Главные вкладки

    Конспект открытого урока "Традиции дела. Ремесленники."
    план-конспект урока (4 класс) на тему

    Конспект открытого урока экспериментальной программы "Истоки"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_uroka_traditsii_dela._remeslenniki.docx23.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока

    по программе «Истоки» в 4 классе «Б»

    Учитель: Кицына Марина Александровна

    Тема урока: Традиции дела. Ремесленники.

    Цели урока:

    - формирование ценностно-смысловой сферы детей;

    - освоение социокультурных категорий: «традиции дела»; «мастера-ремесленники»; «традиции ремесла».

    Задачи  урока: воспитание социокультурной основы личности:

    1. получение новых знаний;
    2. мотивационная составляющая (почему? для чего?)
    3. формирование навыков взаимодействия;
    4. развитие управленческих навыков;
    5. социокультурная составляющая (умение ценить традиции).

    Оборудование: 

    - мультимедиа: подготовленные с участием детей короткие фильмы о ремеслах («Мастера-кузнецы», «Мастера-плотники», «Мастерицы-рукодельницы», «Мастера-ювелиры», «Булочники-кондитеры», «Мастера-гончары»);

    - иллюстрации к активному занятию «Каково полотно, такова и строчка» для демонстрации на доске;

    - наглядные пособия: изделия разных мастеров-ремесленников;

    - учебник «Истоки»;

    - рабочая тетрадь «Истоки»

    Ход урока.

    Организационный момент.

    Ученики организованно входят в класс, здороваются с гостями и садятся за парты.

    1. Подготовительный этап.

    - Мы с вами продолжаем изучать тему «Традиции дела». На прошлых уроках речь у нас шла о труде земледельцев. Сегодня мы начнем разговор о традициях ремесла. Тема нашего урока: «Традиции дела. Мастера-ремесленники».

    - Помните: совсем недавно на уроках Москвоведения мы говорили о происхождении названий улиц нашего города. Мы узнали, что многие названия улиц, переулков и площадей напоминают нам о мастерах – ремесленниках, живших в  древней Москве. Вспомните названия этих улиц (Кузнецкий мост, Лучников и Копьевский переулки, Оружейный переулок, Бронные улицы, Пушечная улица, Таганская площадь, Котельническая набережная, Гончарная улица, Кожевническая улица, Сыромятническая улица, Хамовническая набережная, Кадашевская набережная (кади – деревянные кадки для солений)).

    – Только ли в Москве жили ремесленники? Конечно, во всех городах жили люди, которые занимались и занимаются разными ремеслами. Стыдно было, если человек ничего не умел делать. Поэтому всегда люди стремились научиться какому-то ремеслу. А если кто-то владел несколькими ремеслами, такому мастеру цены не было. Знаете ли вы, что наш русский царь Петр 1 за свою жизнь освоил 14 ремесел!

    – А как вы думаете, сколько разных ремесел существовало на Руси?

    Дети высказывают свои предположения.

    - Для уточнения ваших ответов давайте откроем учебник «Истоки» на странице 79.

    Дети читают текст.

    Ресурсный круг. «Качества мастера»

    -Учебники закройте, поставьте их на подставки, и давайте поразмышляем о том, какими качествами должен обладать мастер- ремесленник. Выскажите  в ресурсном круге свои мнения.

    Дети высказывают предположения.

    - Вы совершенно правы, всеми этими качествами должны обладать ремесленники, но одно из качеств мне хотелось бы выделить особо – это добросовестность.(Вывешивается табличка со словом добросовестность)

    - Ведь чтобы сделать изделие на совесть, надо быть и умелым, и аккуратным, и старательным, и ловким, и трудолюбивым. Хороший ремесленник дорожил своей репутацией – доброй молвой о себе и своем деле. Знал – хорошему ремеслу везде почет. (Вывешивается табличка с этими словами).

    2. Основной этап.

    Активное занятие «Каково полотно… Тетрадь, с. 11.

    2.1.Индивидуальный этап. ( работа в тетради) – 7 мин.

    - Еще одно из важных качеств ремесленника – любовь и хорошее знание материала, с которым работает мастер. (Вывешивается табличка)

     - Плотники и столяры разные деревья использовали для изготовления различных изделий. Знали, из каких деревьев сложить сруб дома, а  из каких вырезать деревянную посуду. Кузнецы одни металлы ковали, другие отливали, третьи чеканили. Зная свойства металлов, они могли и огромный колокол отлить, и ажурную решетку выковать, и замок с секретами изготовить.

