Открытый классный час по теме: "Города- герои"
классный час (3 класс) на тему

Караякова Лилия Исхаковна

Материал посвященный Великой Отечественной войне. Презентация городов-героев. Проекты и выступления детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАБОРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

142006, Московская обл., г. Домодедово, микрорайон Востряково, ул. Заборье, д.58 б, 8(496)796-65-26

Сценарий мероприятия: «Праздник картошки».

Составила учитель начальных классов:

Караякова Лилия Исхаковна

 «Праздник картошки»

План мероприятия:

1.Вступительное слово ведущего.

2.Сценка.

3.Стихи и песни  о картошке

4.Пословицы и загадки.

5. Танец «Антошка»

6.Частушки

7.Конкурсы.

8.Песня о картошке

9.Представленье блюд из картофеля.

Учитель

В некотором царстве,

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом наша речь о том,

Как пришел картофель в дом!

Обо  всех свойствах, об уходе,

О работе в огороде.

О поделках, вкусной пище,

Все узнать не будет лишним.

     500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение –картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни новых растений. Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное- клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковинкой, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зелёные шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола. Не везде приняли картошку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты Русские мужики поверили слухам, будто картошка «Чертово яблоко», и что сажать её грех. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама  картошка. Помните сказку про репку. Для чего нужна была репка деду? Что накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех  народов Европы вторым хлебом.

2.    Музыкальная сказка  «Сказка волшебной страны овощей»

Вед: Сказка встречает нас у дверей

Сказка волшебной страны овощей.

В одном богатом царстве, в одном овощном государстве

Жила - была бедная крошка, и звали ее картошка.

(под рус. нар. муз. выходит картошка)

Карт: Стирала, гладила белье,

В квашне месила тесто,

А за обеденным столом мне не хватило места.

Да, я картошка, всего лишь картошка

И пусть перепачкано платье немножко.

Поверьте, совсем не неряшлива я,

Но мачеха свекла ругает меня.

(выходит мать-свекла под инструмент. музыку "Канкан")

Свекла: Опять ты лентяйка без дела сидишь?

Кто будет работать? Расплакалась, ишь?

Возьмись-ка за дело, грязнуля скорей,

А я приласкаю своих дочерей.

Редька! Редиска! Доченьки!

Идите сюда, мои сочненькие!

(выбегают дочки с криком, дерутся)

Свекла: Сегодня у нас в урожайной стране

Будет торжественный бал при дворе.

И на него мне, министр - Огурец достал приглашенье

Редька: Какой молодец! Этот министр огурец!

Мама, не хочу я идти в черном платье!

Редиска: А мне вы костюм под морковку подайте,

И с длинной зеленой косой,

Прославлюсь своей красотой!

Свекла: Грязнуля! Слышала заказ?

Его исполнишь точно в час

(картошка наряжает их)

Карт: А я?

Свекла: Нельзя же на бал картошке

Ты перепачкаешь там всех,

А твое платье просто смех!

Редька: Фи, корявое!

Редиска: Фи дырявое!

Редька: Фи, лохматое!

Редиска: Грязноватое!

Свекла: Пока не будет дома нас

Ты выполнишь такой наказ:

Перебери мешок зерна,

Посуду вымой и протри,

Полы намой, да не ленись!

Ну, в общем, мы пошли - трудись!

(уходят)

Карт: Ушли, не взяли, как обидно!

На бал не попаду я видно.

(плачет)

(входит повар и поет песню)

Повар: Я повар, повар, повар

Известный кулинар,

А чтоб уметь готовить

Особый нужен дар!

Сегодня приготовлю я очень вкусный суп

И на осенний праздник ребятам отнесу.

Ничего, что ты картошка, перепачкана немножко.

Ничего, что ты в земле, а какая на столе!

Вкусная, хрустящая, принцесса настоящая!

Платье белое твое под кожурою спрятано,

Уберем ножом ее, и будешь ты нарядная!

Я помогу тебе картошка,

Побудешь на балу немножко.

