Урок толерантности
классный час на тему

Кононова Александра Владимировна

Определить значение термина «толерантность»,  подвести к тому, что каждый человек - индивидуальность, что необходимо проявлять дружбу и уважение к одноклассникам; быть толерантным к окружающему миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tolerantnosti.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кононовой А.В.

Урок толерантности.

Цель: Дать определение термина «толерантность», углубить понимание его значения, подвести к тому, что каждый человек - индивидуальность, что необходимо проявлять дружбу и уважение к одноклассникам; быть толерантным к окружающему миру.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки-заготовки с призывом беречь природу, яблоко для каждого ученика.

Ход занятия:

I. Организационный момент        

II. Введение в тему.

- Начинаем урок толерантности. Есть ли в ваших дневниках такой предмет? Нет, да и быть не может. Ведь доброте, терпению, взаимопониманию люди учатся всю жизнь!

III. Понятие «толерантность».

- Мы не знакомы со словом толерантность. Обратимся к толковому словарю.

Толерантность – это способность терпеть, быть выдержанным, считаться с мнением других людей, уважать их права.

- Возьмите в руки яблочко, оно не простое. На что похоже яблоко?

- Правильно, на нашу планету Земля!

- Посмотрите на яблочко, представьте Землю. Кого вы видите? Конечно, людей, природу. На нашей планете 5 млрд. жителей и нет двух одинаковых людей. Каждый человек – это индивидуальность.

1) Отношение к себе.

- А вы любите себя? Значит, вам есть, за что себя похвалить! Прочитайте незаконченные предложения, закончите его:

  • Я с гордостью могу сказать …
  • У меня хорошо получается …
  • У меня развиты способности к …
  • Мне всегда удаётся …

- Не все справились с такой задачей. Учитесь видеть хорошее в себе, цените себя. На Земле больше нет такого человечка как вы.

- Послушайте «Сказочку о счастье», приготовьтесь ответить на мои вопросы:

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой,
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить -
Бедняге надоело.
Вскричал король: “Нельзя так жить!” -
И с трона спрыгнул смело.
Да в миг порушить свой удел,
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть, в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

- А ну старуха пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Ещё немного – и ура!
Своё настигнуть счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой,
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строг,о
Сказал: “Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва,
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь…” -

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце -
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
 

- Каким был король в начале истории?

- Почему изменился король?

- Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

- Чему учит нас эта сказка?

- Уметь найти хорошее в себе – это отлично. Но подумайте, есть ли в каждом такое, что хотелось бы изменить, есть ли недостатки?

- Учитесь ценить себя, учитесь работать над недостатками в себе. 

1) Отношение к окружающим.

- Вместе мы уже 1 год! Было много интересного: праздники, походы в театр, кино, на экскурсии. Но бывало и плохое: ссоры, слёзы, обиды, неуважительное отношение к товарищам.

- Предлагаю поиграть:

- Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь.

- Почему у нас получилось?

- А интересно было бы играть одному? вдвоём?

- В жизни человека всегда окружают люди. По отношению к другим людям мы должны быть толерантны, и  в классе по отношению к одноклассникам проявлять терпимость.

- В одном городе есть школа, в одном классе учатся ребята, их класс нетолерантый. Хотите узнать почему? В этом классе можно увидеть:

  • Неумение слушать, перебивание
  • Равнодушие
  • Ругань, упрёки
  • Обвинения
  • Недоброжелательность
  • Оскорбление
  • Желание делать только для себя (эгоизм)
  • Критика, указания

- Хотелось бы вам учиться в таком классе? А давайте, превратим этот класс в толерантный.

  • Умение внимательно слушать и слышать
  • Стремление помочь
  • Похвала, согласие
  • Одобрение
  • Доброжелательность
  • Утешение
  • Желание делать всё вместе
  • Поддержка

Молодцы, справились с заданием!

- Ребята, есть «золотое» правило: Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе!

- Давайте, чтобы наш класс можно было назвать толерантным, будем жить по правилам.

  • Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- Нужно помогать одноклассникам в трудную минуту, ваша поддержка поможет в трудной ситуации. Проведём эксперимент: нужно пройти с завязанными глазами до двери. Одному ученику мы будем всячески помогать, а второму будем внушать, что он не справится.

- Кому было легче? Что вы чувствовали?

- Будем толерантными к окружающим людям! Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

3) Отношение к природе.

- Вы сказали, что яблочко напоминает нашу планету Земля!

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

- Давайте полюбуемся красотами нашего, уральского края. (просмотр слайдов)

- Ребята! Представьте себе, что вам дано право обратиться по телевидению ко всем жителям Земли с призывом беречь природу. Что бы вы сказали?

Работая в группах, дети составляют обращение.

Группа 1. Земляне! Природа – общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. Берегите природу!

Группа 2. Люди Земли! Все мы обязаны жизнью нашей планете, стонущей сегодня от боли. Давайте стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась прекрасной, чтобы цвели сады, пели птицы!

Группа 3. Что значит человек без чистого воздуха, воды, без пения птиц, шелеста листьев? Все это дает природа, взамен просит только бережного отношения к ней. Люди, исправьте то, что пока еще можно исправить, иначе вы подписываете себе смертный приговор!

- Если ты что-то взял у Земли, отдай ей: посади дерево, покорми птиц, расчисти родник. А сейчас наша планета больна. Люди, живущие на Земле, не хозяева ее, а дети. И как дети заботятся о своей больной матери, так и жители Земли должны заботиться о своей планете. Нужно быть не только терпимым к себе, к окружающим тебя людям, но и к окружающему нас миру.

IV. Итог урока.

-  В начале урока я сказала, что яблочко не простое. В нём волшебное семечко! Съешьте его, но только с семечком – мы посеем семечко толерантности в нашем классе!

- Кто же теперь сможет ответить на вопрос что такое толерантность?

- Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок толерантности 1 сентября. Методическая разработка для 1 класса.

«Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила» - девиз этого урока.На уроке учитель должен познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности....

Урок толерантности

Классный час в 1 классе по теме "Чего себе не желаешь, того другим не делай"....

Урок толерантности (1 класс)

Классный час воспитывает у школьников общечеловеческие и национально- нравственные ценности....

Уроки толерантности

Цикл состоит из 15 уроков. К занятиям предлагается методический инструментарий....

"Вокруг света без билета" (Урок толерантности 2 класс)

Цель: познакомить учащихся с понятием толерантности; воспитание терпимости к людям иной национальности; культуры и религии...

Урок толерантности. Классный час

Классный час по данной теме является одним из серии занятий, посвящённых воспитанию и формированию в детях  качеств, помогающих им строить доброжелательные отношения внутри социума, умения мирно ...

Урок толерантности "Мы разные, но вместе мы сила"

Надеюсь, что этот конспект поможет провести урок толерантности или просто будет интересным для чтения....