Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Умелые руки"
рабочая программа (1, 3 класс) на тему

Щукина Анастасия Михайловна

Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Умелые руки" по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_umelye_ruki.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

   Рабочая программа кружка «Умелые руки» рассчитана на детей младшего школьного

 возраста 7 – 11 лет,

1 класс -34 часа в год

2 класс – 34 часа в год

3 – 4 класс – 34 часа в год

     Известные исследователи народного декоративного искусства В. С. Воронов, А. В. Бакушинский неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости – декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по – особому радостно, мажорно и так же радостно и празднично воплощается в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремёсла должны играть особую роль в эстетическом воспитании детей.

    Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.

Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
       Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа кружка «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

 

  Цель программы кружка «Умелые руки» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

     Работа по программе кружка «Умелые руки» предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

 Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 – 11 лет, на 3 года обучения. Объём программы - 102 часа. (3 часа в неделю).

Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения учащиеся могут

 знать:

  1. название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  2. название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  3. правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

уметь:

  1. правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  2. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  3. анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  4. экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

                            

К концу 3 года обучения учащиеся могут

знать:

  1. название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  2. правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  3. приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  4. способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
  5. применение пастели и бисера в окружающем мире.

уметь:

  1. правильно называть ручные инструменты и использовать их

     по назначению;

  1. выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
  2. организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  3. понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,

     из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

  1. выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
  2. самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
  3. изготовлять изделия из бисера.

Содержание деятельности.

Тема 1 мозаика. Техника работы с бумагой.

Техника безопасности. Беседа.

Тема 2 Аппликация «Корзина с фруктами»

Изготовление аппликации

Тема 3 уход за комнатными растениями

Ухаживание за комнатными растениями

Тема 4 аппликация «Цветок»

Техника рваной бумаги

Тема 5 – 6 Аппликация «Осенние листья»

Изготовление  осенних листьев

Тема 7 изготовление закладки для книг

Изготовление конверта техникой оригами

Тема 8 конверт из бумаги.

Изготовление конверта из бумаги

Тема 9 Аппликация «Узор в полосе»

Создание узора в полосе

Тема 10 – 13  изготовление новогодних открыток

Техникой оригами

Тема 14-15 «В подводном царстве»

Выполнение работ

Тема 16 сюжетная лепка «Колобок»

Тема 17 подарок для папы

Изготовление подарка для папы

Тема 18 Аппликация «Георгин»

Тема 19 оригами изготовление игрушки

Изготовление пингвина

Тема 20-21 изготовление подарка для мамы

Изготовление тюльпана

Тема 22 техника работы с пластилином

Изготовление животных

Тема 23 лепка «Зайчик с морковкой»

Аппликация «зайчик с морковкой»

Тема 24-27 игрушки из ниток

Изготовление игрушек из ниток

Тема 28-31 Папье- маше.

Знакомство с техникой. Изготовление чашек        

Календарно – тематическое планирование 1 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

Теоретич.

Практич.

  

 

 31

 

1

 Мозаика. Техника работы с бумагой

 

 

 

2

Аппликация «Корзина с фруктами»

3

Уход за комнатными растениями

4

Аппликация «Цветок»

5-6

Аппликация «Осенние листья»

7

Изготовление закладок для книг

8

Конверты из бумаги

9

Аппликация «Узор в полосе»

10-13

Изготовление новогодних открыток, игрушек

14-15

«В подводном царстве»

16

«Колобок»

17

Изготовление подарка для папы

18

Аппликация «Георгин»

19

Оригами.

20-21

Изготовление подарка для мамы

22

Техника работы с пластилином

23

Аппликация «Зайчик с морковкой»

24-27

Игрушки из ниток

28-31

Папье-маше. изготовление чашек.

Содержание деятельности.

Тема 1 мозаика. Техника работы с бумагой.

Техника безопасности. Беседа.