(под марш входит лучок, в руках держит туфельки на подушке)

Лучок: Я не волшебник, а лучок,

Но для тебя я сделать смог

Чудесных двое башмачков.

(дает туфли картошке, она их одевает, снимает накидку картошки и остается в белом платье)

Карт: Ох, вот мой и наряд готов!

Спасибо вам!

Повар: Ладно, поспеши, танцуй и смейся от души!

Но помни, суп готовлю я

И в этом волшебство друзья!

Как только закипит бульон

Исчезнет все, как будто сон!

(повар уходит, лучок ведет картошку на бал)

Звучит музыка из к/ф "Добрый жук"

Полька (танцуют все овощи, картошка танцует с перцем)

Перец: О, картошка, вы откуда?

К нам явились словно чудо!

Карт: Вы кто?

Перец: Я принц - болгарский перец!

Увидя вас, весь мой народ

На красоту любуясь вашу, завел веселый хоровод.

Удары часов (овощи разбегаются)

Карт: Что же делать? Как мне быть?

Оставаться? Уходить?

Милый принц, останусь с вами!

Будь, что будет - я с друзьями!

(выходят все овощи в центр зала, заходит повар с кастрюлей)

Повар поет: Смотрите, ребята кипит мой бульон

И все здесь смешалось, и все здесь как сон.

Картошка, капуста, морковка, лучок

Петрушка и перчик, ох, ох, ох!

Накрытые крышкою в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, лучок

Петрушка и перчик, ох, ох, ох!

Заметные щи овощные

Приготовил сегодня я вам

И картошку, конечно же, тоже,

Непременно вы встретите там.

(герои уходят)

3. Стихи и песни  о картошке

1 ученик

Здравствуй, милая картошка,

Кормишь ты честной народ.

Если есть картошка в доме,

Сытым будешь круглый год.

2 ученик

Ах, картошка, объеденье,

Лучше вафель и конфет.

Ух, картошка, объеденье

Ничего вкуснее нет.

3 ученик

Ах, картошка-объеденье,

Детей и взрослых идеал.

Тот не знает наслажденья,

Кто картошку не едал.

4 ученик

Эта скороспелка

Оттого вкуснее,

Что пришлось ребятам

Повозиться с нею

 5 ученик.

    Лишь закат осенний

Озарит окошки,

Мы в золе горячей

Напечем картошки.

6 ученик.

Картошка, картошка –

Урожай богатый!

Вкусную картошку

Любят все ребята.

7 ученик.

Под землей росла девица,

Но свежа и круглолица.

Громко лает пес Антошка

Гав! Гав! Гав!- привет, картошка!

Песня “Бульба”.

  1. Из мешка бери картошку
    И питайся понемножку.
    Можешь есть ее вареной
    Иль в мундире запеченой

Припев:
Трам, там, там, та-ра-та-ра-та-та-там
Без картошки худо нам. (2 раза)

Из картошки сварим кашу,
Всю родню накормим нашу.
Кому каша надоест,
Пусть картошку в супе ест.

Припев.

Ай, туры да растуры,
Не дворянской мы натуры.
Коль у нас картошки нет,
И обед нам не в обед

4.Пословицы и загадки.

Существуют пословицы о картошке.

Клади картошку в окрошку, а любовь - в дело. Где картошку не уважают, там доходы снижают. Картофель хлеб бережет. Картошка - хлебу присошка (подпора). У того картошка не родится, кто пахать ленится.

5. Танец «Антошка».

6.Частушки.

Мы частушки вам споем

Про картошку золотую

Каждый день ее жуем

По утрам родную.

Посадили мы пшеницу –

Вырыли картошку

Не пойму я, от чего –

Укартошки рожки.

Урожай  картошки есть

Значит будет, что поесть

Если много есть картошки

Будут быстро бегать ножки

Очень я люблю картошку

Ем на ужин и обед

Если б не было картошки,

Был не мил мне белый свет.

Ох, картошечка картошка

Как ты милая вкусна,

Много блюд мы приготовим,

Будем сыты навсегда.

Мы варили всей семьей

Русскую картошку

Отказалась от нее

Только наша кошка.

Мы картошки много съели

И от вкуса обалдели

Если будем много есть

В двери нам уже не влезть.

Не пойду на танцы я

С мальчиком Антошкой

Потому что у него

Вырос нос картошкой.

Приходи ко мне миленок

Приходи по задам

Не жалей моей картошки

Шлепай прямо по грядам

Загляделась я на Ваню

Сидя у окошка

Пригорела на плите

Вся моя картошка

Если мы картошку вместе,

Заодно запели песни,

А соседи усыхали,

На картошку прибежали.

Каждый день картошка в доме

Жарится и варится,

Этим овощем недаром

Вся Россия славится.

Мы частушки про картошку

Вам пропели от души,

А теперь бы мы хотели,

Чтобы нам похлопали

7. Конкурсы.

1. Посадка картофеля.

 Командам выдается корзина с картофелем. На площадке стоят кегли. Около каждой кегли нужно «посадить картофель» (положить одну картофелину). Участники команды, которая справится с заданием первой, получат по жетону.

2. Сбор картофеля

Участвуют четыре человека. Им завязывают глаза, и они должны собрать в корзины как можно больше картошки, разбросанной по игровому полю. Победителю выдается жетон.

3. Самые ловкие

Участники команд, выстроившись в шеренгу, передают один другому картофелину, зажатую подбородком. Какая команда первой передаст клубень последнему игроку в шеренге, та и победила.

4. Подвижный конкурс «Пронеси картошку в ложке»

Ведущий: Любит народ картошку, потому и песни о ней слагают, сочиняют сказку. Вот и у нас есть такие творцы. Объявляется творческий конкурс «Картофельных дел мастер»

Родители с детьми читают сказки, стихи собственного сочинения)

5. Конкурс «Попади в цель»

Бросать   в ведро картофель ( за определенное время, например  1 минута), кто быстрее бросит получает приз.

8. Песня о картошке

  1. Как любим мы картошку, 2 раза
    Не можем без картошки
    Мы даже дня прожить.
    Представьте себе, 2 раза
    Не можем без картошки
    Представьте себе, 2 раза
    Мы даже дня прожить.
  2. Мы жарим ее и варим
    И в суп ее добавляем
    И даже просто в “мундире”
    Сможем отварить.
    Представьте себе, 2 раза
    И даже просто в “мундире”
    Представьте себе, 2 раза
    Сможем отварить.
  3. Можем испечь в духовке, 2 раза
    Можем оладушки сделать
    И на костре испечь,
    А сколько разных, 2 раза
    Сделать можно поделок
    Представьте себе, 2 раза
    Их даже и не счесть.
  4. Любите и вы картошку, 2 раза
    И много всяких секретов
    Узнаете о ней.
    Представьте себе, 2 раза
    И много разных секретов
    Представьте себе, 2 раза
    Узнаете о ней.

9. Представление блюд из картофеля «Ах, картошка, объеденье!»

Картошку можно пожарить,

Картошку можно сварить,

Картошкой можно вагоны затарить,

Картошку нужно любить!!!

Ведущий: Сегодня мы поведали вам о картошке. Вы узнали, откуда она к нам пришла, сколько у неё имен и чем она полезна людям.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Формирование классного коллектива».

Классный руководитель 3 «А» класса Караякова Л.И.

Природа формирования коллектива и коллективных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества.

В коллективе человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. С момента поступления в школу ребенку открывается более широкий мир, состоящий из одноклассников, учителей и других взрослых и детей, проживающих по соседству. В школе происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Большую часть времени дети проводят в контактах с родителями, учителями, другими детьми. Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной.

Проявляя социальную активность, каждый школьник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию школьников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

От построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений.

Цель: детально рассмотреть процесс формирования детского коллектива. Выявить и рассмотреть положительное влияние совместной внеурочной деятельности, спортивных мероприятий на сплоченность, межличностные отношения между сверстниками, психологический климат класса и их влияние на процесс формирования коллектива.

