ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
статья на тему

Виноградова Татьяна Павловна

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

 

Виноградова Т.П.

МКОУ «Муромцевский лицей»

Педчтения районные  27.03.2013

 

 

Федеральный закон в качестве приоритетов государственной заботы о детях определяет следующие направления:

-   подготовка детей к полноценной жизни в обществе;

-   развитие у детей общественно значимой и творческой активности;

-   воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

 

Дети “группы риска” -  это незащищенные и незрелые в силу возраста  граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия как для личности, так и для общества в целом.

 

В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

 

Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска и их семьями имеет две основные составляющие:

-  выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;

-  непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:

- перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);

-  воспитание нравственно-правовой убежденности;

- формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;

-  развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;

-  включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;

-  организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

-  предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);

-  обеспечение благоприятного социально-психологического климата;

- способствование заполнению пробелов в знаниях.

     Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» строится на  принципах 

 

    Концепция воспитательной системы по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» предполагает следующие функции:

-      Развивающую, направленную на изменение мотивации детей «группы риска» к учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;

-     Интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

-      Управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе, профессионального роста педагогов, взаимодействие всех участников воспитательной системы;

-     Защитную, способствующую созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания;

-     Компенсирующую, коммуникативную, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, установления эмоциональных контактов;

-     Корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

 

    В настоящее время существует множество форм и методов социальной работы с детьми группы риска и их семьями. При работе с семьёй и детьми «группы риска»  в

 

    Вся работа с детьми «группы риска» и их семьями начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих "трудных" учеников. Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором, завучами, социальным педагогом, психологом, учителями-предметниками, классным родительским комитетом и т.п.)

На каждого учащегося, состоящего на внутришкольном учете составляется Программа индивидуальной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи, которая включает в себя общие сведения ребенка, отражается работа классного руководителя, социального педагога, психолога, администрации школы, учителей предметников, индивидуальный план сопровождения.

 

Совместно с инспектором КДН, сотрудниками УВД, классные руководители, социальный педагог проводят рейды в семьи учащихся «группы риска» и СОП, в неблагополучные семьи с целью выявления микроклимата в семье, взаимоотношений членов семьи.

Совместно с сотрудниками КДН и УВД проводится работа по привлечению к административной ответственности родителей, уклоняющихся от выполнения Закона об образовании, родителей, не осуществляющих надлежащего  надзора за детьми.

В течение года проводятся классные часы по предупреждению у подростков вредных привычек, правонарушений по различным темам, направленным на формирование  здорового образа жизни и законопослушного поведения.

     Выявление и учет учащихся «группы риска» и СОП ведется систематически в течение всего учебного года. Постановка на учет - основа для дальнейшей профилактической и коррекционной работы.

 

Цели  профилактической работы

 

Работа с семьей и общественностью

  Объединить усилия семьи и школы, скоординировать их деятельность на решение поставленных задач, а также формировать единое воспитательное пространство

«семья-школа-социум»

 

Взаимодействие с социальными службами

Реализовать тесное сотрудничество с социальными, культурными, правоохранительными органами, учреждениями  здравоохранения  поселка

 

Основные понятия и термины

 

        Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении  - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо совершает правонарушения или антиобщественные  действия.

 

         Семья, находящаяся в социально опасном положении  - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

 

 

image

 

Специалисты системы профилактики
общеобразовательного учреждения

 

 -      директор;

      -  заместитель директора по учебной работе;

 - заместитель директора по воспитательной работе;

 - педагог-психолог;

 - социальный педагог;

 - классный руководитель;

 - педагог дополнительного образования.

 

 

Закон специально выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, -

детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ставятся и решаются задачи:

 - подготовка детей к полноценной жизни в обществе;

 - развитие у детей общественно значимой и творческой активности;

 - воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

 

 

image

 

       «Педагоги должны относиться к ребенку так, как будто он уже такой, каким бы они хотели его видеть»

                                                                     Л.С. Выготский

 

       -Вера в человека, поиск путей его максимальной реализации,

 

 -уважение к растущей личности  ребенка,

 

к его своеобразию и индивидуальности,

 

к его праву на развитие и счастье –

 

 вот ядро современной педагогической концепции.

 

image

Задачи:

 

     Вдохновлять и побуждать ребенка к действию, инициативе, творчеству, уважая достоинство и уникальность личности.

 

 Уметь слышать ребенка, проявлять выдержку, понимать проблему и ситуацию, входить в его положение, проявлять деликатность, чувство такта.

 

 

 - Быть коммуникабельным, контактным, уметь быть нужным, интересным для окружающих.

