курс внеурочной деятельности
рабочая программа на тему

Казацкая Людмила Владимировна

ТРАДИЦИИ И ИГРЫ ХАКАССКОГО НАРОДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsii_i_igry_khakasskogo_naroda.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Копьевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных

предметов».

УТВЕРЖДАЮ:                            СОГЛАСОВАНО:                      РАССМОТРЕНО:

Директор МБОУ                          Зам. директора  по УВР             Зам. директора по ВР

«Копьевская СОШ»                      _____В.В.Трегубова                  _____ В.А  Сушкова                                

_____ Л.С. Хомиченко                                                                      «___» _________ 2012г.                                    «___» ___________ 2012г.          «___»________2012г.

 

                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

 «Традиции и игры хакасского народа»

Казацкой Людмилы Владимировны

на 2012 – 2013 учебный год.

                                                  п. Копьёво,  2012

Пояснительная записка

         События,  происходящие в нашей стране, поставили новые задачи перед учителями и организаторами досуга детей. Для педагогов особенно важна задача непрерывности учебно-воспитательного процесса. Особенность этой задачи в том, чтобы проводить эту работу ненавязчиво, дать возможность детям отдохнуть, сменить вид деятельности и сделать мягкий переход от классно-урочной системы к активным, содержательным видам отдыха: соревнованиям и играм.

Хакасские игры и традиции являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре хакасского народа, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности детей младшего школьного возраста, уровень предшествующей физической подготовки.

Планирование 1 класса составлено на 34 ч., 1 занятие в неделю.

Цель:

-  развитие гражданского,  духовно - нравственного, интеллектуально - творческого и социально - активного потенциала личности ребенка;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству, к изучению традиций и игр хакасского народа;

- сохранение и развитие хакасской культуры.

- познакомить детей с традициями и играми хакасского народа;

-  снятие психолого-эмоционального напряжения у детей;

- укрепление развития физического и психологического здоровья младших школьников  через игровую деятельность.

Задачи:

- пропаганда здорового образа жизни;

- изучение традиций и игр хакасского народа;

- воспитание уважительного отношения к друг другу;

- формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к  

   культуре хакасского народа;

- донесение до учащихся национального колорита обычаев, оригинальность хакасского народа;

- своеобразие языка, формы и содержания разговорной речи.

                                                         Ожидаемый результат:

- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.

- Обобщение и углубление знаний об истории, культуры традиций и игр хакасского народа.

- Развитие умений работать в коллективе.

- Формирование у детей уверенности в своих силах.

- Умение применять игры самостоятельно.

                           Организационные условия реализации программы.

Программа предназначена для детей 7-10 лет. Продолжительность реализации программы 1 год.

Занятия проводятся, как со всей группой, так и по подгруппам.

Продолжительность занятия 35-40 минут.

                                             Формы организации занятий:

- теоретические и практические  занятия (групповые, индивидуальные и сводные);

- проведение турниров, соревнований, малых олимпиад по подвижным играм.

                                      Приемы и методы обучения на занятиях

Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

- педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса (педагогика сотрудничества);

- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации         образовательного процесса (групповые технологии);

- педагогические технологии на основе активации и интенсификации деятельности учащихся (практические игровые технологии).

Реализация данных технологий осуществляется через следующие организационные формы:

- беседы о культуре хакасского народа, их подвижных и спортивных играх;

- практические занятия по разучиванию игр;

- организация творческих мастерских;

Организация соревнований или чемпионатов по проведению игр.

В процессе работы на занятиях педагогу целесообразно как можно чаще опираться на уже имеющийся опыт школьников, создавая атмосферу творческого содружества, успешности коллективной деятельности, воспитывать у детей чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за общее дело, терпимого и уважительного отношения ко всем членам группы. Оценкой творческих начинаний должно быть только поощрение, которое не исключает пожеланий изменить или улучшить что-либо.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (136 часов)

Тематическое планирование 1 – 4 классов включает в себя разделы: «Хакасия – моя родина, предков очаг…», «Государственные символы Российской Федерации, республики Хакасия», «Хакасские народные праздники», «Декоративно-прикладное искусство. Орнаменты хакасского народа», «Изобразительное искусство Хакасии. Творчество художников. » «Музыкальная культура Хакасии. Хакасская музыка». «Курганы как исторические источники». «Национальная кухня». А также будет продолжаться работа по темам «Традиции и обычаи хакасского народа», «Игры хакасского народа», «Хакасские сказки».