Задачи:

·  изучить литературу по теме исследования;

·  анализ теоретических основ формирования коллектива;

·  изучить психологические особенности семиклассника;

·  изучить особенности формирования коллектива на данном этапе школьного возраста;

·   изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе и его влияние на формирование психологического климата коллектива класса;

·  определить основные мотивы, лежащие в основе общения ребенка со сверстниками как фактор влияния на формирование сплоченности коллектива класса;

·  изучить положительное влияние совместного проведения различных мероприятий на формирование коллектива класса.

Если человек загадывает на год – он сеет хлеб.

   Если человек загадывает на десятилетия – он сажает деревья.

    А если человек загадывает   на века – он воспитывает детей

                                                                            Старинная японская мудрость

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия учителя, на которого возлагается функция классного руководителя, - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности, педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь.

Помочь ребенку и научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.   Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:

  • открытость - совместное планирование (классный руководитель + обучающиеся + родители);
  • привлекательность будущего дела;
  • деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;
  • свобода участия (учитывается мнение учащихся в выборе задания во внеклассном мероприятии);
  • обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);
  • сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу;
  • Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.

Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того, как накапливается опыт совместной деятельности, создаётся и растет актив, складываются положительные традиции, растут и крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом. Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии формирования классного коллектива:

I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Моё знакомство с ребятами началось с того, что я проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику), поговорила с учителями, преподающими в классе, наблюдала за детьми в учебной и внеучебной деятельности. В этом учебном году  класс был сформирован из обучающихся трёх классов на основании результатов собеседования, что повлекло за собой тяжелый адаптационный период. По этой причине в начале учебного года наблюдалось раздробление класса, каждый ребенок был сам по себе. Также были выявлены трудности в обучении у многих детей, которые они испытывали ввиду разных причин (интеллектуальные способности, мотивация к обучению,  отсутствие должного контроля со стороны родителей и т.п.).

Проанализировав полученные данные, при планировании воспитательной работы с классом были поставлены следующие основные цели и задачи:

  1. Адаптация детей  к обучению в профильном классе;
  2. Формирование и сплочение классного коллектива;
  3. Воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;
  4. Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;
  5. Улучшение успеваемости и поведения учащихся;
  6. Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;
  7. Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь;
  8. Активная работа с семьёй.

В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый сектор выбрал представителя в актив класса, которому я передела некоторые элементарные функции руководства коллективом. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости.

Закладывались основы классных традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе. А еще прекраснее, когда дом украшают цветами, шарами, плакатами с хорошими, добрыми словами, готовят праздничное угощение и ждут гостей, чтобы поделиться радостью, своими успехами в работе, услышать слова благодарности. Так зарождается добрая традиция, которая развивается, закрепляется и передается из года в год. Традиционными у нас стали День матери России, праздничные мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, Новый год, День юмора и другие). На таких мероприятиях развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу. Немаловажную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. Для жизнедеятельности классного сообщества существенной значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Наш класс, на мой взгляд, успешен на пути поиска своего место в общешкольном коллективе, ребята участвуют в подготовке и проведении всех общешкольных мероприятий (конкурсы, праздники, научно-практические конференции, шефская работа в начальной школе и т.д.).

На следующих стадиях формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час. На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные. Огромную помощь в проведении тематических часов мне оказывает библиотекарь школы – Богомолова Г.М. Ребятам очень нравятся классные часы, проведённые ею.

Однажды, очень давно, я услышала интересное выражение: если у вас нет семейных традиций - у вас нет семьи. И это не елка на Новый Год, не кулич на Пасху – а свои собственные, неповторимые традиции.

                                                                                                                                                                                                                                             

Если у детей нет праздника, то его надо придумать. И сделать его традиционным. Такими праздниками у нас стали «Наша дружная семья», «День Матери», «Масленица» и др.

Праздники не только помогают совместными усилиями решить поставленные задачи, но и даёт бесценную информацию классному руководителю о детско-родительских отношениях, о потенциале семьи, о возможностях личностного развития для каждого члена семьи.

Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее.



Предварительный просмотр:

Цель: закрепить знания по теме «Имя существительное. Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода

Тип урока: урок закрепления

Оборудование: карточки для индивидуальной работы и работы в парах, презентация, карточки для рефлексии «Лесенка успеха»

Ход урока.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

2. Актуализация знаний.

Запись числа.

-Откройте тетради и запишите число. Сегодня 19 февраля. Классная работа.

Слайд 2. Классная работа.

Настрой на урок.

-А урок начнём с загадки.

Тройка – тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. ( зима)

Слайд 3. Картинка зима.

Слайд 4. Подумайте, какую букву нужно поставить вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ.

Актуализация знаний

З…ма – ? Сн…гирь- п с…сна- д за…ц – з

-Прочитайте слова.

Подумайте, какую букву нужно поставить вместо знака вопроса? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 5. (Снегирь – это птица, поэтому стоит буква п, сосна – это дерево , поэтому стоит буква д, заяц- это зверь, поэтому стоит буква з, а зима – это время года- поэтому вместо знака вопроса должна стоять буква в)

-Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)

-Напишите слова, вставьте пропущенные буквы и устно объясните свой выбор.

Проверка

-Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков?

Слайд 6. Проверь! Зима- зимы, зимний; снегирь – снег, заяц; сосна- сосны.

-Какая орфограмма встречается во всех этих словах? (безударная гласная в корне слова)

-Какое слово лишнее? Почему? (заяц- словарное, безударная гласная, не проверяемая ударением)

-Чем похожи все слова? (это имена существительные)

3.Физкультминутка. Игра «Да – нет»

-Теперь посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Имя существительное»

-Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.

-Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.

Имя существительное – это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? ( да)

-Придумайте свой вопрос к игре.

1.Сообщение темы урока.

-Сформулируйте тему урока.

Слайд 5. Имя существительное. Род и число имён существительных.

Да сегодня мы продолжим работу над именем существительным, будем определять род и число имён существительных и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.

2.Работа по теме урока.

Игра «Ассоциации»

-Ребята, вы сказали, что зима это время года. Правда, это замечательное время года уже подходит к концу. Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?

(дети называют)

-Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки …

-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

Внимание! Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика.

1 ряд лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую.( снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,

Слайд 8. Игра «Ассоциации» 1 ряд- мужской род.

2 ряд лепит к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т.е. придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую.(метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,

Слайд 8. Игра «Ассоциации» 2 ряд- женский род.

3 ряд лепит к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т.е. придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую. (солнце, небо, облако,

Слайд 8. Игра «Ассоциации» 3 ряд- средний род.

Проверка.

-Какие слова мужского рода придумали ребята 1 ряда? (снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год, )

Слайд 9. Снеговик. Большой ком.

-Какие слова женского рода придумали ребята 2 ряда? (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,)

Слайд 9. Снеговик. Средний ком.

-Какие слова среднего рода придумали ребята 3 ряда? солнце, небо, облако, веселье. волшебство)

Слайд 9. Снеговик. Маленький ком.

Слайд 9. Снеговик полностью с хлопками.

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

6. Зрительная физминутка.

Слайд 10. Зрительная физминутка «Снеговик»

-Сейчас пусть ваши глазки отдохнут. Внимательно следите за передвижением объектов на экране.

Обобщение.

-Какого же рода бывают имена существительные? ( имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)

-Как определить род имён существительных? ( если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то это имя существительное мужского рода.

если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то это имя существительное женского рода.

если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то это имя существительное среднего рода.

-А как определить род имён существительных во множественном числе? ( нужно поставить его в единственное число)

Распределительный диктант.

-Посмотрите, на экране имена существительные, стоящие в форме множественного числа. Вы запишите их в единственном числе, распределяя слова в 3 столбика по родам. Разделите тетрадь на 3 столбика по 4 строчки в каждом.

Слайд 11. Поставьте слова в форму единственного числа. Распределите слова в 3 столбика по родам.

Сосны, ели, медведи, ежи, облака, болота

- Как слова сосны и ели связаны с темой «Зима»?

-А медведи и ежи?

Проверка.

-Какие слова записали в 1 столбик?

