Духовно-нравственное воспитание и развитие на ступени начального общего образования
статья (2 класс) на тему

Волкова Ольга Николаевна

В статье кратко изложен опыт работы классного руководителя в направлении духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников в урочное и внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukh.-nravstv._vosp._ml._shk.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

О.Н. Волкова

Учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №3 г. Йошкар-Олы»

СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Воспитание – составная часть образовательного процесса. Проблема духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся решается с учетом единства нравственного и умственного развития в процессе обучения. Реализация данного процесса проходит в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, семейного воспитания по следующим направлениям: нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание здорового образа жизни. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.

Работа  по  духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «СОШ №3» строится на  основе Программы «Истоки», плана воспитательной работы  школы, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Начальная школа XXI века».

С первых дней пребывания в школе у младших школьников формируется отношение к школе, учителям и сверстникам. В учебной деятельности, в игре и в общении у детей в возрасте от 7-12 лет развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, эмпатия), возникает общественное мнение. Именно младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. В данном возрасте дети испытывают большое доверие к учителю. Именно педагог не только своими словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует представление ребенка об основных моральных ценностях, содействует развитию его нравственных качеств. Вот поэтому я считаю, что важную роль в работе с детьми играет эмоциональный настрой самого учителя. Каждый учебный день с ребятами я начинаю с небольших бесед на моральные и этические темы, дается краткая положительная установка на предстоящую работу. Огромное значение имеет характер бесед. Они не назидательные и нравоучительные, а дружественные и добродушные.

Родители так же, как и педагог, подают ребенку пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании младшего школьника. Поэтому существенными считаю проведение бесед с родителями на темы «Моя семья. Права ребенка в семье», «Формирование культурных навыков и привычек у ребенка в семье», «Роль личного примера родителей в воспитании ребёнка», а также организация совместных мероприятий детей и родителей. Наиболее воспитывающим и развивающим для ученика является совместная деятельность детей и родителей, учителя и самих сверстников. Только в совместной творческой деятельности ребенок может раскрыть свои личностные качества, инициативу, ответственность, толерантность, трудолюбие. Реализуя данную идею, на уроках ИКН мои ребята выполняли совместно с родителями проект «Моя родословная», рисовали рисунки на тему «Моя семья», «Герб моей семьи», подготовили пословицы и поговорки о семье, написали сочинения о своей бабушке или дедушке, составили сценарии семейного праздника. Во время проведения нетрадиционных уроков (урок-сказка, урок-игра, урок-конкурс, урок творчества и т.д.) дети могут постараться раскрыть себя со своей лучшей стороны, проявить свои личные качества. Как юные писатели они стараются сочинять сказки о добре и зле, о лени и труде, и с достоинством  представляют их перед своими одноклассниками. Защищают свои исследовательские работы на темы «Волшебные слова» (по русскому языку), «Защитим птиц зимой», «Пернатые друзья» (по окружающему миру), «Оригами» (по математике), демонстрируют свои презентации «Мир моих увлечений», «Я и здоровый образ жизни». Я считаю, что данная творческая деятельность способствует развитию гуманных, интеллектуальных и нравственных качеств младших школьников. Она является логическим продолжением изучения тем по предметам курса «Начальная школа».                                                                                                                                        

В этом плане велика роль уроков литературного чтения. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень велик. Это произведения о нашей Родине, народной мудрости, о детях и для детей, о природе, животных, семье, труде, дружбе. Наряду с русским языком литературное чтение формирует грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, знакомится с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями. Как мудрый друг я стараюсь помочь разобраться детям в поступках героев, в событиях, в том, что есть добро и зло, честь, долг, совесть. В системе РНК  при изучении произведений о семье, о родине, о природе на уроках литературного чтения мы непосредственно обращаемся к истории своей семьи, страны и своей малой Родины на уроках ИКН, окружающего мира. Учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «родной кров», «домашний очаг», «родительский дом», «родная сторона», «чужбина», «Отчизна» и т.п. В ходе наших бесед я стараюсь затронуть душу ребенка, подтолкнуть их на свои чувства и эмоции.  На уроках русского языка учащиеся выполняют творческие задания, учатся писать небольшие сочинения на нравственные темы «Что значит вежливый человек?», «Я и мои товарищи», «Моя мама» и другие, а также выполнять проекты, проводить анкетирование, делать выводы и подводить итоги.                                      

 Кроме предметов учебного плана, программа реализуется за счет внеурочной деятельности. В первую очередь через традиционные классные и школьные дела и праздники, мероприятия в ГПД, социальные проекты (посещение музеев, театров, выставок, акции добра и т.д.). Внутри класса с детьми были проведены игры духовно-нравственного содержания («Уважая себя, уважай других», «Я и другие», «О дружбе и товарищах», «Правила этикета» и другие), КТД  «Мастерская Деда Мороза», «Сердца друзей бьются вместе», «Письмо ветерану ВОВ», игровые тренинги толерантного поведения «Красивые слова», «Волшебные слова», совместно с психологом классные часы о дружбе, товариществе «Вежливость и невежество», «Давайте учиться жить», «Мы разные, мы едины» и другие. Я считаю необходимым вовлечение детей в кружки художественного творчества, социальные проекты, трудовую деятельность (ОПТ, техническое творчество), КТД. На примере своего класса (ребята посещают СЮТ кружок «Техническое моделирование») я могу сказать, что дети, вовлеченные в активную творческую и трудовую деятельность, приобретают социальные знания и получают опыт самостоятельного социального действия, с успехом овладевают УУД.

Таким образом, комплексный подход к воспитанию личности школьника проявляющийся в единстве педагогических воздействий, работы учителя и семьи, может привести к достижению поставленной цели. Подводя предварительные итоги своей работы во втором классе, я вижу изменения детей в духовном и душевном плане. Ребята становятся более активными и инициативными, учатся слушать, а главное, слышать не только учителя, но и друг друга.

Используемые источники:

1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2ч.; под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 127с.

2. Рабочие программы. Начальная школа. 2кл. УМК «Начальная школа XXI века» / Авт.-сост.: - Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2012, - 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС"

Презентация по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС" для ознакомления с основной образовательной программой начальн...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени  начального общего образования  является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеоб...

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа  духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования

Обобщение опыта воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию и обучению на ступени начального общего образования Ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/M9iG/hYHGM8JUD...