Классный час "Масленица"
классный час на тему

Заходяева  Любовь Анатольевна

Классный час по теме "Масленица", для детей 7-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenitsa.doc534.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  в начальной школе.

                                                                         

Тема:

«Масленица»

       

Внеклассное развлекательно-познавательное мероприятие

Возраст детей: 7 – 10 лет

Технологическая карта мероприятия

Тема

«Масленица»

Цели

1.Формировать первоначальные знания о праздновании Масленицы.

2. Способствовать развитию оперативной памяти, связной речи, произвольного внимания, творческих способностей, артистичности.

Планируемый результат

Личностные УУД

1.Узнают первоначальные сведения о празднике «Масленица».

2.Научаться выполнять самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности

Регулятивные УУД

1.Научаться определять и строить план действия для выполнения определенного задания.

2. Научаться вносить свои коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные УУД

1.Научаться перерабатывать полученную информацию и использовать ее в ходе мероприятия.

2. Научаться находить ответы, используя свой жизненный опыт.

Основные понятия

Названия дней масленичной недели, блюда масленичной недели, народные игры и песни.

Межпредметные связи

Окружающий мир, , история, технология, физическая культура, изобразительное искусство, литература, музыка.

Ресурсы

Разработка мероприятия, презентация, выставка книг,  выставка рисунков конкурса, костюмы героев, самовар с чаем и блюда масленичной недели.

Организация пространства

В зависимости от погоды мероприятие и чаепитие проводится  на улице.

На доске поговорки о Масленице.

          Масленица идет,блины и мед несет.
          Масленицу семь дней гуляют.

Блин добр не один.

Блин брюху не порча.

Блин – не клин, брюха не расколет.

Без блина не Масленица, без пирога не именинник.



     

Таблички с названиями дней на масленичной неделе.

Учащиеся читают стихи.

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару – разбирайте,

Похвалить не забывайте!

Учитель:

ИСТОРИЯ  МАСЛЕНИЦЫ

Я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице.
Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых,пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.
Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям,катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: «Душа ли ты, моя Масленица,перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!» А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица!». Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: «Здравствуй, широкая Масленица!».

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день —блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.
Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо не расколет!
Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!


На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы,пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.
Парни и девушки надевали лучшие одежды.

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.
Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани ивезли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали,дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село.

Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают Масленицу» — сжигают чучело, изображающее Масленицу.
Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!

Учащиеся рассказывают о каждом дне Масленицы.

Каждый день масленичной недели имел своё название и свои особые традиции. Понедельник называется ВСТРЕЧА. С утра строят снежные катальные горки,  качели, балаганы, начинают печь блины. На одни сани усаживают чучело Масленицы. На другие сани водружают столб с вертящимся колесом - символом солнца. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам, зазывая всех на праздник.

Многие люди начинали встречу Масленицы посещением родни.

- Знакомьтесь:

Невестка – жена сына.

Зять – муж дочери.

Золовка – сестра мужа.

Тёща – мать жены.

Тесть- отец жены

Свекровь – мать мужа.

Свёкор – отец мужа

Деверь – брат мужа.

Шурин – брат жены.

Игра  «КОГО НЕТ» (зрителям предлагается закрыть глаза; в это время один из представленных героев прячется; зрители открывают глаза и называют того, кто спрятался)

Вторник – ЗАИГРЫШ!

С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные  гулянья, представления с Петрушкой, катания с ледяных  горок.

Игра «Петушиный бой» для мальчиков. На полу чертится круг. Два соперника на одной ноге пытаются вытолкнуть соперника за границу круга или заставить опустить вторую ногу.

Игра для девочек. Участниц двое. Каждой на спину прикрепляется картинка или слово. Задача – увидеть картинку соперницы и не показать свою.

А вот и третий день масленицы – ЛАКОМКА!

В среду тещи приглашают своих зятьев на  блины, зятья приносят подарки - расписные пряники. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины, в деревнях в складчину варят пиво. Собираются родственники.

Тёща для зятя пироги пекла.

Зять на двор – пироги на стол.

Думала тёща – семерым пирог не съесть,

А зятюшка сел – да с присеста съел!

Игра с лентой. Участники встают в круг. Водящий проходит сзади, держа в руках ленту. Все произносят слова:

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые – ленты голубые.

Кольца обвитые – за водой пошла!

При последних словах водящий кладёт ленту на плечо одному из игроков. Игрок и водящий бегут в противоположные стороны, обегая круг и пытаясь занять освободившееся место. Проигравший становится водящим.