-Во 2 столбик?

-В 3 столбик?

Слайд 12. Проверь! Слова в столбиках по родам.

Проблемный вопрос

-Ребята, а теперь поставьте слово «салазки» в единственное число.

Слайд 13. Слово «Салазки»

Сообщение сведений о языке.

-Вам не удалось поставить это имя существительное в единственное число. Оказывается, в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме множественного числа и не имеют формы единственного числа.

-Давайте запишем такие слова в строчку через запятую:

-Запишем уже знакомое нам словарное слово «салазки»

Синоним к слову «салазки» - сани, санки

Мера времени, равная 24 часам- сутки

Слайд 14. Слово «Сутки»

Инструмент для резания, состоящий из двух лезвий, с кольцеобразными ручками, соединёнными посередине винтиком – ножницы

Слайд 15. Слово «Ножницы»

Мужская одежда, покрывающая ноги – брюки

Слайд 16. Слово «Брюки»

Прибор из двух стёкол на дужках, применяемый при плохом зрении или для защиты глаз- очки

Слайд 17. Слово «Очки»

-Итак, чем особенны эти слова? (употребляются только во множественном числе)

Слайд 18. Слова, которые употребляются только в форме множественного числа.

-Когда имя существительное стоит в форме множественного числа? ( если обозначает несколько предметов)

-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.

Проблемная ситуация.

-Зимой, как правило, нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.

Слайд 19. Поставьте слова в форму множественного числа

На экране слова: яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон

-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму множественного числа.

Проверка

-Какие слова удалось легко поставить в форму множественного числа? ( яблоки, апельсины, груши, соки, лимоны)

-Какое затруднение возникло? ( молоко и мёд)

-В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа.

Слайд 20. Употребляются только в форме единственного числа

-Давайте запишем их: мёд, молоко, творог, соль, щавель

-Когда имя существительное стоит в форме единственного числа? (когда обозначает один предмет)

-Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.

3.Физминутка «Как живёшь?»

4.Игра «Снежки»

Яндекс.Директ

http://favicon.yandex.net/favicon/vkazarin.justclick.ruоткрытый урок фгос 3 классДист. курс «Уроки по ФГОС легко и радостно». Акция: 36 ч. за 2700 руб. Жмиvkazarin.justclick.ruАдрес и телефон×Скрыть объявление

Спасибо. Объявление скрыто.

Слайд 21. Игра «Брось снежок»

-Вы любите играть в снежки? Давайте поиграем!

- «Бросьте» снежок в слово с ошибкой.

-Возьмите индивидуальные карточки со стола. Они лежат в центре вашего стола.

-Спишите слова в строчку через запятую, исправив ошибки. Место, куда попадёт снежок, выделите зелёным цветом.

На индивидуальных карточках слова: польто, малина, морковь, кравать, аллея, учиник, обед, копуста, бирёза, лапата.

Проверка

-Прочтём слова, в которые попал снежок по порядку ( учитель у доски прикрепляет карточку с правильной буквой)

Пальто, кровать, ученик, капуста, берёза, лопата

-В какие слова снежок не попал? ( малина, морковь, аллея, обед)

-Что это за слова? Чем они похожи? ( словарные слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова; имена существительные)

-Устно определите род у них ( по цепочке)

-Внимательно посмотрите на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в форме единственного числа. Какое это слово? ( пальто)

5.Игра на внимание.

Слайд 22. Слово пальто.

–Что вы можете о нём сказать? (имя существительное, среднего рода, единственного числа, неодушевлённое, нарицательное, трёхсложное, словарное)

Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

Игра на внимание «Пальто».

-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё…!

6. Составление и запись предложений.

-А теперь придумайте предложения со словом «пальто». ( дети придумывают и говорят вслух)

-Замечательные предложения!

- А мы запишем предложение, в котором тоже встречается слово «пальто» из книги английской писательницы Памелы Трэверс «Мэри Поппинс». Я думаю, что каждому из вас знакомо имя Мэри Поппинс – главной героини этой книги.

Эдуард выходил на улицу всегда в пальто.