 - Быть связующим звеном между ребенком и его окружением, не допускать унижения достоинства ребенка формами оказываемой ему благотворительной помощи.

 - Уметь быть неформальным в работе, строить взаимоотношения на основе диалога.

 

 - Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать ребенка, предупреждать возможности негуманного или дискриминирующего  поведения по отношению к нему.

 

 - Соблюдать высокие нравственные нормы своего поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия.

 

 

 - Вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваясь влияниям и нажимам.

 

 - Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную ребенком.

 

«Успешный ребенок – будущее России»

 

 

 

Работа классного руководителя (личная копилка идей)…

 

1. Изучение выявленных случаев, выявление и предупреждение новых.

 

2. Контроль (ситуации в школе, в семье. Вне школы и семьи)

 

3. Положительный пример перед ребенком – образец, стереотип.  (Личный пример учителя, пример одноклассников и родителей и других).

 

4. Общение и дела с «хорошим другом». Вместе интереснее и полезнее.

 

5. Повышение самооценки и статуса в коллективе. Нахождение группы по взглядам.

 

6. Положительный эмоциональный фон и обстановка доверия.

- беседы

- советы

- контроль ситуации

 

7. Совместные мероприятия детей и родителей.

Многие родители не знают сами, как это – правильно!!!

 

- общение

- образец

- воспитание

 

                    Примеры мероприятий:

По плану воспитательной работы и дополнительно-

Классные часы. Уроки-инсценирования и творческие занятия класса и с родителями

«Девочки и мальчики»

«На златом крыльце сидели…»

« Человек, на котором держится дом…»

«Неделя добрых дел» и т.д.

Литература

 

1. Галогузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999.

2.   Дети «группы риска»: Социальная, психолого-педагогическая помощь: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. — М., 1998.

3.   Дети группы риска: Материалы междунар. семинара. — СПб., 1998.

4.   Дети с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. — М., 1992.

5.   Методика работы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2003. 96с.

6.   Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М., 1994.

7.   Сушкова Ф. Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении школьников группы риска//Воспитание школьников. -2002 -№3. – С.39-41.

8.   Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.

9.   Шишковец Т. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М. 2005. – 209с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

Виноградова Т.П.

МКОУ «Муромцевский лицей»

Педчтения районные  27.03.2013

Федеральный закон в качестве приоритетов государственной заботы о детях определяет следующие направления:

-   подготовка детей к полноценной жизни в обществе;

-   развитие у детей общественно значимой и творческой активности;

-   воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Дети “группы риска” -  это незащищенные и незрелые в силу возраста  граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия как для личности, так и для общества в целом.

 

В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска и их семьями имеет две основные составляющие:

-  выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;

-  непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:

- перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);

-  воспитание нравственно-правовой убежденности;

- формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;

-  развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;

-  включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;

-  организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

-  предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);

-  обеспечение благоприятного социально-психологического климата;

- способствование заполнению пробелов в знаниях.

     Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» строится на  принципах 

 

    Концепция воспитательной системы по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» предполагает следующие функции:

-      Развивающую, направленную на изменение мотивации детей «группы риска» к учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;

-     Интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

-      Управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе, профессионального роста педагогов, взаимодействие всех участников воспитательной системы;

-     Защитную, способствующую созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания;

-     Компенсирующую, коммуникативную, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, установления эмоциональных контактов;

-     Корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

 

    В настоящее время существует множество форм и методов социальной работы с детьми группы риска и их семьями. При работе с семьёй и детьми «группы риска»  в

    Вся работа с детьми «группы риска» и их семьями начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих "трудных" учеников. Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором, завучами, социальным педагогом, психологом, учителями-предметниками, классным родительским комитетом и т.п.)

На каждого учащегося, состоящего на внутришкольном учете составляется Программа индивидуальной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи, которая включает в себя общие сведения ребенка, отражается работа классного руководителя, социального педагога, психолога, администрации школы, учителей предметников, индивидуальный план сопровождения.

Совместно с инспектором КДН, сотрудниками УВД, классные руководители, социальный педагог проводят рейды в семьи учащихся «группы риска» и СОП, в неблагополучные семьи с целью выявления микроклимата в семье, взаимоотношений членов семьи.

Совместно с сотрудниками КДН и УВД проводится работа по привлечению к административной ответственности родителей, уклоняющихся от выполнения Закона об образовании, родителей, не осуществляющих надлежащего  надзора за детьми.

В течение года проводятся классные часы по предупреждению у подростков вредных привычек, правонарушений по различным темам, направленным на формирование  здорового образа жизни и законопослушного поведения.