 

Четвертый день масленицы  Широкий четверг – РАЗГУЛЯЙ!  С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы.

Я на Маслену готов   скушать пятьдесят блинов

Закушу их сдобою -  похудеть попробую!.

Напекла полно блинов,

Угощу любого…

Хватит даже для котов

Солнышка съестного!

Игра «Масленица». Двое участников образуют ворота, остальные цепочкой проходят под ними, произнося слова:

А мы масленицу устречали, устречали,

Мы сыр с маслицем починали, починали.

Мы блинами гору устилали, устилали,

Сверху маслицем поливали, поливали.

Как от сыра гора крута,

А от масла гора ясна.

На последних словах опускают руки, считают тех, кто оказался пойман и произносят слова «Пять блинов (по количеству пойманных) – ели, ели, не наелись!». Пойманные присоединяются к тем, кто образовывал ворота, и игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы практически все. Тогда говорят «Тридцать блинов – наелись!»

Пятница - Тёщины вечерки. Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера всё необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту.

В этот день устраивались народные  гулянья, представления с Петрушкой

Публику традиционно веселили скоморохи и любимый народный герой — Петрушка. Обычно он был одет в красную рубаху, колпак на голове, плисовые штаны и щегольские сапожки. У Петрушки был длинный нос и горб (или два горба) на спине. Нехитрая комедия могла бесконечно повторяться целый день, но всякий раз вызывала искренний восторг.

Сценка «Петрушка»

3 участника: Мама, сын (дочь) и Петрушка

 Исходная позиция: Петрушка  стоит с широко расставленными руками, мама и сын по бокам от  Петрушки чуть ближе к зрителям (ладони Петрушки оказываются недалеко от их голов).

Сын (показывая на  Петрушку):

- Ой, кто это?

Мама: Это  Петрушка. Он умеет отличать, говорит человек правду или обманывает. Вот, например, скажи, какие оценки ты получил сегодня в школе.

Сын: Пять

БУМС!!! ( Петрушка делает вид, что дает сыну подзатыльник)

Мама: Значит, ты сказал неправду. Так что ты на самом деле получил?

Сын: Четыре.

БУМС!!! ( Петрушка делает вид, что дает сыну подзатыльник)

Мама: Опять неправда. Что ты получил?

Сын: Три.

БУМС!!! ( Петрушка делает вид, что дает сыну подзатыльник)

Мама: Скажи правду. Что тебе поставили?

Сын (вздыхая): Два.

Петрушка гладит сына по голове.

Мама: Эх, ты. А я в твоем возрасте на одни пятерки училась!!!

БУМС!!! ( Петрушка делает вид, что дает подзатыльник МАМЕ)

Суббота - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних девушек старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей

Раньше, когда молодежь собиралась вечером в одной избе "на посиделки" — там царило веселье и обязательно загадывались загадки. Давайте, ребята, продолжим масленичную традицию и посоревнуемся в отгадывании загадок.

Дети загадывают друг другу загадки.

Рыхлый снег на солнце тает,                                  

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса  

Значит, к нам пришла ...(весна)

Здесь на ветке чей-то дом  

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут ...(гнездо)

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад -

Заглянул к нам месяц ...(март)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький ...(подснежник)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,        

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришел ...(апрель)

Длинный тонкий стебелек,

Сверху - алый огонек.

Не растенье, а маяк -

Это ярко-красный ...(мак)

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край -

Нас теплом встречает...(май)

Он испёкся в русской печке,

Покатился за крылечко.

У него румяный бок.

Это вкусный...(колобок)

Новоселье у скворца  

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы ...(скворечник)

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все ... (солнце)

- Всех оденет, а себя никогда. (иголка)

- В одном месте метров двести. (клубок)

- На весь мир хватает

  И во все щели пролезает. (свет)

Воскресенье - “ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ” Торжественно сжигают соломенное чучело в знак победы жизни над смертью; пепел развеивают по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю.

-Ну вот и воскресенье,

Проси у всех прощенья.

-Прости меня, если виноват!

- И ты меня. Бог простит!

( Обнимаются между собой)

Пирогов, блинов наелись.

Наплясались и напелись!

Пора зиму провожать

Да Весну- красну встречать!

Масленицу провожаем,

Света, солнца ожидаем.

Идёт матушка- весна,

Отворяй-ка ворота!

Масленица, до свиданья!

Уходи на целый год!

А весна без опозданья

Поскорее пусть придет!

Далее – чаепитие с блинами под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...