"Сотрудничество семьи и школы"
статья на тему

Деревянко Нина Витальевна

"Сотрудничество семьи и школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 401

Колпинского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ на тему:

"Сотрудничество семьи и школы"

                                                                                           

                                                                                             Воспитатель ГПД: Зуева Н.В.

2015г

     Дети, родители, педагоги – члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями.

1. Целевые ориентиры работы с семьёй

     Для того чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо организовать сотрудничество классного руководителя, детей, родителей. В этой связи важно предусмотреть решение следующих педагогических и организационно – управленческих задач.

  1. Педагогические задачи:

        

В работе с детьми:

  • воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
  • формирование ответственности за свои поступки перед семьёй;
  • воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.

В работе с родителями:

  • формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребёнка, о необходимости участия в учебно–воспитательном процессе  в школе и классе;
  • формирование субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьёй и детьми;
  • формирование психолого-педагогической культуры родителей;
  • развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.

  1. Организационно – управленческие задачи

  • обеспечить  проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;
  • разработать и обеспечить систему психолого – медико-педагогического просвещения родителей;
  • организовать методическую работу по проблеме взаимодействия с семьёй;
  • разработать и обеспечить систему стимулирования:
    а) участия родителей в воспитании детей;
    б) участие родителей в организации учебно-воспитательного процесса;
    в) взаимодействия родителей и детей в учебном и  воспитательном процессе.
  • организовать работу родительского комитета, поднять его престиж.

     Важнейшей целью реализации сотрудничества классного руководителя, учащихся и родителей является организация совместного творчества.

Для формирования отношений сотрудничества важно представлять детский коллектив  как

большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная

деятельность учителя, родителей, детей. Поэтому возникшие проблемы, поставленные задачи нужно решать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя интересы друг друга.

2. Гуманистический подход в работе с семьей

  • выявление и учёт интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
  • опора на положительные стороны родителей и детей;
  • доверие к ребёнку и родителям;
  • принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребёнка;
  • принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействие;
  • содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
  • забота о здоровье ребёнка, о здоровом образе жизни семьи;
  • проявление взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.

     Сотрудничество классного руководителя, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы могут охватывать всех или большинство членов коллектива. Распространены семейные формы работы.

3. Формы совместной деятельности учащихся, родителей и классного руководителя

 3.1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся:

  • познавательные конкурсы между родителями и детьми;
  • общественный смотр знаний, предмет и тематика которого определяются совместно учителем, детьми, родителями;
  • праздник знаний и творчества, предлагающий защиту семейных проектов, выполнение творческих заданий микрогруппами (семейными или смешанными);
  • турниры знатоков – количество групп соответствует количеству туров (тему выбирает сама группа);
  • совместные классные собрания («Что значит хорошо учиться?», «Как сделать учёбу интересной?», «Зачем мы учимся?»);
  • беседы родителей – специалистов в различных областях жизни, науки и техники.

 3.1. Формирование у детей нравственности, культуры поведения

  • беседы о культуре поведения в общественных местах;

  • просмотр, обсуждение кинофильмов;
  • подготовка концертов, спектаклей;
  • проведение дня радости;
  • проведение дискуссий, классных  собраний по проблемам нравственности («О доброте и друзьях», «Отцы и дети», «Родители и дети»);
  • проведение акций по оказанию помощи ветеранам;
  • организация встреч с интересными людьми;
  • организация и проведение экскурсий в музеи, культурные центры.

 3.3. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни

  • систематическая диагностика состояния здоровья детей;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • организация спортивных секций и коллективов;
  • туристические походы в лес, парк;
  • спортивные игры («Папа, мама, я – спортивная семья»);
  • спортивные турниры, соревнования в спортивном зале, на открытом воздухе по футболу, лёгкой атлетике;
  • проведение «Дней Здоровья».

     Такая совместная деятельность проходит успешно при соблюдении следующих условий:

  • дела имеют конкретные, понятные детям и родителям цели;
  • дети участвуют вместе с родителями в подготовке и анализе проведённого мероприятия;
  • коллективное дело чётко организовано, заранее обсуждается цепочка: цель – средства – результат;
  • участвуют в деле все.

     В решении  проблемы взаимодействия классного руководителя и семьи учитель должен обратить особое внимание на формирование отношений в самой семье. Внутренняя стабильность в доме – вот залог успешного обучения и развития детей.

Среди важных факторов, влияющих на успешное развитие ребёнка, можно выделить:

  • неформальное общение родителей с детьми, касающееся повседневных событий;
  • интерес к проблемам ребёнка, их обсуждение;
  • частые диалоги между родителями и детьми, тёплые и заботливые взаимоотношения;
  • обсуждение прочитанных книг и побуждение со стороны родителей  читать книги в свободное время;
  • выражение эмоций и чувств в общении;
  • чуткие и стабильные ограничения, постоянный контроль за проведением ребёнка свободного времени.

     Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка.

Решению этой задачи способствуют следующие действия:

1. Изучение взаимоотношений  в семье (сочинения, анкеты, рисунки, воспитывающие ситуации).

2. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям:

  • организация поздравлений с праздниками, днём рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);
  • создание атмосферы повышенного внимания к родителям, заботы о них (« Чем порадуем, как порадуем родителей?», «Куда пригласим?»);
  • творческие встречи с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему;
  • организация выставок, результатов труда родителей.

4. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье

  • знакомство родителей с традициями, которые развивают отношения в семье;
  • пропаганда опыта формирования положительных отношений в семье, одобрение родителей, которые обеспечивают благоприятную атмосферу для ребёнка в семье.

5. Организация совместной деятельности родителей и детей

  • организация семейных конкурсов  («Спортивная дружная, читающая семья», конкурс семейных газет;
  • представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок  творческих семейных работ);
  • проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, экскурсии);
  • выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий.

6. Проведение «Праздника семьи»

7. Проведение совместных  занятий, практикумов, с учетом предложений родителей и детей

Содержание:

1. Целевые ориентиры работы с семьёй

  1. Педагогические задачи
  2. Организационно – управленческие задачи

  1. Гуманистический подход в работе с семьей

3. Формы совместной деятельности учащихся, родителей и классного руководителя

      3.1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся

      3.2. Формирование у детей нравственности, культуры поведения

      3.3. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни

4. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье

5. Организация совместной деятельности родителей и детей

6. Проведение «Праздника семьи»

7. Проведение совместных  занятий, практикумов, с учетом предложений родителей и детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы

Материал посвящён методам взаимодействия и сотрудничества родителей и учителя....

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Статья «Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы»

В статье описывается взаимодействие учителя и родителей. а так же его результаты, которые могут быть разными в зависимости от степени сотрудничества. Приводятся примеры решения некоторых задач, имеющи...

Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

Сотрудничество семьи и школы в обучении и воспитании учащихся.

В материале красной нитью проходит мысль о единстве взглядов и подходов  к учащимся родителей и учителя, т. к.  они не чуждые лагеря, а добрые  союзники и помощники воспитанников. Успеш...