     Выявление и учет учащихся «группы риска» и СОП ведется систематически в течение всего учебного года. Постановка на учет - основа для дальнейшей профилактической и коррекционной работы.

Цели  профилактической работы

Работа с семьей и общественностью

  Объединить усилия семьи и школы, скоординировать их деятельность на решение поставленных задач, а также формировать единое воспитательное пространство

«семья-школа-социум»

Взаимодействие с социальными службами

Реализовать тесное сотрудничество с социальными, культурными, правоохранительными органами, учреждениями  здравоохранения  поселка

Основные понятия и термины

        Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении  - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо совершает правонарушения или антиобщественные  действия.

        Семья, находящаяся в социально опасном положении  - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Специалисты системы профилактики
общеобразовательного учреждения

 -        директор;

      -  заместитель директора по учебной работе;

 - заместитель директора по воспитательной работе;

 - педагог-психолог;

 - социальный педагог;

 - классный руководитель;

 - педагог дополнительного образования.

Закон специально выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, -

детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ставятся и решаются задачи:

 - подготовка детей к полноценной жизни в обществе;

 - развитие у детей общественно значимой и творческой активности;

 - воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

        «Педагоги должны относиться к ребенку так, как будто он уже такой, каким бы они хотели его видеть»

                                                                     Л.С. Выготский

        -Вера в человека, поиск путей его максимальной реализации,

 -уважение к растущей личности  ребенка,

к его своеобразию и индивидуальности,

к его праву на развитие и счастье –

 вот ядро современной педагогической концепции.

Задачи:

        Вдохновлять и побуждать ребенка к действию, инициативе, творчеству, уважая достоинство и уникальность личности.

 Уметь слышать ребенка, проявлять выдержку, понимать проблему и ситуацию, входить в его положение, проявлять деликатность, чувство такта.

 - Быть коммуникабельным, контактным, уметь быть нужным, интересным для окружающих.

 - Быть связующим звеном между ребенком и его окружением, не допускать унижения достоинства ребенка формами оказываемой ему благотворительной помощи.

 - Уметь быть неформальным в работе, строить взаимоотношения на основе диалога.

 - Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать ребенка, предупреждать возможности негуманного или дискриминирующего  поведения по отношению к нему.

 - Соблюдать высокие нравственные нормы своего поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия.

 - Вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваясь влияниям и нажимам.

 

 - Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную ребенком.

«Успешный ребенок – будущее России»

Работа классного руководителя (личная копилка идей)…

1. Изучение выявленных случаев, выявление и предупреждение новых.

2. Контроль (ситуации в школе, в семье. Вне школы и семьи)

3. Положительный пример перед ребенком – образец, стереотип.  (Личный пример учителя, пример одноклассников и родителей и других).

4. Общение и дела с «хорошим другом». Вместе интереснее и полезнее.

5. Повышение самооценки и статуса в коллективе. Нахождение группы по взглядам.

6. Положительный эмоциональный фон и обстановка доверия.

- беседы

- советы

- контроль ситуации

7. Совместные мероприятия детей и родителей.

Многие родители не знают сами, как это – правильно!!!

- общение

- образец

- воспитание

        Примеры мероприятий:

По плану воспитательной работы и дополнительно-

Классные часы. Уроки-инсценирования и творческие занятия класса и с родителями

«Девочки и мальчики»

«На златом крыльце сидели…»

« Человек, на котором держится дом…»

«Неделя добрых дел» и т.д.

Литература

1. Галогузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999.

2.   Дети «группы риска»: Социальная, психолого-педагогическая помощь: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. — М., 1998.

3.   Дети группы риска: Материалы междунар. семинара. — СПб., 1998.

4.   Дети с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. — М., 1992.

5.   Методика работы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2003. 96с.

6.   Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М., 1994.

7.   Сушкова Ф. Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении школьников группы риска//Воспитание школьников. -2002 -№3. – С.39-41.

8.   Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.

9.   Шишковец Т. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М. 2005. – 209с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактическая работа с детьми "группы риска"

Опыт  к профилактической  работе с несовершеннолетними «группы риска».Я и мир вокруг меня.Г. Чусовой Пермский крайМОУ «ООШ №13»Заместитель директора по ВРШаповалова Л.А....

Работа учителя с детьми «группы риска»

Организация дифференцированной работы с разными категориями обучающихся, способствует повышению познавательного интереса учащихся. У детей возникает желание учиться, познавать новое. Такая работа имее...

План индивидуальной коррекционной работы с уч-ся "группы риска" 4 класс

План  коррекционной работы на весь год с учениками "группы риска"...

План по работе с детьми в группе риска

План по работе с детьми в группе риска (приложение к ПВ)...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....