Программа кружка краеведения «Мой край - Югра»
рабочая программа

Кондыба Наталья Фёдоровна

Программа  кружка краеведения «Мой край - Югра», младших классов  представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_.docx791.33 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» № 8

УТВЕРЖДЕНО                                                              ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ

педагогическим советом                                                      приказом директора

МБОУ «СОШ № 8»                                                              МБОУ «СОШ № 8»

протокол от ______ 20___ г. №___                                      от ____ 20___ г. № ______

                                                                                                 Директор _____ Н.В.Купавцева

                                                                                                 «_____» ____________ 20__ г.

г.Нижневартовск

Название программы

Программа внеурочной деятельности

 Кружок КРАЕВЕДЕНИЕ

«Мой край - Югра», 1-4 класс

Название учреждения

Год основания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная школа» № 8

1975 год

Ф.И.О. руководителя

Адрес, телефон, факс

Купавцева Нина Викторовна

город Нижневартовск,  

проспект Победы 21 б,     тел. (3466)249640, т (3466) 615668

Название программы

Программа внеурочной деятельности.  Кружок КРАЕВЕДЕНИЕ

«Мой край - Югра», 1-4 класс

Описание программы

Программа  кружка краеведения «Мой край - Югра», 1-4 класс  представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения.

В программе раскрываются основные аспекты внеурочной деятельности патриотическому воспитанию с обучающимися 1-4 класса в условиях общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Общая цель -  создание условий, обеспечивающих патриотическое развитие обучающихся во внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Целевое направление:

  • внеурочное

Обоснование   программной   формы:

Программа является открытым инструментом управления, параметры которого могут корректироваться в режиме реального времени в зависимости от изменения обстановки. Такая форма может быть вполне эффективной для решения поставленной цели.

Ф.И.О. ответственного за реализацию Программы

Должность

Реквизиты для связи

Кондыба Наталья Фёдоровна

Воспитатель ГПД

89226559586

Структура  программы

Раздел программы

Стр.

Паспорт Программы

4

Обоснование программы. Пояснительная записка.

7

Ценностные ориентиры программы.

8

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения программы.

9

Содержание программы.

10

Тематическое планирование.

13

Аппарат контроля.

17

Методическое обеспечение программы.

18

Список литературы для учителя и ученика.

18

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа  кружка краеведения «Мой край - Югра»,

1-4 класс

Нормативно-правовые основы разработки программы

Федеральный уровень:

  • письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 9 июня 2012 №03-470 «О методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования».
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.04.2008 г. №03-848 «О мерах по обеспечению прав граждан на образование с учетом норм  Федерального закона  от 1 декабря 2007 года №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785).
  • Письмо Минобразования РФ от 15 октября 2003 г. N 24-51-212/13-28-51-793/16.  «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности».
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/[сост.Е.С.Савинов].-М.:Просвещение, 2010.-191 с. - (Стандарты второго поколения).
  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
  • Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.-223с. - (Стандарты второго поколения)
  • Кондаков А.Н. ФГОС и ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества (презентация, НПК,  Нижний Новгород.Май 2010.).
  • Назарова И.Г. Теоретические основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности школьников (презентация, НПК, Ярославль, ИРО, 22.01.09).
  • Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития (презентация, НПК,  Нижний Новгород.Май 2010).

Региональный уровень:

  • Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.06.2010 №481 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
  •  Информационное письмо Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.01.2010 №356 «О переходе на федеральный государственный стандарт начального общего образования».
  • Методические рекомендации по составлению рабочих программ,  примерное положение о рабочей программе внеурочной деятельности Департамента  образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югрыот 01.06.2012 №4694/12.

Муниципальный уровень

  • Приказ департамента образования  администрации г. Нижневартовска от 26.07.2010   №260 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных  учреждениях города Нижневартовска в 2010 году»

Автор-составитель

Кондыба Наталья Фёдоровна, воспитатель ГПД.

Исполнители Программы

Администрация школы, педагогический коллектив МБОУ «СОШ №8», ученический коллектив, родительская общественность

Сроки реализации программы

4 года

Объемы и источники финансирования

Финансирование Программы осуществляется из городского бюджета, за счет привлеченных целевых средств на введение ФГОС второго поколения.

Цель и задачи программы

Цель программы –         воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии; воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Задачи курса:

 -  воспитание патриотических чувств: любви к своему городу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям;

- формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме;

- развитие чувства сопричастности к  жизни общества;

- формирование личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, патриотизма;

- создание условий для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Приоритетные направления

Программы

Основным направлением Программы является:

  • патриотическая деятельность

Ожидаемые результаты

(и продукты деятельности)

  • наличие программы патриотического кружка «Мой край - Югра» для 1-4 класса для реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

Порядок управления реализацией Программы

Управление реализацией программы осуществляется администрацией школы в процессе управленческих мероприятий и контроля за ходом учебно-воспитательного процесса в школе.

Мониторинг результатов реализации основных направлений программы отслеживается экспертной группой, созданной из представителей Малого Совета.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

Принятый в образовательном учреждении порядок внутреннего мониторинга хода и результатов реализации Программы:

  • ежемесячно
  • ежеквартально
  • ежегодно
  • подробный отчет по завершению реализации программы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника.

Начальная школа призвана средствами учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Кружок  «Мой край - Югра» носит личностно ориентированный характер.

Цель программы –         воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии; воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Задачи курса:

 -  воспитание патриотических чувств: любви к своему городу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям;

- формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме;

- развитие чувства сопричастности к  жизни общества;

- формирование личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, патриотизма;

- создание условий для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Мой край - Югра» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

В основе методики преподавания курса «Мой край - Югра» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности.

Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.

МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе и на 34 часа в год в 2-4 классах с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика занятий отражает реальные интересы учащихся, содержит полезную и любопытную информацию и интересные факты.

  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:

  • Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности.
  • Освоение эвристических приемов рассуждений.
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
  • Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать.
  • Привлечение учащихся к обмену информацией в процессе занятий.

Ожидаемые результаты:

Изучив курс «Мой край - Югра», учащиеся должны знать:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города;
  • символику страны, города, школы;
  • государственныепраздники;
  • имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.

должныуметь:

  • описывать изученные события истории Отечества;
  • оценивать поступки других с позиции добра и зла;
  • уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
  • поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Универсальные учебные действия:

Личностными результатами изучения программы являются:

  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
  • Воспитание чувства справедливости, ответственности.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений.
  • Формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию.
  • Формирование толерантности и толерантного отношения в условиях многонациональности города.
  • Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе.
  • Развитие потребности к самостоятельному изучению истории города через исследовательскую деятельность.
  • Формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.

Метапредметные результаты:

  • Применять изученные способы работы с дополнительной  литературой.
  • Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в литературе. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска решения задачи.

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс.(33часа)

«Маленькие Россияне» - 33ч

Вводная беседа (1 час).

Знакомство с работой кружка. Краеведение -  наука об изучении родного края.

Мой дом (10 часов)

 За что я люблю свой дом. Моя семья. Мой дом - моя крепость, выставка рисунков, правила дружных жильцов. Загадки о жилище.  Улицы, на которых мы живём. Дом будущего.

Природа моего края. (20 часов)

Неживая природа. (5 часов)

Реки моего города: Обь. Рязанка. Вах, Мега.  Рельеф. Полезные ископаемые.

Растительный и животный мир моего города. ( 15 часов)  

Растительный мир. Животный мир. Что растет на улицах нашего города. Кто живёт в парках нашего города. «Красная книга» нашего города. Правила бережного отношения к природе.

Вот какой он – наш город. (30 часов)

История создания нашего города (4 часа)

Экскурсия в краеведческий музей. Посещение библиотеки.

Улицы нашего города (8 часов)

Военное и историческое прошлое в названиях улиц города. Экскурсия. Проект «Улица, где я живу»

Учреждения нашего города. (4 часа)

Городская и Районная Администрации. Хлебозавод. Городская больница. Детские сады, школы. Музыкальная школа. Колледжи. Пожарная часть.

Памятные места нашего города (10 часов)

Правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.

Экскурсии к  памятнику воинам-интернационалистам, в парк Победы, на площадь Нефтяников, ко Дворцу Искусств.

Ими гордится наш город. (4 часа)

Земляки – Герои Советского Союза. Герои Труда. Встречи с интересными людьми города (с писателем Манько Н.Г.).

Культурная жизнь моего города. (4 часа)

Общегородские праздники. Ярмарки в моем городе. Концерты. Спектакли.

Подведение итогов (1 час)

2 класс (34часа)

 «Моя Малая Родина» - 34ч

Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13,

 практических -21

1.“Я и я”(4ч)

Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

 Диагностика. Сбор игр.

2.“Я и семья”(5ч)

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

3.“Я и культура”(4ч)

Формирование отношения к искусству.

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.      

Что посеешь, то и пожнешь.

Широкая Масленица.        

Экскурсии в музеи, вернисажи.

4.“Я и школа”(6ч)

Формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений. Трудовой десант

5.“Я и мое Отечество”(9ч)

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.  

Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.    

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(6ч)

Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Знай и люби свой край.

Экология нашего города. День добрых волшебников.

Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

3 класс (34часа)

«Россия – Родина моя» - 34часа

Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -9,

 практических -25

1.“Я и я”(2ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.

Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

Диагностика.

2.“Я и семья”(8ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.  

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.

Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.  

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.    

Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.

Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.  Новогодняя сказка.  

