Формирование мотивации у обучающихся
материал по теме

Мотивация ученика к учебной познавательной деятельности, основы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_motivatsiya.pptx87.03 КБ
Файл doklad.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое мотивация? Это процесс который запускает направляет и поддерживает усилия направленные навыполнение учебной деятельности. Это сложная система образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу настойчивостью и установками обучающенося

Слайд 2

Что такое формирование мотивации? Это воспитание у обучающихся идеалов, мировоззренческих ценностей принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением воспитанника, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию учащегося

Слайд 3

ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ: Исходная мотивация Создает готовность к восприятию нового материала Концентрирует внимание на изучаемом вопросе Возбуждает мыслительную активность Стимулирует процессы обучения и учения Делает познаваемое личностно-значимым

Слайд 4

Эмоциональные: ПООЩРЕНИЕ ПОРИЦАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ СТИИМУЛУРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ЗАДАНИЯ СОЗДАНИЕ ЯРКИХ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Слайд 5

Познавательные Опора на жизненный опыт обучающегося Активизация познавательных интересов Создание проблемных ситуаций Выполнение творческих заданий Побуждение к поиску альтернативных решений Использование метода «мозгового штурма» Использование сравнений, опытов, парадоксов Экскурс в историю Использование обучающей интеграции между обучающимися

Слайд 6

Волевые Предъявление учебных требований Информирование об обязательных результатах обучения Формирование ответственного отношения к учению Рефлексия поведения Создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения Прогнозирование будущей деятельности

Слайд 7

Социальные Развитие желания быть полезным обществу Сопереживание Создание ситуации взаимопомощи Поиск контактов и сотрудничества Заинтересованность результатами коллективной работы Взаимопроверка и рецензирование

Слайд 8

Воздействие осуществляет на эмоциональную сферу, направлено на формирование необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих Создание ситуаций новизны, неожиданности, актуальности Пробуждение эмоциональных нравственных переживаний Познавательные игры, драматизации и театрализации Дискуссии Анализ жизненных ситуаций Создание ситуаций успеха в обучени и Воздействие осуществляется на волевую сферу, направлено на развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умений владеть собой, совершенствование навыков самостоятельного поведения Разъяснение личной и общественной значимости учения Требование Упражнение Поощрения Наказания Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности Методы стимулирования и мотивации интереса к учению



Предварительный просмотр:

Воспитатель 71 класса Сидоренко Р.Г

Доклад

Формирование у обучающихся мотивационно потребностной ориентации на широкую образованность интеллектуальное и творческое развитие

 

               Для формирования нормативной установки решающими являются системы ценностных ориентаций, которые непосредственно создают тот интеллектуальный и морально-психологический стержень личности, на котором затем будет основано ее социальное поведение. Ценностные ориентации - это отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регулятивов ее поведения. Если у личности такой системы ценностей нет или если она аморфна, то такая личность будет подвержена сильным влияниям со стороны социального окружения вплоть до возможности ее подчинения более сильной воле с твердыми ценностными представлениями. Если же, наоборот, система ценностей носит предельно жесткий характер, то подобная личность не будет склонна к компромиссам и попытается насильно навязать свои ценностные представления окружающим.

Новое же утверждается не просто. Если раньше молодое поколение усваивало то, что им передавало старшее, то теперь недостаточно усваивать старые стереотипы поведения, молодежи необходимо создавать свой ценностный мир, что требует более напряженной интеллектуальной работы, умения к творческой, самостоятельной деятельности. Каждый преподаватель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались. В этом заинтересованы и родители  учащихся.  Но подчас и преподавателям, и родителям приходится с сожалением  констатировать:  «не хочет учиться», «мог  бы  прекрасно заниматься,  а  желания  нет».  В  этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности  в знаниях, нет интереса к учению.

         В чем сущность потребности в  знаниях?  Как  она  возникает? 

         Известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса  и,  не  осознавая  потребности  к ним. Поэтому перед нами  стоит задача по формированию и развитию у  ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

                   Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые  ставятся  перед  ним  в  ходе  учебной  деятельности,  были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость  для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

            В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Эту оценку называют парциальной,  она информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации, выражает мнение учителя о нем. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Объединяет все оценки в три группы: исходные, отрицательные, положительные. К исходным относят отсутствие оценки (неоценивание одного при одновременном оценивании других), опосредованную (оценка одного ученика через оценку другого) и неопределенную оценки. К отрицательным оценкам относятся замечание, отрицание, порицание, к положительным - согласие, одобрение, ободрение. Каждый ее вид определенным образом влияет на учение и в целом на личность учащегося. Так, отсутствие оценки дезориентирует его, заставляет строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, а на основе субъективного истолкования отношения к нему преподавателя. Так же отрицательно влияет и опосредованная оценка. При систематическом ее применении может возникнуть отрицательное отношение к одноклассникам или отчуждение от класса

               Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

               Следует  различать понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, первоклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив получить возможность погулять. В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготовления заданий.

