Конкурсно- игровая программа по этнографии " Живая старина"
материал на тему

Яхина Надежда Борисовна

Конкурсно- игоровая программа  может быть  проведена как внеклассное мероприятие в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivaya_starina.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

конкурсно- игровой программы  по этнографии

для младших школьников

 «Живая старина»

Действующие лица:

-Василиса Премудрая (ведущая)

-Бабушка

-Дедушка

-Мальчик Иван

-Девочка Настя

-Мать

 

Ход  программы

Ребят встречает Василиса Премудрая.

        Василиса Премудрая :

Здравствуйте, ребята! Я – Василиса Премудрая – героиня многих сказок. Вы любите сказки? Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие в прошлое, перенесемся в те далекие времена, когда люди жили в деревянных избах, ездили на лошадях, и не было ни водопровода, ни автобусов.

        Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.

Вы знаете, что такое быт? (Ответы детей).

Слово «быт» происходит от слова «бытие» - т.е. жизнь. Быт – это повседневная жизнь людей, то, как они жили, что ели, что пили, во что одевались, да как развлекались. Все, что непонятно, ново для вас, я объясню да разъясню, а вы должны не только слушать и смотреть, но и знания свои показывать.

        Итак, начнем наше путешествие. Войдем в избу. Но только вот избы-то ещё никакой нет, ее построить надо. Давайте вместе построим дом.

(На фланелеграф прикрепляются части дома).

С чего начинают строить избу? (Ответы детей).

Сначала закладывают основу дома – фундамент. На фундамент ставят сруб – это основная часть дома. Делался сруб (от слова «рубить») из дубовых цельных брусьев. Их складывали с большим умением, не употребляя ни одного гвоздя. Скрепляли брусья, положенные один поверх другого посредством зубцов в нижнем и зарубок или выемок в верхнем, так, что зубцы вставлялись в зарубки и выемки. Для теплоты между бревен клали еще и мох. Говорили, что «у каждого бревна своя постеля». А потом покрывали крышу, отделывали дом внутри и конечно, украшали дом резьбой.

        А вы замечали, что дом и человек похожи? Как и у человека, у дома есть глаза – это его окна, есть чело – лоб. А что напоминает вам причелина? (волосы).

Теперь отгадайте загадки о доме и его частях:

Поля стеклянны,

Межи – деревянны. (Окно)

Стоит в углу Арина,

Долгий рот разиня.

Пасть открывает,

Что дают – глотает. (печь)

Два братца глядятся,

Ввек не сойдутся. (пол и потолок)

        Сейчас я проверю, как вы запомнили части дома; повторяйте за мной: (вместе с Василисой Премудрой дети выполняют физкультминутку).

Физкультминутка

Дружно дом сейчас построим:

Раз – фундамент установим,

2 – поставим прочный сруб,

3 – окно прорубим тут,

А четыре– крышу кроем,

От ненастья дом укроем.

(Показывают части дома: фундамент, сруб, окно, крышу).

        Конечно, дом наш сказочный, поэтому и построили мы его быстро. На самом деле строили дом 2-3 месяца, за лето должны были управиться.

Ну что ж, дом готов. Мы можем войти в него, а поможет в этом мой волшебный платочек: волшебным платочком взмахну, и оживляю старину.

(Открывается занавес. На сцене: стол, на нем глиняная и деревянная посуда; около стола лавки; у печи – ухват и кочерга).

Звучит музыка. За столом сидит семья: бабушка, дедушка, мальчик Иван, девочка Настя и их мать.

Василиса Премудрая:        Попали мы как раз к обеду. Вся семья в сборе. Во время обеда сидели чинно, о пустяках не говорили. На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Хозяин дома сидел на почетном месте за столом. Он первый начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками. На столе обязательно стояла солоница.

Дед: Хороша каша нынче получилась. Гречневая – моя любимая. Недаром говорят: «Каша – мать наша».

Настя:        Что-то отец к обеду запаздывает.

Дед:        Уж пора бы вернуться. Да видно, торговля не идет: нынче пшеницы много уродилось, поэтому быстро и не продать.

Бабка:        Да ведь еще и корову хотел присмотреть на базаре, наша-то буренка стара стала.

Дед: А ты, Ванятка, почему без хлеба ешь? Без хлеба сыт не будешь. Хлеб – всему голова.

Василиса Премудрая : Пока наши герои обедают, скажите, что же черпали наши предки ложками, какие напитки распивали?

(Каша была ежедневным блюдом. Чаще гречневая, овсяная, реже – пшенная. «Немудреное кушанье и дурень сварит: была бы крупица да водица». А что пили? Любили квас, кисель. Говорили: «Киселем брюха не испортишь». Картошку стали сажать недавно. Её заменяла репа).

 (можно подробнее рассказать о еде).

Из сказок мы можем узнать о том, что ели в стародавние времена? («Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди»)

Какие пословицы и поговорки о еде вы знаете?

Дед: Что ж поели, пора и за дело.

Мать:        Покуда я посуду соберу, да уберу, ты, Настенька, приготовь половики, пойдем их на речку мыть. А ты,  Иван, сходи накорми коня.

Иван:          Не пахарь, не столяр,

                Не кузнец, не плотник,

                А первый на селе работник.

                Настя, про кого это?

Настя:        Дедушка наш?

Иван:        Да нет, нет же. Это конь.

На сцене остаются бабка и дед, остальные уходят по делам.

Дед чинит валенки, бабка вяжет.

Дед: Вот и ноябрь наступил. За окном уныло, голо. С полей все убрано. Сразу чувствуется – и на столе все скопом, и на земле и на воде.

Бабка:        Вон и дед Авдей идет из соседней деревни пешком. Дорога –то между деревнями вся в колдобинах. Кругом –беспутица. Не проехать, не пройти.

Дед: Это уже как водится, в ноябре мужик  с телегой прощается, в сани забирается. Как только явится ледовый кузнец – и землю, и воду стоячую закует. А ведь у меня сегодня, бабка, - именины. День Ераста. Есть такая примета: с Ераста (т.е. 23 ноября) жди ледяного наста. Ты заметила, что сегодня с утра дорога была покрыта тонкой ледяной коркой? Кора, что острая коса.

Бабка: Я уже давно заметила, что если на Ераста суровица (суровая погода) – и воет, и дождит, и метет, и морозом рвет – надо с крыльца зиме поклонное слово сказать:

Матушка – зима, на что досадуешь,

На что серчаешь?

Чудь белоглазую по крыльцу гоняешь,

Ераста изводишь,

Горем день полнишь.

Полно, матушка –зима,

Птицу и зверя, землю и воду мутить.

Отправь тонкого золота платок,

Высоко держи коровий рог.

Взойди на порог,

Откушай хлеба – соли.

        Зима – она хранительница рода, хранительница студеного времени года.

Дед: Да, бабка, у нас сегодня важное дело – собрать поношенную одежду – и рубахи, и валенки, и тулуп, и платки да шапки – все отдать донашивать.

        У нашей соседки Матрены орава ребятишек – им надо помочь холода пережить, зиму перезимовать.

Бабка:        Отнесем им сегодня и скажем: «От нас тепло – от вас терпение».

Дед и бабка собирают вещи в узелок.

 Василиса Премудрая:        В семье самыми уважаемыми были бабушка и дедушка. Деда называли Дед –Всевед: кто может быть мудрее деда. Кто знает ответы почти на все вопросы?

Был бы дедуся, никого не боюся,

Дед щиток, кулак, молоток.

А бабушку называли Забавушкой,  потому что она внукам своим колыбельные песенки пела и сказки сказывала, разные загадки придумывала.

«Бабушка, бабушка, золотая сударушка.

Бога молишь, хлебцем кормишь,

Дом бережешь, добро стережешь.»

А вот я игру вспомнила.

(Игра «Бабушка, купим уточку»)

Дед:        Что-то я устал, пойду отдохну.

Бабка:        А я поставлю тесто на блины. Как –никак у тебя сегодня именины. Бабка и дед уходят. Приходят дети. В руках у Насти – кукла, у Ивана – кусок глины.

Настя:        Я для своей куклы Маняши новый наряд сшила. Посмотри какой нарядный сарафан получился и узор вышила, как бабушка учила.

(поет колыбельную песню) :

Баю – баю – баюшок

Кладу Машу на пушок

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Иван: А я хочу попробовать поработать с глиной. Вчера дед Ераст мне         показывал, как вылепить глиняный горшок. Правда,  у него гончарный круг. А я пока так попробую. Сначала надо глину размять, как следует, а потом шар из нее скатать и уж дальше из него лепить (пробует лепить).

Настя:        А давай сказку сочинять.

Иван:        А про что?

Настя:        Да вот хоть про горшок глиняный, да про деревянную миску. (Настя берет в руки деревянную миску, Иван – глиняный горшок).

Настя:        «Жила –была в доме деревянная миска. Все в доме ее любили, вовремя мыли, да вытирали.

Иван:  И вот, раз поехал хозяин на базар, да привез глиняный горшок, большой, расписной. Всю семью он вокруг себя собрал. Мать только в нем еду и стала готовить. Он и в печи и на столе. Вся еда в нем душистая, да вкусная получилась. Все внимание на горшок. А про старенькую деревянную миску забывать стали.

Настя:  Вот однажды остались горшок да миска одни в доме, затеяли спор: кто из них древнее и кто нужнее. Миска говорит: «Я древнее». Испокон века люди жили в лесу и самым первым материалом, из которого делали посуду, было дерево. А потом они уже заметили, что из глины и песка можно смастерить посуду».

Иван: А горшок говорит: «Зато посмотри, какой я красивый. Не стыдно меня на стол поставить. Могу любой стол украсить.»

Настя:  «Когда-то и на мне был виден узор. Какая резьба украшала меня! Но со временем я потеряла свою красоту. Может и ты красив, да только можно тебя легко разбить».

Иван: «Разбитое легко склеить, а вот деревянная посуда – гниет, да еще в печь не поставишь, потому что может сгореть».

Настя:  И тут в спор включились все предметы какие есть в доме, сделанные из дерева и глины. На помощь деревянной миске пришел ковш, кадки, ушаты, стопки.

Иван : Помочь в споре горшку пришли крынка, квасник, кружки.

Настя: Так бы они спорили долго, да на их шум пришла старуха –кочерга и сказала: «Послушайте меня, мудрую старуху: всякая вещь в хозяйстве нужна и полезна по-своему, раз ее придумал человек».

С тех пор деревянная миска и глиняный горшок живут в доме дружно и не ссорятся» .

Хорошая сказка получилась?

Иван:        Хорошая. А теперь, давай поиграем в «камушки». (Иван учит Настю играть в «камушки», у нее не получается. Начинается шум, возня).

Входит мать.

Мать: Хватит спорить и ссориться, бесенята. Отложите-ка вашу беготню да игры. С холодами приходит день Наума. Пора вам в доме сидеть, да учиться долгими вечерами. Недаром пословица живет: «Батюшка Наум. Наведи на ум».

Ну-ка садитесь за стол, хочу проверить, не забыли ли вы грамоты. Сможете ли вы прочесть сказку, да оживить ее. Вот вам текст, ребята. Я буду читать слова за Козла, ты, Иванушка – за Деда, а ты Настенька – за Бабку. Итак, читаем:

(показывают отрывок из сказки С.Я. Маршака «Сказка про козла»)

 

 Ах, ах! Ох, ох, ох!

 Что-то нынче стал я плох,

 Слаб, ленив и нездоров.

 Чуть донес вязанку дров.

 Хорошо бы мне прилечь.

 Затопи-ка, баба, печь.

 Баба

 (растапливая печь)

 Ох, и я совсем стара.

 На покой и мне пора!

 Жалко, сына нет у нас:

 Он дровишек бы припас,

 Да огонь в печи развел,

 Да сварил бы шей котел.

 Козел

 (заглядывает в окно)

 Здравствуй, баба, здравствуй, дед!

 Я сварю для вас обед.

 Дед

 Кто к окошку подошел?

 Баба

 Аль не видишь? Наш козел.

 Дед

 Он ли это?

 Баба

 Как не он!

 Дед

 Сон ли это?

 Баба

 Нет, не сон.

 Дед

 Жил я, баба, много лет.

 Видел, баба, белый свет.

 А таких разумных слов

 Не слыхал я от козлов.

 Козел

 (появляясь на пороге)

 Слушай, баба, слушай, дед.

 Я сварю для вас обед.

 Щей таких вам наварю,

 Что не снились и царю.

 Где капуста, где котел?

 (Ставит котел в печь.)

 Дед и баба

 Ай да умница козел!

 Козел

 Сколько сору на полу, -

 Надо взяться за метлу!

 Тут подмел и там подмел...

 Баба

 Ай да умница козел!

 Козел

 Я лениться не люблю -

 Дров на завтра наколю.

 Хоть оброс я бородой,

 А козел я молодой.

 Раз-два, раз-два!

 Ловко колются дрова.

 Дед и баба

 Ай да умница козел!

 Сколько дров он наколол!

 Козел

 Сбегать по воду пора.

 Дай-ка, баба, два ведра.

 (Уходит по воду.)

 Дед и баба

 Ай да умница козел!

 Он и по воду пошел!

 Баба

 (глядя в окошко)

 Побежал к реке задворками.

 Дед

 На бегу звенит ведерками.

 Баба

 Не козел у нас, а клад...

 Дед

 Погляди - идет назад.

 Козел

 (входя)

 Час обеденный пришел -

 Накрывать пора на стол.

 Сядьте рядом на скамью.

 Накормлю вас, напою.

 (Кормит деда и бабу.)

 Баба, ешь, да не спеши!

 Баба

 Щи уж больно хороши!

 Молча едят.

 Козел

 А теперь совет такой:

 Пообедав - на покой.

 Вы поспите нынче всласть.

 Я же тихо буду прясть.

 И за пряжей вам спою

        Баю-баюшки-баю.

Мать: Понравилось?

Я ведь не случайно выбрала эту сказку. Посмотрите сколько дел переделал козел за один день. И это еще не все дела. «Дом не велик, а стоять не велит», поэтому вы, Настя и Иван, должны быть во всех делах мне помощниками. Пойдемте – ка сейчас сходим за водой.(уходят)

Василиса Премудрая : Подходит к концу и наша встреча с «Живой стариной». Вам было интересно наблюдать, как оживали одна за другой сцены деревенской жизни?

Но ведь это только маленькая часть быта обыкновенной русской семьи. На занятиях вы узнаете, как жила крестьянская семья зимой, весной и летом, как изменялись повседневные занятия каждого члена семьи в зависимости от возраста и времени года. Подробнее познакомитесь с тем, как в старину строили дома, узнаете о старых домах. Может быть, в ваших семьях сохранились старые вещи, которые могли бы рассказать много интересного об их владельцах, о жизни ваших прабабушек. До встречи!

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно – игровая программа для детей младшего школьного возраста «Дорога к доброму здоровью»

В данной статье приводится сценарий игровой программы «Дорога к доброму здоровью», цель которой - пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по д...

Конкурсная игровая программа к 23 февраля "Команда для капитана Врунгеля"

Данная разработка может использоваться для проведения внеклассного мероприятия в 1 классе....

Конкурсно-игровая программа «Мамочки – доченьки - сыночки»

Конкурсно-игровая программа «Мамочки – доченьки - сыночки». Это совместное мероприятие с учащимися и их родителями. Цель: Воспитывать любовь и уважение к матери, её труду, умение ценить её заботу о бл...

Конкурсно-игровая программа «В гостях у Светофора».

ЦелРебята повторяют правила дорожного движения, назначение светофора, знакомятся с основными дорожными знаками;занятие развивает память, мышление, вним быстроту и ловкость; воспитывает культуру ...

праздник "Юнармеец" к 23 февраля (конкурсно-игровая программа для 3 класса)

Данное мероприятие проводится наконуне 23 февраля для мальчиков. В ходе мероприятия проводится большая подготовка: оформляется газета с сочинениями детей "Где служили наши папы", читаются книги про ар...