Экскурсии в вернисаж, библиотеку.  

4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.

Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.

5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества.  Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Сад на окошке.

Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.

Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.  

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.

4 класс (34часа)

«Я – гражданин России» - 34ч

Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13,

 практических -21

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».

Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.

2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилого человека. Песни  бабушек. Панорама добрых дел.

Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.  

Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.  

3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.

О красоте, моде и хорошем вкусе.

Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.

Конкурс на лучший рецепт блинов.

4.“Я и школа”(5ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать Школьный Устав.

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.  

Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.

5.“Я и мое Отечество”(10ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник– День Согласия и примирения.

Права ребенка.  Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.

От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.

Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.  

О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.

Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации  и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.    

Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.

Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете.  Я - житель планеты Земля. Берегите природу.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.

Тематическое планирование.

1 класс (33 часа)

Содержание

Количество часов

Дата

1.

Вводное занятие.

1

2.

Экскурсия «Дорога от школы до…».

1

3.

Загадки о жилище.  

1

4.

За что я люблю свой дом.

1

5.

Улицы, на которых мы живём.

1

6-7.

Дом будущего (творческая работа).

2

8-9

Природа моего города. Экскурсия.

2

10-11

Что растет на улицах нашего города.

2

12-13

Животный мир.

2

14

Экскурсия в краеведческий музей. Животный мир.

1

15

Кто живёт в парках нашего города.

1

16

Правила бережного отношения к природе.

1

17-18.

«Красная книга» нашего города. .

2

19-20

История создания нашего города. Посещение музея.

2

21-22

Улицы нашего города. Беседа « Как вести себя на улице»

2

23

Рисунок  «Улица, где я живу»

1

24

Городская больница. Пожарная часть.

1

25

Детские сады, школы, музыкальная школа.

1

26

Памятные места нашего города.

1

27

Правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.

1

28.

Ими гордится наш город.

1

29

Земляки – Герои Советского Союза.

1

30

Культурная жизнь моего города.

1

31-32

Общегородские праздники. Ярмарки в моем городе. Концерты. Спектакли.

2

33

Подведение итогов

1

Итого:

33ч

Тематическое планирование.

2 класс (34часа)

Содержание

Количество

часов

дата

1.Урок Мира.

1

2. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

1

3. Обязанности ученика в школе. Беседа.

1

4. Осень в родном городе. Фотоконкурс.  

1

5. Подумай о других.  Беседа с элементами игры.

1

6. Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

1

7. Родной край в древности. Экскурсия в музей.  

1

8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

1

9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

1

10. Мой портфель. Игра – экспромт.

1

11. Моя любимая мамочка. Презентация.

1

12. Школьная символика (гимн, герб, флаг)

1

13. Мой любимый город.  Беседа.

1

14. Наш город. Конкурс визиток.

1

15. О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.

1

16. Самый уютный класс. Конкурс.  

1

17. Экология нашего города. Беседа.  

1

18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

1

19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

1

20. Мы и наши права. Урок – игра.

1

21. Игры на развитие произвольных процессов.

1

22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.

1

23. Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.

1

24. По каким правилам мы живем в школе? Игра.

1

25. Широкая Масленица. Игра.

1

26. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.

1

27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

1

28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.

1

29. День птиц. Выставка рисунков.

1

30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.

1

31. Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества.

1

32. Открытка ветерану. Акция.

1

33. Десант чистоты и порядка.

1

34. Знай и люби свой край. Викторина.

1

Итого:

34

3 класс (34часа)

Содержание

Количество

часов

Дата

1. Знакомства с символами Российского государства.

1

2. Мой класс – моя семья. Беседа.

1

3. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе.  

1

4. Ты и твои друзья. Игра.

1

6. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала.

1

7.Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа.

1

8. Каков я в школе? Анкетирование.

1

9. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок.

1

10. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел.

1

11. Мои любимые книги. Выставка книг.

1

12. Почему меня так назвали. Презентация.

1

13. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях.

1

14. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.

1

15. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием.

1

16. Новогодние зарисовки. Конкурс газет.

1

17. Кто что любит и умеет делать. Викторина.

1

18. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием.

1

19. Чем живет планета  Земля? КВН

1

20. Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж.

1

21. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных.

1

22. Мой папа – мастер на все руки. Презентация.

1

23. Мамины помощники. Ролевая игра.

1

24. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.

1

25. Народный лечебник. Бабушкины советы.

1

26. Быть человеком. Дискуссия.  

1

27. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа.

1

28. Панорама добрых дел. Смотр – конкурс.

1

29. День птиц. Викторина.

1

30. Дети войны. Литературное чтение.

1

31. История страны в названиях улиц. Презентация.

1

32.  Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.

1

33. Зеленые ладошки земли.  Сад на окошке.

