Ролевая игра "Театр"
методическая разработка на тему

Цели:

*   дать начальное представление о театре как одном из видов зрелищного искусства;

*   подготовить детей к посещению театра;

*   познакомить с понятием «театральный ритуал»;

*   познакомить с театрами города;

*   воспитывать культуру поведения в театре;

*   развивать навыки театрально-исполнительской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие,

проведённое во  2 «А» и 3 «Б» классе

ГОУ СОШ № 145

Калининского района

Санкт- Петербурга

                              11 марта 2010 года.

Учителя: Шилова Г.А.

                   Шарова Ю. Г.

Тема: «Театр»

Ролевая игра.

Цели: 

  • дать начальное представление о театре как одном из видов зрелищного искусства;
  • подготовить детей к посещению театра;
  • познакомить с понятием «театральный ритуал»;
  • познакомить с театрами города;
  • воспитывать культуру поведения в театре;
  • развивать навыки театрально-исполнительской деятельности.

Подготовительная работа:

  • выступление учителя на родительском собрании;
  •  проведение серии классных часов «Театры СПб школьникам»;
  •  рисунки, афиши, пальчиковый театр на уроках ИЗО;
  •  домашнее задание: придумать эмблемы для детских театров, найти сведения  о  детских театрах и их репертуаре на весенних каникулах.

Оборудование: театральные афиши, детские рисунки, плакаты с видами города, цитаты о театре, презентация.

Ход мероприятия.

Звучит песня «Маленькая страна»       Входят дети.

Ведущий

Сегодня мы отправляемся в маленькую страну, в мир волшебных превращений, в театр.

Ученик

30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издаёт указ об учреждении государственного русского театра. Это официальный день его рождения. Однако на самом деле театр в России зарождается значительно раньше – с праздников и обрядов. Различные празднества сопровождались играми, песнями, плясками. Со временем эти игрища стали занимать в повседневной жизни людей всё больше места.

 Звучит русская плясовая.  (В зал вбегают 2 скомороха)

Скоморохи

- Добрый день, гости дорогие,

Жданные, званные и желанные.

- Здравствуйте, молодки!

Здравствуйте, лебёдки!

Ребята – молодцы, весёлые удальцы!

- Почтенные и молодые.

- Полные и худые.

- Мы рады гостям, как добрым вестям!

- Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

- Эй, господа, пожалуйте сюда!

Приглашаем всех гостей

К нам на представленье

Всем на удивленье.

- Спешите! Спешите! Торопитесь

Занять лучшие места

-Приходите все без стесненья

Билетов не надо-

Предъявите хорошее настроение!

-Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Ученик

- Скоморохи – это первые артисты, мастера шуток. Ходили они из села в село веселить народ. С тех пор прошло много времени. Театр очень изменился. В жизни людей он занимает значительное место.

Ведущий

- Мы начинаем путешествие в страну театра. Будем шаг за шагом узнавать её тайны.

Ведущий

- Одна из тайн театра – театральный ритуал.

Установленный людьми порядок называется ритуал, а порядок в театре – театральный ритуал. Эти установленные с давних пор порядки зрители не нарушают.

- Чтобы каждый из вас при посещении театра получил как можно больше удовольствия, изучим театральный ритуал.

- Как выдумаете, как лучше одеться, если вы собрались посетить театр?

Слайд

Выбери подходящую одежду для похода в театр.

  1. Пляжный костюм.
  2. Спортивная форма.
  3. Нарядное платье, костюм.

- Прочитайте первое требование театрального ритуала.

Слайд 2

Приходи в театр нарядным.

Переодевание в нарядный костюм, ощущение праздника имеет большое значение, оно создаёт хорошее настроение.

Выходят 2 нарядные  девочки под музыку.

Когда мне стало 10 лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подружкой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке

Дали  в руки номерки.

- Прочитайте второе требование театрального ритуала.

Слайд 3

Верхнюю одежду оставь в театральном гардеробе.

Звучит звонок.

Девочка спрашивает:

«О чём предупреждает звонок?»

