие на Кубани, разговаривали на разных языках и наречиях. Одну и ту же мелодию пели на разные слова. Но язык не враждует с языком. Горы и море объединяют, когда люди обретают общий язык. Русский язык стал золотой цепочкой, которая соединяет все народы. А культуры разных народов, как звонкие ручейки, соединяясь в полноводную реку, обогащают друг друга и нашу Кубань. Ведь любовь и дружба творят чудеса. И только мы сможем сделать нашу Россию красивой и благодатной.

VI. Рефлексия.

- Я с уверенностью могу сказать, что счастлива и горжусь тем, что  живу на Кубани. А вы, ребята?

СЛАЙД 14

Слава Кубани! Слава России!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по русскому языку во 2 классе

Данный  конспект разработан для внеклассного занятия по русскому языку  для отработки понятий синонимы и антонимы....

Конспект внеклассного занятия по развитию речи в 3 классе «Путешествие в загадочный город»

Конспект внеклассного занятия по развитию речи в 3 классе  "Путешествие в загадочный город"...

Конспект внеклассного занятия "Cимволы Красноярского края"

Конспект разработан для учащихся 5 класса....

Конспект внеклассного занятия о пользе каши для учащихся начальных классов

Конспект внеклассного занятия о пользе каши для учащихся начальных классов...

Конспект внеклассного занятия по развитию речи в 3 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом). Тема занятия: «Семья. Сердце матери»

Цели: - Развитие речи и слухового восприятия, - расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся.Задачи:  - развитие коммуникативных умений учащихся, расширение словарного запаса,- совершенст...

Конспект внеклассного занятия «Мои друзья – книги» в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) Тема занятия: «Рассказ Гурьевой Н. «Стрелка Васильевского острова».

Цели: - Обсуждение рассказа «Стрелка Васильевского острова» по книге Н. Гурьевой  «Детям о Санкт – Петербурге»- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного ...