Классный час "Моя малая Родина"
классный час (1 класс) на тему

Бехтева Альбина Николаевна

Есть на  красивейшей  планете  Земля  удивительная  страна,  площадь  которой  составляет  17 млн.кв.м,  с  населением  свыше  150 млн.  человек.  Самая  большая  страна  в  мире!  Это  -  Россия.  И  есть  в  этой  стране  наш  город,  наша  школа. И  каждый  из  нас,  являясь  частичкой  этой  огромной  страны,  может  сказать: «Я  -  гражданин  России.   Я  -  гражданин  Ямала».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kl.chas_moya_malaya_rodina.zip2.57 МБ

Предварительный просмотр:

1 СЕНТЯБРЯ-ДЕНЬ ЗНАНИЙ.

Моя малая Родина.

Цели:  поддержать  у детей  праздничное  настроение  от  встречи  со  школой;  создать  настрой  на  учебную  деятельность.

Ход  классного  часа

Слайд 1-2

  Учитель:

-  Если  ты  с  утра  проснулся

И  увидел  за  окном:

Все  нарядные,  с  цветами,

И  веселья  полон  дом;

Если  видишь,  по  дороге

Много  школьников  идет  -  

Значит,  наступила  осень,

                   Начался  учебный  год.

Ученик 1:     ЛЮБА  

 Звенит колокольчик –

Сентябрь у дверей,

Любимая школа, встречай нас скорей.

Мы будем учиться и будем дружить,

А вырастем – Родине станем служить.

- Здравствуйте, ребята. Вот и лето осталось позади, наступила золотая осень и школа снова распахнула для вас свои двери.

- Я надеюсь, что вы хорошо отдохнули и готовы отправиться в длинное путешествие по стране Знаний.

- Уважаемые родители, дорогие ребята, поздравляю вас с началом первого учебного года в вашей жизни. Сегодня 1 сентября.

- Кто скажет какой сегодня праздник? (День Знаний)

 - Правильно. Этот день ещё называют Днём Знаний.

Это волнующий и трогательный праздник. Это праздник учеников, их родителей и учителей. Он приходит к нам каждый год, всю жизнь. В этот день тысячи ребят впервые переступают порог школы и садятся за парты не простыми мальчиками и девочками, а учениками и ученицами. А вы теперь  ученики  2 – В класса МБОУ СОШ №7.

  Учитель:      Промчались  летние  деньки,

       За  парты  вам  пора,

       Опять  вы  все  -  ученики,

       Учеба  -  не  игра!

Слайд 3

- У меня на слайде  записаны слова, прочитайте их. (Родина, малая родина).

- Как вы их понимаете? (Родина – это вся  наша страна, а малая родина – это то место, где ты родился).

Слайд 4 - 5

-   Есть на  красивейшей  планете  Земля  удивительная  страна,  площадь  которой  составляет  17 млн.кв.м ,  с  населением  свыше  150 млн.  человек.  Самая  большая  страна  в  мире!  Это  -  Россия.  И  есть  в  этой  стране  наш  город,  наша  школа.

-  И  каждый  из  нас,  являясь  частичкой  этой  огромной  страны,  может  сказать: «Я  -  гражданин  России.   Я  -  гражданин  Ямала».

-  Сегодня  все  жители  округа,  на  территории  которого  мы  живем,  готовятся  к  празднованию  еще  одного  праздника  -  дня  рождения  ЯНАО.  А  кто  знает,  сколько  лет  исполняется  ЯНАО?

Слайд 6

- ЯНАО образован 10 декабря 1930 года.

- Ребята, а вы где родились? (В городе Ноябрьске).

- Сколько лет исполняется нашему городу в этом году?

- Да, в этом году нашему городу исполняется 39 лет.

-Кто  живёт в нашем городе? (город нефтяников и газовиков)

- И сегодня мы отправляемся в путешествие по нашему городу, краю.

Слайд 7 - 18

- Узнаем, кто здесь живёт, чем занимаются, узнаем немного из истории нашей «малой родины».

Ребята,  я  предлагаю  вам  совершить  небольшое  путешествие  по  нашему  городу.  На  экране  вы  увидите  фотографии  наиболее  значимых  мест,  зданий   нашего  города.  Расскажите,  что  вы  знаете  о   них.

-  Вы  достаточно  хорошо  знаете  свой  родной  город.  

Ученик 2:.       Север суровый, хмурый и вечный.

                           Кочки, болота, тайга – бесконечность,

                           Но для меня ничего нет милей,        

                          В завтра шагай, мой Ноябрьск, смелей.

.

- Как называется наш округ, в котором расположен город Ноябрьск? (Ямало-ненецкий автономный округ).

Ученик 2:.      Вы на карту посмотрите    

                        И Ямал на ней найдите,

                       Потому что здесь наш дом:

                       Мы на Севере живём.

- Как вы думаете, почему наш округ  так называется?

(Ямал  – расположен на полуострове Ямал, ненецкий – основное население ненцы, автономный – имеет право самостоятельно решать дела внутреннего законодательства, округ – часть государства. Учитель показывает на карте полуостров Ямал).

- Он разделён на семь районов: Шурышкарский район, Приуральский район, Ямальский район, Надымский район, Пуровский район, Красноселькупский район, Тазовский район.

- Посмотрите, в каком районе расположен наш город? (В Пуровском районе.)

- Вы конечно знаете столицу нашего государства, а кто может назвать столицу нашего округа? (Салехард)

- Ребята, а какие города Ямала вы знаете? (Салехард, Лабытнанги, Надым, Муравленко, Губкинский и т.д.)

- По-разному объясняют названия наших городов и посёлков.

- Салехард – город на мысу (слово «сале» означает «мыс», встречается во многих названиях: Яр – Сале, Тарко - Сале, Салемал. Сюнай-Сале).

- Лабытнанги – семь лиственниц.

- Надым – название тундрового мха.

- Муравленко и Губкинский – города, носящие имена знатных геологов, открывателей нефти и газа в нашем крае.

- А почему наш город называется Ноябрьск? (Рассказы детей)

день «Первого Дома».

- И Ноябрьск по этому поводу имеет официальный документ, но прочитать его нельзя.

- Капсула с документом – посланием будущим поколениям Ноябрьцев надёжно замурована в фундаменте первого пятиэтажного дома.

- Там сообщается, что первый дом заложили бригада монтажников Юрия Гордиенко

- Посмотрите на карту.

- Южнее ЯНАО расположен Ханты-Мансийский автономный округ, ещё южнее – юг Тюменской, а всё вместе Тюменская область.

- «Край Земли» - так переводится с ненецкого языка на русский слово «Ямал».

- В старину называли эти места «краем крещёного света».

- С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студёными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих на его берегах.

- Но силён человек!!!

Ученик 3: Север для каждого щедр        

                  Будь ты приезжий,

                  Будь местный ты родом

                  Ценят выше тут золота недр

                  Неподкупную дружбу народов.

- Ребята, назовите коренных жителей ЯНАО? (Ненцы, ханты, селькупы).

- Верно, с давних времён поселились здесь ненцы, ханты, селькупы.

- А вы знаете, почему эти народы так называют? (Предположения детей.)

- Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережья рек, тайгу.

Слайд 19

- На бескрайних просторах тундры живут ненцы. Основное их занятие – оленеводство.

- «Ненец» в переводе на русский язык – «мужчина, человек».

Слайд 20

- Ханты живут по берегам рек, - это «речные люди», занимаются рыболовством.

Слайд 21

- Селькупы проживают в лесной зоне, это «лесные люди», их главные занятия – охота и рыболовство.

- Чем они похожи  между собой? (Жители Крайнего Севера обладают своеобразной внешностью. У них широкие лица с сильно выступающими скулами, плоские носы, смуглая кожа, прямые чёрные волосы. Но особой чертой являются глаза – чёрные и узкие.)

Слайд 30

- Но самые древние жители края – загадочный народ – сихиртя, о котором рассказывают древние сказания, легенды. Сихиртя, сиртя, в мифологии (у ненцев) антропоморфные существа маленького роста, живущие под землёй. 

- Вот и я расскажу вам легенду о нашем крае.

Зародилась она давным – давно. Птица – легенда заспорила с Вещим вороном. Он летал тогда на белоснежных крыльях и был белее первозданного снега. Заспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли они под облака и в путь. Молча и упорно летел Вещий ворон, а птица – легенда заливалась песнями. Нипочём ей был ни белый ветер, ни чёрная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу.

Почернел от зависти чёрный ворон (с тех пор он чёрный), тяжело опустил чёрные крылья (проиграл).

А птица – легенда до нашего класса долетела и песнь о Ноябрьске принесла. А в этой песне жизнь, летящая на могучих крыльях времени, добрых надежд, озарений, разума.

(Звучит песня о Ноябрьске)

  Разгадаем кроссворд и узнаем ещё о нашей малой родине.

Интер.доска.

1

2

3

4

5

6

7

8

н

о

я

б

р

ь

с

к

Е

Л

М

Е

У

А

Л

Ф

Е

А

Л

С

Л

Ю

Т

Н

Л

О

Ь

Е

К

Я

Ь

Ц

Х

В

Н

К

А

А

И

А

Р

К

Я

Д

  1. Самая известная в городе профессия
  2. Каких животных разводят коренные жители Севера?
  3. Название полуострова, которое совпадает с названием концертного зала в Ноябрьске.
  4. Мэр города Ноябрьска.
  5. Кинотеатр и название нашего государства в древности.

7Столица округа.

  1. Ягода, растущая на  наших болотах .

- Какое слово получилось?  Прочитайте.

-Так что же такое Ноябрьск?  (малая родина)

-Ребята, город Ноябрьск - это часть большой страны, а мы – граждане этой страны, под названием  Россия.

- Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны?

(общая территория, единый язык, законы, государственные символы, т.е. отличительные знаки: флаг, герб, гимн)

Флаг – отличительный знак Российской федерации. Состоящий из 3 –х одинаковых по ширине полос: верхняя – белая, средняя – синяя, нижняя – красная.

Белый цвет – означает мир и чистоту совести.

Синий – небо, верность и правду.

Красный – огонь и отвагу.

-Где можно увидеть флаг? (над зданиями правительства, за границей над российским посольством, во время олимпийских игр)

    Герб – это тоже государственный символ. На нём изображён золотой двуглавый орёл на красном щите. Головы его украшены коронами. Крылья широко раскрыты. В правой лапе он держит скипетр, в левой державу – символ власти. На груди орла – серебряный всадник поражает копьём чёрного дракона. Этот знак символизирует победу добра над злом.

- А где можно увидеть герб? ( На пограничных знаках, на печатях, важных государственных документах, денежных знаках)

В особо торжественных случаях, при подъёме государственного – звучит гимн – главная песня страны. Мы её обязательно выучим.

  - Каждый человек имеет свои права и обязанности..

  - Вы ученики и как граждане России имеете право на образование. Главная  ваша задача старательно учиться.

 - Кроме права на учёбу у школьников есть и обязанности. Вы должны бережно относиться к своему классу, к школьному имуществу.

Слайд 31

- Посмотрите, на слайде три флага, три герба.

- Кто может рассказать, что это за флаги и гербы? (Флаг и герб нашей страны, флаг и герб нашего округа, флаг и герб нашего города)

- Посмотрите на флаг Ямало-Ненецкого автономного округа.

- Что общего у флагов РФ и ЯНАО? (Цвета: белый, синий, красный)

Наличие трех цветов на флаге автономного округа подтверждает вхождение автономного округа в состав Российской Федерации.

