Работа со слабоуспевающими учащимися.
опыты и эксперименты на тему
Работа со слабоуспевающими учащимися в рамках реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа со слабоуспевающими учащимися в рамках реализации ФГОС.
При переходе на новые стандарты образования возникает много вопросов, ответы на которые можно найти, изучив внимательно эти самые стандарты. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предлагает: изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный); изменение оценки результатов обучения (оценки не только предметных ЗУН, но личностных и метапредметных результатов);изменение системы аттестации учителей(оценка качества управления учебной деятельностью учащихся); изменение системы аттестации школ. Коренным образом меняется структура организации и проведения урока.
Освоение основной образовательной программы начального общего образования происходит посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции-умения учиться. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий - сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий- овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию(в том числе во внутреннем плане),контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы и их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий - умение использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий - приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Виды помощи неуспевающему ученику на уроке:
- В процессе контроля за подготовленностью учащихся: создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
- При изложении нового материала: более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала; привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов; привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы;
- В ходе самостоятельной работы на уроке: разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее; напоминание приема и способа выполнения задания; указание на необходимость актуализировать то или иное правило; ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений; инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих; более тщательный контроль за их деятельностью.
- При организации самостоятельной работы: выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; более подробное объяснение последовательности выполнения задания; предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Как повысить работоспособность: разнообразить виды деятельности, проветривать кабинет, проводить физминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности. Виды работ со слабоуспевающими учениками :карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, деформированные задания, перфокарты, карточки – тренажеры ,творческие задания, карточки -информаторы, карточки-с образцами решения.
Для эффективной работы со слабоуспевающими учащимися учитель должен: Знать психическое развитие ребёнка: восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный), внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное), память (вербальная, невербальная). Также следует обратить внимание на то, что психологи условно разделили людей по ведущему каналу восприятия информации на следующие категории: визуалы (ведущим является зрительный канал восприятия информации). Они думают и запоминают картинками, а словесные конструкции воспринимают с трудом, предпочитают читать сами, чем слушать чтение; аудиалы (ведущим является слуховой канал восприятия информации). Они разговаривают сами с собою, шевелят губами, проговаривают слова при чтении, любят музыку, любят дискуссии; кинистетики (чувственный канал, внутренние ощущения, движения). Для этих учеников характерно обилие движений, богатые физические реакции, жестикуляция. Обладая представлением о том, к какой категории принадлежит ученик, можно предположить, что: аудиал при введении материала проявит себя в работе с прослушиванием высказывания и составлением подобного по образцу; визуал при введении материала будет прекрасно работать с текстом учебника; кинистетик лучше освоит новый материал в игре. Учёт в организации учебного процесса ведущего канала восприятия при работе со слабоуспевающими учениками является проявлением индивидуального подхода. Стремиться понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке, проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика. Уметь встать на позиции ученика, использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план),учить работать со словарями и другим справочным материалом, в обучении применять: опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль.
Таким образом, осуществляя работу по развитию и обучению слабоуспевающих учащихся, необходимо опираться на знания психологии, возрастной физиологии, особенностей развития младших школьников. Современные УМК, разработанные в соответствии с новыми образовательными стандартами, позволяют учителю правильно организовать работу со слабоуспевающими учащимися и имеют для этого соответствующие инструменты, позволяют формировать весь комплекс заданных ФГОС личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и умения учиться в целом.
Использованная литература:
1. Концепция учебно – методического комплекса «Перспектива». Л.Г.Петерсон, О.А.Железникова. М., Просвещение, 2011.
2. Планируемые результаты начального общего образования. .С.Ковалёва, О.Б.Логинова. М.Просвещение,2011.
3.Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.М.Поташкин. Москва. Центр педагогического образования. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/16/picture-33741.jpg)
Планирование работы со слабоуспевающими учащимися в начальных классах
В современной школе огромное внимание уделяется работе учителя со слабоуспевающими учениками как в старшем звене,так и начальной школе. Данный материал поможет учителю начальных классов спланиро...
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умств...
Организация работы со слабоуспевающими учащимися
Рекомендации по работе со слабоуспевающими учащимися....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/29/picture-44330.jpg)
Работа со слабоуспевающими учащимися
Организация работы учителей начальных классов по обеспечению успешного усвоения базового уровня образования учащимися с пониженной мотивацией к обучению...
Работа со слабоуспевающими учащимися.
Презентация на тему "Работа со слабоуспевающими учащимися"....
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися
Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса...