Конспект открытого урока "Традиции дела. Ремесленники."
план-конспект урока (4 класс) на тему

Конспект открытого урока экспериментальной программы "Истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_traditsii_dela._remeslenniki.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по программе «Истоки» в 4 классе «Б»

Учитель: Кицына Марина Александровна

Тема урока: Традиции дела. Ремесленники.

Цели урока:

- формирование ценностно-смысловой сферы детей;

- освоение социокультурных категорий: «традиции дела»; «мастера-ремесленники»; «традиции ремесла».

Задачи  урока: воспитание социокультурной основы личности:

  1. получение новых знаний;
  2. мотивационная составляющая (почему? для чего?)
  3. формирование навыков взаимодействия;
  4. развитие управленческих навыков;
  5. социокультурная составляющая (умение ценить традиции).

Оборудование: 

- мультимедиа: подготовленные с участием детей короткие фильмы о ремеслах («Мастера-кузнецы», «Мастера-плотники», «Мастерицы-рукодельницы», «Мастера-ювелиры», «Булочники-кондитеры», «Мастера-гончары»);

- иллюстрации к активному занятию «Каково полотно, такова и строчка» для демонстрации на доске;

- наглядные пособия: изделия разных мастеров-ремесленников;

- учебник «Истоки»;

- рабочая тетрадь «Истоки»

Ход урока.

Организационный момент.

Ученики организованно входят в класс, здороваются с гостями и садятся за парты.

  1. Подготовительный этап.

- Мы с вами продолжаем изучать тему «Традиции дела». На прошлых уроках речь у нас шла о труде земледельцев. Сегодня мы начнем разговор о традициях ремесла. Тема нашего урока: «Традиции дела. Мастера-ремесленники».

- Помните: совсем недавно на уроках Москвоведения мы говорили о происхождении названий улиц нашего города. Мы узнали, что многие названия улиц, переулков и площадей напоминают нам о мастерах – ремесленниках, живших в  древней Москве. Вспомните названия этих улиц (Кузнецкий мост, Лучников и Копьевский переулки, Оружейный переулок, Бронные улицы, Пушечная улица, Таганская площадь, Котельническая набережная, Гончарная улица, Кожевническая улица, Сыромятническая улица, Хамовническая набережная, Кадашевская набережная (кади – деревянные кадки для солений)).

– Только ли в Москве жили ремесленники? Конечно, во всех городах жили люди, которые занимались и занимаются разными ремеслами. Стыдно было, если человек ничего не умел делать. Поэтому всегда люди стремились научиться какому-то ремеслу. А если кто-то владел несколькими ремеслами, такому мастеру цены не было. Знаете ли вы, что наш русский царь Петр 1 за свою жизнь освоил 14 ремесел!

– А как вы думаете, сколько разных ремесел существовало на Руси?

Дети высказывают свои предположения.

- Для уточнения ваших ответов давайте откроем учебник «Истоки» на странице 79.

Дети читают текст.

Ресурсный круг. «Качества мастера»

-Учебники закройте, поставьте их на подставки, и давайте поразмышляем о том, какими качествами должен обладать мастер- ремесленник. Выскажите  в ресурсном круге свои мнения.

Дети высказывают предположения.

- Вы совершенно правы, всеми этими качествами должны обладать ремесленники, но одно из качеств мне хотелось бы выделить особо – это добросовестность.(Вывешивается табличка со словом добросовестность)

- Ведь чтобы сделать изделие на совесть, надо быть и умелым, и аккуратным, и старательным, и ловким, и трудолюбивым. Хороший ремесленник дорожил своей репутацией – доброй молвой о себе и своем деле. Знал – хорошему ремеслу везде почет. (Вывешивается табличка с этими словами).

2. Основной этап.

Активное занятие «Каково полотно… Тетрадь, с. 11.

2.1.Индивидуальный этап. ( работа в тетради) – 7 мин.

- Еще одно из важных качеств ремесленника – любовь и хорошее знание материала, с которым работает мастер. (Вывешивается табличка)

 - Плотники и столяры разные деревья использовали для изготовления различных изделий. Знали, из каких деревьев сложить сруб дома, а  из каких вырезать деревянную посуду. Кузнецы одни металлы ковали, другие отливали, третьи чеканили. Зная свойства металлов, они могли и огромный колокол отлить, и ажурную решетку выковать, и замок с секретами изготовить.