- Первый звонок – это предупреждение, что пора заканчивать свои дела в гардеробе. (Слайд 4)

- А этот о чём предупреждает?

- Второй звонок предлагает зрителю войти в зал и спокойно, без суеты, пропуская вперёд пожилых людей, занять свои места. (Слайд 5)

- А этот о чём предупреждает?

- Третий звонок предупреждает о начале спектакля. (Слайд 6)

  Ученица

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала,

Я сейчас увижу фею

В белом платье и платке,

Я сижу дышать не смею

Номерок держу в руке.

Ведущий:

- Одна из тайн театра – внимательный зритель. Быть зрителем – это искусство. Особое искусство, сложное,  которому надо учиться.

-  Каким же должен быть зритель?  (Ответы детей)

Ведущий: 

- Что можно сказать о таком зрителе?

1 мальчик:

Деньги очень я люблю,

Посчитать уже могу.

О театре речи нет,

Побегу быстрей в буфет.

 Ведущий:

-Можно ли назвать его зрителем?

- Прочитаем следующее требование театрального ритуала.

Слайд  7

Во время действия входить в зал, разговаривать, шуршать бумажками, есть, читать программку ни в коем случае нельзя.

Ведущий:

- Мы подошли к главной тайне театра – таинственные превращения.

 Ученик

Здесь всё прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Звучит  мелодия «Буратино»

Вбегает Буратино. Звучит песня.

Ведущий:

- Все вы, конечно, узнали этого героя из сказки …. (Название сказки)

-Почему эта сказка так называется? (В ней рассказывается о тайне золотого ключика, этим ключиком была открыта дверь в волшебную страну, страну Театр. Заглянем за занавес. (Скоморохи открывают занавес)

Представление. (Сценка по фрагменту сказки «Золотой ключик или приключения Буратино», книга для чтения 2 класс. Звучат голоса птиц.)

После представления артисты кланяются, зрители хлопают.

Ведущий:

- Мало смотреть – нужно видеть, мало слушать – нужно услышать и быть благодарными зрителями.

- Как выразить свой восторг от спектакля?

- Прочитаем следующее требование. (Слайд 8)

Выражать восторг можно аплодисментами, криками «браво» и вставанием.

Ведущий

- А теперь проведём конкурс актёрского мастерства. (Для этого приглашаются 4 человека. Они получают стихотворение , которое должны прочитать разгневанно, весело, печально, удивлённо.)

Я тучка, тучка,

Тучка,

А вовсе не медведь,

Ах, как приятно тучке

По небу лететь!

Ах, в синем-синем небе

Порядок и уют-

Поэтому все тучки

Так весело поют.

Ведущий

- Вы видели, как распускаются цветы? Давайте посмотрим. (В зале выключается свет.)

- А теперь давайте представим, что наши руки превращаются в цветы. (Выходят девочки. Остальные делают на местах.  Звучит  музыка. «Вальс цветов» Чайковского.)

Ведущий

-  Представьте, что вы посадили зёрнышко. А из него вырос прекрасный цветок. Сначала ваши руки становятся стебельками, затем бутонами и цветком. Цветок распускается.

- Что же произошло с нашими ручками? (Наши руки превратились в цветы.)

Девочки кланяются и уходят.

Ведущий

Театр для актёра – это каждодневный труд: заучивание слов, умение перевоплощаться, умение выражать чувства с помощью мимики и жестов. Я хочу напомнить, что мы живём в культурной столице России. Сегодня в нашем городе более 100 театров, самых разных. Но есть среди них театры, известные всему миру. О таких театрах нам расскажут экскурсоводы.

1 экскурсовод

Легендарный Александринский театр был основан по указу императрицы Елизаветы в 18 веке.

В честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны театр был назван Александровским. Когда Россия отмечала столетие со дня гибели Пушкина, театру было присвоено имя поэта, и теперь его называют Александринским, или Пушкинским театром.

