Классный час в 4 классе по теме «Моё родное понизовье»
классный час (4 класс) на тему

Студникова Анна Александровна

Знакомство с природоведческим материалом родного края, его историей; развиватие эмоционально-нравственного отношениея обучающихся к истории родного края; воспитаниеь любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  в 4 классе по теме «Моё родное понизовье» разработала  учитель начальных классов МБОУ «Лицей №1 им. А.П.Гужвина г.Камызяк» Студникова Анна Александровна.

Цели:

познакомить с природоведческим материалом родного края, его историей;

развивать эмоционально-нравственное отношение обучающихся к истории родного края;

воспитывать любовь к родному краю.

                                          Ход занятия

1.Орг.момент (тренинг настроения)

Родная Астраханская сторонка

Тебя мы любим всей своей душой

Под мирным небом песни льются звонко

О дружбе верной и любви большой

Калмык и русский, горец и татарин

Живут сплочённой крепкою семьёй

 И каждый астраханец благодарен

 Своей сторонке солнечной, родной

Рыбачим мы на Каспии и Волге

Не давит плеч нам этот груз

 По вкусу всей планете наша вобла

И знаменитый с наших мест арбуз

Растим в полях мы урожай на славу

Пасём в степи отары, табуны

Из Баскунчака соль везут составы

На стол России – трудовой страны

 В грядущий день открыты двери настежь

 И гордые судьбой в краю родном

О земляках красивых, работящих

О Волжском понизовье мы поём!

                           В.Ерофеев

2. Актуализация знаний.

УЧЕНИК. У каждого человека есть своя малая родина. Это место, где он родился, жили его предки, живут его дети. Для нас, астраханцев, нашей малой родиной является Астраханский край, с его несравненной Волгой, прекрасной дельтой, седым Каспием, с уходящей в глубь веков историей народов.

3.Работа по теме

УЧИТЕЛЬ. Территорию Астрахани человек заселил в эпоху «Каменного века». Раньше это сделать было нельзя, так как кругом плескалось море. Древние люди занимались охотой и рыбной ловлей. Если человек приходил сюда, то никогда уже не покидал эту территорию. Здесь было всё для жизни: вода, солнце, много рыбы, птицы, животные.

  На территории астраханского края жили племена савроматов и сарматов. Греческий историк Геродот в своей легенде писал о том, что эти племена произошли от женщин, которые сражались за свою территорию.

   В 13 веке многотысячный монгольский отряд завоевателей появился на нашей территории. Монголам очень понравились наши степи. «Во всём мире не может быть земли, приятнее этой, лугов и пастбищ, обширнее этих» Эти слова принадлежат старшему сыну Чингисхана. А сам Чингисхан является основателем монгольской Орды. Ордой стали называть государство в низовьях Волги. Центр Орды находился на территории Астраханского края, неподалёку от современного газового комплекса. Сейчас там находится село Селитренное и называлась столица Сарай-Бату. Основана была эта столица внуком Чингисхана Батыем.

 На самом высоком холме высился ханский дворец. Историки рассказывают, что дворец был украшен золотом, поэтому всё государство стало называться «Золотой ордой»

  На территории Сарай-Бату велись раскопки, где археологи  находили монеты, ювелирные украшения, обломки посуды, оружие.. В Астраханском краеведческом музее открылась выставка, которая называется «Золото сарматов, а работники музея выезжали за границу и возили на показ «Золото сарматов»

 В Сарай-Бату были построены красивейшие дворцы с бассейнами, рассажены сады.

УЧЕНИЦА. В нонце13 века на правом берегу Волги, на самом высоком бугре возник один из крупных городов Золотоордынского государства. В этих краях жили асы. За боевые заслуги асы получили от Бату-хана грамоту – тархан. Асы, получившие тарханную грамоту, и дали название городу Ас-тархан.

   В 16 веке Астрахань была завоёвана царём Иваном Грозным и присоединилась к России. Так открылись торговые пути к другим странам.

 Указом Петра I от 3 декабря 1717 года была создана  самостоятельная Астраханская губерния.

  Таким образом, Астраханский край, ранее пустынный и необжитый, сейчас представляет собой крупный промышленный и торговый центр.

УЧЕНИЦА.

Влекут меня родные берега

От них с утра дымком рыбацким тянет

Над ними жёлтый лист кружит и вянет

По ним плывут туманы и стога

Вот почему, промчась во все концы

Когда я был особенно неистов

Мне грела душу маленькая пристань,

Где отливают радугой скворцы,

Где солнце на раскатах запеклось

Где мельницы кружат, скрипят калитки,

Где рыбницы певучи, словно скрипки…

И наплывает всё, что не сбылось

УЧЕНИК.