В 4 классе предполагается поисковая работа  «Перепись хакасского населения п. Копьёво».

Учебно – тематический план

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводный урок.

1

1

-

2

Традиции и обычаи хакасского народа

1

1

-

3

Игры хакасского народа

18

-

18

4

Хакасские праздники

4

4

-

5

Знакомство с костюмом, орнаментом (отличие)

2

1

1

6

Хакасские сказки

5

5

-

7

 Закрепление изученного материала

1

1

-

8

Праздник игр (соревнования)

2

-

2

итого

34

13

21

         При прохождении программы по внеурочной деятельности «Традиции и игры хакасского народа» возможны риски: актированные дни, карантин, ЕМД, праздничные дни, поэтому возможно сокращение часов по темам: «Игры хакасского народа», «Хакасские сказки».

             Календарно-тематическое планирование  1 Б класса

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата

Примечание

План

Факт

I четверть – 9 часов.

 1.

Вводное занятие.

1

03.09

 

 

2.

Традиции  и обычаи хакасского народа

1

10.09

 

3.

Знакомство с  костюмом хакасского народа  

1

17.09

   

4.

Знакомство с орнаментом хакасского народа  

1

24.09

 

   

5.

Тобит- хакасская настольная логическая игра

1

01.10

 

   

6.

Пестрая кость - хакасская настольная игра

1

08.10

 

7.

Хакасские игры «поймай соперника», «Палочка»

1

15.10

 

8.

Хакасский праздник урожая «Уртун-тойы»

1

22.10

9.

Хакасская народная  сказка: «Тасха - Матыр»

1

29.10

II четверть – 7 часов.

10.  

Хакасская игра - единоборство «Перетягивание палкой»

1

12.11

11.

Хакасская игра «А мы красную пшеницу сеяли».

1

19.11

12.

Хакасская народная  сказка: «Халдама»

1

26.11

13.

 Хакасская игра единоборство  «Бодание баранов»

1

03.12

14.

Хакасская игра с прикладным значением «Упражнения с шестом»

1

10.12

15.

Хакасский праздник «Чыл-пазы»

(встреча нового года)

1

17.12

16.

 Закрепление изученного материала по теме: «Игры хакасского народа»

1

24.12

III четверть – 9 часов.

 17.

Хакасская игра  «Пастух и овцы»

1

14.01

18.

Хакасская народная  сказка: «Сургуях»

1

21.01

19.

 Хакасская игра «Пакпа»

1

28.01

20.

Хакасская игра с костями « «Айра»

1

04.02

21.

Хакасский праздник «Тум пайран»

1

18.02

22.

Хакасская игра  «Медведь и пень»

1

25.02

23.

Хакасская борьба «Курез»  

1

04.03

24.

Хакасская народная  сказка: «Ханчых»

1

11.03

25.

Хакасская игра «Мяч в лунке»

1

18.03

VI четверть – 9 часов.

26.

Хакасская игра «Спрячь колечко»

1

01.04

27.

Хакасский праздник «Таан-той» (встреча птиц)

1

08.04

28.

Хакасская игра «Илёк»

1

15.04

29.

Хакасская игра  - хоровод «Две птички»

1

22.04

30

 Хакасская народная  сказка: «Певец и чатхан»

1

29.04

31.

Хакасская игра- хоровод «Табыл-табыл»

1

06.05

32.

 «Праздник игр». Подведение итогов

1

13.05

33.

«Праздник игр». Подведение итогов

1

20.05

34.

Закрепление пройденного материала

1

27.05

Список используемой литературы

1.Бутин И.М., Бутина И.А., «Физическая культура в начальных классах» -

   М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

2. Челтыгмашев А.И., Кидиеков Г.Н., Сербигешев А.Е., Толмашова Ж.Г.,  

    «Хакасские народные игры и состязания»- Хакасское книжное издательство      

    АБАКАН-1996.

3. Трояков П. А., «Мифы и легенды хакасов» - Хакасское книжное издательство      

    АБАКАН-1995.

4. Медведовская А. Я., «Алтын хыс» - Хакасское книжное издательство      

    АБАКАН-1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...

Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие у младших школьников концентрации внимания на основе заданий.Планируемые результаты: 1) Личностные р...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...