Тема 2 Аппликация «Корзина с фруктами»

Изготовление аппликации

Тема 3 уход за комнатными растениями

Ухаживание за комнатными растениями

Тема 4 аппликация «Цветок»

Техника рваной бумаги

Тема 5 – 6 Аппликация «Осенние листья»

Изготовление  осенних листьев

Тема 7 изготовление закладки

Изготовление закладки для книг

Тема 8 конверт из бумаги

Изготовление конверта из бумаги

Тема 9 Аппликация «Узор в полосе»

 Создание узора в полосе  

Тема 10 – 13  изготовление новогодних открыток

Техникой оригами

Тема 14-15 «В подводном царстве»

Выполнение работ

Тема 16 сюжетная лепка «Колобок»

Тема 17 подарок для папы

Изготовление подарка для папы

Тема 18 Аппликация «Георгин»

Тема 19 оригами изготовление игрушки

Изготовление пингвина

Тема 20-21 изготовление подарка для мамы

Изготовление тюльпана

Тема 22 техника работы с пластилином

Изготовление животных

Тема 23 лепка «Зайчик с морковкой»

Аппликация «зайчик с морковкой»

Тема 24-27 игрушки из ниток

Изготовление игрушек из ниток

Тема 28-31 Папье- маше.

Знакомство с техникой. Изготовление чашек

Тема 32 аппликация «Рыбка»

Изготовление аппликации «Рыбка»

Тема 33 аппликация «Веточка сирени»

Изготовление аппликации «Веточка сирени»

Тема 34 итоговое занятие. Чему мы научились

Подведение итогов

3 класс

Календарно – тематическое планирование

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

Теоретич.

Практич.

  

 

 31

 

1

 Мозаика. Техника работы с бумагой

 

 

 

2

Аппликация «Корзина с фруктами»

3

Уход за комнатными растениями

4

Аппликация «Цветок»

5-6

Аппликация «Осенние листья»

7

Изготовление закладок для книг

8

Конверты из бумаги

9

Аппликация «Узор в полосе»

10-13

Изготовление новогодних открыток, игрушек

14-15

«В подводном царстве»

16

«Колобок»

17

Изготовление подарка для папы

18

Аппликация «Георгин»

19

Оригами.

20-21

Изготовление подарка для мамы

22

Техника работы с пластилином

23

Аппликация «Зайчик с морковкой»

24-27

Игрушки из ниток

28-31

Папье-маше. изготовление чашек.

32

Аппликация «Рыбка»

33

Аппликация «Веточка сирени»

34

Итоговое занятие

Используемая литература:

                              Литература для учителя:

  1. Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
  2. Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.
  3. Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В. А. Горского. – М. :Прсвещение, 2010.  – 111с. (Стандарты второго поколения)
  4. Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
  5. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.
  6. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
  7. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
  8. Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.
  9. Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
  10. Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.
  11. Канурская Т .А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.
  12. Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.
  13. Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.
  14. Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).
  15. Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.
  16. Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.
  17. Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.                 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Умелые руки

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Умелые руки" разработана в соответствии с ФГОС. Расчитана на  два года....

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки, не знают скуки"

Эстетические отношения человека к миру охватывают все, с чем ему приходится соприкасаться: явления природы, предметы быта, произведения искусства, человеческие поступки и т.д. У детей и молодежи...

программа внеурочной деятельности "Умелые руки"

Внеурочная деятельность "Умелые руки", 1 год обучения...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Умелые руки»

Программа  рассчитана на 1 год  обучения для детей 7 - 8 лет. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная...

Программа внеурочной деятельности "Моё здоровье в моих руках"

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия, которое возможно лишь при гармоничном сочетании социального, физического, интеллек...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности общекультурного направления «Подарки своими руками» 2 часа в неделю, 70 часов в год Класс 2

Дети такие разные, у каждого из них свои привязанности и предпочтения, свой неповторимый стиль и почерк, но всех их объединяет очень важное качество: язык искусства, техника исполнения, ремесло осваив...