Город Камызяк, расположенный на одноимённом притоке в дельте Волги. Камызяк находится на расстоянии 35 километров от Астрахани. Название города в переводе с тюркского означает камышовая местность.  Раньше на месте города Камызяк располагались рыбацкие станы. Стан – это место, где путники останавливались для временного пребывания вместе с телегами, скотом, шатрами. Рыбацкий стан назывался  ВАТАГОЙ. Место это было расположено на берегу реки. Путники строили учуги. УЧУГ – сплошной забор из толстых брёвен поперёк реки, чтобы не пропустить рыбу. Камызяк был одним из учугов. Первоначально село образовалось при рыболовном учуге в 1560 году. Обилие рыбы в реке позволило князьям широко развернуть промысел и получать большую прибыль. Благодаря богатым уловам здешние места называли Золотым дном.

 В те времена в селе была построена  церковь Смоленской Богородицы. В конце 19 столетия в селе была открыта приходская школа, мужское и женское училища, библиотека. Местное население продолжало заниматься рыбной ловлей. В те времена в селе открылось несколько мануфактурных лавок, работал кирпичный завод. Камызякский район  был основан в 1925 году, одновременно село Камызяк преобразовалось в районный центр. В конце зимы 1973 года Камызяк получил статус города.

 Всю историю нашего района можно прочитать на гербе нашего города: мы видим голубой цвет и рыбу – это рыболовство, колос пшеницы – выращивание злаковых культур, в середине герба располагается лотос или астраханская роза, которую мы можем наблюдать, если спустимся в понизовье по реке.

УЧЕНИЦА

«Легенда о лотосе»

У реки в кибитке жила девушка – красоты необыкновенной. Со всей округи приходили парни посмотреть на красавицу. Очень сильно любил эту девушку сосед по кибитке. Но глаза девушки смотрели на другого парня. И однажды девушка убежала к этому парню. А парень катался на лодке совсем с другой девушкой. Обиженная, девушка решила вернуться к соседу. Но юноша бросил в реку горсть орехов и велел девушке пройти по ним и выйти к месту, где откроется речная гладь , усыпанная розами. Цветы эти парень назвал своим именем – Лотос. В жаркий полдень лепестки закроются и в одном из них спрячется юноша. Красавица должна была найти парня, но так и не сумела девушка разыскать цветок. Осталась она одинокой кукушкой и быстро состарилась. А юноша Лотос остался навеки молодым

УЧЕНИК.

Лотос произрастает лишь в трёх местах на земле. Два из этих мест – очаги древнейших цивилизаций Земли: долина Нила в Египте и в ложе Ганга в Индии. Третье место, где растёт лотос, - дельта Волжского Понизовья. Самые большие поля лотоса расположены в пределах Камызякского района. Дело в том, что в начале 20 века лотос был почти истреблён: местные жители считали его дармовой сельскохозяйственной культурой и не только сами поедали «орешки» цветка и делали из них муку, но даже кормили ими свиней и другую дворовую  живность. Спасло цветок то, что в 1919 году в дельте по личному распоряжению В.И.Ленина был основан Астраханский заповедник, большая часть которого расположилась в Камызякском районе. По подсчётам учёных, на тот момент общая площадь посадок лотоса составляет ничтожное количество. С тех пор популяция лотоса разрослась многократно – до трёх тысяч гектаров.

УЧЕНИЦА.

Величавой России страница –

Заповедная наша земля.

Камызяк – ты отчизны частица,

Здесь наш дом, и друзья, и судьба.

Волга матушка всех породнила.

Крепнет в дружбе российский народ.

В нём и радость, и дружба, и сила,

И надёжный России оплот

                                         Ю.Вельский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку во 2 классе по теме: "Мой родной язык"

Внеклассное занятие по русскому языку для 2 класса. Построено в виде игры «Своя игра»....

Игра по окружающему миру «Всё, что знаем – угадаем!» (1-2 класс) по теме: «Природа родного края в загадках»

внеклассное мероприятие по окружающему миру по теме "Природа родного края"...

Презентация по кубановедению для 3 класса по теме "Изучаем родной край"

Презентация содержит мини-рассказ о городах Краснодарского края....

Игра "Поле чудес" для начальных классов на тему "Мой родной Новокузнецк"

Сегодня Новокузнецк – важнейший промышленный центр Сибири.Один из крупнейших металлургических и угледобывающих центров России.Здесь жили наши предки, живем мы и будут жить наши потомки.Игра &quo...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе по теме: "Пейзаж родной земли"

Данный урок предназначен для того,чтобы ознакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по па...

Конспект урока по изобразительному искусству в4 классе по теме: "Пейзаж родной земли"

Данная разработка урока предназначена для того,чтобы познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; ...