Красный цвет — цвет мужества, силы, могущества и жизни.

Белый цвет — цвет чистоты намерений, миролюбия и мудрости.

Сине-голубой цвет — цвет моря, воды, неба, газа — основного вида природного богатства Ямала.

Белый орнамент "Оленьи рога" символизирует основу жизни (на ненецком "илебць") на территории края белых снегов и северных оленей, количество геометрически правильных фигур (белых орнаментов) — семь — соответствует мифологическому представлению коренных народов Севера об устройстве мира, вселенной (например: семь уровней неба и т.д.), а также числу земель (районов), составляющих территорию автономного округа.

    При наложении белого орнамента на полотнище флага возникает аналогичный перевернутый рисунок в виде жилища (чума) коренных народов Севера.

     Горизонтальное расположение орнамента подтверждает концептуальное намерение (стремление) органов государственной власти автономного округа о сохранении и развитии северного оленеводства как экономической основы и образа жизни аборигенного населения автономного округа.

Герб Ямало-Ненецкого автономного округа

Герб автономного округа состоит из геральдического щита, увенчанного короной, которые поддерживают два полярных медведя.

     В лазоревом (сине-голубом) поле геральдического щита идущий белый (серебряный) северный олень, сопровождаемый вверху и слева Полярной звездой о четырех лучах того же металла, из которых левый короче остальных; щит увенчан традиционной золотой региональной короной особого вида с золотым же пламенем на среднем зубце и имеющей лазоревую шапку; в опорах щита серебряные полярные медведи с червлеными пастями и с черными носами и когтями, стоящие на серебряных заснеженных льдинах, соединенных лазоревой лентой, на которой воспроизведен орнамент, соответствующий бело-сине-красному горизонтальному рисунку флага автономного округа.

- Каждый человек имеет свои права и обязанности..

  - Вы ученики и как граждане России имеете право на образование. Главная  ваша задача старательно учиться.

 - Кроме права на учёбу у школьников есть и обязанности. Вы должны бережно относиться к своему классу, к школьному имуществу. А также к следующим вещам, к каким вы скажете, отгадав загадки.

- Вы любите загадки?

Слайд 33-35

           1

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней

Станешь вчетверо умней.  (книга, учебник)

      2

Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом поведёт,

Там заметку кладёт.  (карандаш)

        3

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Там жильцы бумажные,

Все ужасно важные.      (портфель)

- Каким общим словом можно назвать все эти предметы? (школьные принадлежности)

- Так же вы должны следить за своим внешним видом, соблюдать деловой стиль одежды, быть чистыми и опрятными, поддерживать порядок на своих рабочих местах.

 - Скоро наш город отметит праздник. Я хочу поздравить вас и ваших родителей с наступающим праздником и предлагаю нарисовать рисунок на тему «Каким я вижу свой город в будущем».

Слайд 36  Итог 

- Где бы мы не отдыхали, как бы там не было хорошо, а нас всегда тянет домой – в Ноябрьск, потому что это наша Родина. И главная задача школы помочь вырастить из вас достойных граждан нашей Родины.

 - Дорогие родители, в этот праздничный  и волнующий день хочется пожелать вам крепкого здоровья, огромного терпения и семейного благополучия. А вам, ребята, я желаю успехов и хорошей учёбы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Наша малая родина"

Классный час «Наша малая родина» знакомит обучающихся с историей возникновения северного села Перегрёбное, находящемся в Ханты-Мансийском округе.      Кла...

Классный час: « Моя малая Родина».

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Милый сердцу уголок - моя малая родина"

Классный час по краеведению (3 класс)...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

Классный час "Малая Родина"

Классный час "Малая Родина"...

Классный час "Малая родина - большая любовь"

Классный час - путешествие по страницам альбома, посвященного Республике Марий Эл: "Край, в котором я живу", "Начало истории республики", "Люблю тебя, мой город", "З...