- Качество изделия зависело от качества материала – так одно ремесло соединялось с другим: насколько искусной получится вышивка у рукодельницы, зависело от того, насколько тонкий холст соткала ткачиха. В народе говорили: «Каково полотно, такова и строчка». (Вывешивается табличка)

- Такое название носит задание в тетрадях по «Истокам» на странице 11.

- Откройте тетради. Рассмотрите иллюстрации и постарайтесь определить, какие мастера трудились над изображенными на картинках изделиями и какие материалы они использовали. Для выполнения этого задания вам предлагается воспользоваться опорными словами – карточками в конвертах, которые у каждого из вас лежат на партах. Обязательно запишите свои ответы  в таблицу.

- Сначала вы, как обычно, выполняете задание индивидуально. На это отводится 5  минут.

 Самостоятельная работа

- Теперь поработайте в четверке. Внимательно выслушайте друг друга и придите к общему мнению. Запишите ваш выбор в графу «Работа в четверке». На выполнение задания дается 10 минут.

Работа в четверке.

3.Обсуждение результатов. Экспертная оценка.

- На доске у нас нарисована такая же таблица, как и у вас в тетрадях.

- Заслушивается мнение первой группы. ( Представитель команды выходит к доске, помещает выбранные ответы на доску и высказывает свое мнение. Опрашиваются мнения других команд: Вы согласны?)

- Проверить правильность вашего выбора поможет нам фильм, в создании которого принимали участие ученики нашего класса.

- Правильный ваш выбор? А теперь попробуйте найти на выставке ремесленных изделий изделие своего мастера.

В процессе ответов проводится экспертная оценка правильности выполнения задания[1]

(Доска закрывается)

-Молодцы ребята, правильно выполнили задание. А мне хочется сказать  еще об одном качестве настоящего мастера – ведь чтобы изготовить такие замечательные изделия,  мастер должен был  безупречно владеть своим инструментом: топором, гончарным кругом, иглой. (Вывешивается табличка)

-Здесь нужна была сила, сноровка и точность действия. Инструмент становился как бы продолжением руки. А рука мастера всегда была его главным достоянием, ибо всё изделие от начала до конца делалось руками. Вместе с руками трудилась и душа. Про такого говорили : мастер – золотые руки. (вывешивается табличка)

- До сих пор все вышедшее из-под руки настоящего мастера ценится намного выше, чем фабричное, сделанное машинами.

Учитель подводит итог.

-Итак, давайте подведем итог нашему уроку.

- Удалось ли вам узнать что-то новое о ремеслах?

– Можем ли мы с вами теперь сказать, что у ремесленного дела тоже есть традиции? Какие они? (Ученики называют их)

В народе  считалось, что какую бы профессию в жизни человек для себя не выбрал, владение ремеслом всегда пригодится в жизни: обеспечит человеку и его близким достаток, умеющему много делать своим руками никогда не будет скучно, он сможет сам делать разные полезные вещи и радовать ими других людей.

Домашнее задание для вас будет таким: подготовьте рассказ, какими ремеслами владеют ваши близкие, и на следующем уроке мы выслушаем ваши ответы. На этом наш урок заканчивается.  Вы хорошо работали, спасибо вам. Давайте встанем, попрощаемся с нашими гостями. Выходим из класса.


[1] Экспертная оценка.

мастер

Материал

Булочники, кондитеры, пекарь

Мука

Кузнец, оружейник, ключник

Железо

Портной, швея, вышивальщица

Ткани, меха

Ювелиры

Драгоценные материалы, камни

Плотники

Древесина

Гончары

Глина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие "Делу время, потехе - час"

В этом мероприятии собраны практически все виды игровой деятельности: шахматы, конкурс загадок, рисование, подвижные игры. Проводится оно между параллелями начальных классов. Данное мероприятие очень ...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"

Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развива...

Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."

Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...

открытое мероприятие "Делу - время, потехе -час"

план проведения открытого мероприятия "Делу -   время. потехе - час".презентация по открытому мероприятию "Делу - время, потехе - час"....

Истоки. Традиции дела. Ремесленники.

Презентация по курсу "Истоки". Прзентацию выполнил ученик 4 класса Щербицкий Дмитрий.Цель урока: познакомить детей с русскими народными промыслами, наполняя категорию «традиции дела"....

Конспект открытого урока "Труд - дело чести"

Конспект урока по экспериментальному курсу "Истоки"...