Главные вкладки

    Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Бондарева Инна Викторовна

    Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok.docx25.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ход урока

    Этапы урока

    Форма  организации урока

    Учитель

    Учащиеся

    Организация начала урока

    Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

    Здравствуйте! Меня зовут Инна Викторовна.

    Сегодня я, предлагаю вам проникнуть  в тайны состава слова.

    Вызов: актуализация опорных знаний: постановка темы и цели урока

    Работа в группах

    - Давайте представим, что мы с вами в Академии лингвистических наук, а вы – юные ученые.

    Вы многое уже знаете, но еще многому предстоит научиться.

    И сегодня я вам предлагаю научный эксперимент.  Давайте выясним, из каких частей может состоять слово? А ответить на этот вопрос вам помогут мои загадки.

    Я самый главный в слове:

    Такая уж мне честь.

    И я в любой основе,

    И в каждом слове есть! 

    А что такое корень?

    Я меняю форму слова.

    Без меня – это основа!

    А что такое окончание?

    Все слово я с собой беру,

    А окончание – не могу!

    Что такое основа слова?

    - Молодцы!

    - А сейчас давайте посмотрим, сможете ли вы подтвердить свои знания на практике, поработаем в парах

    Запись на листочках:

    На столе лежат шары, карандаши, фонари.

    - Прочитайте предложение, записанное на ваших листочках.

    - Найдите слова называющие предметы (посовещайтесь)

    - Поставьте их в начальную форму.

    (Что для этого мы свами должны вспомнить?)

    - Запишите эти слова себе на листы в столбик.

    - Какие слова вы записали?

    - Есть ли у этих слов окончания?

    - Выделите в этих словах основу и корень.

    (КОРЕНЬ)

    (ОКОНЧАНИЕ)

    (ОСНОВА)

    стол

    шар

    карандаш

    фонарь

    Формирование новых знаний

    Введение понятия «суффикс»

    А теперь задача посложнее. Давайте  поработаем в группах, т.к. одна голова хорошо, а две лучше! Повернитесь к своим одноклассникам сидящим сзади.

    Каждая группа получила набор кубиков.

    На которых написаны части слова.

    Составьте из предложенных частей, как можно больше слов. Запишите получившиеся слова в свои листочки. На всю работу у вас 2 – 3 минуты. Постарайтесь быть дружными и прислушиваться к мнению друг друга. Назовите получившиеся слова.

    А теперь покажите слово из 1 кубика, из 2.

    А может у кого – то получилось слово из 3 кубиков?!

    А теперь все сложите себе из кубиков слово ШАРИКИ.

    - Назовите в слове шарики окончание, уберите в сторону.

    - Назовите основу в слове шарики.

    - Назовите корень, уберите этот кубик  в сторону.

    - А теперь назовите основу слова шар.

    - Верните на место частичку ИК.

    Назовите основу слова шарик.

    Скажите, что мы получаем форму слова или новое слово?

    Где она находится?

    Кто знает, как называется?

    Правильно ребята. Эта часть слова называется СУФФИКСОМ, она служит для образования новых слов, и  стоит после корня, а  обозначается знаком ^.

    ШАРИКИ

    Образовывает новое слово

    После корня

    Суффикс

    Закрепление знаний

    Работа  с учебником и словарем

    - Откройте Обратный словарь на букву – К. Найдите слова на – ик, ёк(стр. 143)

    - Вы заметили, что в словаре частички – ик , ёк выделены другим цветом?

    - А где она находится в слове: до или после корня?

    - Как называются?

    -  Что делают со словом  суффиксы – ик, ёк?

    После

    превращают слова в маленькие предметы или называют их ласково

    Обобщение пройденного материала

    Работа фронтально

    Ребята, вы не забыли что мы  же с вами в академии наук - волшебства. Давайте попробуем при помощи волшебной палочки уменьшить предметы.

    Слайды дом – домик

    пень – пенек

    стол – столик

    огонь – огонек

    гвоздь - гвоздик

    Вот видите, как при помощи одной части слова мы можем волшебным образом изменять размер.

    ИЗМЕНЯЮТ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ

    Итог урока

    Рефлексия

    Создание условий :

    -для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности.

    И так, с какой частью слова мы сегодня познакомились?

    - Для чего он служит?

    - Молодцы! Вы все справились с экспериментом и удостоены чести называться «Строителями слов»

    - Посмотрите, в самом низу вашего листа есть окошко для оценки. Поставьте себе сами ту оценку, на которую вы сегодня работали.

    Д/З  Дома вы сможете повторить все, о чем говорили на уроке и решить небольшую языковую задачку, которая спряталась в ваших листах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

    Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

    Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"

    Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...

    Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь слов в предложении"

    Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь слов в предложении"...

    План-конспект урока по русскому языку "Роль приставок и суффиксов в словах"

    План-конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний". Тема: Роль приставок и суффиксов в словахЦель урока:1. Учить находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,...

    Конспект открытого урока по теме "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"

    Цели урока:введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;формирование...

    Конспект открытого занятия. Логопедическая тема: обобщение знаний о предложении, слове, слоге, звуке и букве.

    Логопедическое занятие составлено с использованием технологической карты и включает задания с элементами теории развития критического мышления. Ученики оценивают себя самостоятельно, заполняя карту уч...