    - Качество изделия зависело от качества материала – так одно ремесло соединялось с другим: насколько искусной получится вышивка у рукодельницы, зависело от того, насколько тонкий холст соткала ткачиха. В народе говорили: «Каково полотно, такова и строчка». (Вывешивается табличка)

    - Такое название носит задание в тетрадях по «Истокам» на странице 11.

    - Откройте тетради. Рассмотрите иллюстрации и постарайтесь определить, какие мастера трудились над изображенными на картинках изделиями и какие материалы они использовали. Для выполнения этого задания вам предлагается воспользоваться опорными словами – карточками в конвертах, которые у каждого из вас лежат на партах. Обязательно запишите свои ответы  в таблицу.

    - Сначала вы, как обычно, выполняете задание индивидуально. На это отводится 5  минут.

     Самостоятельная работа

    - Теперь поработайте в четверке. Внимательно выслушайте друг друга и придите к общему мнению. Запишите ваш выбор в графу «Работа в четверке». На выполнение задания дается 10 минут.

    Работа в четверке.

    3.Обсуждение результатов. Экспертная оценка.

    - На доске у нас нарисована такая же таблица, как и у вас в тетрадях.

    - Заслушивается мнение первой группы. ( Представитель команды выходит к доске, помещает выбранные ответы на доску и высказывает свое мнение. Опрашиваются мнения других команд: Вы согласны?)

    - Проверить правильность вашего выбора поможет нам фильм, в создании которого принимали участие ученики нашего класса.

    - Правильный ваш выбор? А теперь попробуйте найти на выставке ремесленных изделий изделие своего мастера.

    В процессе ответов проводится экспертная оценка правильности выполнения задания[1]

    (Доска закрывается)

    -Молодцы ребята, правильно выполнили задание. А мне хочется сказать  еще об одном качестве настоящего мастера – ведь чтобы изготовить такие замечательные изделия,  мастер должен был  безупречно владеть своим инструментом: топором, гончарным кругом, иглой. (Вывешивается табличка)

    -Здесь нужна была сила, сноровка и точность действия. Инструмент становился как бы продолжением руки. А рука мастера всегда была его главным достоянием, ибо всё изделие от начала до конца делалось руками. Вместе с руками трудилась и душа. Про такого говорили : мастер – золотые руки. (вывешивается табличка)

    - До сих пор все вышедшее из-под руки настоящего мастера ценится намного выше, чем фабричное, сделанное машинами.

    Учитель подводит итог.

    -Итак, давайте подведем итог нашему уроку.

    - Удалось ли вам узнать что-то новое о ремеслах?

    – Можем ли мы с вами теперь сказать, что у ремесленного дела тоже есть традиции? Какие они? (Ученики называют их)

    В народе  считалось, что какую бы профессию в жизни человек для себя не выбрал, владение ремеслом всегда пригодится в жизни: обеспечит человеку и его близким достаток, умеющему много делать своим руками никогда не будет скучно, он сможет сам делать разные полезные вещи и радовать ими других людей.

    Домашнее задание для вас будет таким: подготовьте рассказ, какими ремеслами владеют ваши близкие, и на следующем уроке мы выслушаем ваши ответы. На этом наш урок заканчивается.  Вы хорошо работали, спасибо вам. Давайте встанем, попрощаемся с нашими гостями. Выходим из класса.


    [1] Экспертная оценка.

    мастер

    Материал

    Булочники, кондитеры, пекарь

    Мука

    Кузнец, оружейник, ключник

    Железо

    Портной, швея, вышивальщица

    Ткани, меха

    Ювелиры

    Драгоценные материалы, камни

    Плотники

    Древесина

    Гончары

    Глина


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое мероприятие "Делу время, потехе - час"

    В этом мероприятии собраны практически все виды игровой деятельности: шахматы, конкурс загадок, рисование, подвижные игры. Проводится оно между параллелями начальных классов. Данное мероприятие очень ...

    Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"

    Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развива...

    Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."

    Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...

    открытое мероприятие "Делу - время, потехе -час"

    план проведения открытого мероприятия "Делу -   время. потехе - час".презентация по открытому мероприятию "Делу - время, потехе - час"....

    Истоки. Традиции дела. Ремесленники.

    Презентация по курсу "Истоки". Прзентацию выполнил ученик 4 класса Щербицкий Дмитрий.Цель урока: познакомить детей с русскими народными промыслами, наполняя категорию «традиции дела"....

    Конспект открытого урока "Труд - дело чести"

    Конспект урока по экспериментальному курсу "Истоки"...