2 экскурсовод

Мариинский театр ведет свою историю от Каменного театра, возведенного на нынешней Театральной площади в 18 веке по указу императрицы Елизаветы Петровны. Назван Мариинским в честь супруги императора Александра II Марии Федоровны. Мариинский театр превратился в центр культурной жизни Санкт-Петербурга.

На протяжении вот уже более века Мариинский театр является символом русской театральной культуры.

3 экскурсовод

Государственная академическая капелла ведет свою историю с15 века Как и подобные хоры Европы, он состоял исключительно из мужчин и мальчиков. Певчих для хора, в котором было не больше 30-35 человек, отбирали по всей России.

В 1703 году мужской хор, специально привезенный Петром I из Москвы, принимал участие в торжествах по случаю основания Петербурга. С этого момента судьба хора неразрывно связана с городом на Неве. 

Концертный зал Капеллы считается одним из лучших в Европе. В петербургской Капелле, остающейся одним из ведущих музыкальных центров России, регулярно проводятся международные конкурсы и фестивали, а симфонический оркестр Капеллы гастролирует с концертами по всему миру.

4 экскурсовод

Малый драматический театр был основан в 20 веке. До 1956 года театр был передвижной и не имел ни определенной сценической программы, ни собственного помещения. Важной вехой в истории Малого драматического театра стало приобретение им постоянного места для репетиций и спектаклей: труппа начала работать в помещении бывшего Троицкого театра.

 В 1998 году театру был присвоен статус Театра Европы. На сегодняшний день только три театра в мире обладают этим статусом:

Парижский Одеон, миланский Пикколо и Петербургский Малый драматический театр.

Ведущий

 - Совсем скоро, 27 марта, (показывается лист этнокалендаря) Международный  день театра, который установлен с 1961 года 9 конгрессом Международного института театра. Внимание на экран. (Просмотр ролика о театре).  Кроме именитых театров в СПб есть немало театров для детей. На весенних каникулах, мы надеемся, вы захотите сходить на интересные представления. Дома дети нашли информацию о детских театрах и готовы ею поделиться. (Выступления детей с информацией о театрах и их репертуаре.)

Для вас составлена афиша с репертуарами детских театров. Каждый может выбрать спектакль по душе. Самое главное в театре – это ваши впечатления и эмоции, помните о том, что быть зрителем – это великое искусство.

Ученик

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Всё, что на свете человечно!

Итог.

Ведущий

На этом занятии мы не смогли поделиться друг с другом всем, что можно рассказать о театре. Мы надеемся, что наш разговор продолжится в скором времени, от вас мы будем ждать ваших впечатлений о просмотренных на каникулах спектаклях. А театральный ритуал поможет вам стать хорошим зрителем и получить от увиденного незабываемые ощущения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации ролевых и коллективных игр

"Путешествие в мир сказок". Каждая группа выбирает сказку и разыгрывает её, а зрители должны отгадать, какая это сказка. "Мы ждём гостей". школьники выбирают хозяйку, хозяина, детей семьи, которые г...

Консультация для воспитателей "Руководство сюжетно-ролевыми играми"

Консультация для воспитателей по сюжетно-ролевой игре...

Сюжетно – ролевая игра по формированию произносительных навыков в 1 классе. «В гости к бабушке и к дедушке.» провела Давыдова Т.Н.

Тема: В гости  к бабушке и к дедушке.Цели: 1)формирование короткой фразы, закрепление произносительных навыков в процессе игровой деятельности;2) развитие памяти  и  мышления, обо...

Интерактивный метод обучения - ролевая игра

В статье рассматривается интерактивный метод обучения - ролевая игра. Раскрываются сущность, структура и функции ролевой игры, особенности сюжетно-ролевой игры. Содержится банк игр....

Военно-ролевая игра "Служить России"

Данное мероприятие разработано для проведения в младших классах к празднику "ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА."Оно способствует воспитанию смелости, ловкости, сплоченности коллектива детей и любви к Родине....

Организация и проведение сюжетно- ролевых уроков по физической культуре в начальной школе.

Игровой метод- оновной в начальной школе. Он придает учебно- познавательному процессу привлекательную игровую форму с введением в нее одного или несколько игровых элементов....