               Сами по себе знания, которые получает учащийся, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

·        мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

·        мотивация, имеющая положительный характер, эта мотивация выступает в двух формах. Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.

 

               Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели успеваемости, посещаемости и главное - показатели сформированности учебной деятельности учащихся.

               В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.

               Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации (стремлению к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер.

               Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.

               Три основы учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

1
Ощущение самостоятельности поиска: 
«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

               Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

Техника «Проблемные вопросы»

               Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

               Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

               Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

               При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.

               Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с преподавателем  не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.

Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»

               Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию.:

               От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту — и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.


Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» 
(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

— Почему ты учишься?

               Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, учиться или не учиться, но «посещать»  учебное заведение  они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Подросткам — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.

               Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Преподаватель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…

3
Ощущение компетентности: 
«У меня это получается, я понял, я умею!»

               Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

               В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Например, оценка знаний во время опроса информирует учащегося о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации. Каждая из этих сторон оценки в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.

               Основными типами деятельности в жизни любого человека могут быть игра, обучение, трудовая деятельность. В этой классификации, учение ближе всего к труду, в связи с необходимостью соблюдения дисциплины, выполнения заданий и определенных обязанностей.

               Обучение — это основной род деятельности ученика, и его основная цель успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.

               Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности учащегося можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

               Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.

 

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

 

Высокий уровень развития, имеют 20% от числа всех опрошенных. У этих учащихся положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень - хорошая учебная мотивация, наблюдается учащихся (12%). При средних показателях мотивации ребенок положительно относится к учёбе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Ребята, показавшие развитие внешней мотивации (28%), имеют положительное отношение к учебе, но эти учащиеся привлекаются внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с преподавателем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Низкая учебная мотивация была выявлена (28%). Эти дети относится к учебе отрицательно или безразлично. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.

5 уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация –(12%). Такие дети испытывают серьезные трудности в учебе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

 

Учитывая, что познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с учащимися с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения,  по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации.  Для повышения и поддержания учебной мотивации нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

·        Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

·        Уверенность в себе;

·        Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;

·        Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

·        Потребность и возможность в самовыражении,

·        Принятие и одобрение значимыми людьми;

·        Актуализация творческой позиции;

·        Осознание значимости происходящего для себя и других;

·        Потребность в социальном признании;

·        Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;

·        Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);

 

               Формирование мотивации учения  должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования, становления человека как личности. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.

В современном обществе важно формирование у молодого поколения нравственного общественного идеала. Он адекватен тем задачам, которые стоят перед людьми в нашем обществе, в данных обстоятельствах. В идеале дан как бы завершенный, абсолютный образ добра. В условиях общественной нестабильности, раздробленности, тотального разграбления природных и культурных богатств России обозначить общественный идеал весьма проблематично. Но он может быть выражен как желание сохранить Россию как целостность, как государство, которое олицетворяет в себе и защищает интересы всех слоев населения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у обучающихся ценности здорового образа жизни»

«Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, услови...

Создание развивающей среды в воспитательном процессе для формирования у обучающихся начальных классов компетенций по выполнению правил дорожного движения

Делиться опытом  применения приёмов, формирующих у обучающихся начальных классов компетенций по выполнению правил дорожного движения....

Формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков

P { margin-bottom: 0.21cm; } каким образом происходит формирование общеучебных умений и навыков на уроках литературы у учащихся 4-х классов средней школы в течение учебного года...

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 1 КЛАССЕ

В  рамках новых ФГОС, наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения в школе, гораздо важнее, чтобы ребенок самостоятельно научился их добывать, применять, анализировать свою деяте...

Формирование мотивации обучающихся

Мотивация оказывает самое большое влияние на результативность учебного процесса. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к  снижению успеваемости и деградации личности. Важной задачей являет...

Семинар - практикум "Обеспечение психологической комфортности при изучении курса ОРКСЭ как условие формирования у обучающихся толерантного отношения к людям"

"Обеспечение психологической комфортности при изучении курса ОРКСЭ как условие формирования у обучающихся толерантного  отношения к людям"...