1

34. Кто хочет стать знатоком истории. КВН    

1

Итого                                                                                 34 часа

4 класс (34 часа)

Содержание

Количество часов

Дата

1.Поговорим о толерантности.

1

2. Символы нашего края.

1

3. Моя семья. Мини – проект.

1

4. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов.

1

5. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры.  

1

6. Права ребенка.  Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети».

1

7. Тест «Познай себя».

1

8. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо.

1

9. Песни  бабушек. Конкурс песен.  

1

10. Зачем нужно учиться в школе. Диспут.

1

11. Путешествие в страну Законию. Викторина.

1

12. Хочу и надо. Беседа с элементами игры.

1

13. Я и моя семья. Фотовыставка.

1

14. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

1

15. Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие.

1

16. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.

1

17. Мир моих интересов. Наша домашняя коллекция.

1

18. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра – упражнение.  

1

19. Мой лучший школьный друг. Письмо другу.

1

20. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.

1

21. Герои России. Сообщения учащихся.

1

22. Образ русской женщины. Беседа – диалог.

1

23. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут.

1

24. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Музыкальная игра.

1

25. Семь чудес света. Просмотр видеоролика.

1

26. Растения – рекордсмены. Просмотр видеофильма.

1

27. Я - житель планеты Земля. Круглый стол.

1

28. Берегите природу. Конкурс экологических сказок.

1

29.Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества.

1

30. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества.

1

31. Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная  познавательная программа.

1

32. Города – герои. Оформление альбома.

1

33. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа.

1

34. Я– гражданин России. Игра викторина.

Итого:                                                                          

34 часа

  1. АППАРАТ  КОНТРОЛЯ

Контроль и оценивание внеурочной деятельности учащихся основывается на критериях уровня и качества выполняемых заданий: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом учащегося в ходе работы.  

В программу заложено использование различных форм контроля достижений учащихся: анкетирование, беседа, оценка работы в группах, контроль выполнения творческой работы и ее презентации.

Формы контроля и система оценивания.

Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через: вербальную, содержательную, прогностическую оценку, оценку по конечному результату, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, создание определенного общественного мнения, самоконтроль, взаимоконтроль.

       С помощью « Листа контроля» в конце каждого занятия дети осуществляют самооценку.

Лист контроля

Критерии  оценки         число

1.10

2.10

3.10

4.10

Самооценка

Оценка работы группы

Впечатление от занятия

Цветовое решение оценивания:

Красный

Желтый

Синий

Любопытно

Интересно

Полезно

1. Самооценка

2. Оценка работы группы

Серый

Зеленый

Желтый

Не очень активна

Достаточно активна

Согласованная  

3. Впечатление от занятия  

Очень доволен

Остался равнодушен

Огорчен  

Система оценивания

Занятия безотметочные, по системе «зачет – незачет».

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Ведущие методы: частично-поисковый, проблемно-поисковый,  исследовательский, беседа, метод проектов, социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие; упражнения, предполагающие обратную связь.

Приемы: создание ситуации успеха, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, привлечение обучающихся к оценочной  деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность;

Технологии: технология интерактивного обучения Л.И. Уманского, технология встречных усилий Г.А. Цукерман (технология развития творческой деятельности), система оценивания по методике профессора П.И.Третьякова; технология КТД  Н.Е.Щурковой;

Организационные формы обучения: классная,   индивидуально-групповая, групповая, коллективная.

9.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
  2. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
  3. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  4. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
  5. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! -  М.: «ВАКО», 2006.
  6. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
  7. Мы о селе стихами говорим. Сборник стихов к 230-летию села Александровского / Составители О.В. Карпинец, Л.Ф. Шубная. -  Новопавловск, 2007.

дляучеников:

  1. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
  2. Я познаю мир: Дет.энцикл.:  История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
  3. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит.,  2003.
  4. Литература Ставрополья: Учебник для начальной школы. – Ставрополь, Сервисшкола, 2000.

5.  Л.Ф. Шубная. Свирель.- Ставрополь, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиадные задания по экологии для начальной школы " Мой край - Югра"

Представлены олимпиадные задания для учащихся 2-4 классов начальной школы по экологии на тему: " Мой край - Югра"...

Олимпиада по экологии родного края "Югра" для 3 - 4 классов

разработала вопросы по экологии родного края "Югра"...

Мой край - Югра

Интегрированный курс краеведения “Мы – дети природы” является неотъемлемой составляющей образовательного компонента “Окружающий мир”, представлен предметом “Краевед...

Интегрированная программа по краеведению "Наш край - Югра"

Программа предназначена для обуающихся 2 классов и включает основные направления урочной, внеурочной и внешкольной деятельности....

Конкурс чтецов: "Наш край - Югра"

Конкурс чтецов, посвященный 84-годовщине Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. По двум возрастным категориям ( 1-2 классы)....