Посторонний человек, конечно, решил бы, что Эдуард – это мальчик. Но Эдуард – это был не мальчик. Это был пёсик – маленький, шелковистый, пушистый пёсик,

- А перевёл эту сказочную повесть на русский язык замечательный детский поэт Борис Заходер. Б.Заходер настолько точно, близко к оригиналу перевёл это произведение, что его считали автором этого произведения. Я вам предлагаю прочитать эту книгу и окунуться в мир приключений вместе в Мэри Поппинс.

Работа с предложением.

-Подчеркните грамматическую основу предложения. Обозначьте части речи. Выпишите словосочетания с вопросами.

Проверка.

-Назовите грамматическую основу этого предложения.

-Сколько словосочетаний вы выписали?

-Назовите их.

-Определите род у имён существительных.

6. Работа с текстом. Дополнение текста именами существительными.

-На этой неделе вся страна будет отмечать праздник 23 февраля. Мы с вами тоже не останемся в стороне и сделаем сюрприз папе. Какой вы узнаете прочитав текст.

-А что такое текст? (это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить)

-Сейчас нам предстоит работа в парах. Возьмите карточку со стола.

-Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок.

Сюрприз.

Мы захотели поздравить папу с праздником 23 февраля и сделать ему ________________. В качестве сюрприза решили испечь ему ____________. Для этого взяли 2 стакана ___________, налили полстакана _______________, разбили в тесто три ___________ , добавили для сладости _____________ и чуть – чуть ___________. Сверху всё украсили _____________________. Наш сюрприз очень понравился папе!

Слова для справок: сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахар, фруктами

Проверка

-Прочитайте, какой текст у вас получился.

Слайд 23. Текст «Сюрприз»

-Ребята, в этом тексте есть слова, которые употребляются только в форме единственного числа . Назовите их. ( соль, молоко, мука, сахар)

Слайд 23. Текст «Сюрприз» со словами подчёркнутыми.

Здесь есть ещё два слова, имеющие только форму единственного числа – мука и сахар.

-А что можно сказать о других именах существительных, которыми вы дополнили текст? ( имеют форму и единственного и множественного числа)

7.Итог урока.

Вот и закончился урок!

Подведем скорей итог!

-Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)

-Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? ( имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)

-Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при выполнении проверочных работ, на уроках, в жизни при написании писем, открыток)

Слайд 24. Домашнее задание.

8. Домашнее задание.

Домашнее задание будет по выбору:

1) № 430 на странице 30 учебника

2) Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского, женского и среднего рода.

9. Рефлексия.

-У каждого из вас на краешке стола лежит лесенка успеха. Возьмите эту лесенку.

Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении рода и числа имён существительных, обведите верхний рисунок. Если удалось, но не всё и всё ещё испытываете трудности- средний рисунок. А если нужно ещё много работать по теме, то нижний рисунок.

-Покажите мне свои линеечки. Все практически оценили себя по самой верхней шкале. У всех улыбающееся солнышко.

-Урок окончен, спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час. Тема "Юные герои туляки".

Открытый классный час. Тема "Юные герои туляки". 3класс....

Открытый классный час по теме: "Города- герои"

Материал посвященный Великой Отечественной войне. Презентация городов-героев. Проекты и выступления детей....

Классный час на тему: "Город - это люди!" в рамках воспитательной программы "Я - ЛИПЧАНИН, Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ!"

Цель программы "Я - ЛИПЧАНИН, Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ!" создание условий для становления высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина, осознающего себя общественно ...

Презентация к классному часу на тему: "Город - это люди!" в рамках воспитательной программы : "Я - ЛИПЧАНИН, Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ".

В данной презентации содержатся фотоматериалы для классного часа: "Город - это люди!" в рамках воспитательной программы " Я - ЛИПЧАНИН, Я  - ГРАЖДАНИН РОССИИ!"...

Открытый классный час во 2 классе на тему "Город Добра"

Открытый классный час на тему "Город Добра" 2 класс....

Классный час на тему" Город -герой Ленинград" .

Классный час. Патриотическое воспитание....